Юридический адрес ООО или место нахождения
Из этой статьи Вы узнаете:
- Что такое место нахождения или юридический адрес ООО;
- Какое помещение может выступать юридическим адресом;
- Может ли домашний адрес быть юридическим;
- Можно ли изменить юридический адрес;
- Как изменить юр.адрес;
- Что такое массовый юридический адрес;
- Где и как проверить адрес на массовость.
Местом нахождения ООО (юридическим адресом) считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества (лица действующего без доверенности – Генерального директора).
Юридическим адресом может Общества может выступать как нежилое, так и жилое помещение. Нежилое помещение может быть арендовано или находиться в собственности ООО. Жилое помещение может выступить в качестве юридического адреса ООО, в случае если оно является адресом постоянной регистрации (прописки) Генерального директора, который в то же время является участником Общества.
Юридический адрес при регистрации ООО
В Заявлении о регистрации ООО указывается место нахождения исполнительного органа Общества. Как говорилось выше, здесь можно указать адрес постоянной регистрации Генерального директора ООО (его прописка) или адрес помещения, которое ООО в дальнейшем планирует арендовать. В случае аренды помещения в комплект документов на регистрации ООО должно входить гарантийное письмо собственника помещения о том, что он обязуется заключить с будущим ООО договор аренды.
В случае регистрации ООО на домашний адрес достаточно представить копию паспорта с адресом регистрации и согласие остальных совершеннолетних собственников, а также прописанных по данному адресу жильцов и их копии паспортов первую страницу и страницу с пропиской, копию свидетельство о праве собственности жилья и справку из домовой книги. Согласие предоставляется в налоговую в простой письменной форме.
Статья 54 — Гражданский кодекс
…
2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Смена юридического адреса ООО
В ходе осуществления своей деятельности ООО может изменить как фактическое место пребывания, так и юридическое место нахождения. Факт смены юридического адреса необходимо зарегистрировать в ЕГРЮЛ. Поскольку, юридический адрес ООО указывается в Уставе Общества, то вносимые изменения будут относиться к категории «Внесение изменений в учредительные документы Общества». Для внесения изменений необходимо Решение Общего собрания участников (Решение единственного участника Общества), новая редакция Устава (с указанием нового адреса места нахождения) и Заявление о внесение изменений в учредительные документы (форма Р13001). Внести изменения о смене юридического адреса необходимо в течение 5 дней с момента принятия такого решения.
Статья 18 — ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
…
4. В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Массовый юридический адрес
Массовым признается адрес, который выступает в качестве юридического адреса большого числа юридических лиц. Списки массовых адресов есть и налоговиков и у банков. Проверить адрес на массовость можно на сайте Федеральной налоговой службы. Указание массового адреса при регистрации ООО обязательно обернется отказом в регистрации. Банки также проверяют юридический адрес ООО на массовость, так как это факт служит одним из признаков фирмы-однодневки.
www.regfile.ru
что нужно знать об оформлении
Для регистрации компании выбирают адрес местонахождения. Какой адрес можно присвоить и что проверить до передачи документов в налоговую.
Место нахождения юридического лица привязывают к адресу исполнительного органа
Адрес местонахождения новой компании входит в сведения, которые она обязана сообщить налоговой, чтобы зарегистрироваться. Без этих данных регистрация не состоится, и компания не сможет начать работу.
В ст. 54 ГК РФ законодатель использует понятие «место нахождения юридического лица». Это место государственной регистрации компании – определенный населенный пункт, то есть понятие не тождественно понятию адреса организации. В законе указали, что регистрацию компании осуществляют по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (или иного лица, которое по закону вправе выступать от имени компании). Чаще всего это генеральный директор. В ЕГРЮЛ вносят данные об адресе офиса, где находится директор компании, в пределах места ее нахождения (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Таким образом, под словосочетанием «адрес юридического лица» понимают адрес исполнительного органа компании. Такие сведения необходимы ее контрагентам, госорганам, клиентам. На этот адрес направляют юридически значимые сообщения: извещения, претензии, копии процессуальных документов и т. д (ст. 165.1 ГК РФ).
