О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством
Выступление ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», секретаря комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Сергея Чапнина на конференции-семинаре ЦФО «Электронное правительство и информационное общество в Ивановской области. Вопросы реализации в 2010-2011 гг.», проходившей 19 – 20 октября 2011 года.
О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством
Сергей Чапнин
Для собравшихся сегодня в этом зале не секрет, что на протяжении вот уже десяти лет граждане России, и в том числе православные христиане, выражают серьёзную обеспокоенность использованием новых электронных технологий при взаимодействии с государственной властью.
И это говорит о том, что вопросы, которые с точки зрения федеральных и региональных органов власти выглядят как вопросы политические, правовые, организационные и технические, имеют еще и философский, а точнее –
Я призываю вас, областных, городских и муниципальных служащих, учитывать это в своей дальнейшей работе. Полагаю, что в правительстве Ивановской области серьезность этой проблемы уже понимают.
Русская Православная Церковь не только внимательно следит за развитием ситуации, но формулирует свою позицию, уточняя ее по мере развития событий.
Напомню, что вопросы электронной идентификации были затронуты в целом ряде общецерковных документов:
В настоящее время комиссия Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества по поручению Священного Синода подготовила проект нового документа. И я надеюсь, что в ближайшее время он будет принят. Основные принципы этого документа легли в основу моего доклада.
О чем это говорит? На мой взгляд, прежде всего о том, что необходим серьезный диалог государственных служащих с представителями Русской Православной Церкви на всех этапах реализации программы «Информационное общество».
Русская Православная Церковь занимает твердую позицию: недопустимо нарушать права граждан в связи с отказом от электронных способов учета персональных данных. Принятие новых технологий должно быть исключительно добровольным, а отказ от использования электронных документов не должен влечь за собой лишение граждан их законных прав.
К сожалению, поводов для тревоги немало. К нам поступают многочисленные обращения, которые ясно свидетельствуют, что
Люди, по религиозным основаниям отказавшиеся от получения таких идентификаторов и документов, НЕ МОГУТ:
- получать медицинскую помощь,
- пенсию по возрасту и другие выплаты,
- вести предпринимательскую деятельность,
- устроиться на работу,
- оплачивать коммунальные услуги,
- совершать сделки с имуществом,
- приобретать проездные документы и так далее.
Совершенно очевидно, что создается реальная угроза благополучию людей.
Пример – средняя школа, где учится мой старший сын. Типовое «Согласие законного представителя на обработку персональных данных», которое мне предложила подписать школа, прямо говорит о том, что родители дают согласие не только на использование тех данных ребенка, которые необходимы и достаточны для обеспечения учебного процесса, но и вообще
Я отказался подписать такое согласие, однако большинство родителей подписало его, даже не вчитываясь в содержание. Между тем, этот документ грубо нарушает один из основополагающих принципов закона № 152-ФЗ «О персональных данных», а именно: соответствие объема, характера и способов обработки персональных данных целям их обработки. Вместе с юристами я разработал альтернативную форму согласия, и школа приняла его без оговорок.
Должен сказать, что к Церкви сегодня обращены не только многочисленные просьбы защитить права российских граждан, но и вопросы о символическом значении используемых государством кодов и знаков, в которых некоторые усматривают антихристианскую символику.
Здесь надо подчеркнуть: что бы ни говорили отдельные радикальные проповедники и «инициативные группы» мирян, которые есть и в Ивановской области, с точки зрения Церкви никакой знак или номер сам по себе не может повредить душе, если только не становится отражением сознательного отречения от Христа и в этом случае принимается и употребляется человеком – добровольно или под давлением.
В то же время СНИЛС как личный код приобретает качество имени – это несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, который постепенно становится основным идентификатором человека
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но всё идет к тому, что в нашей стране фактически отменяется паспорт (насколько мне известно, федерального закона о паспорте в России нет и не будет), но что еще важнее, государство перестает использовать имя и фамилию гражданина.
Для христианина – это святое имя, данное ему в крещении.
Считаю очень серьезной ошибкой решение о регистрации на портале госуслуг исключительно по цифровым идентификаторам ИНН и СНИЛС.
Сегодня эти идентификаторы только начинают использоваться, однако пройдет несколько лет, и кто сможет гарантировать, что употребление таких кодов не будет навязано людям в качестве условия их существования в обществе? Особое опасение у многих людей вызывает перспектива обязательного предъявления кодов или электронных идентификаторов для совершения покупок, получения медицинской и социальной помощи, материальных благ и услуг.
Не исключено, что процессы цифровой идентификации человека и накопления информации о нем могут быть использованы для построения глобальной системы тотального контроля и управления гражданином и обществом в целом. Накопленные в такой базе данных сведения можно будет использовать для давления на человека с целью его политического, экономического, идеологического и духовного порабощения.
Эти опасения являются источником глубокой тревоги многих людей в связи с перспективами тотального и обязательного присвоения личных кодов и электронных идентификаторов.
Особо подчеркну: нет ничего греховного в учете населения государством. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала удостоверяющие личность документы. Эти меры нужны для работы экономики любой страны, охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения социальных функций. Более того, совершенно естественно использовать для этого современные информационно-коммуникационные технологии.
Церковь участвует в дискуссии о формах учета граждан не для того, чтобы оправдать тех, кто уклоняется от выполнения гражданских обязанностей или имеет преступные цели. Нет. Задача Церкви – защитить богоданную свободу человека, которая закреплена в конституционных правах граждан, – жить в соответствии со своими убеждениями и принципами.
Какие еще проблемы и угрозы вызывают нашу тревогу?
- Есть очень серьезные сомнения в том, что государство сможет обеспечить должную защиту информации личного характера, собираемой, перерабатываемой и хранимой государственными органами или иными структурами. Современные технические средства не только предоставляют новые возможности, но и таят серьезные угрозы для безопасности личности, общества и государства. Даже самая совершенная компьютерная система не гарантирует абсолютной защищенности хранимой в ней информации от случайных ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа, злонамеренного использования, искажения или удаления.
- Гражданам, желающим использовать средства электронного учета, необходимо дать четкие гарантии осведомленности о содержании электронных записей, касающихся этих людей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено требованиями общественной безопасности.
