Антикризисное управление
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Брянский государственный технический университет
Е.А. Ларичева
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рекомендовано редакционно-издательскимсоветом в качествеучебно-практическогопособия
Брянск
ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ
2005
ББК 65.050
Ларичева, Е.А. Антикризисное управление: учеб.-практ.пособие / Е.А. Ларичева. – Брянск: БГТУ, 2005. – 163 с.
ISBN 5-89838-161-9
Рассматривается антикризисное управление как повседневная деятельность предприятия. Приведены задачи, ситуации, методики, тесты.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 061100 — «Менеджмент организации» всех форм обучения высших учебных заведений, курсов повышения квалификации, а также студентов других экономических специальностей, интересующихся антикризисным управлением.
Ил. 7. Библиогр. – 55 назв.
Научный редактор Ерохин Д.В.
Рецензенты: кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» БГУ; д-рэконом. наук, проф. Кузовлева И. А.
ISBN 5-89838-161-9
©Брянский государственный технический университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………………………………. | 5 |
Введение……………………………………………………… | 6 |
Раздел I. Теоретические основы антикризисного управле- |
|
ния ……………………………………………………………. | 9 |
Глава 1. Причины кризисов в масштабах страны и пути их |
|
преодоления………………………………………………….. | 10 |
1.1. Анализ ситуации в России …………………..…………. | 10 |
1.2. Возможные пути преодоления кризисов ……………… | 16 |
Практические задания……………………………………….. | 19 |
Глава 2. Причины возникновения кризисов на предпри- |
|
ятиях и пути их преодоления ……………………………….. | 22 |
2.1. Причины возникновения кризисов на предприятии…. | 22 |
2.2. Стабилизационная программа………………………….. | 26 |
Практические задания……………………………………….. | 29 |
Глава 3. Мониторинг финансового состояния предприятия |
|
как инструмент диагностики кризиса ……………………… | 34 |
3.1. Прогнозирование вероятности банкротства предпри- |
|
ятия …………………………………………………………… | 34 |
3.2. Анализ деятельности предприятия с помощью основ- |
|
ных финансовых коэффициентов …………………..……… | 42 |
3.3.Анализ финансовой устойчивости организации ……… 45
3.4.Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ……. 46
3.5. Анализ прибыли ………………………………………… | 47 |
3.6. Признаки фиктивного банкротства ……………………. | 54 |
Практические задания ……………………………………… | 55 |
Раздел II. Возможность, необходимость и содержание ан- |
|
тикризисного управления …………………………………… | 68 |
Глава 1. Стратегия и тактика антикризисного управления . | 69 |
Глава 2. Антикризисный маркетинг ……………………….. | 72 |
2.1. Особенности антикризисного маркетинга ……………. | 72 |
2.2.Методы анализа продукции предприятия ……………… | 74 |
2.2.1. Анализ ассортимента и структуры продукции ……… | 74 |
2.2.2. Статистические методы анализа затрат на продук- |
|
цию …………………………………………………………… | 77 |
2.2.3. Анализ эластичности ………….……………………… | 79 |
2.3. Методика бенчмаркинга в антикризисном управлении | 80 |
4
2.4. Управление брэндами ………………………………….. 82 Практические задания ………………………………………. 83 Глава 3. Управление персоналом в кризисных ситуациях .. 89
3.1.Влияние кадровой политики на эффективность деятельности предприятия ……………………………………… 89
3.2.Методы диагностики персонала кризисного предпри-
ятия …………………………………………………………… | 90 |
3.3. Основы коучинга и НЛП для руководителей и работ- |
|
ников предприятия ………………………………………….. | 92 |
3.3.1. Основы коучинга ……………………………………… | 92 |
3.3.2. Техника «якорения» …………………………………… | 93 |
3.3.3. Использование позитивных переживаний прошлого |
|
для коррекции эмоционального состояния ………………… | 94 |
3.4. Психологические тесты ………………………………… | 96 |
Практические задания ………………………………………. 106 Глава 4. Реструктуризация предприятия …………………… 112 Практические задания ………………………………………. 117 Глава 5. Реструктуризация задолженности несостоятель-
ного предприятия …………………………………………… 123
Практические задания ………………………………………. 124 Глава 6. Инновационный менеджмент на неплатѐжеспособном предприятии ………………………………………… 127
6.1.Особенности антикризисного инновационного ме-
неджмента ……………………………………………………. 127
6.2.Латеральный маркетинг ………………………………… 128
6.3.Основы теории решения изобретательских задач ……. 131
6.4.Формирование портфеля инновационных проектов …. 135 Практические задания ………………………………………. 138 Глава 7. Инвестиционная политика в антикризисном
Практические задания ………………………………………. 149
Заключение …………………………………………………… 151
Примерные темы рефератов ………………………………… 152 Список рекомендуемой и использованной литературы ….. 156
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вданном учебно-практическомпособии рассматривается антикризисное управление как повседневная деятельность предприятия, когда руководитель должен принимать решения относительно маркетинга, управления персоналом, внедрения новшеств, а также описаны методики оценки близости предприятия к банкротству, представлены практические задания для закрепления полученных знаний.
