Стажировка практика – Практика и стажировка студентов: в чем разница?

Содержание

Стажировка/ практика. модуль 4 , правка

Обобщение педагогического опыта работы по методической теме:

«Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

Воспитатель: Харченко Н.П.

МБОУ «Комсомольская №1 СОШ»

дошкольное отделение

детский сад «Солнышко»

п.Комсомольский 2018 г

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Планирую и осуществляю воспитательно-образовательную деятельность по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Рылеева Е.В. — «Открой себя», Авдеева Н.Н. «Безопасность», Лыкова И.А. «Цветные ладошки».

Мною определены следующие задачи:

— Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

— Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

— Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

— Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

— Комплекс познавательных интегрированных занятий.

— Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы.

— Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

Дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп….«Огород на подоконнике»

— Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие кленового листочка», «Зимовье зверей», «Путешествие в весенний лес», «Поможем ежику собрать грибы», «Соберем урожай овощей», «Приключение Незнайки», «Домашние животные», «Кто в теремочке живет? «Какой бывает вода»; развлечения: («Приключения в цветочном городе», «Чудеса в решете», « В гости к бабушке Марусе»), компьютерные презентации («Мир природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Эти удивительные насекомые», «Цветы», «Путешествие капельки», «Грибы», «Как растут овощи» и др.). В социальной сети работников образования nsportal.ru создала свой персональный где разместила учебно – методический материал.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Например, во время наблюдения за деревьями можно загадать загадку, или даже предложить придумать самим детям:

«Много рук, а нога одна».

Во время наблюдения за снегопадом, можно прочитать стихотворение:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится».

В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке:

«Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу.

На наш садочек,

На аленький цветочек».

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

На территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательные интересы, культура поведения и чувство красоты.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, разработанные мной, («Зимующие птицы», «Загадай, а мы отгадаем», «Кто живет в воде», «Дикие и домашние животные», «Помоги Незнайке собрать грибы» и др.) использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Свою работу с детьми веду по двум направлениям:

— живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).

— неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

Создала уголок экспериментирования и разработала картотеку опытов «Живая и неживая природа» для детей среднего и старшего возраста. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице), «огород на окне».

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Мною разработан экологический проект «Юные защитники природы ». Обоснованием необходимости разработки проекта «Юные защитники природы » стало недостаточное экологическое самосознание детей; у ребят в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; они с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от «Я — природа» до «Я и природа». Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы .

Задачи проекта:

 создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

 формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

 развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

 организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

 реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;

 развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

 развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

 воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Сроки реализации проекта: два года.

Участники, партнеры проекта: воспитатели ДОУ, дети от 3 до 6 лет и их родители.

Ожидаемые результаты проекта:

— создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

— повышение уровня знаний по экологии у детей;

— совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирования, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы консультаций, («Огород на окне», «Ребенок на даче», «Лекарственные травы» и др), родительских собраний, ( Н.М.Метеновой) оформляю ширмы-передвижки. Сотрудничество с родителями, (выставка «Дары лета», «Творчество наших мам», «День воспитателя») помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

infourok.ru

оплачивается или нет, оформление договора стажировки

Последние изменения:

При упоминании стажировки у каждого возникают разные ощущения. Одни считают этот этап логичным началом трудовой деятельности на новом месте, другие интересуются, оплачивается или нет этот период, поскольку опасаются, что работодатель недобросовестен и пытается сэкономить на зарплате сотрудника. Причина подобных расхождений в незнании, что такое стажировка, и по каким правилам она организуется.

Что из себя представляет стажировка

Стажировка предполагает отбор наиболее достойных работников из числа принятых кандидатов, либо она требуется при намерении получить повышение и преуспеть в карьере. Если предстоит стажировка — что это означает на конкретном предприятии, следует узнать до того, как подписывать контракт.

В зависимости от преследуемых целей, стажировки могут быть связаны:

  • с целью обучить вновь принятого работника специфике работы;
  • для повышения уровня профессионализма уже принятых работников компании, для переподготовки и улучшения квалификации.

Отдельного рассмотрения заслуживает стажировка студентов учебных заведений без оплаты труда. Студент-стажер набирается опыта и на практике применяет полученные знания. В дальнейшем полученные навыки окажут несомненную пользу при трудоустройстве.

Зачастую она проводится за рубежом и дает отличные шансы проявить себя, и получить ценный опыт.

Работа со стажировкой дает не только рабочее место, но и позволяет узнать много нового, что может помочь в период адаптации и включении в рабочий процесс.