- Необходимо
устранить возможность идентификации личности без ее ведома. - Необходимо предоставить человеку возможность не участвовать в системе автоматизированного сбора и анализа информации о его личной жизни. Граждане, отказавшиеся от такого учета, не должны быть гражданами «второго сорта». Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию или символы, назначение которых непонятно или скрывается от владельца. Люди вправе не принимать любых новых технологий и символов, которые не должны быть безальтернативными и принудительными. Для таких лиц необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих договоренностях между гражданином и государством, системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными бумажными документами, удостоверяющими личность. Государство должно ясно заявить, что альтернативный учет сохранится и будет обеспечен необходимым бюджетными средствами.
- Полагаю, что государству следует ясно заявить и законодательно закрепить, что УЭК или какая-либо иная карта останется именно картой. Государство не будет использовать внедряемые в тело человека чипы для его идентификации.
Это лишь краткий обзор тех проблем, которые вызывают тревогу Церкви в связи с реализацией государственной программы «Информационное общество».
Полагаю, государственная власть разных уровней призвана более подробно и более компетентно представлять свою позицию по различными, в том числе правовым и технологическим аспектам введения «электронного правительства».
Церковь готова продолжить диалог с властью и всеми заинтересованными организациями.
Спасибо за внимание.
Читайте также:
Использование универсальной электронной карты не противоречит Писанию Протоиерей Александр Ильяшенко На мой взгляд, с духовной точки зрения электронные карты опасности не представляют. А вот с точки зрения практической – очень даже большую. Карту можно потерять. И, поскольку на карте “все в одном флаконе”, она становится очень привлекательной для людей, стремящихся к легкой наживе. |
www.pravmir.ru
Грозит ли России «электронный концлагерь»
В Общественной палате верующие и представители власти сегодня обсудили последствия введения электронного паспорта, а заодно и других технологических новшеств. Представители Федеральной миграционной службы старались убедить собравшихся в том, что электронный документ не угрожает богоданной свободе человека.
Федеральная миграционная служба разработала законопроект о переходе к электронному паспорту — документу, удостоверяющему личность. Переход к нему планируется завершить к 2025 году. Он опубликован для общественного обсуждения, им палата и занялась.
Борис Клин
Официальные представители религиозных объединений сразу же заявили, что их в большей степени беспокоит не богословский, а правозащитный аспект проблемы. Будет ли возможно считывать информацию дистанционно, например, со спутника? Не будет ли в результате некая интегрированная база данных, когда, предъявив паспорт, граждане одновременно предоставят работодателям сведения о состоянии здоровья, уровне сахара в крови, своих передвижениях, приобретенных книгах, и стало быть, о мировоззрении, имуществе, и т. д., и т. п.?
Словом, не окажется ли электронный паспорт тем самым «большим братом», который не только смотрит за тобой, но и по секрету всему свету делится полученной информацией? Было высказано опасение, что подобная система позволит компьютерной программе на основе неких ста параметров принимать людей на работу, без учета их профессиональных качеств.
Муфтий Альбир Крганов философски заметил, что «раз уж остановить нам это не удастся, так пусть уж государство получше защитит нас от утечек информации». Глава протестантов Сергей Ряховский вспомнил о планах введения универсальной электронной карты. «Мне не очень нравится, как будет вводиться универсальная электронная карта, что это отдается на откуп коммерческим структурам, которые будут владеть информацией, которой может владеть разве что государство», — заметил он.
Ряховский и председательствовавший глава ОВЦО Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призывали участников дискуссии не углубляться в богословские вопросы. Но присутствовавших мирян как раз больше интересовала проблема числовых кодов, заменяющих христианское имя. Судя по их выступлениям, именно в них, в номерах, начиная от номера очереди в Сбербанке и бане до индивидуальных номеров налогоплательщиков заключается корень всех бед.
Они жаловались, что из-за отказа принять эти номера испытывают массу сложностей с получением медицинской помощи, при совершении различных сделок. Словом, дискриминируются из-за своего вероисповедания. Неприятие «электронного концлагеря» создает проблемы и для их детей. Поступление в школы теперь осуществляется исключительно с помощью электронной записи, а узнать домашнее задание нынче возможно исключительно из электронного дневника. «Мы делаем уроки с дочерью в 7 часов вечера, когда я прихожу с работы, я ее в интернет самостоятельно допускать не хочу», — сказала одна из многодетных матерей, пояснив, что в интернете много информации, развращающей детей.
Чиновники ФМС объясняли, что речь идет лишь о замене бумажного паспорта электронной картой. Представитель ФМС, один из разработчиков законопроекта о введении электронных паспортов Федор Карповец заявил: «Все данные, которые граждане России имеют сегодня на бумажном носителе, начиная от фамилии, имени, отчества, другие установочные данные — они будут визуально на этой карте, можете почитать, посмотреть, идентифицировать». Он заверил, что на ЧИП не будут заноситься никаких иных сведений и биометрических данных.
«Биометрические данные снять без желания гражданина невозможно, и нет задачи тотального контроля», — утверждал Федор Карповец. По его словам, электронный паспорт будет отличаться от бумажного лишь возможностью внесения в него сертификата электронной подписи, с помощью которой можно получить доступ к государственным услугам. Кстати, на этом портале уже зарегистрировались 4 млн человек.
Однако, и после выступления Федора Карповца лидеры общественных организаций продолжали возмущаться главным образом всевозможными кодами, вспоминали о трех шестерках в ныне действующем бумажном паспорте, предрекали массовый отказ от электронного документа.
А вот священнослужители, периодически вспоминая о тоталитарном прошлом, указывали на безграничные возможности для слежки за гражданами. И на мой взгляд, это серьезная проблема. Пусть сегодня ФМС не планирует свести все сведения о человеке в один ЧИП. Но это ФМС не планирует. И это сегодня не предполагается. А завтра? Главное — появляется техническая возможность создания полного досье. И кто может гарантировать, что этим не воспользуются в будущем? И кто может гарантировать, что персональные данные не будут доступны злоумышленниками? Подобных примеров настолько много, что их уже скучно перечислять.
Другая проблема не политическая, а бытовая. Это несовершенство электронных устройств. Любой, кто пользовался кредитными карточками, знает, что время от времени они выходят из строя, происходят сбои в банкоматах. Это неприятно, чревато бытовыми неудобствами. Но в случае крайней необходимости деньги все-таки можно снять в отделении банка, предъявив обычный, бумажный паспорт. А если сломается сам паспорт, то его обладатель окажется в очень тяжелом положении.
У сотрудников правоохранительных органов появятся основания предположить, что дело не в техническом сбое, а в том, что документ фальшивый. И повод для задержания его обладателя. Затем последуют изматывающие процедуры экспертизы, восстановления документа — и все это время гражданин будет лишен возможности подтвердить свою личность в том же банке, поликлинике, железнодорожной или авиационной кассе, на проходных в десятках учреждений, где требуется предъявлять основной документ. Если вообще будет оставаться на свободе… Да каждый читатель легко может себе представить положение человека, у которого нет паспорта.
