Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов.
Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.
Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.
В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:
– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;
– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;
– возвращена налогоплательщику.
Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.
Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы
studfiles.net
Нюансы возврата излишне уплаченной суммы налога (Паршина Л.Ю.)
Все статьи Нюансы возврата излишне уплаченной суммы налога (Паршина Л.Ю.)
Сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, налогоплательщик должен исчислить самостоятельно исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот (если иное не предусмотрено НК РФ) (п. 1 ст. 52 НК РФ). Если по какой-либо причине произошло зачисление денежных средств в бюджет в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды, то сумма превышения признается излишне уплаченной (Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05, от 27.07.2011 N 2105/11, Определение ВС РФ от 28.07.2016 N 305-КГ16-8620).
При возникновении аналогичной ситуации налогоплательщик имеет право на возврат сумм излишне уплаченных налогов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Что необходимо знать о процедуре возврата налога? В какие сроки можно вернуть излишне уплаченную денежную сумму? Установлено ли наказание для налоговиков в случае нарушения срока возврата?
С правом налогоплательщика на возврат излишне уплаченной суммы налогов корреспондируют обязанности налогового органа (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ):
— принимать решения о возврате налогоплательщику излишне уплаченных сумм налогов;
— направлять оформленные на основании данных решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения;
— осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Инспекция также обязана сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ей факте излишней уплаты налога и суммы платежа. На это контролерам дается 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению одной из сторон (налогового органа или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка расчетов. Ее результаты оформляются актом <1>, который должен быть передан <2> налогоплательщику в течение следующего дня после дня его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
———————————
<1> Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.
<2> Порядок передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@.
Зачет и возврат. Есть ли различия между ними?
Возврат излишне уплаченной суммы налога представляет собой изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, а зачет — сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее.
В силу экономического содержания между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04).
Как можно распорядиться излишне уплаченной суммой налога?
Статья 78 НК РФ предлагает три варианта:
— зачесть в счет погашения недоимки по иным налогам;
— зачесть в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
— вернуть налогоплательщику в установленном данной статьей порядке.
Зачет в счет погашения недоимки по иным налогам
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам. То есть, если налог относится к федеральным, сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (см., к примеру, Письмо Минфина России от 30.12.2011 N 03-07-11/362).
К сведению. Виды федеральных, региональных и местных налогов установлены ст. 13 — 15 НК РФ.
Налоговые органы на основании п. 5 ст. 78 НК РФ производят такой зачет самостоятельно. Решение о зачете принимается в течение 10 дней:
— со дня обнаружения факта излишней уплаты налога;
— со дня подписания акта совместной сверки (если она проводилась) либо со дня вступления в силу решения суда.
Здесь необходимо отметить, что правила, установленные ст. 78 НК РФ, распространяются не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 14 данной статьи).
В связи с этим зачет суммы излишне уплаченного налога соответствующего вида возможен в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.
Надо сказать, что споры о праве налогоплательщиков на зачет излишне уплаченных федеральных налогов в счет недоимки по НДФЛ велись долгое время. НДФЛ — это налог, который удерживается у физического лица налоговым агентом и перечисляется в бюджет. Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Соответственно, как ранее разъясняли чиновники, сумма излишне уплаченного налога (к примеру, налога на прибыль или НДС) не может быть зачтена налоговому агенту в счет погашения недоимки по НДФЛ, сумма которого, подлежащая перечислению в бюджет, удерживается из денежных средств налогоплательщиков (см., к примеру, Письма Минфина России от 19.02.2010 N 03-02-07/1-69, от 20.11.2009 N 03-02-07/1-515).
Однако суды признавали неправомерным отказ контролеров в проведении зачета переплаты по федеральным налогам в счет недоимки по НДФЛ (Постановления ФАС СЗО от 07.06.2012 по делу N А56-55596/2011, ФАС МО от 10.04.2012 по делу N А40-62527/11-116-178).
С 2016 года официальная позиция компетентных органов трактуется в пользу налоговых агентов (Письма от 25.03.2016 N 03-02-07/1/19163, от 30.08.2016 N 03-07-11/50432, от 21.02.2017 N 03-04-05/9949, ФНС России от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@). Чиновники согласились с тем, что ст. 78 НК РФ не ограничивает проведение зачета суммы излишне уплаченного федерального налога в счет погашения недоимки по другому федеральному налогу (в том числе по НДФЛ).
Зачет излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей
При отсутствии вышеуказанных недоимки и задолженности зачет проводится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика.
