Вы уже знакомы с качеством услуг которые мы представляем предоставляем – Помогите пожалуйста сделать одно задание по официально-деловому стилю

Задание 26. Прокомментируйте ошибки, допущенные в выражениях. — МегаЛекции

Хронометраж времени, криминальное преступление, свободная вакансия, памятный сувенир, ошибочное заблуждение, габаритные размеры, повторяющийся рецидив, прогул без уважительной причины.

 

Задание 27. Раскройте скобки и выберите правильный вариант из паронимов.

 

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

2. Прошу (оплатить – заплатить – проплатить) мне расходы по командировке.

3. Фирма строит печи с (гарантийной – гарантированной) теплоотдачей.

4. (Командированные – командировочные) должны зарегистрировать свои документы.

5. Совет директоров потребовал (гарантийных – гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

6. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономичными – экономическими) методами.

 

Задание 28. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

 

– играть роль, играть значение;

– разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу;

– представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги;

– рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай;

– погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду;

– внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию;

– соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы;

– возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

Задание 29. Выберите высказывание без нарушения лексических норм.

1.

1. Я уже два раза была на этом вернисаже.

2. Славу Николаю Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

3. Резюмируя, выступающий кратко обобщает: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу фирму.

4. После слияния компания станет самой большой в мире.

2.

1. У него хорошая кардиограмма сердца.

2. Гайто Газданов эмигрировал за границу в начале 20-х годов ХХ века.

3. Лейтмотив этого произведения не вызывает сомнений.

4. Она недавно женилась.



3.

1. Фигурист получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителем.

2. Большим достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык.

3. Эта газета представляет собой интересы крупного капитала.

4. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

Задание 30. Вспомните орфографические и пунктуационные нормы.

Текст 3

Болезнь языка

Наш язык боле…т. Об этом с тревогой пишут сегодня и учёные и социологи и педагоги и журналисты. Бурная против…речивая обществе(н,нн)ая жизнь отр…зилась и на состоянии языка. Его наполнили арготизмы элементы уголовного жаргона варваризмы (не)уклюжие похожие на протезы заимствования. Конечно язык что(бы) оставаться средством общения должен постоя(н,нн)о р…звиваться и появление новых слов расширение семантических полей это естестве(н,нн)ый проце(с,сс). Плохо другое. Плохо когда этот естестве(н,нн)ый проце(с,сс) оборач(е,и)вается разрушением.

Представ(-,ь)те себе реку в которую завод сл(е,и)вает отходы производства. Количество этих отходов строго реглам…нтируется спец…альным контрольным ведомством оно строго следит (за)тем что(бы) загрязнение (не)превышало допустимые пр(е,и)делы в противном случае может произойти эк…логическая к…т…строфа.

Но в один прекрасный день это ведомство распустили больше (не)запреще(н,нн)о загрязнять реку вредными веществами да и кто сказал что они вредные теперь это «сопутствующие основному производству продукты». Лей эти «продукты» сколько душа пожелает. Чем окончит(-,ь)ся такая безответственность? Гибелью реки!

Понимаю что всякое в том числе и это сравнение хромает дескать река это тебе (не)язык… Но ведь язык как и река представляет собою сложную (много)уровневую систему где каждый элемент выполняет определе(н,нн)ую функцию занимает определе(н,нн)ое место.

Систему ра…рушает хаос. Так например всякому человеку понятна разница между словами «мужчина», «мужик», «чувак». Но если в совреме(н,нн)ом языке эти слова нач…нают активно функц…онировать звучат в печати их говорят герои (теле)фильмов тогда они нач…нают во…приниматься как (равно)правные синонимы то есть всё равно как назвать человека: «мужик» или «чувак». А вот это и есть разрушение согласова(н,нн)ых языковых отношений: ваше речевое действие уже (не)возможно ад…кватно понять и правильно оценить. Вы (на)пример хотите искре(н,нн)е попр(е,и)ветствовать человека а он ваше обращение во…принимает как оскорбительный выпад. Язык т…ряет надежность и универсальность средства общения и начинает функц…онировать со сбоями как компьютерная програ(м,мм)а заражё(н,нн)ая вирусом

(По А. Корнилову).