Помимо общей классификации на рабочую или обучающую стажировку, ее разделяют и по другим параметрам:

  1. Обязательная стажировка или добровольная. Если стажируется студент вуза с целью получить навыки, соответствующие специализации ученого курса, процедура является обязательной. Если речь идет о стажерах по факультативной практике, говорят о добровольной стажировке.
  2. По принципу оплаты различают бесплатные и оплачиваемые стажировки, когда работник принимается на испытательный срок и отправляется на дополнительное обучение. Практика в вузах не предусматривает оплаты, но дает неоценимый опыт в определенной специализации, это поможет получить дополнительные очки. Выгодно выделяя соискателя среди остальных кандидатов.
  3. По принципу специализации стажировка подразделяется по направлениям, требующим изучения (педагогическая практика, археологическая стажировка, финансовая и т.д.).
  4. По регулярности проведения различают стажировки квартальные, полугодовые.
  5. По месту проведения бывают зарубежные стажировки или в пределах своей страны. К числу зарубежных стажировок относят варианты направления отличившихся студентов по программам обмена студентов.

Понятие стажировки охватывает сферу овладения новыми навыками в работе, регламентируемой положениями должностной инструкции. Невозможно получить хорошего специалиста при выпуске из учебного профессионального заведения, если ученик не прошел достаточный объем практики. Получить допуск к работе на вредном производстве на заводе можно только после проведения стажировки.

При переводе на новую должность стажер получает те навыки, которые пригодятся ему в работе впоследствии, а продолжительность периода во многом зависит от должности, степени сложности работ, иных причин по усмотрению работодателя.

Отличительные особенности

При трудоустройстве необходимо различать назначение стажировки и испытательного срока, поскольку оба понятия применимы при зачислении в штат нового сотрудника. Главное, чем стажировка отличается от испытательного срока, это предусмотренная процедурой организация обучения и адаптации к условиям работы, установленным на конкретном предприятии.

Студентам необходимо понимать, чем отличается стажировка от практики, поскольку последняя организуется в обязательном порядке в ходе обучения конкретной специализации.  Неоплачиваемая практика предполагает закрепление полученных знаний и получение первичных навыков применения, включая такие разновидности, как научная практика студентов.

Почему нужна стажировка

Стать высококвалифицированным специалистом невозможно, не применяя знания на практике. Осваивая новые технологии, приемы, работу с оборудованием, стажер-студент приобретает ценный опыт. Обучение происходит под контролем назначенного из числа опытных специалистов наставника, ответственного за обеспечение безопасности стажеров.

Профессионал, принятый в штат организации, не столько учится, сколько знакомится с принципами организации рабочего процесса и решает о том, насколько условия труда его устраивают.

Работодатель вправе ввести этот период по собственной инициативе, чтобы обеспечить безопасное вовлечение в процесс принятого работника, либо решить, кто освобождается от стажировки вовсе. Ее процедура, как правило, четко регламентирована и зафиксирована внутренними документами на предприятии.

Но в некоторых случаях принимаемого специалиста стажируют в обязательном порядке:

  • водители, принимаемые на работу транспортной организацией для пассажирских перевозок;
  • специалисты, занятые на производствах с технологическим оборудованием;
  • работники, вовлеченные в работу в опасных условиях.

По окончании периода, отведенного на стажировку, эти работники обязаны пройти экзаменационное испытание, после чего решается вопрос о допуске к рабочим обязанностям. У каждой профессии – свои нюансы, поэтому местом, где стажируются граждане, может стать и офис, и производственное помещение.

Преимущества и недостатки

Когда предприятие принимает решение стажировать конкретного сотрудника, тратятся ресурсы организации на то, чтобы предоставить человеку возможность освоить новые технологии, приобрести ценный опыт и знания.

Однако на этом положительные характеристики процесса не заканчиваются:

  • Адаптация к новым условиям труда, знакомство с коллективом.
  • Оценка собственного выбора, насколько работа соответствует возможностям и ожиданиям стажера.
  • Ознакомление с тем, как организован производственный процесс, со схемой взаимодействия различных служб предприятия.
  • Привыкание к новым требованиям, графику и режиму работы, чтобы вхождение в рабочий процесс было спокойным и постепенным.
  • Происходит организованное погружение в работу, согласно обязанностям, указанным в контракте, заключенном с работником.
  • Выпускники или студенты на практике проверяют — насколько новая профессия соответствует их желаниям, склонностям и способностям, а также помогает выявить недочеты в образовании, которые предстоит устранить.

Негативных сторон не так много, и все они связаны с недоработками руководящего состава предприятия, при котором выявляются очевидные нарушения правил и законов:

  1. Недостатки в организации процесса вхождения в курс дел нового специалиста, отсутствие ресурсов для качественного обучения сотрудника.
  2. Нарушения норм законодательства о труде, предписывающего оплачивать труд стажеров, увольнение работников без выплаты положенной суммы, либо отказ в трудоустройстве по окончании стажировки. Подобные действия расцениваются как административные правонарушения и грозят штрафами должностных лиц и организации.

Если первый недостаток трудно исправить, поскольку качественная организация процесса обучения целиком зависит от профессионализма и заинтересованности руководства, то последствий второго недостатка легко избежать, заранее оговорив условия трудоустройства, в том числе и в период стажировки.

Увольнять стажера без компенсационной выплаты работодатель не вправе, поэтому обсуждение данного вопроса – нормальная практика при любом трудоустройстве. Если компания не платит стажеру, есть серьезный повод задуматься, стоит ли работать на предприятии, где позволяют себе не оплачивать труд стажера.