Практическое пособие предназначено для студентов специальности «Менеджмент организации» высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации, а также студентов других экономических специальностей, интересующихся антикризисным управлением.
Цель учебного пособия — сформировать у студентов комплекс знаний по антикризисному управлению предприятием.
Задачи практического курса:
— рассмотреть причины кризисов на уровне государства и предприятия;
— научить проводить диагностику и преодолевать причины неплатежеспособности и несостоятельности предприятий;
— сформировать у обучающихся знания, необходимые для разработки антикризисной стратегии и плана финансового оздоровления предприятия.
Автор использовал традиционное изложение основ антикризисного управления, а также в ознакомительной форме представил некоторые современные методики, приобретающие популярность в деловой практике. Содержание пособия базируется на трудах ученых, рекомендуемых государственными стандартами, а также на собственных разработках автора. Для более глубокого изучения теоретических и практических вопросов антикризисного управления автор предлагает список современной литературы по менеджменту и возможные темы рефератов.
Впрактическое пособие включены задачи, практические ситуации
итесты.
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация, как бы успешно она ни функционировала, постоянно сталкивается с угрозами со стороны внешней среды. Рано или поздно может наступить замедление развития предприятия и последующее ухудшение результативности его работы. Однако финансовое неблагополучие — это результат непрофессионального управления предприятием. Антикризисное управление – это особая система управления предприятием, которая направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента. Другими словами, антикризисное управление – это особый тип управления, обладающий как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
С точки зрения стратегии антикризисное управление должно создать предприятию условия для формирования в течение достаточно длительного периода конкурентного преимущества, позволяющего производить потребляемую рынком продукцию и получать достаточно денежных средств для выполнения всех своих обязательств, возникающих при ее создании и сбыте.
Однако антикризисное управление затрагивает деятельность не только предприятий, но и экономики страны в целом. Для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночной форме хозяйствования, эта проблема особенно актуальна. Смена формы хозяйствования сопровождалась появлением большого количества дестабилизирующих факторов, таких как деформированная воспроизводственная структура, инфляция, технологическая отсталость, разрушение централизованной системы снабжения и сбыта, неразвитость финансовобанковской системы, неразвитость правовых основ, институциональной структуры и системы регулирования конкурентной рыночной экономики. Всѐ это, сопровождаемое распадом бывшего СССР, разрушением традиционно сложившихся связей, значительно затрудняло
7
предприятиям переход к рынку. Кризис в экономике страны, усугубляемый инновационным кризисом, привѐл к общему спаду производства и снижению конкурентоспособности продукции. Сейчас, после более десяти лет реформ, экономическое положение в стране можно назвать относительно стабильным. Однако до сих пор очень многие предприятия имеют неудовлетворительную структуру баланса, неконкурентоспособную продукцию.
В связи с этим целями антикризисного управления являются:
-предупреждение и предотвращение кризисов на ранней стадии их возникновения;
-проведение отдельных мягких корректирующих мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию;
-использование позитивных аспектов кризиса, так как в широком смысле понятие «кризис» означает не однозначно негативное явление, а переход в другое состояние, любое качественное изменение процесса. В этом смысле переход от стабильности к улучшению и переход от стабильности к ухудшению – это кризисные ситуации в развитии системы.
Следовательно, успешной стратегией руководителя будет учет возможности как положительного, так и отрицательного развития существующей ситуации и вероятных последствий. Искусство руководителя состоит в том, чтобы в хорошем увидеть плохое, а из плохого извлечь пользу.
На сегодняшний день нет единого рецепта для вывода предприятия из кризиса. Руководителям предприятий предлагается множество методик и рекомендаций. Некоторые антикризисные меры, такие как снижение издержек, повышение эффективности управления персоналом, реорганизация управленческой структуры, предпринимаются практически всеми предприятиями. Другие меры, такие как реализация новых маркетинговых программ, применение новейших методик работы с персоналом, реинжиниринг бизнес-процессов,реализация инновационной стратегии, являются достаточно спорными, хотя
8
теоретическое обоснование их необходимости широко представлено в литературе.
Кроме того, многие руководители забывают, что антикризисное управление должно носить не единовременный характер при возникновении чрезвычайных ситуаций, а постоянный.