Текст 4

Я р…з…скиваю книгу которая называется «Национальные образы мира». Ее написал (н…) кто иной как извес…ный культуролог Георгий Гачев. Пред…стория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать м…нт…литет этносов населяющих (С,с)еверную (Е,е)вразию.

(Не) без…нтересно было бы прочитать и книгу «(У,у)правление финансами» в которой автор пред…гает предпр…н…мателям во избежани… банкротства предприятия сократить продолжительность ком…ерческого ц(и,ы)кла, наладить работу дил…ерской сети и (во) обще искать выход из кризиса (за) счет рес…урсов производства. Кажется она вышла в издательстве «(П,п)росв…щение».

Писатель А. Битов говорит: «Слово кар…ера раньше считалось (не)приличным. Я имею (в)виду что слова кар…ера, час…ник, д…с…идент

имели «отрицательный» оттенок. Сейчас все изменилось но для меня слово кар…ера (по)прежнему имеет (то) же значение, я отношусь к нему (так) же как и раньше».

 

ТЕСТОВЫЙ ТРЕНИНГ


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Выполните следующие упражнения — КиберПедия

Упражнение 1. Исправьтенарушения лексической сочетаемости:

Играть значение, разрешить вопрос, представлять итоги, погашать ссуду, внести вопрос, возместить кредит, возместить предмет аренды, спросить вопрос, иметь большую роль.

Упражнение 2. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем — предоставляем). 2. Прошу (оплатить — заплатить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной — гарантированной) теплоотдачей. 4. (Командированные — командировочные) должны заре­гистрировать свои документы. 5. Совет директоров потребовал (гарантийных — гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. 6. Необходимо вести хозяйствование (экономными — экономичными -экономическими) методами.

Упражнение 3. Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность.

1. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать нам адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, сможете ли Вы проинформировать о Вашей возможности поставить нам напрямую. 2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вашей фирмой. 3. Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем организовать встречу на уровне руководителей. 4. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой торговли. 5. Решили: произвести поэтапное оформление земельных отводов с оформлением права собственности. 6. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой сети.

 

Упражнение 4. Исправьте ошибки в адресовании заявлений. Запишите правильные варианты.

1) Директору института русского языка

от Младшего Научного сотрудника

Шилова П.П.

 

2) Главе предприятия электроприбор

тов. Головатому А.А.

Механика цеха Готовой продукции

Владислава Шиша

 

3) Начальнику Отдела Кадров

Левченко Олегу Владимировичу

От Васильева Николая Петровича (об отпуске).

 

Упражнение 5. Отредактируйте тексты заявлений. Запишите правильные варианты.

 

1) Прошу вашего разрешения на освобождение от занятий в связи с семейными обстоятельствами с 10 по 14 марта.

2) Обращаюсь с просьбой разрешить перевести меня на заочную форму обучения в связи с тем, что у меня болеет дочка.

3) В связи с переездом на новую квартиру прошу вашего разрешения на освобождение меня от занятий с 8 по 10 апреля.



4) В следствии перехода на другую работу прошу освободить меня от работы инженера конструкторского отдела.

Задание 1. Отредактируйте документы. Запишите правильные варианты.

а) Заявление.

  Для декана Факультета Экологии и Химической Технологии Донецкого Национального Технического Университета Полякова Ивана Кузьмича от студентки 1-го курса Сотниковой Н.И.  

Прошу освободить меня от здавания экзамена по аналитической химии,

потому что я здавала его в электро-металлургическом техникуме и имею оценку в дипломе.

(подпись)

б)

  Директору автобазы №1275 от Сергеева Л.Н.

заявление

 

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Сергеев Л.Н. по такому вопросу. Очень прошу вас освободить меня от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказываться в моей просьбе и подписываюсь.

 

Сергеев Л.Н. 2 марта 2016г.

 

в)

  Начальнику мартеновского цеха Толочко Ю.О.  

Слезно прошу предоставить мне неделю за мой счет с 15 января по 22 января, потому что мне надо уехать домой. Там сильно болеет моя теща, я должен ей помочь.

 

Зелюков Сергей

 

 

Задание 2. Прочитайте перечень документов, оформите их как реквизит конкретного документа. Составьте и запишите этот документ.