Абзацем 2 п. 4 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей принимается в течение 10 дней со дня его получения или подписания акта сверки (если она проводилась).
Иными словами, в случае, если у налогоплательщика имеется переплата, он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (Письмо Минфина России от 17.06.2016 N 03-02-08/35409).
Что касается зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, то ситуация обстоит следующим образом. Согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджет. Пунктом 9 ст. 226 НК РФ при этом установлено: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, по мнению ФНС, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц налога, не является уплатой НДФЛ (Письмо N ГД-4-8/2085@). В этом случае, как разъясняют чиновники, налоговый агент вправе обратиться в инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, ошибочно перечисленной в бюджет. Налоговый орган в случае отсутствия у указанного налогового агента задолженности по иным федеральным налогам осуществляет возврат излишне уплаченной суммы (не являющейся НДФЛ) в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (процедура возврата излишне уплаченной суммы налога рассмотрена ниже).
К сведению. Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.
Кроме того, по мнению ФНС, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму налога можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.
Таким образом, организациям, которые перечислили в бюджет по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным у физических лиц налогом, можно зачесть, к примеру, в счет будущих платежей по налогу на прибыль (или НДС).
Возврат излишне уплаченной суммы налога
По правилам п. 6 ст. 78 НК РФ возврат осуществляется по заявлению <3> налогоплательщика, представленному в ИФНС, в течение одного месяца с момента его подачи. Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
———————————
<3> Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.
Иными словами, в случае, когда у налогоплательщика имеется недоимка, возврат производится после зачета суммы переплаты в счет погашения соответствующей задолженности. И только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.
К сведению. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Здесь важно иметь в виду следующий нюанс. Без проведения камеральной проверки и подтверждения налоговым органом права на возврат денежных средств из бюджета сумма излишне уплаченного налога у налогоплательщика не возникает. Как указал Минфин в Письме от 21.02.2017 N 03-04-05/9949, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения инспекцией такого заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 09.11.2016 N 03-02-08/65564).
Данная позиция подтверждается п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, где указано, что ст. 78 НК РФ, регулируя порядок возврата суммы излишне уплаченного налога, не определяет процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых инспекцией должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.
По смыслу п. 6 данной статьи, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи заявления, в данном случае регулируются ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ).
В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления организации о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в срок, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику.
По мнению Минфина, изложенному в Письмах от 15.05.2017 N 03-02-08/30790, N 03-02-08/30802, такая правовая позиция, выработанная в ходе судебной практики, основана на необходимости установления налоговыми органами фактов излишней уплаты сумм налогов в ходе налоговых проверок. Следовательно, срок на возврат суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем:
— с момента завершения камеральной проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду;
— с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.
Напомним, п. 2 ст. 88 НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки. Фактически «камералка» может быть завершена ранее окончания указанного срока (Письмо Минфина России от 07.10.2015 N 03-02-08/57177).
В какой срок необходимо подать заявление?
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ ограничен срок, в течение которого заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган: в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.
В случае обнаружения в текущем налоговом периоде ошибки в исчислении базы по налогу, относящейся к прошлому периоду, которая привела к излишней уплате налога за этот период, налогоплательщик вправе провести перерасчет базы и суммы налога за период, в котором выявлена такая ошибка. В указанном случае отсутствует обязанность представления уточненной декларации за налоговый период совершения ошибки (Письмо Минфина России от 27.09.2017 N 03-02-07/1/62596).
Обратите внимание! В случае пропуска срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. Согласно позиции, изложенной в Определении КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, названная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. К такому выводу приходит Минфин (Письма от 20.06.2017 N 03-02-08/38182, от 01.02.2016 N 03-02-08/4405).
Тот факт, что налогоплательщик в силу ряда причин пропустил указанный в НК РФ срок, не лишает его права на возврат имеющейся переплаты в судебном порядке, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности. Напомним, в силу ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Для плательщиков налога на прибыль ФНС определяет следующие правила расчета срока на подачу заявления о возврате переплаты. По мнению ведомства, по налогу на прибыль данный срок исчисляется с даты представления декларации, а не с момента перечисления авансовых платежей (Информация ФНС России от 07.09.2015).
Согласно ст. 285, абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ плательщики налога на прибыль по итогам каждого квартала (месяца — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли) осуществляют авансовые платежи. Они засчитываются в счет уплаты последующих авансовых платежей и самого налога на прибыль нарастающим итогом.
Соответственно, в случае, если налогоплательщик не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится в декларации, представляемой по итогам года (см. также Письмо Минфина России от 15.06.2012 N 03-03-06/1/309).