Кстати, в несовершенстве компьютерного учета на своей шкуре уже убедились более 80 000 наших сограждан, лишившихся паспортов как раз из-за того, что их по каким-то причинам не оказалось в базах данных МВД и МИДа. Некоторые из них успели даже повоевать за Россию в горячих точках, а вот же бегают и доказывают, что паспорт им выдан законно. В 2012 году Госдуме пришлось принять даже специальный закон, чтобы эти несчастные могли все-таки получить паспорта. Но оказалась — проблема окончательно так и не решена. И вот уже готовятся новые поправки. А если бы в архивах не хранились бумаги, то счет россиян, неожиданно лишенных гражданства, шел бы не на десятки, а на сотни тысяч, а может и больше.
Что же касается электронных журналов, дневников и записей в школы, то и тут хватает проблем не только религиозного, но правового и житейского характера. Во-первых, нет закона, обязывающего граждан подключаться к интернету. Нет, и быть не должно. Хотя бы, потому что это стоит денег. Соответственно, директивное введение электронных дневников, журналов и прочих подобных новшеств — просто абсурд, который ведет к нарушению права на бесплатное образование. Кроме того, существует распространенное заблуждение о всеобщей интернетизации страны. На самом деле даже Подмосковье далеко не всюду телефонизировано. И что делать, если технической возможности выхода в интернет нет, а приказ ввести электронный дневник школьника уже есть? Но даже и если есть компьютер, но он сломался? Уроки не делать?
С моей точки зрения, угроза «электронного концлагеря» действительно существует. Она существует в виде тотального контроля и нарушения прав граждан, вмешательства в их частную жизнь, нарушения принципа презумпции невиновности, лишения их доступа к как государственным, так и частным структурам. Что же касается угроз спасению души, то отец Всеволод Чаплин пообещал, что обсуждение этой проблемы еще будет продолжено.
Борис Клин, специальный корреспондент ИТАР ТАСС для портала «Православие и мир»
Читайте также:
Протоиерей Всеволод Чаплин об электронной идентификации и межэтнических конфликтах
О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством
Сектантское движение внутри Церкви
www.pravmir.ru
Электронные биометрические паспорта: мнение церкви
26 02 2016 Оля 9 комментариевОб электронных или биометрических паспортах с чипами говорят уже много и долго, но мнения на этот счёт зачастую слишком противоположны, даже священнослужители разделились в своих рассуждениях на эту тему, а иногда об этом просто умалчивают. И в результате многим людям непонятно, можно ли в итоге принимать биометрический паспорт и если да – то чем это им грозит. И сегодня давайте порассуждаем — электронные биометрические паспорта — мнение церкви, специалистов-финансистов, Священного писания, и рассмотрим, в чем же суть и истина происходящего.
И речь на самом деле не только в верующих христианах, которые видят в этом подтверждение слов Иоанна Богослова о печати антихриста и последних временах. Печать антихриста — следующая и последняя ступень, а это, так сказать, генеральная репетиция и отработка, которая, вероятнее всего и приведёт к принятию печати на лоб, как утверждают некоторые сведущие в этих тонкостях люди, при снятии оцифрованного фото для паспорта на лоб лазером наносят штрих-код.
Чем еще чревато получение паспорта с чипом, кроме духовного аспекта, смотрите ниже — рассказывает эксперт в сфере финансов и налогообложения, а о духовной составляющей поговорим чуть позже.
Щербанюк О.В. рассказывает, что суть этой системы такова: с получением электронного паспорта с чипом человек становится весьма уязвимым. Потому как при помощи чипа, вживленного в электронный паспорт, в единой базе данных будут собираться совершенно все сведения о владельце паспорта: где что купил, за сколько, кому что продал, куда пошел, поехал, где с кем отдыхал и так далее. Все его имущество, бизнес и так далее, все становится доступным владельцу реестра, в котором будет зарегистрирован этот чип. И здесь вступает в работу ещё одна система контроля – контроль расходов человека. Каждый должен будет дать отчёт об израсходованных средствах и убедительно оправдать себя: почему у него расходы превысили его официальные и налогооблагаемые доходы.
А раз есть какой-то владелец этого реестра – имеет место и огромный риск, что всеми теми сведениями, которые содержатся в единой базе данных о каждом человеке, он сможет распоряжаться, как захочет. Как, впрочем, и самой личностью человека, который будет находиться под колпаком, и полным, тотальным контролем, и им можно будет легко манипулировать. Вот, к примеру, могут продать вашу квартиру без Вашего на то согласия, изменить показания в медкарте и так далее. Как вы при помощи пульта управления включаете-выключаете телевизор, переключаете каналы — так смогут и Вами без труда руководить дистанционно.
Подводные рифы верификации
Второе, что говорит, Олег Щербанюк — это верификация, то есть — опознание и сверка данных. Вот не будет наличности, все будет проводиться через чип, (а к минимизации наличности они нас всех очень активно во всех сферах жизни и подталкивают то и дело различными карточками-терминалами-банкоматами…). Значит, должна быть верификация — сверка, вы ли тот человек, которому принадлежит электронный паспорт? А как сверить? По каким-либо параметрам, присущим только этому человеку, чем являются отпечатки пальцев, радужка глаза и т.п. Отпечаток пальца подделать проще простого, а значит — есть вероятность того, что кто-то может верифицироваться вместо Вас, и сможет вместо Вас проводить все выгодные ему операции.
Например, может без Вашего ведома продать Ваше имущество, и пустить вас по миру, что называется, и Вы ничего не докажете – ведь система то — электронная и никаких тебе документов с поддельными подписями, которые и раньше-то было сложно оспаривать в судах. Хакерами и сейчас легко взламываются базы данных банков, МВД, секретной полицейской базы и многие другие секретные базы данных, где установлены суперзащиты (об этом красочно свидетельствуют многие специалисты из этой отрасли). Так и наши «пальчики» легко могут оказаться на рынке, как и любая другая информация, и продаться за гроши для нужного кому-то «дела».