Копия паспорта, копия диплома о высшем образовании, трудовая книжка, резюме, медицинская справка.

 

 

Тема 3. Композиционные особенности документов. Характеристика основных реквизитов. Композиция текста документа. Способы изложения материала в документе.

Правописание числительных.

Составление доверенности. Составление расписки (личная и служебная).

План

1.Определение понятия «текст»,структура текста.

2.Способы изложения материала в тесте документа.



Главным реквизитом любого документа является текст. Именно в нем заключается основная информация деловой бумаги. Поэтому оформление и составление текста, последовательность расположения его составных частей – одна из самых важных операций при создании документа. Композиционная завершенность деловых бумаг во многом зависит от характера и объема передаваемой информации.

Служебный документ желательно посвящать рассмотрению одного вопроса. Независимо от сложности и объема документа он не должен вмещать разнородные, тематически не связанные между собой сведения. Составитель должен стремиться максимально уплотнить информацию текста, представить ее в краткой и компактной форме.

В делопроизводстве наиболее рациональной является структура текста, состоящая из трех частей: вступления, доказательства (основной части) и заключения.

При этом следует отметить, что не во всех документах тексты состоят из трех указанных частей. Так, в сопроводительном письме всего две части: в первой содержится сообщение об отправляемом материале, а во второй – уточняющая информация. Например: «Направляем подробное описание автоматических систем управления. Просим подтвердить его получение».

Рассмотрим детально структуру каждой части документа.

Во вступлении указывается повод к составлению документа, излагается история вопроса и т.д.

В основной части (доказательстве)составитель раскрывает суть вопроса, приводит аргументы, примеры, дает объяснения, которые могут сопровождаться расчетами, схемами, ссылками на законодательные акты, постановления. При этом нужно стремиться не перегружать документ большим количеством цифр и расчетов.

В заключении формулируют цель составления документа. Заключение может быть активным и пассивным.

Активное заключение требует от адресата выполнения какого-либо действия. Например: … Прошу Вашего распоряжения соответствующим службам по поводу проведения ремонтных работ в помещении библиотеки.

Подчеркиваем необходимость неукоснительного соблюдения требований, изложенных в главном разделе инструкций (из письма).

Цель пассивного окончания– проинформировать адресата о каком-то факте, обстоятельстве. Например: … Направляем каталог изделий нашей фирмы (из письма).

…Госпожа Марьяненко Галина Викторовна рекомендуется на должность главного бухгалтера (из аттестационной характеристики).

Автор документа использует активную либо пассивную форму завершения изложения информации в зависимости от целей документа.

Текст документа может состоять из одного заключения. Такой текст называется простым. Например: … Сообщаем о нашем согласии на перенесение срока окончания работы над проектом МК-10 (из письма- ответа).

Текст, содержащий и другие логические элементы, называется сложным.

Логические элементы (или составные части) документа могут располагаться по-разному, исходя из его содержания. Различают прямой или обратный порядок размещения составных частей текста. Прямой порядок размещения логических элементов предполагает, что после вступления следует доказательство, а потом заключение.

Если же сначала формулируется заключение, а потом излагается доказательство, то это обратный порядок представления информации. Вступление в таких документах отсутствует.

Примером может служить текст заявления.

Прошу перенести срок сдачи весенней сессии с июня на июль 2016 года в связи с болезнью.

Основание: справка из горбольницы №3 г. Донецка.

Как видим, в этом документе сначала формулируется цель его составления (т.е. дается заключение), а потом приводится доказательство.

Существуют следующие требования к тексту документа:

1. Он должен быть достоверным и объективным.

2. Информация, изложенная в тексте, должна быть полной, краткой и убедительной.

3. В документах следует использовать языковые средства, понятные широким слоям населения.

4. Употребляя активные и пассивные конструкции, нужно помнить, что активную форму высказывания употребляют тогда, когда необходимо указать на конкретного исполнителя. Например: Зав. лабораторией Петрова Н.И. своевременно не подготовила отчет. А пассивная форма смягчает тон высказывания. Например: «Отчет не был своевременно подготовлен зав. лабораторией Петровой Н.И.».

