alexxlab Мар/ 22/ 2018 | 0

Содержание

Федеральная налоговая служба

После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя вы продолжаете платить налоги, которые до этого уплачивали как физическое лицо.


4 налога, которые вы продолжаете платить

  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – при получении заработной платы, а также доходов от продажи или сдачи в аренду недвижимости.
  2. Транспортный налог – если на вас зарегистрирован автомобиль.
  3. Земельный налог – если вы являетесь собственником (владельцем) участка земли.
    По земельным участкам, используемым для предпринимательской деятельности, налог исчисляется и уплачивается индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
  4. Налог на имущество физических лиц – если вы собственник недвижимости (дачи, квартиры, гаража и пр.).

Кроме того, у вас появляется обязанность уплатить налог с доходов от предпринимательской деятельности. Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который вы выберете.


5 вариантов уплаты налогов

  1. Общий налоговый режим

Специальные налоговые режимы

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Патентная система налогообложения (ПСН).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Общий налоговый режим

Общий налоговый режим является основным и применяется по умолчанию, если индивидуальный предприниматель не подал в налоговый орган заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов.

Главные налоги, которые предприниматель должен уплачивать при общем режиме:

Специальные налоговые режимы

Применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства.

Внимание!

Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).


Страховые взносы

  • Страховые взносы «за себя»
  • Страховые взносы за работников
  • Может ли предприниматель совмещать применение обычной УСН и ПСН?

    Да, эти режимы вполне совместимы. Список видов деятельности, по которым можно применять ПСН, приведен в гл. 26.5 Налогового кодекса и насчитывает 47 позиций. Если индивидуальный предприниматель одновременно занимается и видами деятельности, которых нет в этом списке, он вправе использовать по ним «упрощенку».

    www.nalog.ru

    что это такое, виды, применение

    Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют — посмотрим далее.

    Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

    Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

    Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

    1. УСН. Упрощенная система уплаты налогов или так называемая «упрощенка», которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
    2. ЕНВД. Этот вид налогового режима также называют «вмененкой». Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
    3. ЕСХН. Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
    4. ПСН. Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
    5. СРП. Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

    Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно скачать тут.

    Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

    Общая характеристика СНР

    Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

    • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
    • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
    • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
    • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

    Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, скачав тут.

    Условия применения специальных налоговых режимов

    Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

    ЕСХН

    Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

    • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
    • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

    УСН

    «Упрощенка» может применяться при соблюдении таких условий:

    • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
    • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
    • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
    • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
    • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

    ЕНВД

    Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

    • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
    • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
    • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

    При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

    СНР среди субъектов малого предпринимательства

    Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо «упрощенка». Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

    • Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому «упрощенкой».
    • Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

    Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

    Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

    Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

    При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

    Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

    moyaidea.ru

    Специальные налоговые режимы | Современный предприниматель

    Налоговое законодательство устанавливает не только федеральные, региональные и местные налоги, но и специальные налоговые режимы — НК РФ выделяет их в отдельный раздел VIII.1. О том, что это за режимы, в чем их различие и особенности, расскажем в нашем материале.

    Понятие и виды специальных налоговых режимов

    Любая налоговая система представляет определенный порядок взимания налогов с налогоплательщиков. Все системы в целом можно разделить на два типа: общий и специальные.

    Специальный налоговый режим — это система налогообложения, предусматривающая особую процедуру исчисления и уплаты налогов, отличную от общепринятой: несколько налогов, обязательных при общей системе, заменяются единым налогом. Характеристики этого налога для каждого из спецрежимов имеют свои особенности.

    Спецрежимы налогообложения вводятся с целью создания более благоприятных условий для определенных отраслей, а также для стимулирования малого и среднего предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку.