Печать антихриста
Дальше — оцифрованное фото лица, трехмерное,- такой снимок делают при фотографировании на электронный паспорт. Но опять таки – просто фото не всегда докажет, что это Вы, есть масса вариантов махинаций, и вырисовывается новая возможность для мошенников воспользоваться Вашим документом. Самый надежный способ этого избежать — соединить два аспекта — паспорт с чипом и внедренный в тело такой же чип. Соединенные вместе, они уже точно подтвердят, что вы — это вы и никто другой. Или же при фотографировании нанести невидимое начертание на лоб лазером. (Они нас с вами уверенно подтолкнут к этому решению множественными случаями похищения конфиденциальной информации из единого реестра и паспортов из карманов и сумок граждан).
Вот вам и внедрение в тело — все по Апокалипсису. И создаются абсолютно все необходимые условия для нанесения начертания антихриста на чело или руку. А после этого система получит полный — тотальный контроль над человеком, и может им и его имуществом распоряжаться, как вздумается. Ты становишься рабом, подчиненным тому, у кого сосредоточены эти реестры и доступ к системе. Сам ты при этом не можешь контролировать содержащуюся в реестре информацию – даже если и сможешь на неё взглянуть, доступа для корректировки тебе никто не даст.
И никому не докажешь, да и не возможно будет что-либо доказать, для этого они все инстанции и стараются переводить в онлайн-режим работы, чтобы достучаться к живому человеку было невозможно. Достал ты их или проштрафился – закрыли доступ в электронное окно и хоть лбом об экран бейся, а толку-то маловато будет… Или, к примеру, понадобятся кому-то органы – влез в базу данных, а там содержится вся информация о Вас и Ваших детях, подобрал необходимый для себя вариант по реестру детей и их медицинским картам – вот тебе и готовый донор найден, а по чипам, которые, кстати, планируют и детям наносить, их и Вас легко будет найти… и т.д. и т.п.)
В Откровении Святого Иоанна Богослова сказано о мировом правителе: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его, и число это шестьсот шестьдесят шесть. (Откровение 13:14-17)
Очень понятно и доступно об этом написано еще в книге Юлии Вознесенской, причисленной к православному фентези, «Путь Кассандры или путешествие с макаронами» — книга написана давно, но все именно так сейчас и происходит, все по Писанию, можно почитать книгу, и многое станет понятным из того, что сейчас происходит, и что будет дальше.
Другое мнение об электронных паспортах
Некоторые священнослужители говорят: надо думать о Христе, жить по Его заповедям, рожать детей и воспитывать их в вере, а не голову себе заморачивать всякими чипами и начертаниями. Кесарю кесарево, а Богу — Божье, и технический прогресс в сфере налогообложения и правительственных усовершенствований не приведет к отречению от Христа.
И трактуют сказанное в Апокалипсисе так, что печать будет ставиться уже по пришествию антихриста, в 3,5 года его правления. И означает она не начертание в полном смысле слова, как сейчас говорят, в виде чипа или лазерного штрих-кода на лоб, а в отступлении от Христа, поклонении зверю. Ведь во времена антихриста будет идти жестокая борьба с христианством. И кто не будет поклоняться антихристу и не примет его образ жизни и отречение от Христа — будет уничтожен. А кто примет начертания — умер для Царствия Небесного, отрекся от Христа, и путь ему — в ад, вместе со своим новым хозяином.
«Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 9-10).
И что делать?
Конечно, в сложившейся ситуации будут разные случаи – кто-то не захочет получать электронный документ по причине как раз безопасности или сокрытия своих доходов-расходов, или каких преступных дел. А кто-то (верующие христиане) – по причине духовной, не согласятся принимать документ, как отречение от Христа.
И тем, и другим, придется весьма туго. Но кто отказался по причинам меркантильным — его поприжмут так, изолировав от всех жизненных благ, что побежит он на поклон, потому как кушать-то хочется, а он ещё и ограничивать себя в обычной жизни не очень-то привык, и вообще — жить-то надо как-то. И христиане многие тоже найдут себе оправдания вместе со многими священниками, типа – да в Апокалипсисе другое имелось в виду, начертание и печать антихриста – это как образные символы, главное — в душе быть с Богом и так далее, и примут паспорта. А те, что останутся верными, будут страдать за веру, и много — сначала их лишат всех материальных благ, они не смогут платить за коммунальные услуги, не смогут ничего купить-продать, получать пенсию, зарплату, медуслуги. Не многие выдержат, конечно (ещё старцы предупреждали, что поставят перед выбором: Крест или хлеб).
А кто и это выдержит и не сдастся — будет брошен в тюрьмы («зато какая там молитва будет!»-говорили старцы), и другие всякие расправы будут с ними чинить (но, как сказано в Евангелии, притерпевший до конца спасен будет). Ведь для антихриста главное — все души заполучить, чтобы человек сам отказался от Христа (упаси нас, Господи, от предательства Тебя!). Вон, племенам африканским, что с копьями на зверей охотятся,- и тем карточки выдают, чтобы души их заполучить, а уж с немногими оставшимися верующими будут жестко бороться. И не спрячешься в лесах — как семью Лыковых, что на Алтае в лесах пряталась, выловят.
Так ведь и в Священном Писании сказано: «будут вас ненавидеть за имя Мое» — да, христиан верных не много останется, и будут их морить и преследовать, да не долго это будет продолжаться — 3,5 года по предсказаниям. Сталин вон сколько времени правил и людей сколько заморил по лагерям и расстрелял? И кто не сдастся и выдержит, будет иметь вечное Царство Божие.
Ольга Миролюбова
У кого есть какие мнения — давайте делится, ведь очень важно сделать правильный выбор, не ошибиться!
Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях
novomoskovsk-ua.info
Можно ли передать право на ЭЦП другому лицу
Содержание страницы
ЭЦП – это электронная подпись. Она позволяет точно установить лицо, которое просматривало или меняло содержание документов. То есть это способ идентифицировать пользователя. Однако иногда возникает необходимость передать ЭЦП другому лицу. Правомерно ли это? Рассмотрим в данной статье.
Основная информация
Применение электронной подписи регулируется ФЗ №63 «Об ЭПЦ» от 6 апреля 2011 года. Она представляет собой электронные символы, закрепленные за документом или информационным ресурсом. Необходима она для идентификации пользователя. Требуется для эффективной защиты от несанкционированного внесения изменений в документы.
Различают три формы электронной подписи. Различаются они между собой по следующим признакам:
- Порядок получения.
- Степень защиты.
- Функция идентификации пользователя.
- Наличие защиты от внесения в документы несанкционированных изменений.