5. Изложение предстоит вести по четко продуманному плану.

6. Ни в общей системе изложения, ни в отдельных формулировках нельзя нарушать законы логики.

cyberpedia.su

Задание 6. Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Письменные задания к зачёту.

Вариант 1.

Задание 1. Перепишите и расставьте ударение в словах.

Договор, ходатайство, обеспечение, законнорожденный, договоренность, квартал, акцептую, кредитованный, деньгами, блюда.

 

Задание 2. Допишите, если необходимо, окончания.

1. Пишу письмо Анн_ Бах_, Иоганн_ Бах_.

2. Восхищаюсь Александр_ Блок_, Любовь_ Блок_.

3. Роман принадлежит перу Артур_ Конан_ Дойл_. Мы познакомились с мадам Анн_ Дойл_.

 

Задание 3. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паро­нимов.

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем/предоставляем). 2. Прошу (оплатить/за­платить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной/гарантированной) теплоотдачей.

 

Задание 4. Отредактируйте предложения, устранив речевую избы­точность.

1. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой тор­говли. 2. Решили: произвести поэтапное оформление зе­мельных отводов с оформлением права собственности. 3. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удов­летворен и Вы ищете новые возможности на новых рын­ках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашейпродукции в нашей сбытовой сети.

Задание 5. Составьте устойчивые словосочетания делового характера. Придумайте с одним из них предложение.

Например, вносить (что?) предложение, вопрос, кандидатуру.

Решать, оказать, разрешать, рассмотреть, предъявлять, удостоить, достигать, выставить, предоставлять.

Задание 6. Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже.

1. Согласно (приложе­ние к лицензии) разрешены следующие виды работ. 2. В соответствии (принятая ранее договоренность) прошу выслать в наш адрес образцы товара и упаковки. 3. Просим сообщить до­полнительные сведения относительно (изменения в фи­нансировании) нашего предприятия.

 

Задание 7. Отредактируйте предложения. Определите тип ошибки (лексическая/ грамматическая).

1. Прошу вас выслать нам для ознакомления расценки на приобретение оборудования. 2. Расходы произвести за счет средств, предусмотренных бюджетом. 3. При необ­ходимости проверка продукции должна проводиться в соответствии с техническими условиями на продукцию. 4. Перед сдачей объекта под охрану проверять, закрыты ли окна, форточки и двери.

Задание 8. Напишите заявление с просьбой перенести срок сдачи экзаменов (с указанием причины) в соответствии с нормами.

 

Письменные задания к зачёту.

Вариант 2.

Задание 1. Перепишите и расставьте ударение в словах.

Торты, углубленный, осужденный, мизерный, исчерпать, иначе, жалюзи, факсимиле, избалованный, каталог.

 

Задание 2. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паро­нимов.

1. (Командированные/командировочные) должны заре­гистрировать свои документы. 2. Совет директоров по­требовал (гарантийных/гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. 3. Необходимо вести хозяй­ствование (экономными /эконо-мичными/экономичес­кими) методами.

 

Задание 3. Образуйте форму имен. падежа множ. числа. Расставьте ударение.

Инспектор, директор, профессор, слесарь, бант, инженер, паспорт, договор, цех, пропуск (документ).

 


Задание 4. Отредактируйте предложения, устранив речевую избы­точность.

1. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать нам адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, смо­жете ли Вы проинформировать о Вашей возможности по­ставить нам напрямую. 2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вашей фирмой. 3. Для приня­тия жизненно важного решения для наших с Вами работ­ников предлагаем организовать встречу на уровне руководителей.

 

Задание 5. Составьте устойчивые словосочетания делового характера. Придумайте с одним из них предложение.

Например, вносить (что?) предложение, вопрос, кандидатуру.

Заключить, представлять, достичь, погашать, принять, оплатить, расторгнуть,

возложить, внести.

 

Задание 6. Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже.

1. Прошу оп­латить услуги согласно (договор). 2. Соот­ветственно (принятые обстоятельства) отправляем в Ваш адрес образцы нашей продукции. 3. В ответ на Вашу просьбу (дополнительная оплата) на учебники сообщаем, что между Главным управлением образования Московской области и Роскнигой в настоящем году соглашение подписано не было.