Аналогичного мнения придерживаются судебные органы (см., к примеру, Постановления АС МО от 16.12.2016 N Ф05-18978/2016 по делу N А40-213232/2015, АС УО от 17.08.2016 N Ф09-7987/16 по делу N А60-54150/2015). В части переплаты по налогу на прибыль, возникшей в результате уплаты авансовых платежей, трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате подлежит исчислению с момента определения окончательного финансового результата по итогам налогового периода (нарастающим итогом), а именно с даты представления декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. В обоснование своей позиции и контролирующие органы, и арбитры ссылаются на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10.
О праве на получение процентов за задержку возврата налога
Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговики на сумму налога, которая не возвращена в установленный срок, обязаны начислить проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата. Напомним, что с 01.01.2016 не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования. Вместо нее применяется ключевая ставка (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340).
Обратите внимание! В случае изменения ставки ЦБР в отдельные периоды исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (абз. 5 п. 3.2.7 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам <4>).
———————————
<4> Утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@.
Как указал Минфин в Письме от 18.07.2017 N 03-05-04-03/45570, иные вопросы по исчислению суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов, в том числе о количестве дней (360, 365 или 366), которое должно учитываться при исчислении этих процентов, Налоговый кодекс не определяет. В соответствии с разъяснением Президиума ВАС (Постановление от 21.01.2014 N 11372/13) суммы процентов за несвоевременный возврат налогов определяются исходя из фактического количества календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога и ставки процентов, которая определяется как ставка ЦБР, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней, если год високосный).
Иными словами, сумма процентов рассчитывается по следующей формуле:
П = Налог x Ставка ЦБР / 365 x Дфакт,
где П — сумма начисленных процентов;
Налог — сумма излишне уплаченного налога, срок возврата которой нарушен налоговиками;
Ставка ЦБР — ключевая ставка ЦБР;
Дфакт — фактическое количество календарных дней просрочки.
Следует также отметить, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Законодательство о налогах и сборах увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.
Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом (к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один налоговый период, впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде). Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат и по дату фактического возврата процентов контролерами (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 N Ф09-3220/08-С2).
Добавим, что в Письме от 21.09.2011 N СА-4-7/15431 ФНС указала: для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат (данная позиция согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04). Иное толкование норм НК РФ приводит к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм — Налоговое право
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регламентируется гл. 12 НК РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету:
-
- в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
- погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
либо возврату налогоплательщику (ст. 78 НК РФ).
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит
- зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика либо
- возврату плательщику страховых взносов.
Излишне уплаченные налоги и сборы
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (вводится с декабря 2017 г.). В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Излишне взысканные налоги, сборы, пени и штрафы
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 1 месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.
Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
jurkom74.ru
4. Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов
В процессе налогообложения иногда возникают ситуации, когда налог уплачивается либо взыскивается в большем размере, чем надлежит по закону. Переплата налога может произойти вследствие недостаточного знания налогового законодательства, расчетных ошибок, добросовестного заблуждения или других причин. Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть: 1) зачтена в счет предстоящих налоговых платежей налогоплательщика по этому или иным налогам; 2) направлена на погашение недоимки; 3) возвращена налогоплательщику.
Институты зачета и возврата в налоговом законодательстве направлены на защиту прав и имущественных интересов налогоплательщиков. Кроме того, они в определенных случаях применяются и к налоговым агентам. Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога распространяются также на переплату сборов и начисленных пеней.
Факт переплаты налога может быть обнаружен налоговым органом либо самостоятельно налогоплательщиком. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным факте и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В этом случае налоговым органом налогоплательщику может быть направлено предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Как правило, такая выверка проводится в случаях, когда отсутствует твердая уверенность в переплате налога. Зачет (возврат) переплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Если налогоплательщику было отказано в удовлетворении заявления о зачете (возврате) либо это заявление не было рассмотрено налоговым органом в установленные сроки, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней. В случае возникновения спора по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда – путем предъявления иска о признании недействительным решения налогового органа либо иска о зачете уплаченных
Подача налогоплательщиком в налоговый орган заявления о зачете излишне уплаченных сумм налога – обязательный элемент для судебной защиты его прав и законных интересов. Необращение с таким заявлением может быть расценено судом как несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, и он может оставить исковые требования налогоплательщика о зачете без удовлетворения. Что касается возврата излишне взысканного налога, для этой процедуры досудебный порядок урегулирования спора налоговым законодательством не предусмотрен, поэтому исковое заявление о возврате излишне взысканного налога подлежит судебному рассмотрению и без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Зачет переплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется следующим образом. «Предстоящими платежами» в контексте ст. 78 НК РФ признаются налоги и сборы, пени, а также недоимка. Налогоплательщик должен подать письменное заявление в налоговый орган, который рассматривает такое заявление и в течение 5 дней после его получения выносит решение о зачете. При этом обязательным условием выступает направление всей зачтенной суммы в тот же бюджет, в который ранее была направлена переплаченная сумма налога. Налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом о вынесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма переплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки. Таким образом, налогоплательщик вправе по собственному усмотрению распорядиться переплаченной суммой налога, указав в своем заявлении, куда ее следует направить. В любом случае эта сумма должна быть направлена в тот же бюджет, в который направлялась переплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам.
Возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. При наличии у него недоимки или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета соответствующей суммы переплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Законодатель не устанавливает какого-либо срока для обращения налогоплательщика с заявлением о зачете сумм излишне уплаченного налога, то есть налогоплательщик не ограничен определенным сроком для реализации своего права на зачет переплаченного налога – соответствующим правоотношениям законодатель придает бессрочный характер. Возможность применения здесь по аналогии трехлетнего срока на возврат излишне уплаченного налога налоговым законодательством не предусмотрена.
Пропуск трехлетнего срока давности не препятствует гражданину обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ) (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).
Возврат излишне уплаченного налога осуществляется в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Этот срок имеет важное значение при решении вопроса о начислении процентов. По общему правилу зачет (возврат) переплаченного налога производится без начисления процентов на эту сумму. Однако при несвоевременном возврате на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму переплаченного налога, пересчитанную по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в валюте Российской Федерации за счет средств бюджета, в который произошла переплата налога. Если налог был уплачен в иностранной валюте, то суммы переплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла переплата налога.
Возврат (зачет) излишне взысканного налога имеет свои особенности. При установлении факта излишнего взыскания налога налоговый орган обязан не позднее одного месяца сообщить об этом налогоплательщику. Сумма излишне взысканного налога подлежит безусловному возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Этот срок является пресекательным, в случае его пропуска возврат налога возможен только в судебном порядке. Исковое заявление в суд должно быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение двух недель со дня регистрации заявления налогоплательщика, а судом – в порядке искового судопроизводства.
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены ранее суммы излишне взысканного налога. Начисление процентов компенсирует налогоплательщику имущественный ущерб, причиненный неправомерным взысканием с него государством излишних денежных сумм. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налогоплательщику не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм – в течение одного месяца после вынесения такого решения. Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доход которого излишне взысканный налог был зачислен ранее.
studfiles.net
Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.
В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.
Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.
Статья 78 Налогового кодекса РФ устанавливает правила зачета или возврата излишне уплаченных налогов, штрафов, пеней.
Исходя из толкования ст. 78 Налогового кодекса РФ суммой излишне уплаченного налога, пени, штрафа признается сумма, которая уплачена налогоплательщиком (налоговым агентом) при отсутствии у него обязанности по ее уплате (Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2014 г N Ф09-14160/13).
Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем, и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
То есть из положений п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ следует, что они применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, т.е. налогов, установленных ст. ст. 13 — 15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в силу абз. 2 п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ зачет федеральных налогов производится в счет федеральных налогов, региональных в счет региональных, местных в счет местных.
Например, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 13 и п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций — региональным, сумма излишне уплаченного налогоплательщиком НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Хотя при этом на основании п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС (письмо Минфина РФ от 30 декабря 2011 года N 03-07-11/362).
При этом налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными Налоговым кодексом РФ, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
То есть для целей законодательства о налогах и сборах налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 Налогового кодекса РФ к правоотношениям по их зачету не применяются (письмо Минфина России от 8 июля 2013 года N 03-08-13/26324).
Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, укажем, порядок возврата предусмотрен в пп. 7–10 ст. 78 Налогового кодекса РФ, этот будет рассмотрен ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 Налогового кодекса РФ).
Зачет или возврат налогов производят налоговая инспекция, где организация или предприниматель состоят на учете.
В соответствии с п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факту излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Форма такого извещения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2008 года N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (приложение N 6).
Прежде чем произвести зачет или возврат проводят сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (абз. 2 п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ). Обратите внимание: в Налоговом кодексе РФ указано – может быть проведена, однако на практике это происходит практически всегда.