В реестре отмечают конкретный адрес юр. лица. А вот в своем уставе компания не обязана этого делать. Достаточно указать название населенного пункта или муниципального образования, в котором организацию зарегистрировали и где располагается ее головной офис. Если впоследствии компании понадобится переехать в пределах этого населенного пункта, вносить изменения в устав будет не нужно.
Если место нахождения юридического лица и адрес директора соответствуют данным в реестре, для компании меньше рисков
В п. 3 ст. 54 ГК РФ присутствует напоминание: компания берет на себя риск неполучения юридически значимых сообщений. Доставлять их будут по адресу, который зафиксировали в реестре. Более того, сообщение считают полученным, когда оно прибудет в указанное место. Если компания находится в другом месте и из-за этого не получает сообщения вовремя, или адрес назвали с ошибкой, последствия этого лежат на компании.
Например, если юридический и фактический адрес юридического лица не совпадают, это рискованно в случае спора. В реестре отметили конкретные улицу, номер здания и офиса, а на деле компания работает не там. Копию судебного акта направили в соответствии с данными реестра, но компания вовремя не получила документ. Если она пропустит срок обжалования из-за того, что данные о ней в ЕГРЮЛ не совпадают с реальными, это не будет уважительной причиной для восстановления срока.
Адрес компании не должен фигурировать в списке массовых
Налоговая проверяет сведения, которые новая компания предоставляет для регистрации. В том числе проводят проверку адреса. Если налоговая выявит, что компания указала недостоверные или подозрительные данные, с регистрацией появятся проблемы.
В частности, налоговики проверяют, не входит ли адрес местонахождения юридического лица в перечень массовых адресов. Такими адресами принято называть те, по которым числится 10 или более организаций. Подобные компании часто оказываются фиктивными, реальной деятельности не ведут. Их учреждают с недобросовестными целями. Если юридическое лицо для государственной регистрации сообщило массовый адрес, это повышает вероятность, что пытаются зарегистрировать фирму-однодневку.
Даже если компания будет вести реальную хозяйственную деятельность, такой адрес – признак ее неблагонадежности. Поэтому налоговая препятствует появлению новых компаний с массовым адресом. Компании нужно позаботиться, чтобы адрес местонахождения был достоверным и претензий от ИФНС не возникло. В комплекте документов предоставьте документ о собственности на здание или договор аренды помещения, если компания будет снимать офис в бизнес-центре. Такие бумаги подтвердят реальность и уникальность адреса.
www.law.ru
Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса
Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса
Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация. В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса, как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) употребляется выражение «место нахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому.
Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий «фактический» и «юридический адрес» не содержится в действующем законодательстве.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три понятия: законодательно используемое понятие «место нахождение», «юридический адрес» и «фактический адрес», так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.
Казалось бы, все просто – место нахождения юридического лица определено в ГК РФ. Однако, не все так однозначно: ведь многие не отождествляют понятие «место нахождения» с понятием «юридический адрес»! Когда-то практика выработала этот понятийный инструмент, однако до сих пор не поняла, как его применить и раскрыть его значение в однозначном смысле. Это понятие можно определить как своеобразную правовую фикцию. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное их место расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия – в другом районе). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия с целью проведения проверки.
Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас его применение в большинстве случаев является обыденным названием законодательно используемого термина «место нахождение».
Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме, по общему правилу определяется местом его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Однако, вместе с тем, следует учитывать, что анализ данной статьи допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.
На сегодняшний день весьма спорным вопросом является вопрос о том, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся. Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно статьям 288 и 671 ГК РФ, жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, ведь генеральный директор – это исполнительный орган.
Однако многие суды такую позицию не поддерживают (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 года №А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу №А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года №Ф03-А73/06-1/5349 по делу №А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрально округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (статья 316 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.
Ранее устанавливалось, что юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Так в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержались предписания о том, что данные юридические лица должны иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Эти пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требуется обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно статье 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождение неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (подпункт 3.6.1 Приложения № 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).
Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.
Если новый юридический адрес организации находится в пространстве старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:
– подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
– снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой налоговой инспекции.