 


megapredmet.ru

Нормы в официально-деловом стиле речи

, осуществить что-либо: предоставить отпуск, предоставить слово; 3) разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра: предоставить самому себе; предоставить дело случаю.

Плеоназмом (от гр. pleonasmos переизбыток) называют вид речевой избыточности, которая обусловлена частичным совпадением значений слов: совместное сотрудничество (сотрудничество совместное решение проблем), прейскурант цен (прейскурант справочник, список цен на продукцию), при обоюдном взаимном согласии (обоюдное это и значит взаимное), свободная вакансия.

Другой вид речевой избыточности тавтология (от гр. tautologia от tauto то же самое + logos слово) неоправданное повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном предложении или речевом фрагменте.

Тавтология чаще всего является следствием речевой небрежности или плохой редакторской правки: Для наиболее быстрого оформления формальностей (здесь еще нарушена лексическая сочетаемость оформляются документы).

Разработать и утвердить Положение об утверждении порядка подготовки и выдачи членам ТСЖ правоустанавливающих документов на земельный участок (здесь соседствуют оба вида речевой избыточности). Тавтология и плеоназм легко устраняются путем редактирования: Разработать и утвердить Положение о процедуре подготовки и выдачи членам ТСЖ документов на право владения земельным участком.

Это облегчает восприятие фразы, позволяя новому тексту соответствовать требованию точности, конкретности и ясности, которым не отвечал неотредактированный текст. Кроме того, выражение «правоустанавливающие документы» вообще лишено смысла, так как документ не может не быть правоустанавливающим. Закрепление правовых отношений основная функция документа.

Особенно часто в качестве лишнего слова выступает местоимение: наш с Вами проект, наше с Вами сотрудничество.

Примите мое приглашение, и я надеюсь, что Вы найдете время для участия во встрече, во время которой мы сможем определить с Вами конкретные пути развития нашего сотрудничества.

Переизбыток местоимений загромождает фразу, создавая помехи на пути ее восприятия.

Говоря об особенностях текстовой организации документов, мы уже говорили как об отличительной черте о повторении одних и тех же лексем. Однако следует различать оправданность и неоправданность такого повторения. Рассмотрим следующую фразу из текста договора.

2. Порядок расчета

2.1. Расчет за тепловую энергию производится по счетам-фактурам Исполнителя в следующем порядке:

2.1.1. промежуточные расчеты 14 числа расчетного месяца о размере 80% от общей суммы;

2.1.2. окончательный расчет 10 числа месяца, следующего за расчетным, за весь расчетный период по показаниям приборов учета или по установленной мощности, за исключением суммы промежуточных платежей.

Второй подпункт приведенного здесь модуля договора нуждается в редактировании, поскольку тавтология лишает его предъявляемых к тексту документа качеств точности и ясности изложения. Надо:

2.1.2. окончательный расчет за весь отопительный период производится пользователем 10 числа последующего месяца по показателям приборов…

В тексте документа не бывает мелочей, и иногда лексическая ошибка оборачивается миллионными убытками. Вот почему нужно обращаться к толковым словарям в случае затруднения или колебания.

Упражнения

 

Упражнение 1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

 

Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

 

Упражнение 2. Поясните разницу в лексическом значении синонимов, пользуясь толковыми словарями.

 

Меценат, спонсор, покровитель; комиссионер, посредник, брокер, маклер; договор, соглашение, контракт; реестр, список, опись, перечень; концерн, холдинг, корпорация;

менеджер, управленец, хозяйственный руководитель; реализатор, распространитель, дистрибьютор; вексель, чек, облигация, акция.

 

Упражнение 3. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов

 

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем предоставляем). 2. Прошу (оплатить заплатить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной гарантированной) теплоотдачей. 4. (Командированные командировочные) должны зарегистрировать свои документы. 5. Совет директоров потребовал (гарантийных гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. 6. Необходимо вести хозяйствование (экономными экономичными экономическими) методами.

 

Упражнение 4. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их и запишите предложения в отредактированном виде

 

1. Предприятие оплачивает Автоцентру стоимость запасных частей по действующим прейскурантам.

2. Выделить дотацию на автобусные поездки для льготной категории граждан на дачный период (с 10 мая по 12 сентября 1997 г.).