Любая компания, даже занимающая лидирующее положение на рынке, должна иметь антикризисную корректирующую программу и конкретный механизм еѐ воплощения. Руководство предприятий должно учитывать, что любое, даже заранее хорошо спланированное действие, может негативно сказаться на результатах деятельности предприятия.
Настоящее пособие даст возможность студентам познакомиться с некоторыми практическими ситуациями и приѐмами антикризисного управления, что позволит сформировать у них определѐнные знания и навыки.
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
10
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ КРИЗИСОВ
ВМАСШТАБАХ СТРАНЫ
ИПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Настоящий менеджер сначала выяснит, что плохо, а уже после – что хорошо.
Б. Гейтс
1.1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В РОССИИ
А. Паршев [34] в своей книге «Почему Россия не Америка» попытался оценить те факторы, которые мешают нашей стране быть конкурентоспособной. Он взял за основу сравнения не такие отвлечѐнные понятия, как «свобода слова», «уровень демократии», «гражданские свободы» и прочие, которые обычно используют для определения конкурентоспособности страны, а основное правило эффективности экономики — превышение доходов над расходами. Так, если предприятие за продукцию получает выручки больше, чем тратит на ее производство и собственное существование, то оно конкурентоспособно, если меньше, то приходится сначала снижать издержки, потом собственное потребление, потом брать кредиты, а то и избавляться от части основного капитала — это опасный путь, чреватый полным разорением. Если рассматривать эти критерии оценки в масштабах страны, то можно отметить:
Общеэкономические причины кризисов
1.Конкуренция товаров одинакового качества. Товар низкого качества не способен создавать конкуренцию товару среднего и тем более высокого качества.
2.Выпуск продукции иностранными фирмами в России. Всѐ произведѐнное реализуется в России, дополнительного притока де-
studfiles.net
Сборник задач по дисциплине «антикризисное управление предприятием»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
(ТУСУР)
Кафедра телевидения и управления
(ТУ)
«Утверждаю»
Зав.кафедрой ТУ
Проф. Пустынский И.Н.
СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Учебное пособие для специальностей:
080503.65 210402.65
090103.65 210405.65
090104.65 100101,65
210302.65 210312.65
210401.65
Разработчики:
Проф., д.т.н. ___________А.М. Семиглазов,
К.т.н. ____________В.А. Семиглазов
Томск 2012
А.М. Семиглазов, В.А. Семиглазов. Сборник задач по дисциплине «Антикризисное управление предприятием». Учебное пособие – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 87 с.
Целью настоящего Сборника задач является научить студентов, слушателей принимать обоснованные управленческие решения в области инновационного менеджмента на базе теорий вероятности, статистики, линейного, динамического программирования, компьютерного моделирования в среде MS Excel, теории игр.
© А.М. Семиглазов, В.А. Семиглазов, 2012
© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2012
Содержание
Введение 4
1. Оценка эффективности реструктуризации фирмы 5
2. Оценка риска и эффективности реализации проекта в условиях финансового оздоровления фирмы 5
3. Прогнозирование дебиторской кризисустойчивости при коммерциализации разработок 8
4. Оценка кризисустойчивости фирмы на основе SWOT-анализа 12
5. Расчет вероятности банкротства банков и фирм 19
6. Многокритериальный метод прогнозирования кризисустойчивости предприятия 21
7. Инвестирование в условиях кризиса 30
8. Принятие управленческих решений в антикризисном менеджменте на основе статистических гипотез 40
9. Финансовый анализ и прогнозирование продаж в антикризисном управлении 50
10. Задачи анализа безубыточности и финансовой устойчивости предприятий 66
Введение
В условиях глобального финансово-экономического кризиса мирового масштаба освоение практических приемов в принятии антикризисных управленческих решений является чрезвычайно актуальной задачей.
В настоящем Сборнике основной акцент сделан на разработку и использование математических критериев диагностики, прогнозирования и финансового оздоровления предприятий.
Успешное освоение практических примеров предполагает, что студенты и слушатели свободно ориентируются в вопросах теории вероятности, статистики (в частности регрессионный анализ, оценка статистических гипотез, прогнозирование), финансовом анализе, инвестировании, в компьютерном моделировании в среде EXCEL.
Авторы считают, что в ряде случаев в процессе принятия управленческих решений, гораздо труднее сформулировать задачу, чем решить ее известными методами.
В Сборнике сформулированы задачи и даны методы их решения, а студентам и слушателям предлагается самостоятельно сформулировать подобные задачи и решить их из общего лекционного курса дисциплины «Антикризисное управление предприятием».
Авторы надеются, что настоящий Сборник поможет привить студентам вкус к математическим методам исследования управленческих решений и тем самым повысить их объективность, достоверность и обоснованность.
С уважением, авторы.