Смена фактического адреса – это повсеместное явление. При смене фактического адреса нужно лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.
Сменить почтовый адрес намного проще, чем юридический и фактический вместе взятые. Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также всем контрагентам. Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
Юридический и фактический адрес юридического лица – место нахождения организации
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
КонсультантПлюс: примечание.
Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.
Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных , указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в , установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
(в ред.
Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим и другими . Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
photomayya.ru
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА
В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.
Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом.
Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является местом ее нахождения.
Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица.
Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. А понятия «фактический» и «юридический адрес» не содержатся в действующем законодательстве.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения организации считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Таким образом, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, т. е. если фактический и юридический адреса не совпадают, то можно порекомендовать внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно если используемые в законодательстве понятия «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.
Однако не все так просто. Понятия «место нахождения» и «юридический адрес» не тождественны! Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются в налоговых инспекциях по юридическому адресу, хотя реально располагаются совершенно в другом месте. Некоторые организации (особенно это было распространено в 1990 гг.) в учредительных документах вообще указывали юридический адрес так: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. И до сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами, устанавливая реальное место нахождения организации с целью проведения налоговой проверки.
Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас в большинстве случаев оно тождественно законодательно используемому термину «место нахождения».
Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, местом нахождения юридического лица согласно указанной норме считается место его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законодательством в учредительных документах юридического лица установлено иное.
В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно быть зафиксировано в его учредительных документах.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 г. «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» разъяснено, что при разрешении споров, касающихся определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Однако анализ данной статьи показывает, что допускаются изъятия из этого правила и согласно учредительным документам общества местом его нахождения может быть место постоянного нахождения органов его управления или основное место его деятельности.
Сегодня весьма спорным является вопрос: можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос нет однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся.
Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно ст. 288 и 671 ГК РФ жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении организации допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых.
Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, так как генеральный директор – это исполнительный орган организации.
Однако многие суды такую позицию не поддерживают (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 г. № А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу № А19-614/08, ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5349 по делу № А73-6590/2006-38, ФАС Центрального округа от 15 мая 2006 г. по делу № А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговых органов доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (ст. 316 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Вопрос о юридическом адресе организации является одним из самых важных в процессе ее регистрации. Как уже говорилось выше, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Эти понятия, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения организации должен быть реальный адрес, по которому размещаются ее офис и орган управления. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе организации как адрес места ее нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание размещения органа управления организацией по этому адресу (договор купли-продажи). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.
Сегодня законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно.
Иногда встает вопрос: можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонентского почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу до востребования или с использованием ячеек абонентского почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонентский ящик, но это не идентично указанию почтового адреса.
Так как требование об обязательном наличии почтового адреса – пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонентского ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонентского ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
Учитывая то, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, а законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу.
Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождения неоднократно, и законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (т. е. места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается в этом случае недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (п. 3.6.1 приложения № 1 к приказу МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).
Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. Кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь, содержатся в ЕГРЮЛ (подп, «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации). А любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, необходимо регистрировать.
Если новый юридический адрес организации находится на территории той же налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в эту налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится на территории другой налоговой инспекции, то смена юридического адреса складывается из двух этапов:
– подачи документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой места нахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (см. п. 4 ст. 18 Закона о регистрации).
– снятия с налогового учета в старой налоговой инспекции и постановки на учет в новой налоговой инспекции.
О смене фактического адреса необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.
Сменить почтовый адрес намного проще, чем вместе юридический и фактический адреса. Если почтовый адрес не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию о его смене можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов и контрагентам.
Думается, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь налоговая инспекция почтой отправляет уведомления об уплате налогов, требования об уплате налогов и сборов, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и т. д. А организации важно своевременно получать подобные документы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
Местонахождение (юридический адрес) общества | Сервис регистрации ООО
Местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об ООО» или п.2 ст. 4. ФЗ «Об АО» ), которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного в заявлении о регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Закон связывает местонахождение общества с местом нахождения его исполнительного органа, которым согласно ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью является единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) или он же и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).