3. Показателем, характеризующим квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем.

www.studsell.com

5. В зависимости от варианта произношения согласного перед [э] разделите приведенные слова на три группы:

а. слова, где согласный произносится перед [э] мягко;

б. слова, где согласный произносится перед [э] твердо;

в. слова, где согласный произносится перед [э] и мягко и твердо:

Агрессия, адекватный, аккордеон, антитеза, астероид, адепт, альтернатива, апартеид, бизнес, безе, бухгалтерия, гипотеза, депозит, дебаты, дегенерат, декан, детерминировать, де-факто, де-юре, диспансер, компьютер, кодекс, компенсация, компетентный, контекст, коэффициент, масс-медиа, менеджер, милиционер, музей, Одесса, пациент, пресса, прессинг, прецедент, резерв, репрессия, сессия, стресс, стратегия, темп, террор, термин, фанера, шедевр, шинель, энергия, экстерн, юриспруденция.

6. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику: 1) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловечный, мужчина, перебежчик; 2) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел.

7. Произнесите нижеперечисленные слова. Проверьте правильность ударения в произносимых словах, пользуясь Орфоэпическим словарем русского языка. Найдите акцентологические варианты, определите их тип, назовите причины вариативности: Авансирование, алкоголь, аналог, афера, бензопровод, бомбардировать, бытие, вероисповедание, валовой, генезис, глубокоуважаемый, диспансер, добыча, забронировать (закрепить), забронировать (покрыть броней), закупорить, избаловать, индустрия, исподволь, каталог, квартал, коклюш, костюмированный, кухонный, маневр, мизерный, мышление, намерение, новорожденный, нормирование, обеспечение, облегчить, опека, оптовый, острие, пасквиль, повременный, поименный, похороны, похорон, похоронам, принудить, рудник, свекла, симметрия, сироты (род. пад), сироты (мн.ч.), средства, статуя, столяр, углубить, феномен, ходатайство, цеховой, шасси, щавель, эксперт, экспорт, эскорт, языковая.

8. Укажите случаи ненормативного ударения. Отметьте, какой речевой ситуацией объясняются различные ударения в следующих словах: кОмпас – компАс, дОбыча – добЫча, Алкоголь – алкогОль, прИкус – прикУс, Гусеничные – гусенИчные, улОжили – уложИли, мокрОта – мокротА.

9. Образуйте краткие формы прилагательных (мужской, женский, средний род единственного числа и множественное число). Укажите в них ударение. Отметьте случаи допустимого колебания ударения. Густой, грустный, мягкий, глупый, добрый, быстрый, дикий, новый, редкий, гладкий, сладкий, честный, ясный, верный, полный, высокий, легкий.

Практическое занятие № 2

Лексические нормы современного русского литературного языка

Теоретическая часть

  1. Проблема нормы в лексике.

  2. Стилистические возможности лексики. Функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная окраска лексики.

  3. Функционирование в речи синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов.

  4. Использование в речи лексики ограниченной сферы распространения (диалектизмов, арготизмов, жаргонизмов и терминов), лексики пассивного состава языка (архаизмов и историзмов) и новых слов (неологизмов и окказионализмов).

  5. Типичные лексико-стилистические ошибки и пути их устранения.

Литература

  1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

  2. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.

  3. Русский язык и культура речи / под ред. В. И. Максимова. М., 2000.

  4. Русский язык и культура речи, под ред. Антипова А. Г. – Кемерово, 2002.

Практическая часть

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их: Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

2. Пользуясь толковыми словарями, поясните разницу в лексическом значении синонимов. Меценат, спонсор, покровитель; комиссионер, посредник, брокер, маклер; договор, соглашение, контракт; реестр, список, опись, перечень; концерн, корпорация, холдинг; менеджер, управленец, хозяйственный руководитель; реализатор, распространитель, дистрибьютор; вексель, чек, облигация, акция.

3. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов. 1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем — предоставляем). 2. Прошу (оплатить — заплатить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной — гарантированной) теплоотдачей. 4. (Командированные — командировочные) должны зарегистрировать свои документы. 5. Совет директоров потребовал (гарантийных — гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. 6. Необходимо вести хозяйствование (экономными — экономичными — экономическими) методами.

4. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их и запишите предложения в отредактированном виде. 1. Предприятие оплачивает Автоцентру стоимость запасных частей по действующим прейскурантам. 2. Выделить дотацию на автобусные поездки для льготной категории граждан на дачный период с 10 мая по 12 сентября 1997 г. 3. Показателем, характеризующим квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем. 4. Прошу вас выслать нам для ознакомления действующие расценки на приобретение оборудования ЭАТС «Квант» емкостью 240 и 480 номеров и ориентировочную стоимость рабочей версии программного обеспечения для приведенных выше емкостей. 5. Наша цель — создание экономической базы для повышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города. 6. Цены на товары договорные в соответствии с действующим прейскурантом цен. 7. Договор на охрану ВС подразумевает персональную охрану ВС независимо от места расположения самолета на территории аэродрома.

5. Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность. 1. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать нам адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, сможете ли Вы проинформировать о Вашей возможности поставить нам напрямую. 2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вашей фирмой. 3. Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем организовать встречу на уровне руководителей. 4. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой торговли. 5. Решили: произвести поэтапное оформление земельных отводов с оформлением права собственности. 6. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой сети.

studfiles.net

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости и устойчивых словосочетаниях и исправьте их.

Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правило, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

Раскройте скобки и выберите правильное слово.

· Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

· Прошу (оплатить-заплатить) мне расходы по командировке.

· Совет директоров требовал (гарантийных-гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

· Фирма строит печи с (гарантийной-гарантированной теплоотдачей).

Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность.

· Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с вашей фирмой

· Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем организовать встречу руководителей.

· Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить стабильную работу на рынке оптовой торговли.

· Если в вашем района спрос на вашу продукцию удовлетворен и вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы вам помочь организовать сбыт вашей продукции в нашей сбытовой сети.

 

 

Воспроизведите устойчивые сочетания, добавив необходимое слово.

Пример: решать – проблему, оказать – услугу

· Разрешать – представлять –

· Рассмотреть- достичь –

· Предъявлять- погашать —

· Удостоить – принять-

· Достигать – расторгнуть —



· Выставить – оплатить-

· Предоставлять – возложить

· Заключить –

Найдите лексические ошибки в предложениях, взятых из деловых бумаг. Определите характер ошибки и исправьте их.

· Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака.

· Споры порой доходили до прямых оскорблений во лжи.

· Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

· На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

· Сим письмом извещаю Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.

Предложите более короткую запись оборотов, взятых из деловой корреспонденции, без потери информативности.

Абсолютно новый документ, собранные вместе материалы, продолжающиеся далее инциденты, сотрудничать вместе с Вами, каждый в отдельности считает, что…, приложенное при этом заявление, точно совпадающие данные, повторите снова ваше предложение.

Составление личных документов.

· На основании изучения типов деловой документации ответьте на вопросы:

Чтобы заявить о себе как о кандидате на вакансию, пишется…..

Чтобы официально зафиксировать факт передачи полномочий от одного лица другому, пишется….

Чтобы официально заявить о своем решении, пишется…..

· Каким официальным документам соответствуют следующие фразы? Составьте их от своего лица.

Пользуйся моей машиной.

Можно я на пару недель съезжу отдохну?

Получи за меня зарплату.

Ты не знаешь, никому не нужен дом за городом: лес, река рядом и от Москвы рукой подать.

Хочу продать свое «железо».

Объясните характер допущенных ошибок и письменно отредактируйте предложения.

· Прошу оплатить стоимость двух диодов для их замены согласно счета.

· Убедительно прошу Вам для сохранения достигнутого уровня обучения в техническом лицее выделить ему компьютерный класс.

· Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты.

· Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам.

· В наше предприятие приглашены на работу молодые специалисты.

· Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора.

· Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами предприятия.

· Выступивший на собрании заместитель ректора доцент Иванова А.В. объяснила суть дела.

· Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

· Пишите Ваши инициалы полностью.

Составьте резюме по форме, указанной в учебном пособии.

Напишите доверенность на получение стипендии.

 

 

СЕМИНАР 5

Тема: Язык рекламных текстов.