Как стажируются новые работники

Когда утверждаются основные моменты трудоустройства, наступает время для обсуждения и фиксации условий стажировки. Они описаны в Трудовом Кодексе в положениях ст. 9 и ст.212.

При трудоустройстве нового специалиста, только что окончившего учебное заведение, с администрацией организации заключают срочный договор о стажировке, в течение которого бывший студент может показать на практике полученные знания и навыки, а также освоить принципы работы на конкретном предприятии. Результаты оформляются отчетом.

Даже неполный рабочий день, проведенный стажером на предприятии, подлежит оплате, пропорционально затраченному рабочему времени или объему работ.

Продолжительность

Планируя выйти на полноценный график работы, необходимо учитывать, сколько длится период адаптации. Его длительность устанавливается с учетом специфики труда, выполняемых заданий, способностей человека. К параметрам, от чего зависят сроки стажировки работников, относят не только личные возможности сотрудника, но и степень ответственности, сложности, опасности работы.

По нормам, закрепленным в п. 7.2.4 ГОСТ 12.0.004-90, новый сотрудник стажируется на предприятии в среднем 2-14 дней, либо работодатель устанавливает равноценное количество смен. Однако к каждой ситуации следует подходить индивидуально – чем сложнее предстоит работа, тем дольше время, необходимое для организации безопасной полноценной работы. Например, когда стажируются врачи, назначается интернатура сроком от года.

Если специфика труда предполагает особые условия работы, период, сколько длится адаптация, регламентируется отдельными законодательными и отраслевыми нормами, а по окончании предстоит успешно сдать экзамен. К примерам подобной практики следует отнести прием на работу водителя, планирующего осуществлять пассажирские перевозки. Правила проведения и длительность регламентируется нормами Минавтотранса РСФСР (см. Положение РД-200-РСФСР-12-0071-86-12).

Если принятый работник оформляется по срочному контракту, стажировка по ТК РФ (ст. 59) проводится на предприятии не более 2 недель. Остальные случаи регулируются руководством предприятия, куда устроился человек.

Какие документы оформляются

Принимая решение стажировать сотрудника, необходимо понимать, что процедура должна быть четко задокументирована. На предприятии должны быть приняты следующие внутренние регламенты:

  1. Положение о стажировке, включающее описание общего порядка проведения и оценки полученных результатов. В этом документе указывают и длительность процедуры.
  2. Программа, описывающая в деталях мероприятия, правила их проведения, период на исполнение. В рамках программы определяют конкретного наставника, ответственного за организацию.
  3. Внутренний приказ, фиксирующий направление работника.
  4. После прохождения испытания и положительной оценки результатов издают отдельный приказ, допускающий работника к самостоятельной трудовой деятельности в пределах конкретного предприятия.
Помимо этого, подписывается договор со стажером, исходя из которого определяются условия работы и оплаты труда.

Работодатель вправе выбрать оформление стажера через гражданский договор, либо трудовой договор (срочный или бессрочный).

Зарплата и премия

Если работодатель не сообщает о том, как будет проводиться оплата времени стажера, либо сообщает о бесплатной стажировке, законно ли такие действия, следует уточнять в зависимости от характера и целей предстоящих мероприятий.

Стороны трудовых отношений должны четко помнить, что время стажировки – оплачивается. Условия начисления заработка указывают в договоре, заключенном с работодателем. Неоплачиваемая стажировка по Трудовому Кодексу запрещена.

Оплата по Трудовому Кодексу назначается в условиях договора, по согласованию сторон, но не менее минимально положенной ставки, предусмотренной в конкретной отрасли труда.

Часто руководство предприятия совмещает это время с испытательным сроком, и при расчете зарплаты исходят из норм, применяемых по оплате труда на период испытания.

Единственное исключение касается оплаты труда студентов, проходящих практику – проведение бесплатных стажировок в рамках курса обучения.

Заслуги и отличные результаты, показанные в этот период, никоим образом не влияют на возможность премирования стажера. Подробный порядок выплаты премии устанавливается в положениях ст. 129 ТК РФ. Намерение поощрить стажера оформляется отдельным приказом о премировании, образец которого может быть утвержден внутри самого предприятия.

Больничные и отпуска

В период адаптации возможна болезнь сотрудника, либо появляются обстоятельства вынужденного отпуска. На факт прохождения испытания это влияет только в вопросе определения временных границ начала и окончания процедуры, поскольку срок окончания отодвигается.

При расчете оплаты по листу временной нетрудоспособности исходят из средних заработков, получаемых на предыдущей работе. Чтобы рассчитать их, работник предъявляет при трудоустройстве справки за последние 2 года.

Аналогично рассматривается право работника на отпуск – права стажера не могут быть ущемлены, если дни отдыха положены по закону.

Увольнение стажера

К сожалению, не всегда стажер показывает результаты, свидетельствующие о готовности к самостоятельной полноценной работе. В таком случае, администрация предприятия может уволить сотрудника.