1. Оценка эффективности реструктуризации фирмы
Задача 1
При слиянии акционерного капитала двух фирм аналитики фирмы, получающей контрольный пакет акций, полагают, что сделка принесет успех с вероятностью, равной 0,65, если председатель совета директоров поглощаемой фирмы выйдет в отставку; если он откажется, то вероятность успеха равно 0,3. Предполагается, что вероятность ухода в отставку председателя составляет 0,7. Чему равна вероятность успеха сделки?
Формула полной вероятности:
P (A)=P (A/H1)P(H1)+P(A/H2)P(H2).
P(A) – вероятность события А (успех сделки)
P(H1) — вероятность ухода = 0,7
P (A/H1) – вероятность успеха сделки при уходе = 0,65
P (A/H2) – вероятность успеха сделки, если остается = 0,3
P(H1) — вероятность того, что председатель останется 1-0,7 =0,3.
P(A)=0,65 0,7+0,30,3=0,545
Как оценивать вероятности?
№ | Словесная оценка событий | P количественный аналог |
1 2 3 4 5 6 7 | Практически невозможное Очень маловероятное Скорее не произойдет Одинаково возможное Скорее произойдет, чем не произойдет Очень вероятное Практически достоверное | 0,001 0,05 0,3 0,5 ≥ 0,7 ≥ 0,95 P >0,99 |
l.120-bal.ru
Сборник задач по дисциплине
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
(ТУСУР)
Кафедра телевидения и управления
(ТУ)
«Утверждаю»
Зав.кафедрой ТУ
Проф. Пустынский И.Н.
«АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Учебное пособие для специальностей:
080503.65 210402.65
090103.65 210405.65
090104.65 100101,65
210302.65 210312.65
210401.65
Разработчики:
Проф., д.т.н. ___________А.М. Семиглазов,
К.т.н. ____________В.А. Семиглазов
Томск 2012
А.М. Семиглазов, В.А. Семиглазов. Сборник задач по дисциплине «Антикризисное управление предприятием». Учебное пособие – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 87 с.
Целью настоящего Сборника задач является научить студентов, слушателей принимать обоснованные управленческие решения в области инновационного менеджмента на базе теорий вероятности, статистики, линейного, динамического программирования, компьютерного моделирования в среде MS Excel, теории игр.
© А.М. Семиглазов, В.А. Семиглазов, 2012
© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2012
Содержание
Введение 4
1. Оценка эффективности реструктуризации фирмы 5
2. Оценка риска и эффективности реализации проекта в условиях финансового оздоровления фирмы 5
3. Прогнозирование дебиторской кризисустойчивости при коммерциализации разработок 8
4. Оценка кризисустойчивости фирмы на основе SWOT-анализа 12
5. Расчет вероятности банкротства банков и фирм 19
6. Многокритериальный метод прогнозирования кризисустойчивости предприятия 21
7. Инвестирование в условиях кризиса 30
8. Принятие управленческих решений в антикризисном менеджменте на основе статистических гипотез 40
9. Финансовый анализ и прогнозирование продаж в антикризисном управлении 50
10. Задачи анализа безубыточности и финансовой устойчивости предприятий 66
Введение
В условиях глобального финансово-экономического кризиса мирового масштаба освоение практических приемов в принятии антикризисных управленческих решений является чрезвычайно актуальной задачей.
В настоящем Сборнике основной акцент сделан на разработку и использование математических критериев диагностики, прогнозирования и финансового оздоровления предприятий.
Успешное освоение практических примеров предполагает, что студенты и слушатели свободно ориентируются в вопросах теории вероятности, статистики (в частности регрессионный анализ, оценка статистических гипотез, прогнозирование), финансовом анализе, инвестировании, в компьютерном моделировании в среде EXCEL.
Авторы считают, что в ряде случаев в процессе принятия управленческих решений, гораздо труднее сформулировать задачу, чем решить ее известными методами.
В Сборнике сформулированы задачи и даны методы их решения, а студентам и слушателям предлагается самостоятельно сформулировать подобные задачи и решить их из общего лекционного курса дисциплины «Антикризисное управление предприятием».
Авторы надеются, что настоящий Сборник поможет привить студентам вкус к математическим методам исследования управленческих решений и тем самым повысить их объективность, достоверность и обоснованность.
С уважением, авторы.
studfiles.net
Антикризисное управление_брянск
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Брянский государственный технический университет
Е.А. Ларичева
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рекомендовано редакционно-издательскимсоветом в качествеучебно-практическогопособия
Брянск
ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ
2005
ББК 65.050
Ларичева, Е.А. Антикризисное управление: учеб.-практ.пособие / Е.А. Ларичева. – Брянск: БГТУ, 2005. – 163 с.