    Согласно перечня п. 2 ст. 18 НК РФ, к специальным налоговым режимам относятся:

    • УСН, или упрощенная система налогообложения, предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения – «доходы» и «доходы за вычетом расходов» (гл. 26.2 НК РФ),
    • ЕНВД, или единый налог на вмененный доход, когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений (гл. 26.3 НК РФ),
    • ЕСХН, или единый сельхозналог, применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции (гл. 26.1 НК РФ),
    • ПСН, или патентная система, требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок (гл.26.5 НК РФ),
    • СРП, или система при выполнении соглашений о разделе продукции – применяемая предприятиями, занимающимися добычей минерального сырья (гл. 26.4 НК РФ).

    Не стоит считать, что разновидностью специального режима является режим особой зоны. Особая экономическая зона может предусматривать применение дополнительных льгот для своих резидентов, применяющих налоговые спецрежимы, но сама видом налогового режима не является.

    Хотя к специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения, установленные федеральным законом, субъекты РФ, где эти режимы действуют, могут влиять на условия их применения, устанавливая дифференцированные или пониженные налоговые ставки, вводя льготы по спецналогам и определяя, по каким видам деятельности возможно применение спецрежима в регионе.

    Специальные налоговые режимы: общая характеристика

    Если общая система налогообложения (ОСНО) доступна всем без исключения, то для применения спецрежимов налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям. Для каждого режима эти критерии свои, к ним могут относиться: вид деятельности лица, размер его дохода, число сотрудников, доля участия в организации других юрлиц и т.д.

    Характеризуя специальные налоговые режимы, кратко отметим некоторые их различия и общие моменты.

    Все спецрежимы являются для налогоплательщиков добровольными. Субъекты малого предпринимательства могут работать на любом из них, кроме системы при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – для малого бизнеса этот режим недоступен. Применять патент могут только предприниматели, СРП используют только организации, а все остальные специальные режимы налогообложения доступны как для организаций, так и для ИП.

    По виду деятельности ограничений нет только для «упрощенки» (хотя есть исключения), в то время, как остальные спецрежимы могут использоваться лишь для видов предпринимательства, определенных законом.

    При УСН, ЕНВД, ЕСХН и патенте специальный единый налог заменяет налог на прибыль (или НДФЛ для ИП), НДС и налог на имущество, кроме налога, определяемого из кадастровой стоимости. При СРП единого спецналога нет, но предусмотрены льготы по ряду иных налогов, вплоть до полной отмены некоторых из них (на добычу полезных ископаемых, транспортный, на имущество и др.).

    В зависимости от того, какой разновидностью специального режима является та или иная налоговая система, зависит возможность ее совмещения с ОСНО и другими спецрежимами. Нельзя сочетать с другими режимами СРП. Между собой не совместимы ОСНО, ЕСХН и «упрощенка», но вместе с каждым из этих режимов могут применяться патент или ЕНВД, причем, эти два режима применимы и совместно.

    Спецрежимы и другие налоги

    Любой специальный режим – это не только уплата единого спецналога. Плательщики транспортного, водного, земельного, на добычу полезных ископаемых и прочих налогов, от которых спецрежим освобождения не дает, перечисляют их в бюджет как обычно, независимо от применяемой налоговой системы. В обычном порядке уплачиваются и местные налоги, госпошлины, сборы и прочие необходимые платежи.

    Кроме того, все работодатели, применяющие специальный налоговый режим, должны платить страховые взносы за своих сотрудников и перечислять НДФЛ в качестве налогового агента. Предприниматели не освобождаются от уплаты фиксированных страхвзносов «за себя». Те же, кто применяет «упрощенку» с объектом «доходы», или ЕНВД, могут за счет уплаченных в налоговом периоде страхвзносов уменьшить сумму своего единого спецналога. 

    spmag.ru

    Что относится к специальным налоговым режимам

    В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Налоги и сборы могут быть федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). А что понимается под спецрежимом? В нашей консультации приведем понятие и виды специальных налоговых режимов, а также уточним правовое регулирование специальных налоговых режимов в 2017 году.

    Специальные налоговые режимы: общая характеристика

    Специальный режим – это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

    Несмотря на то, что специальный налоговый режим – это система налогообложения федерального уровня, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ для конкретного режима, вправе определять по специальным налоговым режимам:

    • виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
    • ограничения на переход и применение специального налогового режима по НК РФ;
    • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
    • особенности определения налоговой базы;
    • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    К примеру, перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим, устанавливается региональными и местными органами власти в отношении ЕНВД, а дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков могут устанавливаться законами субъектов РФ применительно к УСН.

    К специальным налоговым режимам относятся…

    Перечень спецрежимов налогообложения поименован в п. 2 ст. 18 НК РФ.

    К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) – гл. 26.1 НК РФ;
    • упрощенная система налогообложения (УСН) – гл. 26.2 НК РФ;
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — гл. 26.3 НК РФ;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – гл. 26.4 НК РФ;
    • патентная система налогообложения (ПСН) – гл. 26.5 НК РФ.












    glavkniga.ru

    Специальные налоговые режимы

    Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Специальные налоговые режимы

    Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

    Понятие специальных режимов в налоговом праве

    Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

    Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

    Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

     

    Виды и характеристика специальных налоговых режимов

    В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

    • патенты;
    • раздел продукции;
    • налог на вмененный доход;
    • сельское хозяйство;
    • система упрощенного вида.

    Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

    Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

    В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

    Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

    Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

    Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

    Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

    Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

    Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

    Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

    При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

    ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

    Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

     

    Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

    Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

    Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

    • определенное количество сотрудников у ИП;
    • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

    Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

     Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

    По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

    В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

    Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

    Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

    В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

    Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

    • деятельности банков и банковских агентов;
    • страховых компаний и агентов;
    • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
    • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
    • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
    • ломбарды и скупки цветного металла;
    • сельскохозяйственные организации и ИП.

    Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

    Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

    Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

    Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

    advokat-malov.ru

    Специальный режим налогообложения . Вісник. Офіційно про податки

    Специальный режим налогообложения может избрать сельскохозяйственное
    предприятие (резидент), осуществляющее предпринимательскую деятельность
    в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства. При этом применение
    специального режима налогообложения является правом,
    а не обязанностью плательщика
    .

    Сельскохозяйственным считают предприятие, основной
    деятельностью которого является поставка произведенных (предоставленных)
    им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или
    арендованных производственных мощностях, а также на давальческих
    условиях, в которой удельный вес стоимости сельскохозяйственных
    товаров/услуг составляет не менее 75% стоимости товаров/услуг,
    поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых
    периодов совокупно (п. 209.6 ст. 209 Налогового кодекса).{h}Обратите
    внимание!

    Законом от 07.07.2011 г. № 3609 внесены некоторые изменения, касающиеся критериев
    определения сельскохозяйственных товаров и предоставления услуг
    .{/h}

    В частности, к деятельности в сфере
    сельского хозяйства наряду с производством продукции растениеводства
    и животноводства отнесено также предоставление услуг сельскохозяйственным товаропроизводителем другим
    сельхозтоваропроизводителям (юридическим лицам) и/или физическим лицам
    с использованием сельскохозяйственной техники, кроме предоставления ее
    в финансовую аренду (лизинг).

    Кроме того, конкретизировано
    определение сельскохозяйственных товаров,
    а именно: сельскохозяйственными
    считают товары, указанные в товарных группах 1 — 24, товарных
    позициях 4101, 4102, 4103, 4301 согласно УКТ ВЭД, и услуги, полученные
    в результате осуществления деятельности, на которую
    в соответствии с п. 209.17 ст. 209 Налогового кодекса
    распространяется действие специального режима налогообложения в сфере
    сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, если такие товары
    выращиваются, откармливаются, вылавливаются или собираются (заготавливаются),
    а услуги предоставляются непосредственно плательщиком налога —
    субъектом специального режима налогообложения (кроме приобретения таких
    товаров/услуг у других лиц), которые поставляются указанным
    плательщиком налога — их производителем.