Чтобы расстаться с неуспешным кандидатом на законных основаниях, на предприятии должен быть утвержден внутренний документ «Содержание стажировки». В нем указывают все аспекты проводимых мероприятий, а также описывается механизм проведения экзаменационного испытания, по результатам которого принимается решение о соответствии работника требованиям предприятия. До того, как истечет отведенный по документам срок, работодатель вправе уволить работника, основываясь на результаты экзамены.

Стажеры в полицию

Широко распространена стажировка в МВД при приеме на работу в правоохранительные органы. Должность стажера вводится внутренними положениями ведомства с назначением срока от 2 месяцев. Максимальный срок установлен в 6 месяцев.

Тем, кто проходит стажировку с присвоением специального звания полиции период не может быть ниже 3 месяцев. Каждый из принимаемых новых сотрудников обязан пройти организованное обучение, в процессе которого оцениваются личные данные человека. Направление на испытание оформляется срочным контрактом, согласно основным нормам ТК РФ и закона №300-ФЗ, принятого в 2016 году.

Период стажировки – время для демонстрации своих способностей, знаний, навыков, поэтому ее часто путают с испытательным сроком. Однако подобное сравнение неуместно, поскольку стажировка часто сочетается с испытательным периодом, но преследует совсем иные цели. Если испытание – проверка нового сотрудника, то во время стажировки при приеме на работу получают новые знания и умения, которые потребуются при исполнении обязанностей, требующих учета специфики. Если назначается стажировка, значит работнику предстоит узнать некоторые сложности и нюансы работы, которыми с готовностью поделится работодатель, предоставляя кандидату шанс преуспеть на новом месте.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему

© 2019 zakon-dostupno.ru


Поделиться новостью в соцсетях

 

zakon-dostupno.ru

Как оформить стажировку студентов

Порой у кадровиков возникает вопрос: как оформить стажировку студентов? Действительно документальное сопровождение таких стажировок – это не то, с чем кадровые специалисты сталкиваются ежедневно. Сразу и не сообразишь, как провести данные правоотношения, какие бумаги заполнить? Сразу скажем, что порядок оформления зависит от того, заключен или нет с учебным заведением, где обучается студент, соответствующий договор. Как оформить стажировку студента расскажем в статье.

Что за зверь – стажировка

В общепринятом смысле стажировка – это профессиональное обучение у работодателя, проводимое с целью формирования и закрепления знаний, умений и навыков по полученной студентом специальности. Иными словами, во время стажировки постигаются азы работы, которой предстоит заниматься стажерам.

Стажировка студентов или, иначе говоря, практика (учебная, производственная, преддипломная) входит в программу высшего образования. Практика позволяет студентам получить необходимые рабочие навыки. Ее продолжительность устанавливается высшим учебным заведением (п. 1, 5, 7, 12, 16 Положения, утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383).

Рассказав о самом явлении, переходим к вопросу: как оформить стажировку студента на предприятии. Порядок оформления будет зависеть от того, подписан ли договор о производственной практике между компанией и ВУЗом.

У фирмы договор с учебным заведением

Студенты могут проходить практику по направлению своего ВУЗа (п. 24 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это возможно в том случае, когда между компанией и образовательным учреждением заключен договор о прохождении студентами производственной, в том числе, преддипломной практики (п. 11 Положения, утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383). Как получить стажировку студенту? Обратиться в соответствующее структурное подразделение своего ВУЗа или техникума.

Порядок оформления практиканта будет отличаться в зависимости от того, возлагают на него трудовую функцию или нет. Если студента только знакомят с производственным процессом и предлагают практические задания пониженной сложности, то трудовой договор заключать не нужно (ст. 11, 58,59 ТК РФ). Правильность данного вывода подтверждают судьи (см. апелляционное определение Псковского областного суда от 05.08.2014 № 33-1187/2014).

В противном случае при наличии в компании открытых вакансий с практикантами нужно заключить трудовые договоры (п. 15,16,17, 18 Положения, утв. утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383).

Если вакансии свободны, все понятно. А как оформить стажировку для студентов, если свободных мест нет? В таком случае со студентом можно заключить договор гражданско-правового характера.

Организация действует самостоятельно

Другим популярным способом организации студенческой стажировки является набор студентов коммерческими организациями без договоров с образовательными организациями.

В этом случае, оформить практикантов нужно, заключив с ними гражданско-правовые или трудовые договоры. Например, со студентом можно заключить срочный трудовой договор (абз. 9 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

blogkadrovika.ru

стажировки, вакансии и практика в российских и международных компаниях

СФЕРА

event административная деятельность сервис образование бухгалтерия дизайн реклама it pr продажи искусство менеджмент юриспруденция логистика маркетинг финансы hr digital журналистика

tmstudent.ru

Стажировка и практика для студентов за границей

Стажировка для студентов за границей – уникальная возможность применить полученные умения и знания на практике, проживая в другой стране. При этом подтянуть язык и лексику, общаясь непосредственно с коренными жителями.