Разновидности электронных подписей прописаны в статье 5 ФЗ №63:
- Простая. Представляет собой сочетание пароля и логина. Это наиболее распространенный метод идентификации, который также признается ЭЦП. Используется он на форумах, в соцсетях. На некоторых ресурсах присутствует двухэтапная идентификация. Она предполагает получение одноразового пароля по смс. Базовые характеристики этой ЭЦП: отсутствует технология шифрования, плохая защищенность. Этот метод не используется при заверении официальной документации. Однако способ удобен при выполнении повседневных действий, которые не предполагают высокую степень защиты.
- Неквалифицированная. Такая ЭЦП предоставляется специальными центрами. Они могут не иметь государственной аккредитации. Преимущества метода – использование методов шифрования. Подпись актуальна для государственных закупок. Она используется в личном кабинете на ресурсе ФНС. Для использования нужно оформить соглашение между сторонами.
- Квалифицированная. Получить ее можно только в удостоверяющих центрах, у которых есть аккредитация. Основные характеристики: повышенная надежность, защищенность. По сути, это замена обычной подписи. Владельцу такой ЭЦП предоставляется сертификат.
Подбор вида подписи зависит от конкретной задачи. Как правило, под электронной подписью понимается именно квалифицированный вид.
В каком случае можно передавать ЭЦП другому лицу
Ни в одном нормативном акте не сказано, что ЭЦП можно передавать сторонним лицам. Связан этот негласный запрет с тем, что электронная подпись служит идентификации лица. По сути, передачу ЭЦП можно сравнить с тем, что владельцу «живой» подписи отрезают руку и этой рукой ставят роспись.
Однако на практике все совсем по-другому. Особенности передачи зависят от вида подписи. Простая ЭЦП свободно передается другим лицам. То есть руководитель может предоставить своему сотруднику пароль и логин. Никто это не отслеживает, так как простой вид не приравнен к «живой» подписи. Через логин и пароль не происходит идентификации пользователя. Также не исполняется шифровка данных. Однако нужно учитывать все возможные риски. К примеру, если сотрудник опубликует через логин своего руководителя запретные материалы, ответственность понесет именно последний. Освободиться от ответственности можно только в том случае, если человек сможет доказать, что его пароль был взять незаконно. Сделать это крайне сложно.
ВАЖНО! Передача обычной ЭЦП не предполагает наложения ответственности. Наказание следует только в том случае, если при помощи переданного пароля выполнены незаконные действия.
Можно ли передать квалифицированную подпись?
Необходимость в передаче подписи возникает довольно часто. Иногда руководитель делегирует обязанность по изменению документов своему подчиненному. В статье 2 ФЗ №63 указано, что электронная подпись служит идентификации ее владельца. Если ЭЦП передается постороннему лицу, смысл ее просто утрачивается, так как лицо, использующее подпись, невозможно идентифицировать.
В статье 10 ФЗ №63 прописано, что владелец обязан обеспечить конфиденциальность ЭЦП. При передаче происходит утрата конфиденциальности. Это утечка сведений. Если доступ к подписи получило другое лицо, ее владелец должен направить соответствующее уведомление в удостоверяющий центр. Одновременно с уведомлением нужно прекратить использование ЭЦП. Из всего этого можно сделать вывод о том, что передача является незаконной даже в том случае, если руководитель оформил доверенность.
Ответственность за применение чужой подписи
Ни в УК, ни в КоАП не содержатся нормы относительно ответственности за применение сторонней ЭЦП. Но это вовсе не свидетельствует о том, что такие действия полностью безнаказанны.
Рассмотрим ответственность на примере. Лицо взяло подпись своего руководителя, вошло в электронную систему и получило от своих действий финансовую выгоду. Например, сотрудник заключил соглашение, благодаря которому он извлек прибыль. В рассматриваемой ситуации руководитель может обвинить лицо в мошенничестве. Ответственность за подобные действия накладывается на основании статьи 159 УК РФ. Эта статья предполагает наказание за хищение чужой собственности или получение прав на чужое имущество посредством обмана или злоупотребления доверием. Незаконное использование подписи попадает под действие этого нормативного акта. Однако подобные дела имеют свои сложности. В частности, руководителю нужно доказать, что сотрудник получил ЭЦП незаконно.
Рассмотрим другой пример. Руководитель передал право на использование подписи на основании доверенности своему сотруднику. Подчиненный, используя ЭЦП, исполнил незаконные действия. В этом случае руководителю необходимо подтвердить, что подпись использовал не он. Сделать это практически невозможно, так как незаконное действие обычно выполняется без свидетелей и через ПК. Если руководитель не предоставил достоверных доказательств своей правоты, наказываться будет именно он.
Рекомендации руководителю
На практике руководитель может передать своему сотруднику подпись любого вида. Каких-либо сложностей эта процедура не вызывает. Однако подобное мероприятие все равно является незаконным. Передавать ЭЦП не рекомендуется. Связаны эти ограничения с тем, что, если сотрудник выполнит какие-либо неправильные действия, отвечать за это будет руководитель. Даже если есть документ, подтверждающий передачу подписи, при добровольном предоставлении к ответственности подчиненного привлечь не получится.
Что делать, если руководитель часто делегирует функции по работе с документами своим подчиненным? Имеет смысл оформить отдельную электронную подпись для сотрудника. Сделать это достаточно просто. В этом случае сотрудник будет самостоятельно нести ответственность за свои действия. То есть руководитель избегает рисков.
К СВЕДЕНИЮ! В законе не дано однозначного запрета на передачу подписи. По сути, решением этого вопроса занимается сам владелец ЭЦП. Единственное косвенное ограничение – это само определение и назначение подписи. Она нужна для идентификации определенного человека.
assistentus.ru
УНЗР станет главным идентификатором личности для электронной цифровой подписи » Москва
Верховная Рада 20 сентября 2016 г. приняла в первом чтении законопроект № 4685 «Про електронні довірені послуги» (далее – законопроект № 4685), который предусматривает идентификацию граждан через электронную цифровую подпись (ЭЦП), Bank ID и Mobile ID, передает УНИАН.
Заместитель министра юстиции по вопросам евроинтеграции Сергей Петухов сообщил, докладывая по законопроекту № 4685, что его принятие поможет развить единое пространство доверия между Украиной и ЕС, что, в свою очередь, будет способствовать активизации трансграничного сотрудничества.
«Законопроект «Про електронні довірені послуги» имеет целью законодательно урегулировать рынок электронных доверенных услуг, обеспечить эффективное трансграничное сотрудничество, а также интегрировать Украину в мировое электронное информационное пространство», — отметил он.