ISBN 5-89838-161-9
Рассматривается антикризисное управление как повседневная деятельность предприятия. Приведены задачи, ситуации, методики, тесты.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 061100 — «Менеджмент организации» всех форм обучения высших учебных заведений, курсов повышения квалификации, а также студентов других экономических специальностей, интересующихся антикризисным управлением.
Ил. 7. Библиогр. – 55 назв.
Научный редактор Ерохин Д.В.
Рецензенты: кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» БГУ; д-рэконом. наук, проф. Кузовлева И. А.
ISBN 5-89838-161-9
©Брянский государственный технический университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………………………………. | 5 |
Введение……………………………………………………… | 6 |
Раздел I. Теоретические основы антикризисного управле- |
|
ния ……………………………………………………………. | 9 |
Глава 1. Причины кризисов в масштабах страны и пути их |
|
преодоления………………………………………………….. | 10 |
1.1. Анализ ситуации в России …………………..…………. | 10 |
1.2. Возможные пути преодоления кризисов ……………… | 16 |
Практические задания……………………………………….. | 19 |
Глава 2. Причины возникновения кризисов на предпри- |
|
ятиях и пути их преодоления ……………………………….. | 22 |
2.1. Причины возникновения кризисов на предприятии…. | 22 |
2.2. Стабилизационная программа………………………….. | 26 |
Практические задания……………………………………….. | 29 |
Глава 3. Мониторинг финансового состояния предприятия |
|
как инструмент диагностики кризиса ……………………… | 34 |
3.1. Прогнозирование вероятности банкротства предпри- |
|
ятия …………………………………………………………… | 34 |
3.2. Анализ деятельности предприятия с помощью основ- |
|
ных финансовых коэффициентов …………………..……… | 42 |
3.3.Анализ финансовой устойчивости организации ……… 45
3.4.Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ……. 46
3.5. Анализ прибыли ………………………………………… | 47 |
3.6. Признаки фиктивного банкротства ……………………. | 54 |
Практические задания ……………………………………… | 55 |
Раздел II. Возможность, необходимость и содержание ан- |
|
тикризисного управления …………………………………… | 68 |
Глава 1. Стратегия и тактика антикризисного управления . | 69 |
Глава 2. Антикризисный маркетинг ……………………….. | 72 |
2.1. Особенности антикризисного маркетинга ……………. | 72 |
2.2.Методы анализа продукции предприятия ……………… | 74 |
2.2.1. Анализ ассортимента и структуры продукции ……… | 74 |
2.2.2. Статистические методы анализа затрат на продук- |
|
цию …………………………………………………………… | 77 |
2.2.3. Анализ эластичности ………….……………………… | 79 |
2.3. Методика бенчмаркинга в антикризисном управлении | 80 |
4
2.4. Управление брэндами ………………………………….. 82 Практические задания ………………………………………. 83 Глава 3. Управление персоналом в кризисных ситуациях .. 89
3.1.Влияние кадровой политики на эффективность деятельности предприятия ……………………………………… 89
3.2.Методы диагностики персонала кризисного предпри-
ятия …………………………………………………………… | 90 |
3.3. Основы коучинга и НЛП для руководителей и работ- |
|
ников предприятия ………………………………………….. | 92 |
3.3.1. Основы коучинга ……………………………………… | 92 |
3.3.2. Техника «якорения» …………………………………… | 93 |
3.3.3. Использование позитивных переживаний прошлого |
|
для коррекции эмоционального состояния ………………… | 94 |
3.4. Психологические тесты ………………………………… | 96 |
Практические задания ………………………………………. 106 Глава 4. Реструктуризация предприятия …………………… 112 Практические задания ………………………………………. 117 Глава 5. Реструктуризация задолженности несостоятель-
ного предприятия …………………………………………… 123
Практические задания ………………………………………. 124 Глава 6. Инновационный менеджмент на неплатѐжеспособном предприятии ………………………………………… 127
6.1.Особенности антикризисного инновационного ме-
неджмента ……………………………………………………. 127
6.2.Латеральный маркетинг ………………………………… 128
6.3.Основы теории решения изобретательских задач ……. 131
6.4.Формирование портфеля инновационных проектов …. 135 Практические задания ………………………………………. 138 Глава 7. Инвестиционная политика в антикризисном
Практические задания ………………………………………. 149
Заключение …………………………………………………… 151
Примерные темы рефератов ………………………………… 152 Список рекомендуемой и использованной литературы ….. 156
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вданном учебно-практическомпособии рассматривается антикризисное управление как повседневная деятельность предприятия, когда руководитель должен принимать решения относительно маркетинга, управления персоналом, внедрения новшеств, а также описаны методики оценки близости предприятия к банкротству, представлены практические задания для закрепления полученных знаний.
Практическое пособие предназначено для студентов специальности «Менеджмент организации» высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации, а также студентов других экономических специальностей, интересующихся антикризисным управлением.
Цель учебного пособия — сформировать у студентов комплекс знаний по антикризисному управлению предприятием.
Задачи практического курса:
— рассмотреть причины кризисов на уровне государства и предприятия;
— научить проводить диагностику и преодолевать причины неплатежеспособности и несостоятельности предприятий;
— сформировать у обучающихся знания, необходимые для разработки антикризисной стратегии и плана финансового оздоровления предприятия.
Автор использовал традиционное изложение основ антикризисного управления, а также в ознакомительной форме представил некоторые современные методики, приобретающие популярность в деловой практике. Содержание пособия базируется на трудах ученых, рекомендуемых государственными стандартами, а также на собственных разработках автора. Для более глубокого изучения теоретических и практических вопросов антикризисного управления автор предлагает список современной литературы по менеджменту и возможные темы рефератов.
Впрактическое пособие включены задачи, практические ситуации
итесты.
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация, как бы успешно она ни функционировала, постоянно сталкивается с угрозами со стороны внешней среды. Рано или поздно может наступить замедление развития предприятия и последующее ухудшение результативности его работы. Однако финансовое неблагополучие — это результат непрофессионального управления предприятием. Антикризисное управление – это особая система управления предприятием, которая направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента. Другими словами, антикризисное управление – это особый тип управления, обладающий как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
С точки зрения стратегии антикризисное управление должно создать предприятию условия для формирования в течение достаточно длительного периода конкурентного преимущества, позволяющего производить потребляемую рынком продукцию и получать достаточно денежных средств для выполнения всех своих обязательств, возникающих при ее создании и сбыте.
Однако антикризисное управление затрагивает деятельность не только предприятий, но и экономики страны в целом. Для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночной форме хозяйствования, эта проблема особенно актуальна. Смена формы хозяйствования сопровождалась появлением большого количества дестабилизирующих факторов, таких как деформированная воспроизводственная структура, инфляция, технологическая отсталость, разрушение централизованной системы снабжения и сбыта, неразвитость финансовобанковской системы, неразвитость правовых основ, институциональной структуры и системы регулирования конкурентной рыночной экономики. Всѐ это, сопровождаемое распадом бывшего СССР, разрушением традиционно сложившихся связей, значительно затрудняло
7
предприятиям переход к рынку. Кризис в экономике страны, усугубляемый инновационным кризисом, привѐл к общему спаду производства и снижению конкурентоспособности продукции. Сейчас, после более десяти лет реформ, экономическое положение в стране можно назвать относительно стабильным. Однако до сих пор очень многие предприятия имеют неудовлетворительную структуру баланса, неконкурентоспособную продукцию.
В связи с этим целями антикризисного управления являются:
-предупреждение и предотвращение кризисов на ранней стадии их возникновения;
-проведение отдельных мягких корректирующих мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию;
-использование позитивных аспектов кризиса, так как в широком смысле понятие «кризис» означает не однозначно негативное явление, а переход в другое состояние, любое качественное изменение процесса. В этом смысле переход от стабильности к улучшению и переход от стабильности к ухудшению – это кризисные ситуации в развитии системы.
Следовательно, успешной стратегией руководителя будет учет возможности как положительного, так и отрицательного развития существующей ситуации и вероятных последствий. Искусство руководителя состоит в том, чтобы в хорошем увидеть плохое, а из плохого извлечь пользу.
На сегодняшний день нет единого рецепта для вывода предприятия из кризиса. Руководителям предприятий предлагается множество методик и рекомендаций. Некоторые антикризисные меры, такие как снижение издержек, повышение эффективности управления персоналом, реорганизация управленческой структуры, предпринимаются практически всеми предприятиями. Другие меры, такие как реализация новых маркетинговых программ, применение новейших методик работы с персоналом, реинжиниринг бизнес-процессов,реализация инновационной стратегии, являются достаточно спорными, хотя
8
теоретическое обоснование их необходимости широко представлено в литературе.
Кроме того, многие руководители забывают, что антикризисное управление должно носить не единовременный характер при возникновении чрезвычайных ситуаций, а постоянный.
Любая компания, даже занимающая лидирующее положение на рынке, должна иметь антикризисную корректирующую программу и конкретный механизм еѐ воплощения. Руководство предприятий должно учитывать, что любое, даже заранее хорошо спланированное действие, может негативно сказаться на результатах деятельности предприятия.
Настоящее пособие даст возможность студентам познакомиться с некоторыми практическими ситуациями и приѐмами антикризисного управления, что позволит сформировать у них определѐнные знания и навыки.
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
10
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ КРИЗИСОВ
ВМАСШТАБАХ СТРАНЫ
ИПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Настоящий менеджер сначала выяснит, что плохо, а уже после – что хорошо.
Б. Гейтс
1.1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В РОССИИ
А. Паршев [34] в своей книге «Почему Россия не Америка» попытался оценить те факторы, которые мешают нашей стране быть конкурентоспособной. Он взял за основу сравнения не такие отвлечѐнные понятия, как «свобода слова», «уровень демократии», «гражданские свободы» и прочие, которые обычно используют для определения конкурентоспособности страны, а основное правило эффективности экономики — превышение доходов над расходами. Так, если предприятие за продукцию получает выручки больше, чем тратит на ее производство и собственное существование, то оно конкурентоспособно, если меньше, то приходится сначала снижать издержки, потом собственное потребление, потом брать кредиты, а то и избавляться от части основного капитала — это опасный путь, чреватый полным разорением. Если рассматривать эти критерии оценки в масштабах страны, то можно отметить:
Общеэкономические причины кризисов
1.Конкуренция товаров одинакового качества. Товар низкого качества не способен создавать конкуренцию товару среднего и тем более высокого качества.
2.Выпуск продукции иностранными фирмами в России. Всѐ произведѐнное реализуется в России, дополнительного притока де-
studfiles.net
РФЭИ. Антикризисное управление. RF-E-156-14-01. Контрольный практикум.
Описание
В чем ценность афоризмов? По утверждению психологов, они определенным образом воздействуют на наше сознание оригинальной формулировкой мысли и тем самым помогают в решении различных задач. Как именно они это делают, мы не знаем. Но ученым в данном случае верим. Как, впрочем, и своему многолетнему опыту. И потому формулируем первое задание: вы должны выбрать из текста курса 20 афоризмов.
Свои афоризмы запишите в виде таблицы. (Образец таблицы см. ниже) Там же укажите номера страниц курса, на которых находится каждый выбранный вами афоризм.
Заполненную таблицу вы должны будете выслать на проверку в Институт.
Выбирайте только те афоризмы, которые показались вам наиболее ценными. При этом мы не ограничиваем вас жестко в тематике выбора. Если вы нашли какой-то ценный афоризм для своего профессионального развития — замечательно. Если обнаружили что-то для развития общей эрудиции — тоже хорошо. Если какая-то мысль вам показалась очень полезной для построения отношений с другими людьми — прекрасно. Для нас не так важно, о чем говорит выбранный вами афоризм. Главное, чтобы вы видели в нем что-то действительно важное и ценное. И в первую очередь — лично для себя. (Но преимущество, конечно, должно быть за бизнес-афоризмами. Постарайтесь, чтобы их было не менее пятнадцати.)
Все афоризмы должны быть лаконичными. Около 3/4 всех афоризмов состоит из 3-5 слов. Поэтому следите за краткостью своих формулировок. Максимально допустимый объем афоризмов при выполнении данного задания — три предложения.
Желаем вам успехов при выполнении задания!
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Практическое задание 1
№ п/п Текст афоризма Страница, курса
1 То, что можно предвидеть, можно предотвратить 7
2
20
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ N2
Вы получите катастрофически мало пользы от этого курса, если просто его прочтете.
Информация имеет свойство со временем улетучиваться из памяти. А садиться и заново перечитывать объемные тексты — на это часто нет ни времени, ни желания.
Где выход? Мы видим его в создании практических инструментов. «Читая — созидай» — такой принцип работы с текстом постепенно должен стать для вас привычным.
А теперь ближе к делу. Курсы, подобные этому, вы должны читать с карандашом в руке. Или же с компьютером с запущенным текстовым и графическим редактором.
Зачем? Чтобы создать себе типичную схему жизненного цикла организации. И выглядеть она у вас должна примерно так, как показано на рисунке далее. Взгляните на нее.
Это должна быть кривая, похожая на колокол. Точками (кружками) на ней отмечены переходы с одного этапа на другой. Соответственно, каждая часть кривой между двумя ближайшими точками — это один из этапов жизненного цикла организации.
Как видите, мы отметили на кривой первый этап — Ухаживание. Над его названием мы подписали PAIE-стиль управления, который необходим руководству для успешного преодоления организацией этого этапа. А под названием — короткую фразу, которая наиболее точно и лаконично ха
рактеризует главное, на чем руководителю следует сфокусировать свое внимание на данном этапе. На наш взгляд, это «Реакция на потребность».
Из точки перехода с этапа Ухаживания на этап Младенчества мы сделали ответвление. Оно показывает, что вместо перехода на следующий этап своего развития организация может «сойти с дистанции» по причине «Увлеченности» основателя. PAIE-стиль такой модели поведения мы указали над названием причины схода с дистанции. А краткую расшифровку-комментарий самой причины — под ней.
Таким образом, первый этап на схеме мы полностью отразили. Ваша задача заключается в том, чтобы отразить все остальные.
Задача эта творческая. Она не имеет единственно верного решения. Поэтому при его выполнении у вас есть определенная свобода. В чем она выражается?
Вы можете давать этапам такие названия, какие хотите. То есть вполне допустимо, что ваши названия будут отличаться от тех, что даны в курсе. Вы можете по-своему формулировать характеристики этапов. Даже наши названия и комментарии вы можете переформулировать так, как считаете нужным. Это нормально, потому что это ваш инструмент. Вам им пользоваться. И потому он должен быть удобен и понятен прежде всего вам.
Однако требования к структуре остаются неизменными. Названия этапов, PAIE-стили руководства, краткие характеристики и т. д. — все это должно быть отражено на вашей схеме в соответствии с данным образцом. Вы можете что-то добавить, если считаете нужным. Но убрать ничего из наших требований нельзя.
Маленькая подсказка: ответвлений, которые означают сход организации с дистанции, на схеме должно быть всего четыре. Они могут произойти в четырех точках перехода организации с этапа на этап в процессе ее взросления. (Движение организации вниз по кривой жизненного цикла — это сплошной «сход с дистанции».)
Как видите, сами линии-ответвления мы уже отобразили на схеме. Ваша задача — подписать к ним все необходимое.
Можете нарисовать свою схему «от руки», можете — в любом графическом редакторе, а затем распечатать на принтере. Делайте, как вам удобнее. Только постарайтесь, чтобы вся ваша схема уместилась на одной странице листа формата А4. Впрочем, если вы будете выполнять работу «от руки», и у вас размашистый почерк, можете использовать формат А3.
Нарисованную схему со всеми требуемыми подписями вы должны выслать на проверку в Институт.
Желаем вам успехов при выполнении задания!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ N3
В этом задании вы должны создать вторую часть инструмента, который начали создавать в практическом задании N2.
К настоящему времени у вас есть рисунок, на котором изображена схема жизненного цикла организации. На этом рисунке вы обозначили этапы развития предприятия и дали им краткие характеристики.
Данный рисунок хорошо выполняет функцию наглядности. Но он не в полной мере выполняет функцию практической информативности. Его надо дополнить — более подробными комментариями этапов.
Сделать это надо так.
Вы берете лист формата А4 и указываете на нем название первого этапа — «Ухаживание».
Затем вы дописываете к этому названию два информационных блока.
В первом блоке необходимо указать типичные ошибки, которые обычно совершают предприниматели (предприятия) на этом этапе. Старайтесь быть максимально лаконичными и фокусироваться только на самом важном. Пусть указанных вами ошибок будет не более десяти. Рядом с формулировкой каждой ошибки в скобках укажите номер страницы курса, на которой вы встретили данную ошибку.
Во втором блоке перечислите рекомендации о том, как предпринимателю (предприятию) избежать подобных ошибок. Или что ему делать, если он их все же допустил. Точно так же, как и первом блоке: коротко и по существу.
И таким образом вы должны собрать комментарии ко всем этапам жизненного цикла организации, которые указаны на вашей схеме в зада
нии N2. По два коротких информационных блока на каждый этап.
Не забудьте подписать заголовок к своей работе. Какой? Придумайте его самостоятельно.
Вся необходимая информация для вашей работы находится в материалах курса. Но если вы можете добавить что-то ценное от себя или из других источников, это только приветствуется.
Никаких жестких требований к оформлению данной работы мы не предъявляем. Поэтому решите сами, как отразить все необходимое.
Мы же со своей стороны просто рекомендуем вам уместить все свои комментарии на одной странице листа формата А4. Тогда на другой странице вы сможете разместить свой рисунок, который сделали в задании N2. И таким образом в вашем деловом арсенале появится очень компактный инструмент — схема жизненного цикла организации со всеми наиболее важными обозначениями и комментариями. И все это на одном листе формата А4.
Соответственно, если при выполнении предыдущего задания вы использовали формат А3, то и здесь логично использовать его же.
Впоследствии вы можете сделать копию или распечатать свою схему с комментариями на плотной бумаге, более устойчивой к износу, можете за- ламинировать и т.д. Это — ваше портфолио. Ваш деловой инструмент. И как вы его оформите и в какую упаковку обернете — то уже ваше личное дело.
Однако все это вы сделаете в будущем. Если захотите. А пока что по итогам работы с этим заданием вы должны выслать нам всего лишь комментарии к своей схеме.
Желаем вам успехов при выполнении задания!
magistr911.ru