Подача на регистрацию документов, в которых в качестве места нахождения организации указан адрес места жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, не противоречит законодательству. Кроме того, п. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ не препятствуют такому указанию: приведенные нормы регулируют лишь вопросы о назначении жилого помещения и праве юрлица на использование данных помещений только для проживания граждан и не распространяются на отношения по государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения, которые содержатся в документах, представляемых на государственную регистрацию, должны быть достоверными. Однако на практике данное требование зачастую не соблюдается.
При этом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений о том, на каких основаниях адрес места нахождения может быть признан недостоверным, а в письме ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ указано: «Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов». Однако данное определение не позволяет установить, что конкретно можно квалифицировать как недостоверные сведения об адресе юридического лица.
Анализ судебной практики позволяет выявить случаи, когда адрес местонахождения общества признавался недостоверным:
- если отсутствуют документы, подтверждающие право пользования помещениями по этому адресу.
- если регистрирующий орган установит, что учредитель общества по данному адресу не зарегистрирован, фактически в помещении не проживает и не имеет на него прав.
- если в помещении по данному адресу находится другое юридическое лицо, которое не может передать данное помещение в аренду.
- если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду.
- если регистрирующим органом установлено, что отсутствует согласие собственника на совершение регистрационных действий в отношении помещения, которое находится по адресу, указанному в заявлении о госрегистрации в качестве места нахождения общества.
- если в здании по адресу, указанному в заявлении, отсутствует обозначенное в заявлении помещение и само здание используется другими юридическими лицами.
В дополнение к этому следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (вступили в силу с 01.07.2009), регистрирующий орган не вправе проверять формы представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) и содержащиеся в них сведения (за исключением случаев, предусмотренных данным Законом) на предмет соответствия их федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).
Читайте так же:
turbodoc.ru
Место нахождения юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) и указывается в учредительном документе юридического лица и в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Действующее законодательство разделило понятия местонахождения юридического лица и его адреса. Так под адресом юридического лица понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения. Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ. Указание адреса юридического лица в ЕГРЮЛ необходимо в первую очередь для связи с юридическим лицом, и такой адрес может не определять его фактического местонахождения.
Если при регистрации юридического лица будет указан недостоверный адрес, то регистрирующий орган при наличии подтвержденной информации о недостоверности, откажет в государственной регистрации. Полагая, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. Вместе с тем ФНС не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления документов, не предусмотренных законодательством.
Необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 161 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Исходя из норм законодательства, юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем. Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (например, корреспонденция возвращается с отметкой почтового отделения «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации указанный в ЕГРЮЛ адрес не обеспечивает связи с юридическим лицом, в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, следует внести изменения.
Существенным аспектом непредставления или несвоевременного представления сведений о юридическом лице в регистрирующий орган, если такое представление предусмотрено законом, является основанием для привлечения должностных лиц организации к административной ответственности.
Необходимо понимать, что в случае регистрации юридического лица по адресу отличному от адреса фактического нахождения организации возникает ситуация, при которой фактически оборудуются стационарные рабочие места на срок более месяца, вне места нахождения организации. Что, по действующему законодательству, приводит к созданию обособленного подразделения. Следовательно, любое отделение организации, существующее более месяца не по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, представляет собой обособленное подразделение в целях налогового законодательства, по месту нахождения которого организация подлежит постановке на учет в налоговом органе. В настоящее время такая постановка осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в установленном НК РФ порядке. А при несообщении же таких сведений и, как следствие, осуществление организацией деятельности через обособленное подразделение, по месту нахождения которого она не состоит на учете в налоговом органе, является основанием для наступления ответственности, предусмотренной НК и КоАП РФ.
Напрашивается вывод, о формировании на законодательном уровне ситуации, при которой указание в ЕГРЮЛ адреса, не соответствующего адресу фактического места нахождения юридического лица, становиться, по меньшей мере, нелогичным.
С образцами необходимых Вам исковых заявлений и документов, справочной информацией, можно ознакомиться здесь: «Главная страница».
*«При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна» Copyright iskoved.com © 2016
iskoved.com