Все большее количество студентов посещают зарубежные страны для прохождения практики, чтобы:

  • повысить свой уровень знания иностранного языка;
  • найти друзей и расширить круг знакомств;
  • изучить культуру страны в реалиях повседневной жизни;
  • подзаработать за время практики;
  • получить шанс, после окончания образования устроится на работу за рубежом;
  • в своей стране наличие сертификата о прохождении стажировки за рубежом дает возможность выбрать отличную работу, вне очереди.

В каких странах можно пройти стажировку?

В основном студенты выбирают страны Европы. Благодаря быстрому перелету во время практики можно на выходных побывать дома и поделиться своими впечатлениями.

Стажировка студентов в Германии – отличная возможность перенять опыт у ведущих компаний мира. Практику проходят по следующим направлениям: законодательство, туризм, искусство, программирование, бизнес, архитектура и культура, экология.

Италия – страна моды и искусства. В ней можно пополнить свой багаж знаний в сфере бизнеса, туризма, кинематографии, журналистики, фотографии и архитектуры.

Престижным является прохождение практики в Англии. Дипломы и сертификаты вузов этой страны признаны везде, они являются гарантами полученных знаний. Приоритетным направлением в этой стране является сфера бизнеса и финансов.

Франция – мечта поэта. Можно ощутить на себе романтический настрой этой страны, а заодно повысить свои навыки в кулинарном деле, модельном искусстве и научиться тонкостям фотографии.

Стажировка в Китае для студентов сейчас наиболее популярна. Это страна прельщает своим умопомрачительно быстрым развитием экономики. Естественно, кто откажется изучить успешные инновации в различных направлениях? Благо здесь представлен самый широкий выбор специальностей для стажировок.

Канада является оптимальным вариантом совмещения практики и работы. Она бесценна для специальностей в сфере туризма, гостиничного и курортного бизнеса.

Программы стажировок за границей

Практика за границей для студентов организуется как российскими, так и зарубежными фирмами. Они выступают посредниками между вузами и студентами. С каждым студентом проводится индивидуальное собеседование на языке страны, в которой будет проходить практика.

Существует четыре вида стажировок:

  • бесплатная;
  • совмещенная с обучением;
  • платная;
  • волонтерская.

Первый вид предполагает бесплатное прохождение практики, с возможностью подзаработать. Это самый желанный вариант для студентов. Подпасть под такие условия могут не все специальности, а только изучающие гостиничное или ресторанное дело, а также туризм. Многие страны нуждаются в таких специалистах.

Студенты, специальность которых не пользуется широким спросом, должны будут оплатить свою стажировку. К таким профессиям относятся: архитектура, строительство, инженерное дело, дизайн, программирование. Зато платные стажировки есть во многих странах и даже по редким специальностям.

Стажировка студентов в Англии и Ирландии предполагает совмещение ее с обучением. По программам этих стран студенты проходят обучение на специальных курсах, а затем демонстрируют умения на практике (работая в гостинице или ресторане).

Волонтерские программы предъявляют минимальные требования к кандидатам. Они направлены на улучшение жизни обитателей планеты. Но здесь есть вероятность попасть на работы в страны Третьего Мира. Ведь забота волонтеров распространяется как на французских бездомных, так и на индийских детей.

Где будет проходить практика (в вузе, офисе или специальной школе) зависит от принимающей стороны. Это заранее можно узнать у представителей фирмы посредника.

Как попасть на стажировку за границу?

Прежде всего, кандидат должен отвечать таким требованиям:

  • быть не моложе 18 и не старше 30 лет;
  • знать иностранный язык не ниже среднего;
  • иметь хорошую успеваемость;
  • быть целеустремленным и активным;
  • иметь возможность оплатить стажировку.

Также при выборе кандидатов, может учитываться предыдущий опыт работы по специальности, если он есть.

Конечно, бывают исключения. Могут принять на стажировку студента со слабым уровнем знания языка, но это отразится на его понимании учебного материала за границей.

Определившись с подходящим вариантом практики, кандидат готовится к собеседованию, которое может проводиться как при личной встрече, так и по телефону. А возможно, просто пройти тест на знание языка. Но в любом случае на комиссию надо предоставить следующие документы:

  • резюме и мотивационное письмо на иностранном языке;
  • документ, подтверждающий знание языка страны, в которую он едет;
  • рекомендации от преподавателей вуза;
  • справку о том, что кандидат является студентом;
  • копию паспорта.

Если представители комиссии решат, что кандидат подходит для стажировки именно в этой стране, его в короткие сроки оповещают об этом. Для совершения поездки ему следует собрать пакет документов.

Необходимые документы для стажировки за рубежом

Каждая программа стажировок предусматривает свой перечень документов, с учетом выбранной страны. Обычно надо сделать официальный перевод всех требуемых документов на иностранный язык. Заполнить в вузе регистрационную форму программы. Предоставить справки: об отсутствии судимости из милиции и медицинскую о состоянии здоровья. Сделать загранпаспорт и открыть визу – затраты на это студент берет на себя. Иногда требуется водительское удостоверение в зависимости от специальности и предполагаемой работы.