Кроме того, по словам Петухова, этот законопроект будет способствовать созданию условий для развития и функционирования отрасли электронных доверенных услуг в Украине, повышения доверия к электронным доверенным услугам со стороны граждан, защите прав и законных интересов пользователей этих услуг, а также защите их персональных данных.
Как сообщал УНИАН, внедрение бесконтактных электронных услуг, переход на электронную идентификацию и электронную подпись гражданина является необходимым условием для внедрения системы электронного правительства в Украине. В 2014 году Кабмин заявил о намерении запустить электронное правительство в Украине до 2017 года. К тому же времени Кабмин планирует принять закон о единой системе электронного взаимодействия и полностью отказаться от бумажного документооборота.
Mobile ID — сервис мобильной идентификации пользователей, который позволяет абоненту использовать свой мобильный телефон с установленной в нем SIM- картой для безопасной электронной идентификации. Mobile ID можно использовать для доступа к защищенным электронным документам, а также, чтобы ставить подпись на документах. Такой стандарт способен улучшить качество предоставления административных и других сервисов. В Украине впервые стандарт Mobile ID был реализован на портале административных услуг во Львове.
В октябре 2015 года глава Минюста Павел Петренко на заседании Кабинета министров призывал членов правительства переводить административные услуги, которые предоставляются их ведомствами, в электронный режим с помощью идентификации граждан через систему Bank ID на базе клиентских данных банков /1/ .
———————————————————————————————————
С вводом в действие нового закона прекращает действие Закон Украины «Про електронний цифровий підпис”.
В законопроекте № 4685 сказано: идентификационные данные лица - уникальный набор данных, который дает возможность однозначно установить физическое, юридическое лицо или представителя юридического лица (п.21 ст.1). Для физического лица идентификационные данные, которые однозначно определяют пользователя электронных доверительных услуг, в том числе обязательно включают: имя подписывающего лица и уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (УНЗР – прим. сост.), или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом в соответствующий орган доходов и сборов, и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежипо серии и номеру паспорта) (п.1 ст.18).
Как видим, Законопроект № 4685 вроде бы дает православным возможность альтернативы — идентификации человека, как и в Налоговом Кодексе Украины ( далее – НКУ) по фамилии, имени, отчеству, и серии и номеру паспорта.
Но мы хорошо знаем на примерах ИНН и УНЗР, что антихристовы «альтернативы» – насмешка дьявола, что они - иллюзорны, что никаких реальных альтернатив внутри антихристовой Системы нет и быть не может. На наших глазах осуществляется пророчество из Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова о том, что начертание «имени зверя» будет положено всем людям (Гл.13:16-18, Гл.14:11).
Вспомним, как развивались события с ИНН. Вначале действовал Закон № 1003-XIV от 16.07.1999 г., который давал право людям отказаться от ИНН и совершать любые платежи без ИНН. С 2011 года вступил в силу Налоговый Кодекс Украины (далее – НКУ), который это право у людей отобрал и разрешил учет «за прізвищем, ім’ям, по батькові і серією та номером діючого паспорта» (ст. 63.6 НКУ). На деле всё свелось к учету по серии и номеру паспорта в стандарте 666 — тот же ИНН, только в буквенно-цифровой записи.
Это видно из формы 1-ДФ, по которой предприятия отчитываются в налоговую инспекцию по налогу с доходов физических лиц. Графа 2 формы 1-ДФ называется: «Податковий номер або серія та номер паспорта». Из выводов научной экспертизы ВНАУ: «Роль идентификатора (ИНПН) может выполнять серия и номер паспорта, что, принципиально, ничего не меняет».
С 2013 года вступил в силу Закон № 5492 «О Едином государственном демографическом реестре…» (далее – Закон «О ЕГДР»). Он ввел новый идентификатор личности – УНЗР – уникальный номер записи в Реестре – неизменяемый пожизненный номер человека, от которого нельзя отказаться, который является цифровым именем человека в пятнадцати документах, удостоверяющих личность в Украине.
В новой редакции Закона «О ЕГДР», вступившей в силу с 1 октября 2016 года, сказано, что ЕГДР ведется с целью идентификации личности, а также используется для учета информации о регистрации места проживания или местонахождения человека (ст.4). Единственным цифровым идентификатором, который указан в этом законе, является УНЗР. В паспортах внутреннем и заграничном, и еще в тринадцати биометрических документах, удостоверяющих личность – бесовское имя УНЗР. В персональных учетных карточках пенсионного фонда и Единого социального взноса с зарплаты – также УНЗР.
До 1 октября в Законе «О ЕГДР» также были свои «альтернативы»: можно было иметь биометрический паспорт с пустым чипом или «соответствующий документ» без чипа. При этом УНЗР человеку все равно присваивался автоматически при оформлении заявления-анкеты. Оцифрованные фотография и подпись также заносились в ЕГДР.
С 1 октября статья 16 изложена в новой редакции, и этого абзаца там просто не стало. Теперь по религиозным убеждениям можно в качестве дополнительной информации занести в ЕГДР и в чип внутреннего паспорта информацию об отказе от ИНН (это было и раньше) и всё! Сдавать отпечатки пальцев в ЕГДР при оформлении загранпаспорта теперь обязательно для всех (ранее было с согласия человека). Иными словами, с 1 октября 2016 года всем – только биометрические паспорта с чипом, с УНЗР и оцифрованной подписью.
«Альтернативу», аналогичную НКУ, хотят предложить и в законопроекте № 4685. С точки зрения учета, цифровой идентификатор в стандарте EAN (666) — УНЗР, ИНН, серия и номер паспорта – цифровое имя человека в антихристовой Системе (научная экспертиза ВНАУ), а с христианской точки зрения – «имя зверя», отречение от Христа, антикрещение.
ИНН – это подготовка, что УНЗР – тот самый номер, который будут наносить на правую руку и на лоб, и что принять УНЗР, то же самое, что принять печать антихриста на правую руку и на лоб (тот же УНЗР в стандарте EAN лазером в виде микрочипа радиочастотной идентификации). Батюшка сказал: «Одно и то же» (газета «МИР», 2013, № 1, с.8-9).
Как мы видим, различными законами создаются условия, чтобы все граждане Украины приняли УНЗР, чтобы без него – ни купить, ни продать. Законопроект№ 4685, в случае его принятия, в первую очередь, затронет частных предпринимателей, от которых потребуют переходить на электронный документооборот с ЭЦП. А с внедрением Электронного правительства и ликвидацией всех бумажных документов, он коснется всех: подтвердить оплату коммунальных услуг надо будет с помощью ЭЦП, а для этого надо принять идентификатор личности (УНЗР).
Следовательно, учет по ИНН (или серии и номеру паспорта) – временная мера, чтобы на этапе обсуждения и принятия законопроекта № 4685 успокоить православную общественность. Но, в конечном итоге, эти две «альтернативы» уберут и останется УНЗР, о котором православный священник отец В. еще в январе2013 годачерез газету «МИР» сказал, что принятиеУНЗР – это окончательное отречение от Христа, что это уже печать антихриста /2/.
р.Б. Александр, р.Б.Ирина
1. «Рада хочет узаконить идентификацию
граждан через электронную цифровую подпись»
https://buhgalter911.com/news/news-1022036.html?utm_source=mailchimp&utm_medium=email&utm_campaign=rss-26-09-2016
2. «Уникальный
номер записи в Реестре» — это и есть печать антихриста https://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_8562/
3rm.info
Юридическая сила электронной подписи
Имеет ли электронная подпись юридическую силу?
Данный вопрос интересует многих пользователей, получающих или желающих получить ЭЦП.
Сейчас постараемся подробно рассмотреть данную проблему и узнать, что же придает юридическую силу документу, подписанному электронной криптографической подписью.
Цифровая подпись стала инструментом, без которого в настоящее время невозможно совершить определенные действия, имеющие юридическую значимость, например:
- Осуществлять документооборот с государственными структурами и контрагентами-организациями.
- Дистанционно подписывать договоры и крупные контракты.
- Подтверждать свое авторство.
- Подавать налоговые декларации, бухгалтерские отчеты.
- Получать информацию с сайта государственных услуг и др.
Так как юридическая сила – это особое свойство, которое придается чему-либо в силу закона, то в связи со своей особой значимостью электронная подпись имеет юридическую силу. Кроме того, правовую силу цифровому документу придают: его обязательные реквизиты, подтверждение полномочий издавшего его органа, подлинность, аутентичность.
ЭЦП для ЕГАИСОфициальные цифровые документы, отправляемые дистанционно:
- Подтверждают личность человека.
- Являются неизменными.
- Имеют специальную защиту от подделки информации.
- Подписываются электронной подписью, которая выдается специализированными органами и организациями.
Выбрать подпись
По данным признакам можно утверждать, что документ, подписанный ЭЦП, имеет юридическую силу в полной мере.
В соответствии с ФЗ №63 документы, которые подписаны электронной подписью, имеют такое же юридически важное значение, как и бумаги, подписанные от руки человеком. То есть, ЭЦП является аналогом собственноручной подписи лица, подписывающего дистанционно документ, поэтому юридическая сила ЭЦП неоспорима.
Электронный документ, подтвержденный ЭЦП, будет иметь силу совершенно в любых правоотношениях, будь то коммерческая, банковская, бухгалтерская, финансовая, налоговая и иная сфера. Электронная подпись и юридическая сила – связь, которая неразрывна, ведь она установлена действующим законодательством Российской Федерации.
Имеет ли силу электронная подпись? Безусловно, если она получена по всем правилам, установленным законодательством, и имеет все необходимые признаки для признания ее юридически значимой.
Юридическое значение электронной подписи
Электронный цифровой ключ, используемый для электронного документооборота и полученный в соответствии с требованиями закона, делает документ в электронной форме равнозначным бумаге, подписанной собственноручной подписью человека.
В этом и состоит главное юридическое значение электронной подписи.
Итак, юридическое значение электронной подписи и признание документа равнозначным бумажному варианту с собственноручной подписью устанавливается (как было указано выше) в силу закона или по соглашению сторон. Поэтому следует рассмотреть, что должно быть прописано в таком законе или соглашении.
Итак, они должны содержать:
- Порядок, по которому происходит проверка электронной криптографической подписи.
- Правила, по которым определяется лицо-подписант электронного цифрового документа.
- Обязанности лица, которое создает ЭЦП, соблюдать условия конфиденциальности.
Юридическое значение электронной подписи – характеристика, которую имеет всякая e-подпись. Это не прямое указание закона, но такие выводы можно сделать при анализе законодательства в целом. Например, положения закона «О бухучете» не говорят, какой вид ЭЦП надо применять для бухгалтерских документов, чтобы они были юридически значимыми. В то же время, нет никаких ограничений по этому поводу. Поэтому, можно считать, что любая подпись будет признаваться равнозначной собственноручной криптографической подписи человека в данной сфере.
Налоговый кодекс, с одной стороны, признает только документ, подписанный усиленной квалифицированной ЦП, с другой стороны, при подаче декларации физлицами происходит признание значимыми документов, которые подписаны неквалифицированной ЭЦП.
Вообще, если говорить о нормативном регулировании отношений, которые сложились при ведении электронного документооборота, можно заметить большую проблему. И она практически не разрешима. В России нет никакого закона, который бы содержал в себе всю необходимую информацию об электронном документе, его значимости. Это связано с тем, что в настоящее время накопилось целое множество документов, не имеющих бумажной формы. Бумажный документооборот является более-менее отрегулированным в силу того, что за долгое время практики сложилось большое количество законодательных актов, регулирующих в отдельности каждый вид документа. Вместе с тем, нет практики, законов, подзаконных актов, которые бы конкретизировали правила и порядок функционирования электронного цифрового документооборота, разъясняли бы значимость того или иного документа, подписанного электронной криптографической подписью.
elektronnayapodpis.ru
Электронная подпись, FAQ / ФрешДок corporate blog / Habr
Электронная подпись: страшно удобно или удобно, но страшно?Надоело подписывать документы в бумажном виде? Вроде уже давно электронная подпись введена, а все равно страшно. С бумагой как-то надежнее. Или нет?
Это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связывается с такой информацией и используется для определения лица, подписывающего информацию (это формула Закона об электронной подписи – ст. 2).
Что можно резюмировать из вышесказанного? Правильно! То, что законы у нас пишут без заботы о пользователе. Давайте попробуем упростить для понимания.
Электронная подпись — это информация к электронному документу, позволяющая определить, кто его подписал.
Ничем. Вы готовите договор как обычно. Только в сам договор вы должны включить условия об использовании электронной подписи или заключить отдельное Соглашение (см. дальше).
Подпись может быть не только собственноручной, поставленной рукой на бумаге. Подписью может быть любой аналог собственноручной подписи, включая электронную подпись.
Электронная подпись бывает двух видов: простая и усиленная. Усиленная может быть квалифицированной и неквалифицированной. Мы их оставим, нас интересует та, что попроще.