1. Особенности коммуникации в рекламном тексте. Характеристика рекламных стратегий.

2. Основные виды заголовков и их функции.

3. Рекламный слоган. Типы слоганов. Стилистические приемы в слоганах.

4. Фонетика и графика рекламного текста.

5. Лексика рекламного текста.

6. Выразительные средства, используемые в рекламе (тропы).

 

Обязательное задание: подобрать иллюстративный материал, отражающий специфику рекламной коммуникации, и описать данную рекламную модель. (Приветствуются работы в формате электронной презентации).

 

Литература:

· Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,2006.

· Кромптон А. Мастерская рекламного текста. М.,2000.

· Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М.,2004.

· Электронные ресурсы Интернет.

 

 

Практикум.

1. Оцените правильность сочетаний слов. Исправьте ошибки, объясните их суть.

Памятник Пушкина; приехать в районе семи часов; вопреки ожидания; роспись клиента в ведомости; предоставить конспект на проверку; сфотографироваться в анфас; вернуться с Москвы; дверь в ванну; благодаря войне; достаточно мало; обратно написать; поднять тост; одолжить у него; отзыв на спектакль; характеристика на студента; мои любимые Сочи; самые сильнейшие.

Вчера здесь еще было около четыреста журналов. Это самый красивейший парк в городе. Текст стал более лучший. Мое день рождение. Мое кофе остыло.

 

2. Как нужно произносить звук ,обозначаемый буквой Е после согласных в следующих словах?

Агрессия, ателье, бассейн, бижутерия, бутерброд, ватерлиния, деградация, декан, депо, детектив, диета, идентичный, интервью, компьютер, крем, критерий, музей, принтер, реле, тезис, тембр, темп, тенденция, тире, фарватер, шинель, экспресс.

3. Какие нарушения правильности вы заметили в синтаксической структуре следующих предложений? Исправьте их и запишите правильный вариант.

· Начитавшись много умных людей, я поняла многое.

· Вас приятно удивят необычайно низкие цены и качество.

· В машине ехала девушка, которая выглядела так, будто на ней несколько раз попадали в аварию.

· Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала.

· Я поняла, что он закрыт, подходя к магазину.

· Смотря на дом, было понятно, что его создал бездарный архитектор.

· Войдя в гостиную, ему предложили сесть.

4. Проанализируйте причины речевых ошибок спортивных комментаторов в устных репортажах. Исправьте их и запишите правильный вариант.

· Мяч проходит в близости от гола.

· Вратарь выпустил мяч из рук, и его пришлось добить.

· Минутой молчания почтили память выдающегося тренера Валерия Лобановского участники футбольной «Лиги чемпионов». Это был приятный сюрприз.

· Я помню этот тяжелый матч в Киеве – футболисты мочились на каждом шагу.

· Мяч находится в углу центрального круга.

· На повторе хорошо видно, что Лужный ударил по рукам соперника без нарушения правил.

· Я тут сбился с мысли, вы, надеюсь, все поняли.

· Первый тайм прошел в равной борьбе с явным преимуществом иранской сборной.

· Вратарь был одет в синий свитер, черные шорты и забинтованную ногу.

· И пока мяч висит в воздухе, коротко о составе команд.

5. Прочитайте фрагменты из милицейских протоколов. Какие отступления от речевых норм в них проявились?

· Ограбление произошло в полном соответствии с указанной статьей Уголовного кодекса.

· Он завел большую собаку, которая бегает по двору, на замечания жильцов отвечает нецензурной бранью.

· После попойки произошла драка между стеной и забором.

· С протоколом обвиняемый ознакомился, в чем глубоко раскаялся.

· Заявителю разъяснено, что, выводя собаку, нужно быть в наморднике.

· Лишен водительского удостоверения на право вождения автомобилем в состоянии опьянения.

· У гр. Петрова изъята собака, которая беспризорно бегала согласно постановлению Моссовета по борьбе с бешенством.

· Представленная на экспертизу бутылка изготовлена из стекла зеленого цвета, имеет этикетку «Кагор» и три граненых стакана.

· 1 июля гр. Равченко обратился в поликлинику, где у него в глазу обнаружили иностранное тело и выдали больничный.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *