alexxlab Авг/ 12/ 2016 | 0

Муниципальное унитарное предприятие может ли быть учредителем ООО

Может ли муниципальное унитарное предприятие быть учредителем в Обществе с ограниченной ответственностью?

Да, МУП может выступить учредителем ООО. Подробнее – в рекомендации ниже.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист » .

Рекомендация: В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях

Закон позволяет федеральным и муниципальным унитарным предприятиям (далее – предприятия) быть участниками (членами) других юридических лиц (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ* «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; далее – Закон об унитарных предприятиях). Это означает, что предприятия могут приобретать (продавать) акции или доли в уставном капитале иных (уже существующих) организаций, а также выступать в роли учредителей новых (создаваемых) компаний.

Вместе с тем, закон предусматривает ряд важных ограничений. Во-первых, предприятия могут входить в состав далеко не всех юридических лиц. Во-вторых, участие в других организациях допускается только с согласия собственника имущества, закрепленного за предприятием. Наконец, в-третьих, существует ряд обстоятельств, на которые имеет смысл обратить внимание после того, как предприятие получит согласие собственника.

В состав каких юридических лиц может входить унитарное предприятие

Предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих и некоммерческих организаций, в которых закон допускает участие юридических лиц (п. 1 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях).

Исключение составляют лишь кредитные организации (банки, небанковские кредитные организации): предприятиям запрещено выступать в качестве их учредителей или участников (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях).

Таким образом, коммерческими организациями, в состав которых могут входить предприятия, являются:

На практике предприятия чаще всего участвуют в хозяйственных обществах. Случаи участия предприятий в иных коммерческих организациях крайне редки.

Некоммерческие организации, в которых допускается участие предприятий, – это:

Как получить согласие на участие унитарного предприятия в других юридических лицах

Предприятие может стать участником (членом) коммерческой или некоммерческой организации только с согласия собственника его имущества (п. 2 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях). Такое согласие необходимо получить и в случае, если предприятие намерено распорядиться принадлежащими ему акциями либо вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества.

На практике согласие на участие предприятий в других юридических лицах дают следующие органы (абз. 2, 3 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях):

О том, какие органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества предприятия от имени Российской Федерации, ее субъекта или от имени муниципального образования, уточняется в иных актах.

Совет (mod = 166, id = 889)

Предприятию имеет смысл убедиться в том, что согласие на участие в коммерческой или некоммерческой организации дало уполномоченное лицо собственника его имущества. В противном случае могут наступить негативные последствия. Например, если согласие на приобретение (продажу) акций либо долей даст неуполномоченное лицо и предприятие такое нарушение не обнаружит, в случае спора суд может признать договор купли-продажи акций недействительным.

 

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Анзор Ганижев

кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

 

www.26-2.ru

что это такое и как создается

Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.

Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Организационная форма

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:

  1. «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  2. «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
  3. «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.

Имущество

Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

Это интересно! Добавить вид деятельности в ООО: какие нужны документы и как действовать

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти. В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования. Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

Распоряжение имуществом

МУП не имеет права продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местного органа власти. Оно также не может создавать дочерние общества.

Однако они могут вкладывать часть финансов в капитал коммерческих обществ или товариществ, если это разрешено Уставом и местным законодательством. Доходы от такого рода вкладов фиксирует бухгалтерская отчетность предприятия.

Кроме того, МУП в определённых пределах может распоряжаться доходами, полученными от своей деятельности. В частности, из них производится оплата труда руководителей и работников общества.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается

Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Далее следует открытие расчётных счетов в банках, постановка на учёт в налоговой инспекции, изготовление печати и ряд других действий – однако к этому моменту основные стадии уже пройдены.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

potrebiteli.guru

Назначен директор муниципального унитарного предприятия

Назначен директор муниципального унитарного предприятия. Он кроме основной работы (в муниципальном унитарном предприятии), еще является директором ООО-1, где заработную плату не получает. В другой ООО-2 он является учредителем. В уставе МУП прописано, что директор не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. В трудовом договоре с директором по этому поводу ничего не прописано. Вопрос: является ли это нарушением и может ли он оставаться директором в ООО, либо он должен оставаться только руководителем МУПа.

: Требования к директору МУП определяются, прежде всего, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ. Запрет быть учредителем другого юридического лица, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, установлен в ч. 2 ст. 21 Федерального закона. Таким образом, оставаться учредителем он не может, а вот директором может постольку, поскольку он не получает плату за свою деятельность.

 

В тоже время директор ООО является работником ООО. Из ст. 136 ТК РФ следует, что работникам заработная плата выплачивается не реже чем каждые две недели. Поэтому директор ООО должен получать заработную плату и даже тот факт, что он формально ее не получает, не умаляет этого правила. Поэтому, полагаем, что директор МУП не может быть и директором ООО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

«Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия*.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Директором муниципального унитарного предприятия ответственность учредителя

ГК РФ (Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано) исключает ответственность учредителя перед кредиторами МУПа. Все долги погашены внесением записи в ЕГРЮЛ о ликвидации МУПа. Оплатить ответ Продолжить диалог Благодарность — пополни баланс тел. +7 924 123 34 14. Вопросы, проверка, составить докум. в лич. сообщения (предоплата, способ см. выше).

  • Это лучший ответ Валентин, добрый день! Согласно ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 г.

Юридические лица: муниципальные унитарные предприятия

Новым федеральным законом, вступившим в силу 4 декабря 2002 г., существенным образом изменены полномочия руководителей унитарных предприятий. Прошу дать ответ, какие дополнительные ограничения их правоспособности сейчас введены.

Инфо

Действительно, 4 декабря 2002 г. обрел юридическую силу федеральный Закон от 14.11.2002 №161-фз «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон). Его принятие запоздало на 8 лет, так как обязательства законодателя по разработке данного закона связаны и приняты в развитие п.

6 ст. 113 главы 4 первой части ГК РФ, вступившей в силу с 8 декабря 1994 г. Теперь в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных и муниципальных органах, коммерческих и некоммерческих организациях.

Разъясняем законодательство

Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица: являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием; занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием; в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

Судебные споры с муниципальными унитарными предприятиями (муп)

Ф руководитель бюджетного учреждения является физическим лицом, которое, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения и его локальными нормативными актами, осуществляет руководство этим учреждением, в том числе выполняет функции его единоличного исполнительного органа.Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.

Статья 21. руководитель унитарного предприятия 

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Если является нарушением, предусмотрена ли за него ответственность? ст.
5.27 КоАП. А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с). #2 IP/Host: 212.3.132.

Важно

Например, в хозяйственных обществах выстраиваются жесткие вертикали управления обществом, обеспечивающие сочетание определенной самостоятельности единоличного исполнительного органа с всемерной подотчетностью и подконтрольностью общему собранию (совету директоров).Установленный комментируемым Законом основной принцип организации деятельности директора унитарного предприятия — обязанность действовать добросовестно и разумно. Добросовестность и разумность могут иметь место только при определенной самостоятельности и независимости руководителя.

Излишне жесткий контроль и гипертрофированно детализированная ответственность исполнительного органа лишат коммерческую организацию возможности эффективно участвовать в экономическом обороте и в конечном счете затруднят получение дохода и выполнение уставных задач.2.
ГК РФ об ответственности руководителя унитарного предприятия (в данном случае) за невыполнение требований о добросовестных и разумных действиях, об обеспечении достижения целей и охране интересов юридического лица. Эта ответственность выражается в обязанности возместить причиненные унитарному предприятию убытки.
Указанная норма корреспондирует со ст. 277 ТК РФ: руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Ответственность руководителя не только за прямой действительный ущерб, но и за убытки предусматривается, как уже отмечалось, ГК РФ (ст.

Директором муниципального унитарного предприятия ответственность учредителя

Внимание

Исключение составляют лишь случаи, когда вышеуказанная деятельность входит в должностные обязанности руководителя, а также преподавательская, научная и иная творческая работа. Законом введены следующие нормы, ограничивающие полномочия руководителя унитарного предприятия: Ранее, в соответствии со ст.

295 ГК РФ, руководитель унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, был ограничен необходимостью получения согласия собственника только при совершении сделок с недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию. Теперь дополнительно указанные предприятия не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества, принимать участие в объединениях коммерческих организаций.

Например, в рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия «Ругозерские коммунальные системы» конкурсным управляющим Л.В. Буяровой подано заявление о привлечении администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Конкурсный управляющий ссылался на доказанность незаконного изъятия администрацией имущества, находившегося в хозяйственном ведении должника и использовавшегося в его уставной деятельности, что исключило возможность дальнейшего осуществления такой деятельности и предопределило банкротство предприятия. Тем не менее наличие причинной связи между изъятием у должника здания котельной, водозабора и комплекса очистительных сооружений и банкротством предприятия судами не было установлено.
При недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Однако при наличии у унитарного предприятия имущества, достаточного для погашения задолженности перед кредиторами, требование о возложении на публично-правовое образование субсидиарной ответственности не может быть возложено в силу его преждевременного характера (Определение ВАС РФ от 26 августа 2013 г. N ВАС-10798/13 по делу N А14-971/2012 (СПС «КонсультантПлюс»)).

Дата регистрации: 07.08.2014Сообщений: 12 Re: Руководство МУП и ООО одновременно: возможно ли? Спасибо.Как я понимаю, на руководителей государственных, областных и муниципальных бюджетных учреждений это ограничение не распространяется? #3 IP/Host: 195.68.184. Дата регистрации: 09.02.2015Сообщений: 18,053 Re: Руководство МУП и ООО одновременно: возможно ли? Как я понимаю, на руководителей государственных, областных и муниципальных бюджетных учреждений это ограничение не распространяется? По условиям трудового договора руководителю государственного бюджетного учреждения запрещено быть акционером (в отношении статуса «учредитель» запрет отсутствует).

civilist-audit.ru

Преобразование МУП в ООО: пошаговая инструкция реорганизации

Часто муниципальное унитарное предприятие по своей хозяйственной деятельности и стоимости активов близко к характеристикам ООО. Государственные предприятия могут не приносить прибыль или не быть эффективными в своем роде деятельности. Преобразование МУП в более подходящий вид организации решит эту проблему. О том, как проходит преобразование МУП в ООО, мы расскажем в нашем материале.

Преобразование (согласно статье 37 №178-ФЗ) муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью – способ приватизации государственного имущества. Реорганизация проводится муниципальным образованием, его администрацией. Она же определяет сроки и порядок преобразования. Чтобы МУП могло быть преобразовано в ООО, или количество его сотрудников, или прибыль за последние 3 года, или остаточная стоимость его средств должны вписываться в рамки законодательства о малом и среднем предпринимательстве.

Преобразование МУП в ООО – способ приватизации государственного имущества.

Пошаговая инструкция реорганизации

Вот порядок действий, которые необходимо совершить при реорганизации:

1. Решение о преобразовании принимается местным органом самоуправления или судом.

2. Составляется прогнозный план приватизации. Определение сроков инвентаризации (инвентаризируются также обязательства) и других подготовительных мероприятий.

3. Оценка имущества.

Нужно составить промежуточный бухгалтерский баланс и оформить документы на земельный участок (статья 28 №178-ФЗ). Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия. Далее следует определить, что относится к имущественному комплексу предприятия, какие объекты приватизируются, какие нет (таковые остаются в собственности муниципального образования согласно статье 30 №178-ФЗ). Также нужно определить балансную стоимость приватизируемых активов МУП и размер равного ей уставного капитала.

Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия.

4. Уведомление кредиторов. У кредиторов есть 30 дней, чтобы потребовать прекращения или исполнения обязательств, а также возмещения убытков.

5. Размещение в СМИ информации о преобразовании.

6. Инвентаризация и составление акта инвентаризации.

7. Составление передаточного акта (статья 11 №178-ФЗ).

Он основывается на акте инвентаризации, аудиторском заключении, земельных документах и содержит информацию обо всем приватизируемом имуществе МУП, а также о размере и номинальной доле учредителя ООО. Передаточный акт подписывается руководителем МУП, с одной стороны, и руководителем ООО, с другой.

8. ООО – новое юридическое лицо, нуждающееся в регистрации. Реорганизация считается завершенной, когда новое ООО будет зарегистрировано.

Генеральным директором нового ООО становится руководитель приватизируемого МУП. Если сотрудники не против, они продолжают работать по своим трудовым договорам. Учитывая то, что весь уставный капитал ООО принадлежит муниципальному образованию, члены общества не могут покупать доли в приватизируемом уставном капитале. Реорганизация МУП позволяет ему работать с большей эффективностью, но сам процесс требует аккуратности.

zhazhda.biz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о