Исходя из п. 2, п. 4 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующие обстоятельства:
а) по общему правилу налоговая инспекция проводит зачет (в счет предстоящих платежей):
по тому виду налога, по которому имела место переплата;
на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;
б) решение налогового органа о зачете:
должно быть принято в течение 10-ти дней, считая с даты, когда получено заявление плательщика;
Пунктом 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ установлены сроки на принятие налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога – 10 дней.
При этом согласно п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ (в редакции Закона N 347-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2015 года) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.
Однако из этих правил есть и исключения. Так если в счет переплаты по налогу погашается недоимка – сумма налогов, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ), то зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Это касается также и случаев, когда излишне уплаченный налог идет на погашение задолженности по пеням и штрафам.
В таком случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня:
обнаружения факта излишней уплаты налога;
либо со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;
либо со дня вступления в силу решения суда.
Вышеуказанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 года, представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (абз. 3 п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).
Возврат суммы излишне уплаченного налога регулирует п. 6 комментируемой статьи.
Во-первых, для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 года, представленное через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика. Подать его можно в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ). При этом следует учесть, что 3-х летний срок исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 Налогового кодекса РФ – о порядке исчисления сроков). Заявление рассматривают в течение 1-го месяца с момента, как оно получено. Отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом).
При этом отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 года N 173-О указано, что содержащаяся в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ норма позволяет налогоплательщику в течение 3-х лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью ст. 78 Налогового кодекса РФ, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. При этом если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении заявленного требования (письмо Минфина от 22 февраля 2006 года N 03-02-07/2-10, направленное для использования в работе письмом ФНС РФ от 4 апреля 2006 года N ММ-6-19/357@ «О списании излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу заявления о зачете (возврате) налога»).
Во-вторых, вернуть налог могут лишь в том случае, если у заявителя отсутствует недоимка (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням и штрафам. Так как возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (абз. 2 п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговой инспекцией и налогоплательщиком акта сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5-ти дней со дня принятия соответствующего решения. Отметим, что с 1 июля 2015 года положение о том, что сообщение должно быть осуществлено в письменной форме из п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ исключается.
До истечения 10-ти дневного срока поручение на возврат переплаты, оформленное на основании решения налогового органа направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который и перечисляет деньги на расчетный счет налогоплательщика.
В соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
При этом ФНС России обращает внимание, что действующая редакция ст. 78 Налогового кодекса РФ не содержит указания на то, исходя из какого количества дней — 360, 365 или 366 — производится расчет соответствующих процентов.
Вместе с тем в п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 года N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее — Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 года N 13/14) разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
Таким образом, ФНС России пришла к выводу, что судебная практика свидетельствует о том, что суды находят возможным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования в соответствии с п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 года N 13/14.
В связи с изложенным, ФНС России полагает целесообразным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного (взысканного) налога.
Вышеуказанные разъяснения даны ФНС России в письме от 8 февраля 2013 года N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога».
Аналогичные выводы были даны также и в письме Минфина России от 14 января 2013 года N 03-02-07/1-7.
Таким образом, исходя из положений п. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ, а также разъяснений ФНС России, изложенных в письме от 8 февраля 2013 года N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога», расчет процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафов, может быть представлен в следующем виде:
проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафов)
=
сумма излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафов)
x
количество календарных дней нарушения срока возврата
x
ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возврата
:
360
При этом следует иметь в виду, что при начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (письмо Минфина России от 14 января 2013 года N 03-02-07/1-7).
В заключение отметим, что согласно абз. 3 п. 14 ст. 78 Налогового кодекса РФ правила, установленные ст. 78 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении зачета или возврата суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном п. 11.1 ст. 176 Налогового кодекса РФ.
xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai
Порядок возврата излишне взысканного налога
Законодательством РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик обязан производить выплаты в государственный бюджет. Взыскать с гражданина могут не только обязательные к оплате суммы, но и дополнительные налоги (транспортный, земельный), штрафные санкции, пени. Вычислением суммы к оплате занимается налоговая служба, поэтому нередкими являются ситуации, когда по ошибке с налогоплательщика взыскивается излишне уплаченный налог. Ознакомиться с правилами возврата переплаты поможет предложенная статья.
Какие налоги можно вернуть?
Статьи под номером 78, 79 НК РФ раскрывают правовые положения, которые гласят, что сумма излишне уплаченного или взысканного налога подлежит возврату или зачету для дальнейших сборов.
Причины, при наличии которых имеется возможность получить обратно взысканные суммы:
- Исчисление размера налога осуществлялось с использованием неточных данных — применялась завышенная ставка;
- В документе, на основании которого производился расчет налогового сбора, отмечались неверные сведения — завышенный размер денежных средств;
- Величина аванса превысила размер налогового сбора.
Список излишне уплаченных налогов и взысканных сумм, подлежащих возврату, отмечается в налоговом законодательстве, в статье под номером 78.
К их перечню относятся:
- Авансовые выплаты;
- Страховые взносы;
- Долги по налоговым сборам;
- Штрафные санкции;
- Другие налоговые выплаты — транспортный, на землю, на наследство.
Порядок возврата
Законодательством предполагается, что в случае обнаружения взыскания или выплаты излишне уплаченной суммы налога фискальной службой, представители органа должны не позднее 10 суток уведомить гражданина о возможности вернуть потраченные финансы. Если налогоплательщик желает осуществить возврат денежных средств самостоятельно, ему следует направиться в налоговую инспекцию по месту регистрации лица.
Порядок возврата излишне взысканного налога:
- Оформление заявления в надлежащем формате и предъявление его в отделение фискальной службы;
- После получения заявления проводится перерасчет суммы сбора. Инстанция оформляет постановление по делу о возврате излишне взысканного или уплаченного налога не позднее десяти дней, когда было получено обращение;
- При согласии фискального органа удовлетворить прошение налогоплательщика (вернуть переплату, осуществить зачет в счет следующих выплат), инстанция оформляет документацию для Казначейства. Ответственное учреждение в течение месяца производит выплату денежных средств;
- При отказе налогового органа совершить перерасчет или удовлетворить обращение гражданина, имеется возможность оспорить постановление в вышестоящей инстанции или судебном учреждении.
Через суд
При отказе налоговой инспекции производить возврат излишне взысканной или уплаченной суммы налога, налогоплательщик располагает возможностью защитить свои интересы в суде. Вопрос может быть решен в судебном порядке, если гражданин пропустил отведенный законом период для досудебного разбирательства. В районный суд предъявляется иск в течение 3 лет с момента, когда гражданин обнаружил случай переплаты или должен был обнаружить.
В исковом заявлении отмечается следующая информация:
- Название и адрес судебного органа;
- Реквизиты участников процесса;
- Суть обращения с описанием аргументов для начала судебного разбирательства;
- Требования истца вернуть излишне взысканную сумму налога;
- В завершении ставится число и подпись налогоплательщика.
К иску прилагается документация:
- Извещение фискального органа;
- Платежные реквизиты;
- Доказательства, подтверждающие право гражданина на возврат излишне взысканных средств;
- Копии исков для всех сторон дела;
- Квитанция, которая подтверждает, что государственная пошлина была выплачена.
Размер госпошлины высчитывается в зависимости от уплаченных денежных средств (О том, как вернуть госпошлину, читайте в статье:).
Заявление
Заявление о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, предоставляется на рассмотрение в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика. Документ имеет определенную законом форму.
В содержании обращения необходимо указать:
- Реквизиты сторон — личные сведения гражданина и уполномоченного органа;
- Дату уплаты налога;
- Сумму выплаченных средств;
- Отметить каким образом можно вернуть переплату — данные банка, личного счета.
Скачать образец
Также гражданин обладает правом указать в заявлении свое желание произвести зачет взысканной переплаты в счет будущих платежей.
Обращение подается удобным для плательщика способом:
- Лично можно предоставить акт;
- Отправить через электронную почту;
- Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте органа;
- Посредством использования почтовых услуг — заказное письмо.
Срок возврата
Возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится после получения прошения. Ответственный орган рассматривает прошение в течение десяти дней. Если налоговая инстанция согласилась вернуть переплату, она будет выплачена не позднее 30 дней. Если допущено нарушение этого срока, следует начисление пени за каждый день просрочки. Также плательщик обладает правом обратиться с требованием вернуть переплату в течение 3 лет, когда должен был или обнаружил случай нарушения своих прав.
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы по делу о возврате излишне взысканной сумме налога, можно обратиться за помощью к профессиональному юристу. Для этого можно оставить заявку на нашем сайте.
Рекомендуем ознакомиться
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):classomsk.com
Статья 79 НК РФ — Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Скачать PDF
Печать страницы
Предлагаем ознакомиться со статьей 79 НК РФ Главы 12 «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 79 НК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.Сохраните страницу в соц. сетях:
Другие статьи вfinansovyesovety.ru