Стоимость обучения стажировки студентами за границей

Цены за практику будут зависеть от выбора страны.

Так, платная стажировка во Франции для студентов за полгода обойдется в 2800 евро, без учета проживания и питания. Практика в Германии будет стоить 3000 евро за 3 месяца. В Италии стоимость примерно та же. На трехмесячные курсы в Англии надо приготовить 3500 евро. В Австралии цена за 8 недель составит 3200 австралийских долларов.

Большинство студентов выбирают вариант стажировки, где можно совмещать получение знаний и подработку. Во Франции зарплата стажера будет составлять около 9 евро в час, а если удастся попасть на практику в Интерпол, в месяц обещают 550 евро. В Греции в туристической сфере, даже не зная греческого языка можно заработать за месяц до 500 евро, при этом проживание и питание будет за счет работодателя. Китай предлагает месячную оплату студентам в размере 350 долларов. По сравнению с европейскими расценками это небольшая оплата. Но учитывая зарплату китайцев и низкие цены на питание и услуги в этой стране, то получится вполне приличный доход.

Стажировка за границей поможет найти любимое занятие за достойную оплату. Вкладывая в свое образование силы, знания и материальные средства человек закладывает фундамент своей будущей жизни. Как гласит пословица: «Один день, проведенный в другой стране, учит больше, чем десять лет жизни дома».

vseobr.com

Прохождение стажировки как формы повышения квалификации

Стажировка представляет собой вид подбора профессионального коллектива для организации вне зависимости от ее рода деятельности. Благодаря этому каждый работодатель может самостоятельно оценить эффективность своего будущего сотрудника и вместе с этим сбалансировать его знания. Кроме этого стажировка как форма повышения квалификации, дает возможность работникам и специалистам получить новые знания, обрести дополнительные профессиональные навыки или усвоить опыт отечественных или зарубежных коллег.

Очень часто стажировку называют практикой. Ее целью является проведение дополнительного обучения и проверка работоспособности новых кадров. Все это требуется человеку при трудоустройстве на новые должности. Сама практика проходит непосредственно на предприятии, которое собирается в дальнейшем принять стажера в свой штат сотрудников.

Лица, требующие проведения стажировки

В основном стажировка предназначена для людей, которые ранее получили необходимое профессиональное образование и нуждаются в подробном ознакомлении с должностью для получения практического опыта. Практика помогает человеку расширить компетенцию по своей профессии или же обеспечит восстановление знаний рабочего процесса, которые могут быть утрачены после долгого перерыва в работе по своей специальности.

Процесс оформления на стажировку

Основанием для составления договора о сотрудничестве между работодателем и соискателем становится организация плана стажировки и подготовка сметы по затратам, которые могут возникнуть в процессе практики. Сам договор может быть составлен как персонально для каждого сотрудника, так и коллективно, для группы работников. В том случае, когда договор составляется на несколько человек с одной профессией, его условия распространяются только в пределах одного предприятия, на котором будет проходить стажировка.

Запись нового сотрудника на обучение осуществляется только после получения соответствующего приказа от руководителя организации. Этот документ базируется на направлении центра по трудоустройству. Соискатель получает приказ, в котором четко указаны сроки стажировки, порядок обучения и данные руководителя, отвечающего за проведение практики.

Практическое обучение соискателя осуществляется в соответствии с индивидуальным планом, который в обязательном порядке проверяется и утверждается руководителем организации и в дальнейшем согласовывается с региональным центром трудоустройства. Каждому слушателю, прошедшему курс обучения и квалификационную аттестацию, по решению комиссии выдается свидетельство о повышении профессиональной квалификации.

Разработка плана стажировки

Так как стажировка – повышение квалификации, специалист, руководящий проведением практики, обязан правильно разработать план всего учебного процесса.

Кроме этого, он должен предусмотреть следующее:

  • предоставление методической помощи практиканту (если это потребуется в процессе выполнения учебной программы)}
  • консультация практиканта в течение всей стажировки}
  • проверка составленного отчета}
  • подготовка заключения о выполненной практике (в документе указывается профессиональный уровень стажера, организационные и деловые способности и оценка полученного профессионального опыта)}
  • составление рекомендательного письма.

Основой для составления плана проведения практики служат профессиональные обязанности соискателя. В программе стажировки обозначается ее срок, который не может превышать трех месяцев с учетом стандартной недельной нагрузки (40 часов). Кроме этого, в план практики заносятся данные о задачах учебного процесса и время, которое отводится на их решение.

По завершению практики стажер составляет отчет о проведенной работе и направляет его руководителю учебного процесса. Данный документ должен быть оформлен не позднее предпоследнего дня практики и в нем следует указать всю информацию о выполнении пунктов плана стажировки и свой вывод о прошедшем обучении.

Особенности завершения практики

Во время стажировки практикант обязан пройти и выполнить программу обучения и составить отчет о проведенной работе. После этого руководитель предоставляет местной службе по трудоустройству список документов:

  • копию приказа о зачислении соискателя на практику и копию документа об ее окончании}
  • табель посещаемости (составляется ежемесячно)}
  • письменный вывод о результативности проведенной стажировки.

В том случае, когда соискатель в дальнейшем не может быть трудоустроен в организации, где проходил стажировку, к вышеперечисленному списку документов прилагается рекомендательное письмо, подписанное руководителем.

hr-portal.ru

Стажировка на рабочем месте: образец программы

Мероприятие, в процессе которого претендент на должность или студент получает практические навыки и специфическое обучение, называется стажировкой. Она необходима при устройстве на работу с опасными условиями труда, перед оформлением трудового соглашения с молодыми специалистами без опыта работы, а также при найме сотрудников в крупные корпорации, успех которых зависит от слаженности ведения трудовой деятельности. Время нахождения на практике позволяет работодателю оценить претендента, а соискателю принять верное решение об устройстве на работу по предлагаемой должности.

Стажировка на рабочем месте

Что такое стажировка на рабочем месте

Стажировка предшествует приему на работу в штат сотрудников. Она проводится для ознакомления с условиями труда, со спецификой функциональных обязанностей, а также с общим порядком охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, актуальными для должности, на которую претендует соискатель. Обучению подвергаются не только студенты и вновь прибывшие сотрудники. Мероприятие актуально и для профессионалов, которым необходима переквалификация в сферу, в которой они не имеют достаточного уровня знаний и опыта.

Законодательные нормы определяют стажировку к категории обязательной процедуры для претендентов на вакансию, предполагающую выполнение профессиональных обязанностей во вредных и опасных условиях труда. Ознакомление с нюансами профессии на конкретном предприятии возможно только после проведения потенциальным работником вступительного инструктажа. Во многих компаниях стажировка ассоциируется с испытательным сроком. В обеих ситуациях работник выполняет трудовые обязанности, однако при стажировке он еще и обучается.

Что такое стажировка

Практика обязательна не для каждого сотрудника, устраивающего на работу. Профессиональные обязанности некоторых специалистов не требуют предварительного ознакомления, поскольку все этапы работ проводятся по аналогичной технологии на различных предприятиях. Необходимость прохождения стажировки определяет внутренняя распорядительная документация по компании.

Виды

В зависимости от цели, организации и проведения стажировки различают несколько ее видов:

  • базовая;
  • специальная;
  • общая.

Базовая стажировка на рабочем месте предполагает непосредственное выполнение трудовых обязанностей стажером под надзором опытного специалиста, назначенного руководителем практики. Каждая операция практиканта фиксируется в специальном журнале. После завершения мероприятия назначаются экзамены, по итогам которых работодатель принимает решение о целесообразности включения соискателя в штат сотрудников.

Специальная стажировка актуальна для технических специальностей, требующих обучения нюансам и специфичности работы на конкретном рабочем месте. При обучении уделяется внимание правилам выполнения технологических операций и использования аппаратуры.

Для каждого вида практики применяется свой образец распоряжения на стажировку на рабочем месте.

Общая практика заключается в ознакомлении с базовыми правилами и нормами охраны труда и технологии безопасного ведения деятельности при выполнении производственных задач. Результат проверки знаний свидетельствует об усвоении навыков безопасной работы. Он является основанием для оформления допуска для самостоятельной работы.

Порядок оформления

Порядок стажировки на рабочем месте недостаточно регулируется трудовым законодательством. В нем отражена единственная рекомендация о необходимости оформления со стажерами срочного договора. Все остальные документы, регулирующие взаимоотношения, составляются в соответствии с распоряжением работодателя.

После прохождения собеседования с руководителем подразделения и принятия им решения о том, что соискатель им подходит, претенденту на должность предоставляют возможность ознакомиться с положением. Если претендент согласен сотрудничать по предложенной схеме, то ему необходимо оформить заявление о приеме на стажировку, которое будет основанием для заключения срочного договора и издания приказа о зачислении стажера.

Положение

Приказ о стажировке

Для регламентирования стажировки на предприятии, можно составить отдельное положение, в разделах которого будут отражены принципы проведения мероприятия, порядок формирования оплаты труда в этот период для стажера и для лица, в обязанности которого вменяется его обучение. В документ рекомендуется включить список работников, которые обязательно должны пройти стажирование, а также образец программы стажировки на рабочем месте.

Отсутствует унифицированная форма бумаги, поэтому работодатель вправе составить ее по своему усмотрению. Большинство кадровых специалистов, занимающихся разработкой подобной документации, придерживаются единой позиции, предполагающей включение в положение разделов:

  • практики;
  • наименование рабочего места проведения стажировки;
  • порядок оплаты труда в период практики стажера и его куратора;
  • документы, определяющие права и порядок деятельности соискателя.