Простой электронной подписью является подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Да, может. Нужно предусмотреть в Соглашении об использовании электронных подписей, заключаемом между участниками электронного взаимодействия, что все электронные письма, исходящие с указанных в Соглашении электронных адресов сторон, считаются подписанными простой электронной подписью – электронным адресом (e-mail).
Пароль и логин от аккаунта в интернет-сервисе.
Это уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи. В переводе на русский – это пароль к почте или аккаунту интернет-сервиса.
Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении одного из следующих условий:
— либо (1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
— либо (2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
Стороны должны согласовать возможность подписания договора электронной подписью и оговорить, что аналогом собственноручной подписи будет электронная подпись:
- в договоре должно быть указано, что электронный документ сопровождается электронной подписью;
- Соглашение об использовании электронных подписей (далее – Соглашение) можно включить в договор или сделать его отдельным соглашением о применении электронных подписей;
- в Соглашении нужно предусмотреть правила определения лица, подписывающего документ, чтобы можно было точно сопоставить электронную подпись и конкретное лицо – сторону договора;
- в Соглашении нужно предусмотреть обязанность сторон сохранять конфиденциальность своей электронной подписи (хранить пароль, не передавать третьим лицам и т.д.), а в случае утери пароля или доступа к электронному адресу почты немедленно сообщить другой стороне. До получения такого сообщения все исходящие от утратившей доступ к почте стороны будут считаться по-прежнему ее электронной подписью.
Нет, юридическая сила одинаковая. Электронная подпись – это один из аналогов собственноручной подписи и, при должном оформлении, разницы в юридической силе документов нет.
Закон однозначно запрещает подписывать простой электронной подписью электронные документы, содержащие государственную тайну.
К сожалению, нет. Если печать требуется в соответствии с законом или обычаем делового оборота, то печать и собственноручную подпись может заменить только усиленная электронная подпись.
Да, можно.
Да, можно. Электронные подписи, созданные в соответствии с иностранным правом и международными стандартами, признаются в России (ст. 7 Закона об электронной подписи).
Нет, это один из видов письменной формы договора в соответствии с пунктом 2 статьи 434 ГК РФ, а не самостоятельная форма договора.
Пример формулировки
Стороны договорились об использовании для подписания настоящего договора электронной подписи. Договор заключается в письменной форме путем обмена электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Стороны признают юридическую силу за электронными документами — письмами, направленными сторонами друг другу с адресов электронной почты, указанных в настоящем Договоре. Доступ к электронной почте Сторон защищен паролями и Стороны обязуются сохранять их конфиденциальность.
В реквизитах договора указываем адреса электронной почты и сторону договора, которая использует этот адрес в качестве электронной подписи. Судебная практика и специалисты считают более достоверными корпоративные адреса с указанием фирменных наименований контрагентов. На самом деле можно пользоваться и общедоступными бесплатными почтовыми сервисами, но с корпоративного адреса заключение договора выглядит действительно более логичным.
Это не обязательно, но для собственной уверенности и особенно уверенности вашего бухгалтера можно распечатать документ и обменяться подписанными сканами.
Это пока скорее юридическая экзотика, но если соблюдены все вышеописанные условия, то да. Проблема может возникнуть с доказательствами, так как некоторые мессенджеры не хранят переписку пользователей на своих серверах. Это значит, что доказательства будут сохраняться только на устройствах каждой из сторон. А значит, будет повод усомниться в достоверности данных сообщений. В таких случаях можно прибегнуть к дублированию сообщений по электронной почте.
Требования налоговых и иных контролирующих органов о подписании документов на бумаге и обязательности собственноручных подписей не основаны на законе. Более того, они противоречат закону, а именно принципу использования электронной подписи (ст. 4 Закона об электронной подписи).
Закон предусматривает различные варианты заключения договоров в письменной форме. Один из них – обмен электронными документами, в том числе по электронной почте (ссылки на закон берем выше и направляем бухгалтеру и налоговой).
В ряде случаев для отчетности достаточно копии договора. Если вы будете включать копии подписи и печати в электронные документы, то налоговая может даже не понять, что договор заключен путем обмена электронными документами и у нее не будет соответствующих претензий.
Поскольку достоверность электронной почты каждой из сторон все-таки при определенных условиях можно поставить под сомнение, не лучше ли будет размещать договор на ресурсе третьего независимого от сторон лица? А договор подписывать электронной подписью не в виде e-mail, а логином и паролем для входа в аккаунт пользователя интернет-сервиса. Такой вид электронной подписи прямо предусмотрен ФЗ «Об электронной подписи» (п.2 ст. 5 Закона об электронной подписи).
Такие решения уже есть, например, на сайте fl.ru и в сервисе «Контракты» Арбитража WebMoney. Сервис дает возможность пользователям WebMoney загрузить их договор на сервер и подписать его aнaлoгом собственноручной подписи.
Это тоже способ заключения договора в электронном виде. Для действительности таких соглашений юристы уже выработали ряд рекомендаций.
- Пользователю должна быть обеспечена возможность предварительного ознакомления с условиями такого договора до того момента, как договор будет считаться заключенным
- При этом желательно, чтобы кнопка «Согласен» находилась в конце текста соглашения и могла быть активирована только при условии скроллинга всего текста с начала и до конца
- Усилить выражение согласия лица с условиями соглашения добавлением фразы «С условиями Соглашения ознакомился и согласен»
- Пользователь должен иметь возможность отказаться от принятия условий Соглашения и, соответственно, от совершения сделки. Сделать кнопку «Отказаться» или «Отказаться от заключения Соглашения и использования Сервиса»
- Принятие условий соглашения должно быть с технической точки зрения необходимым условием доступа к Сервису. Без выражения пользователем согласия с условиями Соглашения невозможны дальнейшая регистрация и использование Сервиса
- Крайне важно обеспечить возможность распечатать и/или сохранить текст Соглашения на диск пользователя либо отправить на электронную почту пользователя. Данные соглашения не действуют на территории России, но мы рекомендуем их учитывать, поскольку (1) Сервис действует в сети Интернет и (2) российское законодательство и правоприменительная практика в целом развивается с некоторым запозданием аналогично практике Европейского союза и США
- Включать ссылки на Соглашение и его основные условия в электронные письма, отсылаемые пользователю при регистрации, а также в иные сообщения от Сервиса. При внесении изменений в условия Соглашения делать рассылку всем пользователям.
- Когда за пользование Сервисом будет взиматься плата, кнопка «Согласен» должна быть переделана в «Согласен с обязательством оплаты»
(с) Кирилл Митягин
habr.com