    Субъекты специального режима налогообложения

    Следует отметить, что для получения
    права на применение специального режима налогообложения
    деятельности
    в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства
    сельскохозяйственное предприятие обязано зарегистрироваться плательщиком НДС в общеустановленном порядке и получить свидетельство
    о регистрации субъектом специального режима налогообложения,
    в котором указываются виды деятельности, на которые распространяется
    специальный режим налогообложения.{h}Важно
    Заявление о регистрации
    сельскохозяйственного предприятия в качестве субъекта специального режима
    обложения НДС по форме № 1-РС должно быть подано сельскохозяйственным
    предприятием в налоговый орган не позднее 20 календарных дней
    до начала налогового периода, с которого такое лицо желает перейти
    на применение специального режима налогообложения, и в месяце,
    предшествующем началу такого налогового периода
    .{/h}

    Достоверность сведений о видах деятельности
    сельскохозяйственного предприятия подтверждается извлечением из Единого
    государственного реестра, которое содержит сведения об основных видах
    деятельности сельскохозяйственного предприятия по КВЭД и которое
    сельскохозяйственное предприятие прилагает к заявлению.

    Перечень видов деятельности,
    к которым применяется специальный режим налогообложения, определен
    ст. 209 Налогового кодекса. Количество видов деятельности, которые могут
    быть внесены в заявление о регистрации и свидетельство о регистрации
    сельскохозяйственного предприятия в качестве субъекта специального режима
    обложения НДС и реестр субъектов специального режима налогообложения,
    не ограничено. Другие виды деятельности и продукция, получаемая
    субъектами специального режима налогообложения, которые осуществляют
    деятельность в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства,
    должны облагаться НДС вне рамок специального режима налогообложения
    в общеустановленном порядке.

    Субъектом специального режима
    обложения НДС имеют право зарегистрироваться исключительно сельскохозяйственные
    предприятия
    юридические лица, являющиеся резидентами. Заключение соглашений
    о создании совместной деятельности не предусматривает создание
    юридического лица,  поэтому регистрация
    субъектом специального режима налогообложения, определенного ст. 209
    Налогового кодекса, на таких лиц не распространяется. Также не могут
    быть зарегистрированы субъектом специального режима налогообложения физическое
    лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере сельского, лесного
    хозяйства и рыболовства, и нерезидент.

    Расчеты с бюджетом

    Специальным режимом налогообложения предусмотрено, что сумма
    НДС, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров/услуг,
    не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного
    предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику
    на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован
    налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога
    для
    других производственных целей.

    Указанные суммы НДС аккумулируются сельскохозяйственными
    предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков
    в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

    Открыть специальные счета в учреждениях банка
    сельскохозяйственное предприятие обязано в течение одного отчетного
    периода после перехода на специальный режим налогообложения, представив
    при этом в учреждение банка копию свидетельства о регистрации
    сельскохозяйственного предприятия в качестве субъекта специального режима
    обложения НДС, заверенную в установленном порядке соответствующим органом
    ГНС.

    Согласно п. 1
    Порядка аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм НДС
    на специальных счетах, открытых в банках, утвержденного
    постановлением № 11, на специальные счета перечисляются суммы НДС,
    определенные сельскохозяйственным товаропроизводителем в налоговой
    декларации по НДС (сокращенной).
    Перечислить такую сумму налогового
    обязательства
    , указанную в представленной им налоговой
    декларации, плательщик налога обязан самостоятельно в течение
    10 календарных дней
    , следующих за последним днем соответствующего
    предельного срока, предусмотренного ст. 203 Налогового кодекса.

     В случае
    излишнего или ошибочного перечисления денежных средств на специальный счет
    указанные денежные средства возврату плательщику налога не подлежат,
    а учитываются им в счет будущих перечислений на специальный
    счет и могут использоваться для возмещения суммы налога, уплаченной
    (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов,
    за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка
    такой суммы налога — для других производственных целей.

    Субъект специального режима налогообложения имеет право
    использовать денежные средства, аккумулированные на специальном счете,
    с момента их перечисления на такой счет до полного использования
    для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику
    на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой
    суммы налога — для других производственных целей без учета сроков
    давности.

     В случае превышения уплаченной
    (начисленной) суммы НДС над суммой НДС, полученной (начисленной)
    в результате поставки сельскохозяйственной продукции, разница
    не подлежит бюджетному возмещению, а засчитывается в состав
    налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.
    Такая возможность
    засчитывать указанные суммы в состав налогового кредита предусмотрена
    Законом № 3609. Следовательно, субъекты специального режима
    налогообложения при определении суммы НДС, подлежащей уплате
    на специальный счет, получили право учитывать отрицательное значение
    налога предыдущего отчетного периода.

    Особенности отражения сельскохозяйственной деятельности в декларации по НДС (сокращенной)

    Сельскохозяйственные товаропроизводители операции
    по реализации собственно произведенных сельскохозяйственных товаров
    и услуг на собственных или арендованных производственных мощностях
    отражают в налоговой декларации по НДС (сокращенной),
    представляемой отдельно для каждой сферы деятельности: сельского, лесного
    хозяйства и рыболовства.

     В случае если
    субъектом специального режима налогообложения приобретенные товары/услуги,
    необоротные активы будут использоваться частично для изготовления
    сельскохозяйственных товаров/услуг, а частично для других товаров/услуг,
    то такой субъект специального режима налогообложения в периоде,
    в котором он осуществлял соответствующее изготовление и/или приобретение,
    сумму уплаченного (начисленного) налогового кредита по таким товарам/услугам,
    необоротным активам должен распределить исходя из доли их использования
    в операциях сельскохозяйственного производства и соответственно
    в других операциях. При этом распределенные суммы включаются
    в значения строк 8, 10, 11 декларации по НДС, по которой
    осуществляются расчеты с бюджетом, и для справки отражаются
    в строках 81, 101, 111 налоговой
    декларации по НДС (сокращенной).

    Налоговые обязательства по НДС,
    возникающие по операции по продаже незавершенного производства (поля,
    засеянного или засаженного растениями, и т. п.), осуществляемой субъектом
    специального режима налогообложения, подлежат отражению в общей налоговой
    декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом.
    При этом налоговый
    кредит по таким операциям не корректируется
    и в общую
    налоговую декларацию по НДС, по которой осуществляются расчеты
    с бюджетом, не переносится.

    Операция по экспорту собственно
    произведенных сельскохозяйственным предприятием сельскохозяйственных товаров
    отражается в строке 2.1 налоговой декларации по НДС (сокращенной) при
    условии подтверждения такого вывоза (экспорта) путем совершения надписи
    на оригиналах листов (ГТД) новой формы МД-2 с обозначением «3/8». При
    этом налоговый кредит, сформированный при приобретении товаров/услуг,
    принимавших участие в изготовлении экспортированной сельскохозяйственной
    продукции, подлежит корректировке по строке 12.3 налоговой декларации
    по НДС (сокращенной) со знаком «–» и переносится со знаком
    «+» в строку 16.3 налоговой декларации по НДС, по которой
    осуществляются расчеты с бюджетом. Такие суммы налога, перенесенные
    в строку 16.3 налоговой декларации по НДС, по которой
    осуществляются расчеты с бюджетом, могут принимать участие
    в бюджетном возмещении в общеустановленном порядке, определенном
    ст. 200 Налогового кодекса.

     В случае если по результатам
    уточняющего расчета (относительно деятельности согласно ст. 209 Налогового
    кодекса), представляемого субъектом специального режима налогообложения
    за период до и/или после 01.01.2011 г. (с учетом сроков
    давности), увеличиваются налоговые обязательства по НДС, то такие
    суммы налога подлежат перечислению на отдельный (специальный) счет
    в срок не позднее дня представления уточняющего расчета.

    Ответственность субъектов специального режима налогообложения

    Если субъект специального режима
    налогообложения поставляет в течение предыдущих 12 последовательных
    отчетных налоговых периодов совокупно несельскохозяйственные товары/услуги, удельный вес которых превышает 25%
    стоимости всех поставленных товаров/услуг, то:

    • на такое
      предприятие не распространяется специальный режим налогообложения,
      установленный ст. 209 Налогового кодекса. Такое предприятие обязано
      определить налоговое обязательство по этому налогу по итогам
      отчетного налогового периода, в котором было допущено такое превышение,
      и уплатить налог в бюджет в общем порядке;
    • налоговый
      орган исключает такое предприятие из реестра субъектов специального режима
      налогообложения и может повторно включить его в такой реестр
      по окончании следующих 12 последовательных отчетных налоговых
      периодов при наличии оснований, определенных ст. 209 этого Кодекса;
    • такое
      предприятие считают плательщиком указанного налога на общих основаниях
      с первого числа месяца, в котором было допущено такое превышение.

     Для новосозданного
    сельскохозяйственного предприятия
    , зарегистрированного в качестве субъекта специального
    режима налогообложения, от даты государственной регистрации такого
    предприятия до окончания 12 календарных месяцев, следующих
    за датой государственной регистрации такого предприятия, удельный вес
    сельскохозяйственных товаров (услуг) рассчитывается по результатам каждого
    отчетного налогового периода (месяца).

    В соответствии с п. 209.11 ст. 209
    Налогового кодекса если в течение такого отчетного налогового периода
    (месяца) новосозданное сельскохозяйственное предприятие — субъект
    специального режима налогообложения поставляет совокупно несельскохозяйственные
    товары (услуги), удельный вес которых превышает 25% стоимости всех поставленных
    товаров (услуг) в этом месяце, то считается, что такой субъект достиг
    превышения и он является плательщиком НДС на общих основаниях начиная
    с первого числа такого отчетного налогового периода (месяца).

    Таким образом, если налоговый орган исключает
    сельскохозяйственное предприятие из реестра субъектов специального режима
    налогообложения, повторно включить его в такой реестр можно будет
    по окончании следующих 12 последовательных отчетных налоговых
    периодов.

    Если по результатам
    документальной или камеральной проверки налоговый орган установит, что
    предприятие не соответствовало критериям, определенным п. 209.6
    ст. 209 Налогового кодекса, на момент подачи заявления
    о регистрации сельскохозяйственного предприятия в качестве субъекта
    специального режима налогообложения, что стало основанием для выдачи
    свидетельства о регистрации субъектом специального режима налогообложения,
    то налоговый орган принимает решение об исключении
    сельскохозяйственного предприятия из реестра субъектов специального режима
    налогообложения с момента регистрации.

    Кроме того, указанное
    свидетельство подлежит аннулированию в случае, если
    сельскохозяйственное
    предприятие:

    • подает заявление о снятии его с регистрации
      в качестве субъекта специального режима налогообложения и/или заявление
      о его регистрации в качестве плательщика указанного налога
      на общих основаниях;
    • подлежит
      регистрации плательщиком налога на общих основаниях;
    • прекращается
      путем ликвидации или реорганизации;
    • не представляет налоговую отчетность по налогу
      в течение последних 12 последовательных отчетных налоговых периодов.

    При наличии других оснований проводится аннулирование
    регистрации плательщика НДС — сельскохозяйственного предприятия,
    включающее аннулирование указанного свидетельства, исключение такого
    предприятия из реестра плательщиков НДС и реестра субъектов
    специального режима налогообложения. В таких случаях сельскохозяйственное
    предприятие обязано возвратить налоговому органу свидетельство.

    Плательщик налогасубъект специального режима
    налогообложения, в учете которого на день аннулирования регистрации
    плательщика НДС находятся товары и необоротные активы, по которым был
    начислен налоговый кредит в прошедших или текущем налоговых периодах
    и отражен в налоговой декларации, по которой проводятся расчеты
    с бюджетом, или в налоговой декларации по НДС (сокращенной),
    обязан признать условную продажу таких товаров и необоротных активов
    по обычным ценам
    и соответственно увеличить сумму своих налоговых обязательств
    и отразить их в налоговой декларации, по которой осуществляются
    расчеты с бюджетом, по результатам налогового периода, в течение
    которого происходит такое аннулирование.

    Условная продажа не признается, если плательщик
    аннулируется в качестве субъекта специального режима налогообложения
    и переходит на общую систему обложения НДС или если при приобретении
    товаров, необоротных активов налоговый кредит в прошедших либо текущем
    налоговых периодах не формировался.

    При исключении плательщика
    из реестра субъектов специального режима налогообложения он обязан закрыть
    специальный счет в учреждении банка в течение месяца.

    Что касается ответственности
    сельскохозяйственного предприятия за нецелевое использование суммы НДС,
    то использование налогоплательщиком (должностными лицами
    налогоплательщика) сумм, которые не уплачены в бюджет вследствие
    получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или
    вопреки условиям или целям ее предоставления согласно закону по вопросам
    соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно
    к штрафам, предусмотренным п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса,
    влечет взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей),
    подлежавших начислению без применения налоговой льготы. Уплата штрафа
    не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное
    уклонение от налогообложения.{h}Для справки
    Целевым
    использованием аккумулированных денежных средств со специального счета будет
    считаться финансирование расходов сельскохозяйственного предприятия, связанных
    непосредственно с ведением сельскохозяйственной деятельности, например
    можно уплатить арендную плату за арендованную сельскохозяйственную технику
    (если с ее помощью выращивается продукция растениеводства), проценты
    банкам по кредитам на приобретение сельхозтехники, выплатить зарплату
    работникам, непосредственно занятым производством продукции растениеводства или
    животноводства, а также  работающим
    на сельскохозяйственной технике
    .{/h}

    Суммы НДС, использованные не по назначению,
    возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени
    в размере 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины.

    Что касается ответственности за нарушения
    правил уплаты (перечисления) налогов, то такая ответственность
    предусмотрена п. 126.1 ст. 126 Налогового кодекса, а именно: если
    налогоплательщик не уплачивает сумму самостоятельно определенного
    денежного обязательства в течение сроков, установленных этим Кодексом,
    такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа
    в следующих размерах:

    • при задержке
      до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем
      срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10%
      погашенной суммы налогового долга;
    • при задержке более 30 календарных дней,
      следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного
      обязательства, — в размере 20% погашенной суммы налогового долга.

    Следовательно, неперечисление или несвоевременное
    перечисление субъектом специального режима налогообложения денежных средств на специальный
    счет влечет наложение штрафных (финансовых) санкций. Кроме того, привлечение
    к финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение законов
    по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением
    которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их
    должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения
    к административной или уголовной ответственности (ст. 112 Налогового
    кодекса).

    Также следует учитывать, что факт
    перечисления сельскохозяйственным предприятием на специальный счет сумм
    НДС плательщики удостоверяют копиями платежных поручений, представляемых
    в орган ГНС по месту регистрации предприятия не позднее
    последнего календарного дня месяца, следующего за отчетным (налоговым)
    периодом.

    Необеспечение налогоплательщиком сохранности первичных документов
    учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности,
    других документов по вопросам исчисления
    и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 Налогового
    кодекса сроков их хранения и/или непредоставления налогоплательщиком
    контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении
    налогового контроля
    в случаях, предусмотренных этим Кодексом, влекут
    наложение штрафа в размере 510 грн.,
    те же действия, совершенные
    налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое
    же нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1020 грн.
    (п. 121.1
    ст. 121 Налогового кодекса). При этом привлечение к финансовой ответственности
    за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства,
    контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает
    их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной
    или уголовной ответственности.

    www.visnuk.com.ua

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о