Договор

Отношения между работодателем и наемным работником оформляются трудовым договором. Стажер не относится к числу полноценных сотрудников, поскольку, ввиду недостаточности знаний и опыта, он не может самостоятельно выполнять должностные обязанности. Регулирование отношений между сторонами осуществляется посредством подписания срочного трудового договора. В нем определены сроки прохождения практики, однако не отражены обязательства руководителя компании принять человека на работу после ее окончания. В документе возможно указать условия перезаключения договора при прохождении обучения и при успешной проверке знаний и приобретении практических навыков, необходимых для выполнения обязанностей по определенной должности.

Приказ

Приказ о приеме на стажировку оформляется после получения согласия соискателя и написания им соответствующего заявления. В документе должна быть отражена информация о назначении руководителя практики, о сроках ее прохождения, а также о должности, по которой она проводится. Образец приказа о стажировке на рабочем месте должен быть заготовлен заранее кадровым специалистом. Такое решение позволит быстро составить документ за счет использования шаблона.

Программа обучения и практики

План стажировки

В нормативно-правовых источниках не предусмотрена унифицированная форма программы проведения стажировки. Она будет различна для каждой специальности и для каждого субъекта хозяйствования. На предприятии должны быть разработаны специфические программы стажировки по рабочим профессиям. В их разделы необходимо включить положения внутренней документации юридического лица, для которого они разрабатываются.

При внедрении новых технологий, а также при необходимости работы на приобретенной аппаратуре, программа практики может быть составлена в индивидуальном порядке по согласованию куратора и стажера. Руководителем практики при этом может быть не сотрудник предприятия, а представитель продавца продукции, работе с которой необходимо обучиться.

Оплата труда

Стажер вправе претендовать на оплату труда. Размер вознаграждения определяется нормами Трудового законодательства, в соответствии с которыми он не может быть меньше МРОТ. Установленная на период стажировки ставка значительно меньше, чем у специалистов, осуществляющих деятельность по трудовому договору. Выплата производится единоразово после завершения практики.

Продолжительность

Сроки стажировки для претендентов на должность определяются трудовым законодательством, а для студентов – договором с учебным заведением. Стандартное количество смен стажировки на рабочем месте соответствует от 3 до 10 рабочих дней. Однако, для некоторых специальностей недостаточно этого времени для обучения, которое учитывается по другой статье.

Инструктирование

Перед стажировкой, претендента на должность необходимо проинструктировать по программам вводного и вступительного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности. Информация об успешной проверке знаний по вопросам проведенного инструктирования, должна быть отражена в специальном журнале. В случае неудовлетворительных результатов контроля, сотрудник не допускается к практике до пересдачи. За этот период ему не будет произведена оплата труда.

Оформление строчного договора при стажировке

После завершения практики и приема стажера на работу не обязательно его повторно обучать по программам инструктажей. По итогам контроля знаний их содержания, проведенного до практики, работодатель вправе подписать приказ о допуске к самостоятельной работе.

Завершение практики

После завершения стажировки, практикант должен оформить отчет о своих достижениях. Документ составляется в произвольной форме. В нем стажер должен отобразить план проведенного мероприятия и цели, которые были достигнуты в результате ведения трудовой деятельности под руководством опытного руководителя. Претенденту на должность рекомендуется указать в отчете перечень успешно выполненных поручений и нереализованных задач, с отображением причины, помешавшей их решению. В отчете должна быть информация о полученных навыках и умениях, а также предложения об улучшении процесса обучения для других практикантов.

Оформленный журнал стажировки поможет компетентно составить отчеты обеим сторонам соглашения.

Руководитель практики должен оформить документ, в котором отображаются его отзывы о стажере, сформированные в результате сотрудничества по срочному договору. Он должен составить характеристику на претендента на должность с оценкой его профессионализма, обучаемости и личных качеств. Прием стажера в штат сотрудников зависит от того, какое впечатление было оказано на его куратора. При его положительном заключении и оформленной рекомендации о сотрудничестве, работодатель ознакамливается с характеристикой соискателя и принимает решение о зачисление в штат по результатам проведения стажировки и сдачи экзаменов. Если работник не отличился профессионализмом и показал негативные результаты при проверке знаний, то работодатель создаст приказ об отказе в приеме на работу по причине несданного экзамена.

Справка для студентов

Часто стажировка проводится для студентов учебных заведений с целью приобретения ими практических навыков в условиях трудовой деятельности. Отношения между субъектом хозяйствования, согласившимся предоставить возможность дополнительного обучения абитуриентам и образовательным учреждением, оформляются договором, в котором указываются цель проведения мероприятия и специальность, по которой необходимо предоставить практическое обучение.

В отдельных разделах отображаются срок, на который направлены студенты и порядок проведения взаиморасчетов. В соответствии с решением работодателя, труд практиканта может быть организован на платной или бесплатной основе. По окончании производственной практики, студентам оформляется специальная справка. В документе указываются сроки прохождения мероприятия и перечень рассмотренных в период обучения базовых вопросов. Руководитель практики оценивает уровень полученных знаний и практических навыков, а также фиксирует результаты их проверки.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

101biznesplan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *