Складская логистика
Любая компания так или иначе использует логистику. Производственные предприятия, а так же компании с развитой оптово-розничной сетью, создают несколько отделов, отвечающих за своевременную доставку требуемых материалов в нужное место, в нужное время при минимальных затратах. В таком случае каждый из отделов четко представляет зону своих обязанностей и отвечает за их исполнение. Качественная работа логистического отдела не только позволяет снизить общие затраты организаций на 15-40% (у транспортных компаний эта цифра нередко достигает 60%), но также обеспечивает бесперебойность основной производственной деятельности.
В компаниях, занимающихся производством собственной продукции, важна грамотная работа склада (или складского комплекса), а соответственно и складской логистики.
Функции и задачи складской логистики
Складская логистика позволяет уменьшить (или устранить) излишки запасов, лишнюю транспортировку, отправку клиентам дефектной продукции, перепроизводство. Она значительно повышает эффективность бизнес-процессов, но только тогда, когда она рассматривается неразрывно с бизнес-процессами всей компании.
Функции управления складом на микроуровне выполняет отдел логистики, который занимается управлением, размещением, хранением и выдачей материальных ресурсов потребителям.
Основными задачами складской логистики являются:
- Выбор способа хранения.
- Выбор места расположения склада.
- Организация труда на складе.
- Оптимизация и стандартизация складских технологических процессов.
- Определение количества складов.
- Выбор технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая).
Разработка логистического процесса на складе.- Анализ эффективности использования существующих складов.
Организация работы склада
Как уже было сказано ранее, очень важно правильно организовывать работу склада. Если на предприятии пока не существует складского комплекса, то данный вопрос требует детальной проработки. Первоначально компании следует точно выяснить, для каких целей ей нужно складское хозяйство. Зачастую лучшим вариантом является аренда уже созданного склада, чем покупка или постройка собственного. Если объемы производства и оборачиваемость продукции высокие, тогда наиболее оптимально будет купить или построить собственный склад, т.к. вложения достаточно быстро себя окупят. После окончательного анализа вариантов систем складирования необходимо определить, в каком месте будет построен складской комплекс. В основном, склад организуется в одном здании с производством, чтобы максимально оперативно реагировать на запросы, в первую очередь, внутренних потребителей. Если же завод большой, тогда следует определить необходимое количество складов. Когда склад будет построен и введен в эксплуатацию, требуется постоянно проверять эффективность использования складских площадей. Это является очень важным моментом, т.к. невозможно все просчитать на бумаге и на практике всегда возникают проблемы. Только практика позволяет быстро найти слабые места в процессе эксплуатации, а грамотная работа сотрудников устранить брешь.
Классификация складов
На сегодняшний день существует несколько разновидностей классификации складов, но наиболее распространенной является следующая:
- По виду продукции: склады остатков и отходов, инструментов, материалов, комплектующих изделий, сырья, готовой продукции, тары.
- По отношению к звеньям логистической цепи: склады посреднических организаций, экспедиторских организаций, производителей, транспортных организаций, торговых организаций, посредников.
- По форме собственности: снабжения производства, распределительные, сезонного хранения, подсортировочные.
- По функциональной области логистики: склады производства, сбыта и снабжения.
- По виду складских зданий и сооружений: открытые площадки, площадки под навесом, закрытые сооружения, многоэтажные, высотные.
- По степени технической оснащенности: частично механизированные склады, механизированные, автоматические, автоматизированные.
Работы, осуществляемые на складе
Складская логистика призвана максимально эффективно использовать имеющуюся ограниченную территорию склада. При организации его работы важно разделить склад на основные зоны – хранения продукции, оборудования, приемки, подготовки, временного хранения. Разделение на эти зоны позволяет ликвидировать путаницу основных и вспомогательных процессов. Функция хранения – важнейшая функция склада, однако далеко не единственная. Помимо нее на складе осуществляются следующие работы:
- Приемка.
- Отгрузка.
- Переупаковка.
- Маркировка.
- Дополнительная сборка.
- Подготовка груза к отправке.
- Хранение.
- Формирование ассортимента для отправки.
- Обеспечение бесперебойности производства.
Информационные системы управления складом
Для того, чтобы склад работал быстро и эффективно, можно внедрять в его работу различные информационные системы.
WMS (Warehouse Management System) – система управления складом, которая подразумевает использование технологии автоматической идентификации для адресного хранения и удаленного управления сотрудниками. С ее помощью, влияние человеческого фактора на складские процессы значительно снижается, а так же повышается скорость выполнения заказов и точность данных по хранимой продукции. Оператор получает задание из системы, куда нужно переместить груз или откуда его забрать. Используя штрих-кодирование, информация заносится в базу, где потом становится видно – куда перемещена паллета, что на ней находится и в каком количестве. Наиболее часто оборачиваемый или используемый товар располагается на самых ближних полках для быстрого изъятия с мест хранения в требуемый момент времени. Тяжелые и нечасто используемые материалы распределяются на дальние и нижние места в зоне хранения склада.
Разделяют 3 основных вида WMS систем:
- Системы с набором стандартных опций, без дополнительных услуг. Ими пользуются, как правило, небольшие компании.
- Системы, создающиеся под заказ в соответствие с требованиями клиента. Ориентация таких систем идет на крупные склады со сложной технологией выполнения операций.
- Адаптируемые системы, ориентированные на крупные и средние компании, владеющие складскими комплексами со сложными технологическими процессами.
Осуществление автоматизации склада с помощью системы WMS – серьезный вопрос, к решению которого требуется отнестись очень ответственно. Только адаптируемые системы способны подстраиваться под новые требования пользователя. При возникновении необходимости в использовании дополнительных функций WMS системы (например, функция шпион позволяет с помощью камер видеонаблюдения в любой момент увидеть из офиса, чем занимается сотрудник склада), компании, которые купили базовую версию, становятся вынужденными покупать новую, т.к. данная версия не может быть обновлена или дополнена. В результате теряется огромное количество денег, которых полученная экономия не может перекрыть. Возникновение подобных ситуаций подразумевает то, что складская логистика работает недостаточно эффективно.
Оценка эффективности складской логистики
Популярным методом оценки и анализа эффективности функционирования любой функциональной области логистики стал метод KPI (ключевых показателей эффективности). Данные показатели создаются индивидуально для каждого предприятия в соответствие с различными его особенностями. В основном, определяются несколько показателей, которые всегда можно просчитать и с помощью которых проанализировать, насколько качественно выполняется работа (KPI применяются не только к складу, но и к любому отделу). При достижении определенного порога KPI, проводится анализ текущей ситуации и формируются варианты для устранения возникшей проблемы.
Выводы
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что складская логистика на предприятии является одним из самых важных элементов, используемых при осуществлении основной деятельности. Сотрудники, оптимизирующие работу склада, должны постоянно развиваться и внедрять новые технологии в процессе развития компании. На начальном этапе развития предприятию вполне может хватить одного арендуемого помещения, отведенного под склад, но далее при увеличении объемов производства увеличиваются и запрашиваемые требования, как в плане количества, так и в плане качества складских площадей. Повышение уровня производительности провоцирует организацию на создание больших запасов (как основных, так и страховых), требуется больше сотрудников для своевременного удовлетворения потребностей. Чем больше сотрудников становится, темя тяжелее их всех контролировать. Люди начинают совершать ошибки. В связи с этим, со временем, возникает нужда в автоматизации складских процессов и функций. Вводятся новые технологии для более эффективного использования складских площадей. Все эти вопросы решаются с помощью складской логистики.
Источник:
Карпова Н.П., Королев В.О. Роль складской логистики в обеспечении предприятия материальными ресурсами // Actualscience. – 2016. – Т. 2. – № 3. – С. 94-96.
topknowledge.ru
Роль складов в логистике
Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.
Основное назначение склада – концентрация запасов, хранение их и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.
Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов. В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.
Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).
Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.
Виды и функции складов Классификация складов
Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количества видов складов.
В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:
Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.
Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.
Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.
Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться в рамках как снабженческой, так и распределительной логистики.
По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:
склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;
склады хранения, обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;
склады комиссионирования, предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;
склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;
специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).
По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:
закрытые,
полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены),
открытые площадки.
В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные. В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).
Различают склады и по степени механизации складских операций:
немеханизированные,
механизированные,
автоматизированные,
автоматические.
studfiles.net
важный элемент в стратегическом менеджменте предприятия
Современные условия на рынке складских услуг и транспортных перевозок таковы, что компаниям, действующим в этой сфере, приходится соблюдать довольно жесткие требования для того, чтобы «остаться на плаву» и не пропустить впереди себя конкурентов.
Постоянное давление экономического кризиса и перманентная конкурентная борьба на фоне растущих требований по улучшению качества оказываемых услуг заставляют многие компании уделять повышенное внимание такому аспекту, как транспортная и складская логистика. Это намного упрощает задачу сохранения уже занятых рыночных позиций и обеспечивает выход на новый, более совершенный уровень развития организации.
Должным уровнем организованная транспортно-складская логистика – это великолепный инструмент, обеспечивающий стабильное процветание фирмы, выход на новые рынки и неуклонное увеличение числа клиентов. Это обязательный элемент современного стратегического менеджмента, эффективность которого подтверждается опытом успешных международных предприятий. Эффективная транспортная и складская логистика приводят к росту прибыли даже при плохих экономических условиях – и одно это уже вызывает к ней неподдельное уважение. Рассмотрим подробнее оба эти направления. Начнем с поставок сырья и отгрузки готовой продукции.
Менеджеры, отвечающие за транспортную логистику, рассчитывают наилучший маршрут движения используемого предприятием транспорта, выбирают такой его вид, который оптимально подойдет для заданного расстояния и конкретного груза, определяют его загрузку. Все это особенно важно для отечественных условий: наши пробки в крупных мегаполисах и огромные расстояния давно уже не вызывают удивления. Использование расчетов транспортной логистики намного снижает общие издержки и, следовательно, приводит к увеличению дохода.
Складская логистика, в свою очередь, занимается вопросами рационального размещения складов на территории определенного региона или страны. Она особенно важна для предприятий с развитой филиальной сетью, работающих с помощью собственных либо арендованных складских помещений. Помимо этого, складская логистика отвечает за решение всех вопросов, связанных с организацией складских операций: отпуском и приемкой товаров, разгрузкой-погрузкой, распределением зон хранения и т.д.
В принципе, любое предприятие, используя учетную программу, наиболее подходящую к сфере своей деятельности, может самостоятельно наладить все внутренние процессы, связанные с грузоперевозками и эффективным использованием помещений для хранения своих товаров. Однако если предприятие небольшое, ему выгодно использовать услуги складской логистики сторонней фирмы. Это позволяет сэкономить расходы и довериться профессионалам, имеющим огромный опыт в данной сфере.
Многие логистические фирмы, помимо погрузо-разгрузочных работ, надежного хранения товара, комплектации заказов, предлагают потенциальным клиентам также утилизацию брака, формирование отчетности о перемещении товаров на складе, обработку груза и т.д.
Таким образом, любая фирма может воспользоваться складскими услугами профессиональных организаций, расположенных вблизи важных транспортных узлов и работающих с современным инновационным оборудованием. Что лучше, положиться на свои силы или привлечь опытных специалистов – зависит от самой фирмы. Главное – не упускать ни одной мелочи, способной повысить конкурентоспособность предприятия.
fb.ru
Особенности складской логистики
Склад – это сооружение, которое предназначено для приема, хранения продукции.
Складская логистика занимается управлением процессами размещения, хранения, выдачи товаров потребителю. Среди наиболее важных задач логистики можно выделить следующие:
— определение наиболее выгодного места для расположения склада;
— расчет оптимального количества складских помещений;
— проверка эффективности применения уже имеющихся помещений;
— логистическое проектирование складского помещения;
— выбор наиболее выгодного метода для хранения вашей продукции.
Склад является важнейшим звеном в технологическом процессе любой промышленной организации. Для сферы торговли он является настоящим фундаментом.
Склад занимается обработкой трех видов потоков. Первый, входной, к нему можно отнести разгрузку транспорта, а также проверку груза. Второй, выходной – процесс погрузки груза.
Третий вид, так называемый внутренний, который связан с перемещением грузов в пределах склада. Главные функции складского помещения:
— переход продукции из производственной категории в потребительскую;
— избавление от временного промежутка между изготовлением и реализацией продукции;
— процесс расформирования больших партий в более мелкие;
— с целью снижения расходов, связанных с транспортировкой, на складе может осуществляться объединение мелкой продукции, предназначенной для большого числа клиентов;
— проверка комплектации и качества приборов, подготовка их к продаже.
Если вам необходим логический консалтинг складского помещения, мы советуем обратиться за помощью в компанию APM-logistic. Она поможет вам повысить эффективность склада, а также сократить издержки.
Складская логистика нуждается в полнейшем согласовании функций: обработка грузов, пополнение запасов, распределение продукции между клиентами.
Эффективная работа складского помещения является главной составляющей его рентабельности. Следует достигнуть рационального планирования свободного пространства, это способствует уменьшению расходов на переработку груза. Кроме того, можно использовать универсальное оборудование, способное выполнять разнообразные складские операции.
Выбирать подъемно-транспортные механизмы следует, основываясь на технических особенностях, направленности деятельности склада. Главная цель системы складирования – это максимальное использование свободных площадей склада.
23.03.2016 18:05
www.kremlinrus.ru
Эффективная логистика склада — залог успешного функционирования предприятия
Под складированием понимают процесс содержания материальных запасов участников логистического взаимодействия, их рационального размещения, обеспечения сохранности и безопасных условий работы. Его логистика – управление складом, осуществляемое при помощи комплекса взаимно связанных процедур, осуществляемых в ходе движения потоков материальных ценностей.
Объектами исследований при этом выступают товарные ценности и условия их упаковки, погрузки и размещения. Важнейшими логистическими задачами являются управление запасами, организация поставок и функционирования складской сети, разгрузка, упаковка грузов, их складирование.
Склад представляет собой довольно сложное сооружение, состоящее из нескольких элементов, связанных между собой и объединенных в определенную структуру с целью исполнения функций накопления и движения потоков товарно-материальных ценностей. А логистические склады – это еще и инструмент управления товарными запасами на всем протяжении цепи от локального производства до общегосударственной системы.
На промышленных объектах уровень организованности складского хозяйства оказывает заметное влияние на ритм производственных процессов, работу транспорта, стоимость продукции и эффективность предприятия в целом. Для логистической системы важность складов обусловлена их способностью сокращать транспортные расходы за счет перевозок небольшими партиями, координировать уровни спроса и предложения путем создания страховочных запасов, формировать ассортимент продукции и обеспечивать гибкость политики ее сбыта.
Функции логистичекого процесса на складе
Накопление запасов позволяет поддерживать непрерывность производства и логистического процесса на складе, а также добиться согласованности действий при выполнении отдельных операций. Перечень предоставляемых складскими комплексами услуг включает четыре направления: организационно-коммерческое (составление сопроводительных документов, заключение договоров, реализация излишков материальных запасов), складское (прием, сортировка, хранение товаров, сдача в аренду свободных площадей), материальное (фасовка, упаковка, маркировка товарных ценностей), транспортно-эксплуатационное (погрузо-разгрузочные и экспедиторские услуги).
Классификация складов
Функциональное назначение предполагает классификацию складов на таможенные, распределительные, транзитные и длительного хранения. Исходя из вида продукции они могут предназначаться для размещения инструментов, сырья (материалов), готовой продукции, тары и т.д. В зависимости от обеспечиваемого температурного режима и влажности их делят на отапливаемые, низкотемпературные, холодильные и другие.
Степень технической оснащенности позволяет выделять хранилища механизированные, автоматизированные и полностью автоматические. Тип используемого здания или сооружения позволяет классифицировать места складирования на открытые площадки или расположенные под навесом и закрытые сооружения разной этажности и высотности.
По принадлежности товарных ценностей склады бывают открытыми или закрытыми, по охвату деятельности – местными, региональными и центральными, по наличию транспортного сообщения – с авто- или железнодорожными подъездными путями, причалами либо комплексными.
Последовательность выполнения операций обеспечивает эффектиное хранение
Первое направление регулирует снабжение, формирование запасов и обеспечивает контроль поставок. Второе – предполагает координацию действий по приемке, разгрузке, перевалке, транспортировке и логистике ответственного хранения грузов. Третье направление включает операции контроля выполнения заказов и качества оказываемых услуг.
Структурное содержание системы складирования должно учитывать место конкретного склада в общей системе, цели и задачи его функционирования, ассортимент обрабатываемых материальных ценностей. Связи между элементами в каждой подсистеме призваны обеспечивать надежность и оперативность их взаимодействия.
Общее логистическое управление складом заключается в координировании материальных и информационных потоков для устойчивости функционирования и быстрой адаптивности системы складирования.
promplace.ru
6. Логистика складирования
Цель раздела «Логистика складирования»: получение студентами базовых теоретических знаний и практических навыков в области принятия управленческих решений, связанных со складской деятельностью.
Задачи раздела: усвоение понимания назначения и целей складов; изучение теоретических основ организации логистического процесса на складе; изучение проблем эффективного функционирования логистики складирования; усвоение понимания назначения упаковывания; закрепление материала темы и проверка знаний предмета посредством тестирования и ответов на контрольные вопросы.
Глоссарий
Склад — сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.
Логистика складирования — управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.
Логистический процесс на складе — упорядоченная во времени последовательность логистических операций, интегрирующих функции снабжения запасами, переработки грузов и физического распределения заказа.
Система складирования — определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им.
Система комиссионирования — комплекс операций по подготовке, отбору и сортировке товаров и их доставке в соответствии с требованиями клиента.
Грузовая единица — некоторое количество товаров, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которое своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
Стандартизированная грузовая единица — консолидированные отдельные промышленные упаковки в единый стандартизованный «пакет», удобный для транспортировки и грузопереработки.
Упаковка — средство или комплекс средств для предохранения продукции от повреждений или потерь при транспортировании, хранении и перевалке; облегчающих выполнение логистических операций, разработанных с учетом требований техники безопасности погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и требований охраны окружающей среды.
Контейнер — элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.
Паллет — горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного погрузчика и других технических средств, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки, транспортировки грузов.
6.1. Роль и место складирования в логистической системе
6.1.1. Основные термины и понятия
Складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока -от первичного источника сырья до конечного потребителя. Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:
обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;
координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;
обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;
уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;
создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;
увеличение географического охвата рынков сбыта;
обеспечение гибкой политики обслуживания.
Такие термины, как «склад», «распределительный центр», «логистический центр», «терминал», почти взаимозаменяемы. Распределительный центр — это место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки. Логистический центр – это центр, все виды деятельности которого, связанные с транспортировкой, логистикой и перераспределением товара – для национальных и международных перевозок, осуществляются множеством операторов на коммерческой основе. Терминал — складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующее мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта. Наиболее общим термином является понятие «склад», под которым понимают сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.
Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.
На складе обрабатываются, по крайней мере, три вида потоков — входящие, исходящие и внутренние. Наличие входящего потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, проверки товаросопроводительных документов и т. д. Исходящий поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товарно- сопроводительных и грузовых документов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемещения и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.
Предметом логистики складирования является комплекс операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.
Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.
studfiles.net
логистика
— 18-18
Понятие, виды и функции складов
Склады, их понятие и роль в логистике
Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической системе организуется склад.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.
Представление о гармонично организованной логистической системе как о системе без складов ошибочно. Гармония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения вещественной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.
Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
задачи по складам как по самостоятельным системам.
Виды складов
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.
Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 99).
По этому признаку можно выделить две основные группы складов:
склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
склады на участке движения товаров народного потребления.
В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.
Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам, склады в местах потребления — торговым оптовым базам.
Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 100.
Функции складов
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
временное размещение и хранение материальных запасов;
преобразования материальных потоков;
обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей мере три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний — необходимость перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.
Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.
Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.
Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.
Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.
Склады, расположенные в местах потребления, получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.
Определение места расположения склада на обслуживаемой территории
Решая задачу определения оптимального количества складов в системе распределения, в качестве одной из главных зависимых переменных мы рассматривали транспортные расходы по доставке товаров потребителям материального потока со складов распределительной системы. Изменение этой величины изучалось в зависимости от изменений количества складов в системе распределения. Однако величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (в предыдущем параграфе мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально).
Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение, скорее всего, будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.
Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения или же, как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей метод может оказаться неприменим, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения растут по экспоненте.
Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки субоптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших практических задач; они дают хорошие, близкие к оптимальным, результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора). По существу, метод основан на «правиле Парето», т. е. на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ, анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оценить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эксперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.
Метод определения центра тяжести физической модели системы распределения (используется для определения места расположения одного распределительного центра). Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают (рис. 105). Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.
При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести самой пластины и с грузооборотом, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины.
Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.
Методом определения центра тяжести можно оптимизировать, например, размещение склада предприятия оптовой торговли, снабжающего магазины района продовольственными товарами. Уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптового склада включает несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с этого склада, то на модели распределительной системы грузы могут быть пропорциональны численности населения соответствующих населенных пунктов.
Задача определения точки территории, соответствующей центру тяжести физической модели системы распределения, может быть решена с помощью известных математических формул.
В качестве примера найдем место для размещения склада в распределительной системе, обслуживающей пять потребителей (рис. 106). Нанесем на карту района обслуживания координатные оси и найдем координаты точек, в которых размещены потребители материального потока, например магазины (на рис. 106 указаны номера магазинов, в скобках — их месячный грузооборот).
:
Координаты центра тяжести грузовых потоков (хсклад , усклад), т. е. точки, в которой может быть размещен распределительный склад, определятся по формулам:
Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.
Определение места расположения распределительного центра методом пробной точки.
Предлагаемый метод позволяет определить оптимальное место размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог на обслуживаемом участке.
Вначале на примере отдельного линейного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги произвольной длины (участок АН, рис. 107), имеется 8 потребителей материального потока: А, В, С, D, E, F, G и Н. Месячный объем завоза товаров к каждому из них указан в скобках.
Оптимальное место расположения распределительного склада легко определить методом, который можно назвать как «метод пробной точки».
Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.
Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров.
Пробной точкой отрезка назовем любую точку, находящуюся на этом отрезке и не принадлежащую его концам (т. е. пробная точка не совпадает с точками А, В, С, D, Е, F, G и Н).
Левый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным на всем участке обслуживания слева от этой точки.
Правый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным справа от нее.
Участок обслуживания проверяют, начиная с крайнего левого конца участка. Вначале анализируют первый отрезок участка (в нашем случае, отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма объемов завоза товаров к потребителям, находящимся слева и справа от поставленной точки. Если объем завоза к потребителям, находящимся справа больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.
Перенос пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов завоза к потребителям с левой стороны не превысит сумму объемов завоза к потребителям с правой стороны. Решение принимается о размещении склада в начале этого отрезка, т. е. слева от пробной точки. В нашем примере это точка F.
Рассмотрим вариант, представленный на рис. 108, когда сумма объемов завоза слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой.
Отметим начало этого отрезка — точку О как первое из возможных мест
расположения распределительного склада на участке обслуживания и продолжим анализ до появления отрезка, для пробной точки которого значение левого объема завоза будет выше правого. Начало этого отрезка (точка Р) определит последнее из возможных мест расположения распределительного центра на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка ОР участка обслуживания.
В заключение темы перечислим и охарактеризуем факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято.
1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара должен быть свободный проезд пожарной техники.
Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, в свою очередь, сам разворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра — только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех остальных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить:
административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих;
пост охраны;
устройства для сбора и обработки отходов.
2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. По этому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персонала, так и для клиентов.
3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.
Кроме перечисленных факторов, при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.
В качестве примера учета различных факторов решения задачи определения места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов. При этом основными из них являются:
размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка;
наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали;
возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности рынка.
Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от застроек площадке, месторасположение которой позволяло бы потенциальным покупателя добираться до рынка в приемлемое время. Однако экономические расчеты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, часть персонала которой перешла на работу на созданный рынок. Выбор варианта был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров.
Местное законодательство. Необходимо учесть местные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и, возможно, другие факторы.
Строительные факторы. Следует учесть общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, т. е. расстояния между зданиями, подъезд к ним и т. п.
Вопросы:
Дайте определение понятию «склад», покажите место складов в логистических процессах.
Приведите классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции.
Охарактеризуйте функции различных складов, которые материальный поток проходит на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Опишите порядок определения места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести).
18
studfiles.net