Организация повышения квалификации персонала: Повышение квалификации персонала: формы, методы и системы

Содержание

Повышение квалификации персонала как инструмент развития организации

19.02.2020

Рубрика: Точка зрения ТПП

Основа успеха любой организации или компании – это, прежде всего, люди, их знания и умения. Даже специалистам самого высокого уровня время от времени требуется повышать свою квалификацию и узнавать что-то новое.

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки персонала к выполнению новых функций, занятию новых должностей, решению новых задач, направленных на преодоление расхождения между требованиями, предъявляемыми к нему, и качествами реального человека.

Обучение в вузе или получение среднего профессионального образования дает лишь начальную квалификацию, соответствующую получаемой профессии, повышение же квалификации и профессиональная переподготовка дают дополнительную и последующую квалификацию с ориентацией на конкретную деятельность, то есть ее последующее углубление, расширение и дополнение. Система профессионального обучения способствует гибкому реагированию на потребности рынка и способность к инновациям. При этом затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников и в последующем организация ожидает от него отдачи в виде повышения эффективности ее деятельности.

Довольно часто под повышением квалификации подразумевают только то обучение, которое организовано на рабочем месте или в рамках специальных учебных заведений. На самом деле этот процесс гораздо шире: в повышение квалификации необходимо включать и обмен опытом, и самообучение, и посещение профессиональных конференций, семинаров, мастер-классов, тренингов. Таким образом, для обеспечения эффективного профессионального развития сотрудников, должна быть выстроена эффективная система повышения квалификации, соответствующая потребностям современного мира.

Высококвалифицированному специалисту все чаще приходиться совмещать в своей работе помимо своих непосредственных обязанностей всё больше различных трудовых функций и принимать решения, которые требуют знание основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии. Новые навыки и знания, приобретенные в процессе обучения, повышают конкурентоспособность на рынке труда. Перед высококвалифицированным человеком открываются новые возможности для карьерного роста на своем предприятии и за его пределами.

Побудительными причинами повышения квалификации могут быть: стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты. Более того, появляется высокая удовлетворенность своей работой, компетентность, расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне компании, рост самооценки.

Торгово-промышленная палата Республики Абхазия постоянно поддерживает предпринимателей, способствует их профессиональному развитию и оказывает всяческую поддержку в осуществлении различных интересных проектов.

ТПП всегда идет в ногу со временем и уделяет огромное внимание повышению квалификации не только своих сотрудников, но и на своем примере внедряет эту тенденцию среди предпринимателей – членов палаты.

К примеру, по приглашению российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) абхазская делегация, в состав которой вошли члены ТПП РА и Гильдии пекарей и кондитеров Абхазии, участвовала во Всемирном форуме по хлебопечению «Хлеб – это мир», в котором принимали участие представители более 70 регионов России и делегации более чем из 60 стран.

Члены делегации посетили Открытый кубок России по хлебопечению – зрелищные профессиональные соревнования, направленные на развитие молодого поколения интереса к профессии пекаря и сохранение лучших традиций хлебопечения, мастер-классы по хлебопечению и кондитерскому делу от профессионалов мирового уровня. В рамках форума абхазские пекари и кондитеры провели переговоры с его участниками о долгосрочном сотрудничестве. Это в дальнейшем позволит наладить деловые контакты для генерации идей и поиска эффективных направлений развития хлебопечения с учетом интеграционного взаимодействия стран входящих в Международный Союз пекарей.

По итогам форума члены абхазской делегации дали высокую оценку этой деловой миссии.

– Мы все выражаем огромную благодарность Торгово-промышленной палате за приглашение принять участие в этом масштабном и весьма интересном для нас мероприятии. Такие форумы необходимы для развития нашего бизнеса. Мы получили новые навыки и познакомились с кондитерами и пекарями с разных стран, вели диалоги, обменялись контактами. Более того, мы приобрели новые секреты выпечки хлебобулочной и кондитерской продукции, – считает ресторатор Джулия Циколия.

Шеф-повар ресторана «Леон» Антон Шиховцов сказал, что обязательно попробует в своей работе полученные в «Доме хлеба» новые рецепты.

– Это были прекрасные, насыщенные знаниями, секретами приготовления самых уникальных десертов, дни. Безусловно, такая возможность представляется нечасто и еще раз огромное спасибо ТПП за внимание и заботу по отношению к нашей скромной профессии, – резюмировал Шиховцов.

Еще одна участница, кондитер Алена Цвинария поделилась мнением о проведённых мастер-классах: «Очень приятно было попасть в общество единомышленников! Много нового и интересного! Три чудесных дня, наполненных знаниями, практикой пролетели, как мгновение. Огромное спасибо ТПП РА, за предоставленную возможность роста, которую мы попытались реализовать в полной мере. Уровень мероприятий был настолько высок, что мы ощущали огромную ответственность, представляя нашу республику. На форуме «Хлеб – ты мир» собрались лучшие пекари и кондитеры со всего мира и мне было очень почетно чувствовать себя маленькой частичкой такого престижного события. В моей практике это первое приглашение на мероприятие такого масштаба».

Еще дно значимое событие прошлого года – это приглашение на форум бизнеса и власти «Дни ритейла на Неве» в Санкт-Петербург.

В состав сформированной ТПП делегации, которую возглавлял вице-президент палаты Астамур Гагулия, вошли крупные производители товаров и услуг нашей республики, такие как ООО «Вина и воды Абхазии», ООО «Пивоваренный завод «Сухумский», СП ООО «А-мобаил», ТЦ «Премиум-маркет», компания «Кофе Росси» и другие.

Участники делегации получили самое благоприятное впечатление о мероприятии, организованном на столь высоком уровне. При этом каждый извлек для себя много полезной и практической информации.

– Повышение квалификации для нашей организации – это достижение работниками определённого уровня профессионализма, знаний и навыков необходимых для успешной практической деятельности, развитие способностей персонала в организации своей работы, для поддержания необходимого уровня и качества труда в соответствии со стратегией компании. В подобном проекте я участвую первый раз. В программу было включено много сессий по маркетингу, категорийному менеджменту, управлению персоналом, автоматизации процессов категорийного менеджмента, будущее ритейла, тренды и прогноз розничного рынка и многое другое. В нашей практике сложно реализовать многие процессы, потому что система находиться на другом уровне, в связи с чем остро встаёт необходимость в развитии профессионализма кадров. Поэтому и возникает вопрос об обучении и повышении квалификации персонала, – считает Лаура Гагулия, директор ООО «Премиум Маркет».

Своими впечатлениями от участия в «Днях ритейла на Неве» поделилась Эсма Кортава, юрист ООО «Пивоваренный завод «Сухумский»: «Мне посчастливилось стать участницей этого отраслевого форума. Это событие из серии межрегиональных мероприятий, приуроченных к ежегодному Международному форуму бизнеса и власти «Неделя российского ритейла». Программа была очень насыщенной, содержала много полезного материала, и охватывала практически весь спектр работы малых и крупных предприятий различных сфер деятельности. У участников форума была возможность лично пообщаться с ведущими специалистами, задать вопросы.

В реалиях нынешнего времени, когда прогресс динамичен, программа по повышению квалификации персонала, как никогда актуальна, и имеет важное значение для повышения производительности труда, на предприятиях и в учреждениях различных областей деятельности, поскольку влияет на моральный настрой и уровень профессионализма сотрудников. Хочется выразить благодарность директору ООО «Пивоваренный завод «Сухумский» за возможность получить новые знания, ознакомится с современными и актуальными тенденциями в сфере новых технологий и производства в целом. Особую благодарность выражаю Торгово-промышленной палате за организацию этой поездки, поддержку и активное участие с нами во всех мероприятиях по программе Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла».

Коммерческий директор СП ООО «А-Мобаил» Астамур Кутарба, так же входивший в абхазскую делегацию, подчеркивает, что «в современных условиях конкуренции компания СП ООО «А-Мобайл» уделяет особое внимание повышению квалификации своих сотрудников».

– Мы систематически проводим тренинги с приглашенными специалистами из РФ на различные темы. Регулярно участвуем в различных форумах и мастер классах за пределами Абхазии. Так как мы предоставляем высокотехнологичные услуги, наша команда специалистов должна соответствовать высокому уровню профессионализма.

Окружающий нас мир стремительно меняется и рынок высокотехнологичных услуг в том числе. Для достижения поставленных целей необходимо ежедневно учиться новым подходам, получать дополнительные знания в своей области и применять их на практике. Это непрерывный процесс, который является залогом успеха в любой компании.

Огромное спасибо Торгово-промышленной палате за поддержку бизнес-сообщества и внедрение столь значимых в современном мире тенденций, – говорит Астамур Кутарба.

Несмотря на то, что в Абхазии сетевой ритейл только на начальном этапе, ТПП нацелена на будущее развитие и соответствие международным стандартам в этой сфере.

ТПП интересно не только это направление, но и взаимодействие с Ассоциацией экспертов рынка ритейла в информационно-консультационном аспекте, которая предоставит возможность повышать уровень квалификации абхазских предпринимателей, изучать новые тенденции развития бизнеса.

В рамках форума состоялась деловая встреча Астамура Гагулия с председателем Ассоциации Андреем Карповым, по результатам которой стороны пришли к общему мнению о необходимости подписания соглашения о сотрудничестве.

Более того, Андрей Карпов пригласил предпринимателей Абхазии в Москву на следующий масштабный отраслевой форум «Неделя российского ритейла», в котором будет принимать участие более 6 000 делегатов.

В ТПП считают, что такие встречи весьма значимы: они позволяют идти в ногу со временем и налаживать контакты с перспективными компаниями.

Если говорить о полном спектре направлений Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, то стоит отметить что она участвует в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли, оперативному разрешению конфликтных ситуаций в сфере ритейла, совершенствованию системы подготовки кадров, внедрению новых технологий. Ассоциация на постоянной основе организует методическую помощь, содействуя наиболее эффективному решению возникающих вопросов. Особое внимание в настоящее время уделяется организации консультаций по широкому кругу вопросов, исследований и рейтинговой деятельности, развитию направлений корпоративного обучения и коучинга.

Безусловно, отношения, зародившиеся со столь авторитетной организацией, принесут для ТПП свои плоды и отразятся на предприятиях нашей Республики, заинтересованных в повышении квалификации своих специалистов.

Профессиональное обучение позволит абхазским предпринимателям повысить уровень квалификации, освоить различные направления в сфере предпринимательской деятельности, взаимодействовать в информационно-консультационном аспекте и изучить новые тенденции.

В свою очередь у Торгово-промышленной палаты появится возможность приглашать представителей Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла для проведения на территории Абхазии обучающих тренингов и семинаров. Более того, у предприниматели смогут выезжать на тематические встречи и консультирование по вопросам, интересующим бизнес-сообщество республики.

Учитывая стремление Торгово-промышленной палаты к профессиональному и динамичному развитию, а также к современным тенденциям, мы приглашаем к сотрудничеству в этом проекте членов ТПП и других предпринимателей, заинтересованных в обучении своих специалистов.

Мы так же готовы поддержать любую инициативу на повышение профессионального уровня предпринимателей в любых сферах.

Кто отвечает за систему повышения квалификации на предприятии

Повышение квалификации — непрерывный процесс, позволяющий сохранять высокую эффективность труда, снизить риск несчастных случаев на производстве и повысить конкурентоспособность организации вцелом. В необходимости подобной работы с кадрами сходятся теории управления, разработанные в России и на Западе. Также важно правильно определить ответственность за обучение персонала, чтобы система работала эффективно и без сбоев, выбрать учебный центр для повышения квалификации в Волгограде в качестве партнёра.


В системе обучения персонала задействованы следующие должностные лица и отделы организации.

Руководитель предприятия

Все ключевые документы и стандарты, касающиеся обучения и повышения квалификации в организации, утверждаются её руководителем. Это позволяет гарантировать соответствие принимаемых решений целям и задачам предприятия.

Кроме того, факт утверждения руководителем важен для работников, проходящих обучение.Это повышает ответственность сотрудников при освоении новых знаний и даёт ощущение причастности к общему делу.

Руководители структурных подразделений

Непосредственные начальники обучаемых сотрудников обязаны определять потребность в обучении, в зависимости от возложенных на подразделение задач. В частности, это может быть предстоящее внедрение нового оборудования или необходимость обеспечить профессиональный рост персонала, замену выходящих на пенсию работников молодыми.

Служба управления персоналом

Эта служба отвечает за выбор способа обучения, привлечение собственных преподавателей предприятия или сторонних обучающих организаций. Например, учебного центра Волгограда. Свою деятельность они осуществляют на основе потребностей, сформированных руководителями подразделений.

Служба управления персоналом составляет и согласовывает с руководством план-график обучения. Форма передачи и актуализации знаний может быть одной из следующих:

Важно, чтобы система работала непрерывно, получала адекватное и регулярное финансирование. Только при этих условиях гарантируется высокая эффективность труда и успешное освоение новых технологий на предприятии.

← Предыдущая статьяСледующая статья →

Повышение квалификации — периодичность и сроки

Технологии производства становятся все сложнее. Чтобы овладеть ими, необходимо проходить периодическое переобучение или повышение квалификации. Если предприятие уделяет должное внимание этим процессам, соблюдает периодичность обучения, оно получает значимое конкурентное преимущество на рынке. Его сотрудники могут работать со сложнейшим оборудованием, а это позволяет выпускать товары с лучшими характеристиками, чем у иных компаний.

В некоторых сферах деятельности повышение квалификации, его периодичность оговорены на законодательном уровне. Это относится к медикам, педагогам, летчикам, работникам муниципальных и государственных структур. В данном случае работодатель обязан составлять графики направления сотрудников на курсы повышения квалификации, перестраивая режим работы подразделений.

Само обучение может проводиться в разных форматах вне зависимости от периодичности. В классическом варианте работника освобождают от выполнения непосредственных должностных обязанностей. В течение определенного срока он посещает занятия, потом сдает экзамены и получает соответствующий аттестат или сертификат. Его необходимо передать в отдел кадров предприятия-работодателя.

Если обучающий центр расположен далеко от места проживания работника (например, в другом городе), пройти курсы повышения квалификации можно с применением дистанционных технологий. Ряд специальностей предполагает наличие практических занятий. Их можно организовать непосредственно на базе предприятия-работодателя.

Материалы по теме

Периодичность повышения квалификации

Периодичность обучения не одинакова для разных специальностей и должностей. Обязательно учитываются профессиональные обязанности конкретного работника, характер выполняемой им работы.

В российском законодательстве, в частности, в Трудовом кодексе оговорены сроки повышения квалификации, их периодичность. Стандартно сотрудника обязаны направлять на переобучение «по мере необходимости», но оговорены максимальные сроки между прохождением курсов — пять лет. Последнее требование актуально, например, для:

  • специалистов, занимающихся инженерными изысканиями. Основание — п. 4 ч .6 ст. 55.5-1 ГК РФ;
  • работников прокуратуры. Основание — ч. 1 ст. 43.4 ФЗ № 2202-1 от 7.01.1992 года;
  • сотрудников предприятий горной промышленности. Основание — ст. 25.5 ФЗ №81 от 20.06.1996 года;
  • персонала опасных производств. В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997 года интервал между переобучениями по промышленной безопасности составляет не более пяти лет. Срок может быть сокращен, если сотрудника перевели на новую должность, в другое подразделение и т. д.

В ряде ситуаций работодатель может самостоятельно устанавливать периодичность направления на повышение квалификации с учетом специальности конкретного сотрудника. Это возможно, если профстандарты не содержат никаких требований к срокам обучения. В этом случае работодатель обязан руководствоваться ч.1 ст. 196 ТК РФ.

График с указанием периодичности и сроков обучения подлежит согласованию с профсоюзами. Дополнительно его закрепляют в трудовом договоре, в том числе коллективном.

Важно!

Помните, что между переобучениями может проходить и менее пяти лет!

Это относится к следующим специальностям:

  • учителя 5-11 классов. На основании ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ для них периодичность направления на повышение квалификации составляет 3 года;
  • аудиторы. Как только работник получает удостоверение аудитора, он обязан каждые 12 месяцев проходить переобучение на базе своей СРО. Основание — п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ;
  • судьи. После назначения на должность они обязаны пройти профессиональную переподготовку. Далее судью направляют на повышение квалификации с частотой раз в три года. Основание — ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1;
  • специалисты по охране труда. Порядок обучения по ОТ, утвержденный совместным Постановлением Минтруда и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 года, предписывает, что проходить переобучение необходимо не реже раза в три года. Интервал может быть уменьшен при наличии потребности в этом;
  • работники и руководители невзрывоопасных производств. Они обязаны не реже раза в три года проходить переобучение по пожарно-техническому минимуму. Если же предприятие отнесено к взрывоопасным, обучение проводится ежегодно.

Периодичность не менее 1 раза в пять лет

Ответственность работодателя и сотрудника

Проверка знаний после повышения квалификации

В сфере госзакупок законодательство меняется достаточно часто. Регулярно принимаются новые нормативные акты, корректируются действующие. Если эти изменения не учитывать в своей работе, возможны штрафы, отстранения от торгов, иные негативные события. На практике это означает, что направлять работников на курсы повышения квалификации необходимо не реже, чем раз в три года.

Отдельно стоит сказать о прохождении обучения на группу электробезопасности. Подробные условия изложены в ПТЭЭП (утверждены приказом Минэнерго № 6 от 13.01.2003 года (в редакции от 13.09.2018 года). В этом же документе указано, что обладатели II-V групп по электробезопасности обязаны проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Если этот срок пропущен, группа обнуляется. Придется заново проходить обучение и сдавать все экзамены, начиная со II группы. 

Для водителей и иных работников предприятий транспортных предприятий периодичность обучения законодательно не оговорена. Решение о направлении сотрудников на курсы повышения квалификации принимает руководитель организации.

Повышение квалификации по направлениям

Что входит в программу дополнительного образования?

Здесь многое зависит от конкретного учебного центра или организации, предоставляющей дополнительное профессиональное образование. Эти учреждения могут формировать программы самостоятельно, учитывая законодательные требования к разным специальностям и потребности заказчиков. 

В каком порядке проводится обучение? Сколько оно длится?

Учебные центры при разработке программ, определении необходимого количества часов, проведении экзаменов обязаны руководствоваться требованиями надзорных органов и действующими положениями Трудового кодекса.

В то же время в нормативных актах не указано, сколько часов должен обучаться хирург или педагог в каждом конкретном случае. Количество часов, объем материала для изучения корректируются с учетом специализации обучающихся.

Нормативные документы, регламентирующие периодичность и порядок повышения квалификации, содержат положения о том, что слушатель на курсах должен получать знания и навыки, необходимые в рамках его новой компетенции, обозначенной в программе. Минимально на повышение квалификации каждому сотруднику отводится не менее 16 часов.

Если же обратиться к законам и подзаконным актам, регулирующим получение дополнительного образования в рамках той или иной специальности, можно увидеть, что минимальное количество академических часов — 108. При этом не имеет значения, какие технологии применяет учебный центр (очное, заочное, дистанционное обучение).

Объем материала по каждому курсу, его структуру определяет непосредственно организация, предоставляющая образовательные услуги.

Обучение и повышение квалификации персонала

Обучение и повышение квалификации персонала

Одним из основных направлений кадрового менеджмента на предприятии является обучение и повышение квалификации персонала. Только кадры, квалификация которых будет полностью соответствовать требованиям, вытекающим из условий хозяйствования и реализации стратегии, могут обеспечить надлежащее качество деятельности организации. Причины, оказывающие влияние на объемы и темпы обучения и повышения квалификации, достаточно разнообразны. В первую очередь к ним относятся следующие: высокая динамичность внешней среды, ее инновационный характер, постоянное появление новых технологий, методов управления, рыночного поведения и организации производства. В ответ на эти изменения организациям приходится внедрять новую технику и технологию значительно чаще и в гораздо более короткие сроки, чем 10—20 лет назад, применять на практике гораздо более гибкие стратегии, чем прежде, достаточно регулярно переходить от одних видов оргструктур к другим и, наконец, для повышения конкурентоспособности осуществлять самые разнообразные виды диверсификации. Все эти обстоятельства делают процесс профессионального обучения и повышения квалификации непрерывным и охватывающим все категории сотрудников организации.

Профессиональное развитие способствует комфортности психологического климата, воспитанию резерва управленческих кадров, а в некоторых случаях позволяет сократить численность персонала за счет более высокой производительности труда сотрудников, повысивших свою квалификацию. Для реинжиниринга, являющегося в настоящее время одной из основных форм инновационных процессов, минимизация персонала при резком возрастании его квалификации — важное слагаемое совокупной эффективности.

Следует разделять профессиональное обучение, цель которого — формирование определенного комплекса навыков, и повышение квалификации, задачей которого является формирование определенного типа мышления и поведения. Мало различаясь по этапам обучения, они вместе с тем неодинаковы по срокам, принципам, методам, квалификации привлекаемых кадров. Потребность в профессиональном обучении, как правило, возникает в том случае, если организация предпочитает привлекать неквалифицированные кадры и готовить их целенаправленно для собственных техники, технологии и организации производства, и в том случае, когда происходит смена технологий производства.

Так, внедрение персональных компьютеров потребовало поголовного обучения работников владению этим техническим средством и значительно изменило требования к сотрудникам бухгалтерии, секретарям-референтам и т.п. Новые технические средства приводят к исчезновению некоторых профессий и тем самым к переквалификации определенной части сотрудников. Внедрение персональных компьютеров практически вытеснило из употребления пишущую машинку и значительно сократило сферу применения труда стенографисток и подобных специалистов.

Повышение квалификации носит, как правило, более регулярный характер и вызывается к жизни либо резким изменением условий хозяйствования, например при выходе организации из кризиса, либо предназначено для постоянного создания интеллектуального потенциала организации и повышения за счет этого ее конкурентоспособности.

Осуществление профессионального обучения и повышения квалификации начинается с четкого формулирования целей обучения раздельно для каждой категории обучаемых. В соответствии с этими целями разрабатываются программы и методы обучения, а также определяются критерии, по которым будет оцениваться результативность процесса. При этом следует иметь в виду, что далеко не всегда есть возможность четко сформулировать те показатели, которые могут быть положены в основу оценки качества обучения. В том случае, если обучение ставит своей целью формирование каких-то определенных профессиональных навыков (управление автомобилем, владение компьютером), контроль результатов обучения не представляется затруднительным. Если речь идет о формировании нового типа поведения или мышления, результаты могут сказаться через достаточно продолжительный период времени.

В соответствии с целями обучения составляется перечень качеств (степень компетентности), которыми должен будет обладать сотрудник после прохождения обучения. Производится оценка наличия этих качеств у сотрудников, и на этой основе разрабатываются программы, ставящие целью ликвидацию пробелов в профессиональной подготовке специалиста или возведение данных качеств на новый уровень. В зависимости от полученной информации определяется структура сети обучения и повышения квалификации. Масштабы процесса профессионального обучения и профессионального развития неразрывно связаны с потребностями в осуществлении этих двух процессов.

Разработка программ и определение методов, которыми могут являться инструктаж, осуществление дублирования, ученичество, обучение внутри самой организации или направление в специализированные учебные центры, институты и т.п. — предварительное условие осуществления собственно процесса обучения.

Процесс обучения наиболее эффективным будет в том случае, если программы и методы будут максимально адаптированы к уровню слушателей и тем задачам, которые они ставят перед собой в процессе обучения. Поэтому необходимо осуществлять предварительный отбор всех направляемых на обучение и формирование групп, однородных по составу. Наличие в группе более и менее подготовленных слушателей или ставящих перед собой разные цели в процессе повышения квалификации неизбежно.

Обратите внимание на наши тренинговые программы: 

Статьи по теме: