Статистика малого бизнеса в россии 2019: Статистические издания

Содержание

Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике :: Экономика :: РБК

Новый показатель понадобится экономическому блоку правительства, которому предстоит в ближайшие годы увеличить долю МСП в экономике. Президент Владимир Путин, выступая в марте с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в МСП с 19 млн до 25 млн человек.

Читайте на РБК Pro

Задача по занятости вошла в майский указ президента, подписанный через два месяца после послания. Но формулировки о росте вклада МСП в экономику в документе не было. Не попала она и в «Основные направления деятельности правительства», опубликованные в октябре (в отличие от той же цели по занятости). При этом в сентябре появилась другая цифра: министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что нацпроект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.

Расхождения возникли и в программных документах. В паспорте нацпроекта говорится о доле на уровне 32,5% к 2024 году, но есть и стратегия развития малого и среднего бизнеса (.pdf), принятая в 2016 году и предусматривающая рост до 40%, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. Уровень 40% в документе назван «стратегическим ориентиром», а ежегодный прирост «должен составлять 1% и более».

Минэкономразвития подтвердило, что нацпроект предусматривает рост доли вклада МСП в экономику до 32,5%. По оценкам МЭР, это «потенциал развития сектора МСП до 2024 года с учетом стартовых позиций, а также реализации мероприятий национального проекта», сообщило министерство в ответе на запрос РБК.

«Нацпроект — это очень сложная задача. В нашей структуре экономики очень много тяжеловесных игроков. Это значит, что малый бизнес должен расти быстрее, чем крупный», — отмечает Калинин.

Video

Можно ли увеличить долю малого бизнеса в ВВП?

Чтобы поддержать малый и средний бизнес, правительство планирует упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, пересмотреть уголовную ответственность по «предпринимательским» статьям, расширить доступ МСП к льготному финансированию, заняться популяризацией малого предпринимательства и т.д. Уже в 2019 году вклад МСП в экономику должен составить 23%, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

​Планы по росту МСП (и до 32,5%, и до 40%) подвергались критике. Счетная палата в своем отчете писала, что задача увеличить долю сектора до 40% не учтена в Стратегии развития МСП, а рост на 1% в год «создает риск недостижения поставленной цели».

Мэр Москвы Сергей Собянин усомнился, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику можно довести даже до трети. «Я не очень верю, что доля малого и среднего бизнеса будет 30%. Тогда нужно закрыть «Газпром», «Роснефть» — без этого 30% не будет. Либо месторождения раздать малому и среднему бизнесу», — заявил он в январе на Гайдаровском форуме.

Помочь достичь цели может механизм «регуляторной гильотины», через который правительство будет сокращать излишние требования к бизнесу, считает Калинин: «Вопрос, как это будет сделано. Если переписать миллион требований заново, то и смысла нет. Но мы надеемся, что эти требования будут переписываться только через согласование с бизнесом». Еще один инструмент — выдача кредитов МСП под льготные 8,5%, заметил он.

Доведение доли МСП в экономике до трети «потребует структурных изменений сектора», подчеркивает Минэкономразвития: «Речь идет об увеличении доли средних предприятий, акселерации субъектов, относящихся к категориям «микро» и «малые». Такая задача требует создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и переформатирования существующих мер поддержки».

В статистике по доле МСП в экономике в будущем могут начать учитываться самозанятые, хотя в любом случае вклад сектора в ВВП они сильно не увеличат, отмечает Калинин. Новый налоговый режим для самозанятых с 2019 года действует в четырех пилотных регионах (в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях). «Налог на профессиональный доход» предполагает, что самозанятые граждане будут платить налог по ставке 4%, а если услуги оказываются не физическим, а юридическим лицам, ставка составит 6%. Одновременно они освобождаются от уплаты страховых взносов, кроме платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (страховой взнос в ФОМС в размере 1,5% включен в налог). Самозанятые должны будут самостоятельно нести ответственность за размер своих будущих пенсий и могут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд, государство гарантирует только выплату социальной пенсии по старости.

Статистика открытий и закрытий бизнеса в регионах России — Реальное время

В регионах больше индивидуальных предпринимателей, а в столицах тяготеют к юрлицам

«Реальное время» анализирует численные характеристики бизнеса в России. Как оказалось, в 2018 году юридические лица в нашей стране чаще закрывались, чем открывались — особенно это заметно в случае с акционерными обществами. А вот индивидуальные предприниматели довольно активны, причем в гораздо большей степени в регионах, чем в столицах.

Почти половина нового бизнеса — в столицах и вокруг них

По данным, которые были получены аналитической службой «Реального времени», в 2018 году в России появилось 377,6 тысячи новых компаний. При этом российский бизнес, как несложно догадаться, в основном концентрируется в столицах: в Москве, например, было зарегистрировано 104,7 тысячи компаний, в Санкт-Петербурге — 40,1 тысячи. Таким образом, более четверти (почти 28%) новых юридических лиц было зарегистрировано именно в столице, а если сюда добавить показатель находящейся на третьем месте Московской области — 17,7 тысячи, то доля вырастет почти до одной трети.

Добавив сюда показатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выясним, что почти половина всех российских компаний — 164,8 тысячи, или 43,6% — зарегистрированы именно в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях. Заметна здесь и еще одна интересная тенденция: если показатель Московской области по числу зарегистрированных в 2018 году юридических лиц третий, после крупнейших городов федерального значения, то вот показатель Ленинградской области уже очень незначительный. Здесь было зарегистрировано всего 2,24 тысячи компаний. По этому показателю регион находится на 35-м месте, между Ульяновской областью и Ханты-Мансийским автономным округом. При этом население Ленинградской области в полтора раза больше, чем в Ульяновской области. Так что можно сделать вывод о том, что сами по себе пригороды Санкт-Петербурга не особо проявляют бизнес-активность: вероятно, значительная доля бизнеса здесь «уходит» именно в Северную столицу.

Что касается других регионов, то четвертое место по числу открытых фирм в прошлом году занял Краснодарский край: тут появилось около 12 тысяч новых юрлиц. Следом за ним идет один из регионов Приволжского федерального округа. И это не Татарстан и не Башкортостан, а Самарская область с 11,4 тысячи компаний. Шестое место досталось Новосибирской области с 10,8 тысячи новых юрлиц, а Татарстан оказался на седьмом месте с 10,7 тысячи. В топ-10 по числу новых компаний входит также Свердловская область с 9,7 тысячи и еще два региона ПФО — Башкортостан с почти 8 тысячами новых юрлиц и Нижегородская область с 7 тысячами.

Почти половина всех российских компаний — 164,8 тысячи, или 43,6% — зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях. Фото myslo.ru

Почти по два закрытых бизнеса на каждый открытый

Несмотря на, казалось бы, хорошие результаты по количеству новых юрлиц, обольщаться не стоит: в 2018 году закрылось еще больше компаний, чем открылось. В целом по России прекратили свою деятельность 673 тысячи юрлиц. То есть на каждую открытую компанию приходится почти 1,8 закрытых.

Показатель этого соотношения очень сильно варьирует от региона к региону. При этом лишь в четырех регионах открытых компаний оказалось больше, чем закрытых. В основном это регионы с совсем небольшим количеством новых и закрытых компаний. Первое место, например, у Чукотского автономного округа — тут открылось 72 фирмы, а закрылось — 48 (соотношение — 0,67), в Ингушетии при 793 открытых компаниях закрылись 570, в Северной Осетии на 857 открытых компаний пришлось 784 закрытых. Относительно крупный показатель из всех регионов, где нового бизнеса больше, чем закрывшегося, только у Крыма. Тут показатель равен 0,97, на 2,3 тысячи новых компаний приходится 2,2 тысячи закрытых. А вот Татарстан оказался на пятом месте — правда, закрытых предприятий все же больше, чем открытых — 11 тысяч штук, пропорция составляет 1,03.

В список «антилидеров» также в основном входят регионы с общими невысокими показателями по числу новых и закрывшихся компаний. В Магаданской области на каждую из 226 новых фирм приходится по 3,02 закрывшихся, в ЯНАО с 525 новыми компаниями показатель равен 2,66, в Еврейской автономной области на каждую из 145 новых фирм приходится по 2,61 закрытой компании. Относительно крупный показатель — у Ставропольского края, здесь появилось 2,4 тысячи новых юрлиц, а закрылось 6,26 тысячи фирм.

Кроме того, из крупных регионов, где на каждую новую компанию приходится больше двух закрытых юрлиц, стоит выделить Пермский край, Челябинскую область, Калининградскую и Ярославскую области, а также Свердловскую область, Москву и Подмосковье.

Юридические лица, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ за 2018 год

РегионКоличество юрлиц, внесенных в ЕГРЮЛ Количество юрлиц, прекративших деятельность Закрытых компаний на одну открытую
ВсегоПри созданииПутем созданияПутем реорганизацииЗарегистрированные до 1.07.2002Всего
Алтайский край4.3914.2954.2514496
Амурская область1.1791.1311.123848
Архангельская область и Ненецкий АО1.0489899454459
Астраханская область8558268101629
Белгородская область3.8773.3123.28032565
Брянская область1.0421.0371.025125
Владимирская область1.6011.4061.38818195
Волгоградская область2.0811.8961.86135185

Акционерных обществ — лишь один процент от общего числа юрлиц

На ООО приходится около 90% всех открытых в 2018 году компаний и около 88% закрытых. Учитывая «перевес» обществ с ограниченной ответственностью в общем количестве юридических лиц, можно считать, что вышеприведенная статистика касается в первую очередь компаний именно с такой формой организации.

Однако ситуация значительно отличается в случае с акционерными обществами. Во-первых, в 2018 году было зарегистрировано лишь 4 тысячи акционерных обществ, или 1,1% от общего числа юрлиц. Во-вторых, закрывшихся акционерных обществ было 16,5 тысячи, что составляет уже 2,4% от всех юридических лиц. То есть на каждое открытое АО приходится по 4,1 закрывшихся, а в некоторых регионах этот показатель достигает вообще 28. Речь тут идет о Брянской области, в которой в 2018 году зарегистрировали лишь одно АО, а закрылось их 28 штук.

Больше всего акционерных обществ было зарегистрировано, как и в случае с юридическими лицами в целом, в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Тут их открылось 1,6 тысячи, 531 и 266 штук соответственно. В Ленинградской области показатель составил 21, так что на два крупнейших города вместе с областями приходится 61% всех открытых акционерных обществ.

Из остальных регионов России самый высокий показатель — в Калининградской области (224 АО), Краснодарском крае (129), Новосибирской области (98), Челябинской и Белгородской областях (85 и 60). Девятое место оказалось у Свердловской области с 56 акционерными обществами, а замыкает десятку небольшая Вологодская область с 45 юрлицами. Показатель крупнейшего по числу открытых АО региона Приволжского федерального округа — Татарстана — оказался равен 43. Больше, чем в Татарстане, акционерных обществ зарегистрировано в Ростовской области и Приморском крае, а второй по ПФО показатель — у Самарской области, расположившейся на 15-м месте с 32 открытыми АО.

Что касается регионов с наибольшим количеством закрытых акционерных обществ на каждое открытое, то в лидерах здесь 15 субъектов федерации, в которых показатель равен 10 и больше. Из них у четырех — Брянской, Псковской, Курганской и Тамбовской областей — показатели выше 20 закрытых АО на каждое открытое. Из крупных регионов стоит отметить Саратовскую область, где на шесть открытых акционерных обществ пришлось 102 закрытых, а также Ярославскую область, где на 18 открытых АО пришлось 178 закрытых.

Акционерные общества, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ за 2018 год

РегионКоличество юрлиц, внесенных в ЕГРЮЛ в отчетном периодеКоличество юрлиц, прекративших деятельность в отчетном периодеЗакрытых компаний на одну открытуюДоля ООО от всех открытых компанийДоля ООО от всех закрытых компаний
ВсегоПри созданииПутем созданияПутем реорганизацииЗарегистрированные до 01.07.2002Всего
Алтайский край76601
Амурская область53212
Архангельская область и Ненецкий АО52023
Астраханская область32201
Белгородская область60105550
Брянская область11100
Владимирская область92117
Волгоградская область1874311

Индивидуальные предприниматели охотнее открываются, чем закрываются

Индивидуальных предпринимателей в России значительно больше, чем ООО и АО вместе взятых — в два с лишним раза по числу зарегистрированных, и незначительно больше — по числу прекративших деятельность.

Всего по стране в 2018 году было зарегистрировано 854 тысячи индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств. Что примечательно — число прекративших деятельность, в отличие от ООО и АО, значительно меньше — 716,7 тысячи, то есть на одного начавшего деятельность ИП приходится лишь 0,84 прекратившего деятельность (по стране показатель варьирует от 0,53 в Москве до 1,72 в Ингушетии).

Что примечательно, в случае с индивидуальными предпринимателями не так заметен перевес в сторону Москвы. Тут их, конечно, по-прежнему больше всего из всех регионов России — 70,5 тысячи человек, но это лишь 8,3% от общероссийского показателя. В случае с ООО показатель составляет 29%, а в случае с АО — 40,5%.

Второе место занимает Московская область с 56,8 тысячи ИП. А вот на третьем месте неожиданно находится не Санкт-Петербург, а Краснодарский край. Тут показатель составляет 47,4 тысячи предпринимателей. В Санкт-Петербурге же их всего 40,7 тысячи. Пятое место оказалось у Свердловской области с 26,8 тысячи, за ней следует Ростовская область с 24,9 тысячи, седьмое место — у Челябинской области с 24,7 тысячи. Татарстан расположился на восьмом месте с 22,9 тысячи ИП и фермерских хозяйств, на девятом и десятом местах с совсем небольшой разницей — Новосибирская и Самарская области (21,4 и 21 тысяча ИП, соответственно).

Отметим, что в большинстве регионов России доля крестьянских и фермерских хозяйств из общего числа ИП и фермерских хозяйств не превышает 4%: таких регионов — 71 из 85. В среднем по России показатель равен вообще 2%, как и в Татарстане. Однако в семи регионах, в основном Северного Кавказа и Дальнего Востока, показатель больше 10%. В частности, в Чечне он равен 27%, в Ингушетии — 23%, в Калмыкии — 21%, в Кабардино-Балкарии — 19%. В Тыве и Республике Алтай показатель равен 14% и 12%, соответственно, а в Карачаево-Черкесии — 11%.

Индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в ЕГРИП за 2018 год

РегионИндивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства, внесенные в ЕГРИП
Индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства, прекратившие деятельностьЗакрытых ИП на одного открытого
ВсегоИндивидуальные предпринимателиКрестьянские (фермерские) хозяйстваДоля крестьянских (фермерских хозяйств)
Всего
Индивидуальные предприниматели
ВсегоЗарегистрированные до вступления в силу части первой ГК РФЗарегистрированные в отчетном периодеВсегоВ связи с принятием решения о прекращении деятельностиВ связи со смертью
Российская Федерация853.992835.45118.54126018.281
г.Москва70.46270.328134
1
133
Московская область56.83856.59424411233
Краснодарский край47.44746.48596225937
г.Санкт-Петербург40.65340.5431100110
Свердловская область26.77726.6121652163

Интересно отметить и еще одну категорию лиц — индивидуальных предпринимателей-иностранцев. В целом в России их немного — в 2018 году было зарегистрировано всего 32,7 тысячи на всю страну. Однако на каждого зарегистрированного приходится меньше прекративших деятельность, чем в случае с ИП-россиянами, не говоря уже об ООО и АО. Показатель равен 0,63, то есть всего прекратили деятельность лишь 20,6 тысячи иностранцев-предпринимателей.

Больше всего зарегистрированных ИП с иностранным гражданством — не в Москве, а в Московской области — 2,4 тысячи. Интересно, что Москва занимает и не второе место. На нем расположилась Калужская область с 2,2 тысячи. Третье место — у Краснодарского края с 1,8 тысячи, а столица — лишь на четвертом месте с 1,5 тысячи. Следом за ней идет Ростовская область с 1,3 тысячи. В Нижегородской области и Санкт-Петербурге было зарегистрировано почти одинаковое число иностранцев-предпринимателей — около 900, а в Ставропольском крае и Татарстане — по 878.

Индивидуальные предприниматели — иностранные граждане, сведения о которых внесены в ЕГРИП за 2018 год

РегионИндивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, сведения о которых внесены в ЕГРИПИндивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, прекратившие деятельностьЗакрытых ИП на одного открытого
ВсегоИндивидуальные предпринимателиКрестьянские (фермерские) хозяйстваВсегоИндивидуальные предпринимателиКрестьянские (фермерские) хозяйства
ВсегоЗарегистрированные до вступления в силу части первой ГК РФЗарегистрированные в отчетном периодеВсегоВ связи с принятием решения о прекращении деятельностиВ связи со смертью
Российская Федерация32.67432.4901840184
Московская область2.4442.442202
Калужская область2.1692.163606
Краснодарский край1.8381.832606
г.Москва1.5331.532101

Максим Матвеев, аналитическая служба «Реального времени»

АналитикаБизнесЭкономика

(PDF) Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование

Международная статистика

Вопросы статистики. 2019. Т. 26. № 6. С. 00-00

1

Среди рассматриваемых стран в России одно

из наиболее высоких значений среднего размера

фирм по числу работников — 9,43 работника; в

ОЭСР в среднем — 8,56 работника, но в боль-

шинстве стран — ниже. Россия уступает по этому

показателю крупнейшим и наиболее развитым в

промышленном отношении экономикам мира,

которые в полной мере используют эффект мас-

штаба: США (20,7 человека), Швейцарии (19,9),

Канаде (13), Новой Зеландии (12,5), Японии

(11,87), Германии (11,2), Бразилии (10,66), Вели-

кобритании (10,12 человек).

По среднему числу работников малых и сред-

них предприятий Россия, наоборот, входит в

десятку стран с наименьшими значениями — 3,13

человека на фирму при значении в ОЭСР — 5,07.

Ниже значения в странах с развитыми турист-

ским и аграрным секторами, в которых создана

эффективная система поддержки предпринима-

тельства: в Турции — 1,92 человека, Чехии — 2,47,

Словакии — 2,56, Греции — 2,74, Португалии — 2,91,

Италии — 3,04 и Швеции 3,08 человека.

Для понимания диверсификации и сложности

сектора МСП необходимо принимать во вни-

мание особенности его отраслевой структуры.

Промышленные компании зачастую являются

более технологичными и инновационно активны-

ми, встраиваются в глобальные и региональные

цепочки добавленной стоимости. Для создания

производственной фирмы требуются существен-

но больший набор компетенций, финансирова-

ния, более благоприятные институциональные

условия, чем для торговой фирмы. Также значима

для оценки уровня развития сектора МСП доля

компаний, связанных с сектором информацион-

но-коммуникационных технологий как наибо-

лее технологически сложным, определяющим

возможности развития цифровой экономики.

В то же время высокая доля торговли и сектора

услуг может свидетельствовать о примитивной

структуре сектора малых и средних предприятий,

имеющего связи с существующими массовыми

рынками, но слабо ориентированного на между-

народные рынки.

В России преобладает представление о зани-

женной в сравнении с другими странами доле

работников, занятых в промышленных малых

и средних предприятиях, в общем числе работ-

ников МСП15. Лидерами по этому показателю

является ряд восточноевропейских стран, в кото-

рых располагаются многочисленные сборочные

предприятия — поставщики транснациональных

корпораций: Чехия, Словакия, Словения, Поль-

ша (см. рис. 4).

Высока доля работников промышленных ма-

лых и средних компаний в общем числе занятых в

секторе МСП в Мексике (23,9%), где расположены

многочисленные «макиладорас» — предприятия с

американской и мексиканской собственностью.

В России среднее по выборке значение — 22,1%.

В развитых странах заметно выше доля занятых

на малых и средних предприятиях информаци-

онно-коммуникационных технологий в общем

числе работников МСП; в России она составляет

менее 1%.

В России максимальная доля работников МСП

приходится на сферу недвижимости и услуг; при

этом доля занятых на торговых предприятиях

(39,3%) существенно ниже, чем во многих раз-

вивающихся странах, таких как Мексика (74,8%),

Турция (51,7%), и среднеразвитых: Португалия

(51%), Польша (42%).

Доля оборота крупных компаний в обороте

всех фирм в России лишь немного превышает

треть, что существенно ниже соответствующего

показателя в США — 65,7% [6]. В целом значение

данного показателя выше в крупных странах,

ориентированных на трудо- и капиталоемкие

отрасли: горную добычу (в Бразилии), нефте- и

газодобычу (в России), а также в странах, где

много предприятий, находящихся под влиянием

транснациональных компаний (в Мексике, Бра-

зилии, Ирландии, Польше, Турции). В России

добавленную стоимость создают в основном

крупные компании, а сектор МСП преимущес-

твенно занят перераспределением созданной

стоимости и обслуживанием крупных компаний

промежуточными продуктами.

Соотнеся долю добавленной стоимости, созда-

ваемой МСП, в ВВП и долю работников МСП в об-

щем числе занятых в экономике (см. рис. 5), можно

обнаружить ряд важных закономерностей.

15 См., например, статью «Что ограничивает развитие малого бизнеса». URL: https://www.vedomosti.ru/business/URL: https://www.vedomosti.ru/business/: https://www.vedomosti.ru/business/

articles/2013/06/26/neopravdavshiesya_nadezhdy.

Проблемы малого предпринимательства в РФ в 2019

В данную категорию можно отнести все те проблемы, которые извне создают преграды для эффективного развития небольших организаций. Основные из них:

  • Кризисное состояние экономики
  • Высокие ставки налогообложения
  • Бюрократические проволочки и бумажная волокита
  • Высокая стоимость страхования
  • Дефицит квалифицированных кадров на отечественном рынке труда и др

Когда экономика в целом находится в кризисе, в стране проигрывают все! Платежеспособность граждан снижается, а стоимость потребительской корзины повышается. В результате, у подавляющего большинства организаций стабильно падают объемы продаж. Те игроки, которые имеют достаточный финансовый запас, еще продолжают держаться на плаву. А «зеленые» предприниматели, под натиском жестокой конкуренции, быстро уходят с рынка.

Доходы небольших компаний оставляют желать лучшего – а тут еще и налоги сумасшедшие приходится платить. Вдобавок, организации вынуждены страховать свою деятельность и активы, что еще сильнее истощает имеющийся бюджет. Внешние же источники долгосрочного финансирования удается найти крайне редко: доверие банков, инвестиционных институтов к субъектам малого предпринимательства РФ очень низкое.

Еще одной проблемой является бюрократия. Чтобы вести деятельность «по белому», необходимо собирать множество справок, печатей, разрешительных документов. И проблема не в том, что везде нужно осуществлять взносы – не так уж они велики – а в том, что на это уходит уйма времени. В одной инстанции требуемый сотрудник ушел в отпуск, в другой – длинная очередь… Пока соберешь все бумаги, не один месяц пройдет – уже и рвение к ведению собственного дела пропадет!

Наконец, как можно рассчитывать на успех в бизнесе, если у предпринимателя нет в распоряжении верной команды профессиональных сотрудников? Найти линейный персонал сегодня не составляет труда. Но вот высококвалифицированных кадров в России не хватает, что вполне соответствует несовершенству образовательной системы. В результате, фирма располагает преимущественно посредственными работниками и не способна оказывать клиентам действительно качественный сервис по адекватной стоимости.

бизнес закрывается, но не полностью

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по итогам прошедшего года количество вновь созданных коммерческих организаций (внесенных в госреестр РФ) в России упало на 23,7% и достигло 214,6 тыс.— в 2019 году показатель составлял 281,1 тыс.

Впрочем, прекратили по причине ликвидации в 2020-м существование 57,7 тыс. организаций, а это на 22,5% меньше, чем в 2019 году, когда показатель составил 74,4 тыс. и интересно, что банкротов среди них тоже меньше — на 7,2 тысячи. Сработал мораторий на банкротства, введенный весной по инициативе президента РФ?

Впечатляет, кстати, число организаций, исключаемых из госреестра по решению ФНС: таких в 2020 оказалось 457,7 тысяч (но тоже почти на 100 тысяч меньше, чем годом ранее). Налоговая служба, как отмечает портал «Финмаркет», все время чистит реестр, убирая оттуда те, что в течение 12 месяцев не представили отчетности и не осуществляли банковские операции.

В целом российский бизнес «на закрытии» 2020 года имеет в своем составе 2,822 млн действующих коммерческих компаний — юридических лиц, сведения о которых содержатся в едином госреестре. И это на 9,6% меньше, чем было «на закрытии» 2019 года 3,122 млн.

Близко к ним стоят число и динамика индивидуальных предпринимателей. По данным ФНС, на 1 января 2021 года в едином госреестре было зарегистрировано 3 млн 562,9 тыс. ИП. Это на 8,8% меньше, чем годом ранее, когда их было 3 млн 904,6 тыс.

Но люди в ИП шли: прирост числа вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2020 году составил 605,5 тыс. Да, это на четверть — на 25% меньше предыдущего года. И потери оказались выше: прекратило деятельность за 2020 год, по данным ФНС, 677,2 индивидуальных предпринимателей.

Последнее десятилетие очень модно было открывать фирмы на каждое направление, говорит член генерального совета «Деловой России» Максим Лалакин. Но внедрение ФНС электронного учета и повышение ограничений максимально оборота для компаний, применяющих УСН, эволюционно заставило бизнес уменьшить количество ООО и ИП в составе своих компаний.

Снижение количества ИП, по словам Лалакина, можно также объяснить ужесточением контроля за оборотом наличных, так как оптимизация через ИП стала сложнее. Но и влияние COVID-19 нельзя приуменьшать и считать, что он не повлиял на деловую обстановку, говорит представитель делового объединения.

Он напоминает также, что ФНС уже два года закрывает не активные компании. Под закрытие попадают юрлица с недостоверными сведениями – это может быть просто адрес массовой регистрации или заблокированный счет в банке. Такие компании в большинстве своем были техническими и не использовались как головные.

Чтобы увидеть картину целиком, лучше сравнить общие цифры по количеству МСП в стране, признает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По состоянию на 10.01.2021 года число микро, малых и средних предприятий в России (в том числе ИП) составляет 5,6 млн (по сравнению с 10.01.2020 г. сокращение составило 0,3 млн – тогда предприятий в Росреестре числилось 5,9 млн). Больше всего снизилось число малых и средних предприятий – на 0,4 млн (с 2,5 млн в 2020 году до 2,1 млн в 2021 году).

Число ИП, по его данным, за год сократилось на 0,1 млн (с 3,3 млн до 3,2 млн). Соответственно, вновь открылось за год 200 тысяч новых предприятий, число работников за год увеличилось на 100 тысяч человек (в 2020 году их было 15,3 млн, в 2021 году – 15,4 млн).

Так что, делает вывод эксперт, динамика в самом деле не настолько негативная, как прогнозировалось еще в середине прошлого года, когда звучали заявления, что до 50% малого и среднего бизнеса в стране не выживет. Очевидно, что меры поддержки, предпринятые государством, смогли поддержать бизнес. Различными кредитами на выплату зарплат и пополнение оборотных средств смогли воспользоваться не менее половины предприятий и ИП, также сыграли роль такие инструменты как мораторий на банкротство и отсрочка по налоговым платежам. Эти меры значительно улучшили ситуацию российского бизнеса.

Можно прогнозировать, заключает Павел Сигал, что по мере проведения массовой вакцинации и возврата к прежнему уровню потребительского спроса ситуация в малом и среднем бизнесе также станет улучшаться, тенденция на сокращение числа МСП прекратится.

Росстат приглашает малый бизнес принять участие в экономической переписи | Развитие малого и среднего предпринимательства | Национальный проект

Сегодня в нашей стране 75% предприятий, на которых занято более 15 миллионов человек, представляют малый бизнес. Во многом, именно эта категория предпринимателей определяет экономическую успешность страны и благосостояние граждан.

Именно поэтому, Федеральная служба государственной статистики организует проведение экономической переписи представителей малого бизнеса.

«Государству важно знать, как живут малые и микропредприятия, индивидуальные предприниматели, с какими проблемами они сталкиваются. На основе информации, полученной в ходе экономической переписи, будут приниматься государственные решения и программы поддержки», — отмечают в Росстате.

Приглашаем представителей малого бизнеса Самарской области принять участие в экономической переписи.

Для этого необходимо в срок  до 1 апреля 2021 года заполнить анкету в электронном виде с помощью: 

  • портала Госуслуг (при наличии подтвержденной учетной записи)
  • интернет-сайта Росстата (при наличии электронной цифровой подписи)
  • операторов электронного документооборота


Анкету можно распечатать, заполнить и личного предоставить в бумажном виде в орган статистики в нашем регионе (Самарастат) или отправить по почте.


Опросные листы разработаны отдельно для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Их заполнение не займет много времени.


Росстат гарантирует конфиденциальность предоставленной предпринимателями информации. Все сведения будут использоваться в обобщенном виде.


Кроме того, в Росстат напоминает, что экономическая перепись малого бизнеса проводится один раз в 5 лет и в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в ней является обязательным. 


Если у предпринимателей возникнут вопросы или для заполнения понадобится помощь специалиста, обратиться можно в территориальный орган статистики 63-го региона — Самарастат. Контакты размещены на интернет-сайте по ссылке.

Предлагаем скачать формы с анкетами для заполнения и инструкцию:  

отчетный год ознаменовался рекордным числом проведенных реформ

Облегчение условий ведения бизнеса

Ставя во главу угла в своем анализе интересы малых национальных предприятий, исследование «Ведение бизнеса» совершило революционный шаг, утверждает г-жа Солф. Индекс легкости ведения бизнеса оценивает реформы, проводимые по 11 направлениям: создание предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита прав миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности и регулирование рынков труда.

Наиболее популярным направлением реформ является облегчение условий для создания предприятий. Более четверти стран в 2017/18 годах проводили реформы именно в этой области. В настоящее время создание предприятий занимает в среднем 20 дней, а связанные с этим затраты составляют 23% от уровня дохода на душу населения по сравнению с 47 днями и 76% в 2006 году. В 13 из 20 экономик с наивысшим рейтингом существует, как минимум, одна процедура, которая может быть выполнена за полдня в онлайновом режиме.

Грузия – страна, одной из первых присоединившаяся к исследованию «Ведение бизнеса» и занимающая второе место (после Руанды) по числу проведенных реформ – сократила время, затрачиваемое на создание предприятий, до 2 дней. В целях упрощения регистрации предприятий правительство в 2011 году открыло первый Центр госуслуг – службу одного окна по предоставлению государственных услуг. Сегодня 19 таких центров занимаются оформлением документов для многочисленных организаций, обеспечивая возможность оплаты услуг по кредитной карте в онлайновом режиме.

Получение документов теперь является простой процедурой для таких предпринимателей, как Вахтанг Каджришвили, основатель базирующейся в Тбилиси компании «Бадаги», которая производит традиционное лакомство под названием чурчхела. «Мы легко и быстро получили все необходимые документы».

Каджришвили начинал свое дело с одного наемного работника, а теперь у него семь магазинов, торгующих разнообразными грузинскими продуктами, и восемь специализированных торговых точек в сетевом супермаркете. Наблюдающийся в последние годы рост туризма оказал существенное влияние на его бизнес, и в настоящее время он изучает возможность выхода на рынки Евросоюза. При финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития и Министерства сельского хозяйства он начал строительство фабрики по переработке фруктов.

«Самой сложной задачей является поддержание высокого качества производства», – говорит г-н Кваджришвили. – «Скоро у нас будет фабрика, работающая по европейским стандартам».

Примеры из опыта Руанды – лидера по числу реализованных реформ

В странах, демонстрирующих высокие показатели в рейтинге «Ведение бизнеса», как правило, существует эффективная система «электронного правительства», оказывающая услуги гражданам и компаниям. «Электронное правительство» также способствует устранению бюрократических барьеров и сокращению масштабов коррупции, говорит Рамальо.

Ключевую роль в проведении реформ в Руанде, Грузии и Колумбии – первых странах, начавших реформирование своей нормативно-правовой базы под влиянием исследования «Ведение бизнеса» – сыграло наличие сильного руководства. Руанда и Грузия занимают первое и второе место по числу проведенных реформ за всю историю исследования «Ведение бизнеса», при этом Руанда в прошлом году вновь оказалась лидером в этой области.

«Необходимо иметь сильное руководство, опирающееся на устойчивую и широкую основу», – говорит Ромальо. – «Реформы, проводимые по направлениям, определенным в исследовании «Ведение бизнеса», должны осуществляться различными министерствами и ведомствами. Поэтому важно, чтобы руководящие указания исходили от главы правительства».

В период после геноцида и гражданской войны в Руанде сформировался консенсус в отношении того, что частный сектор должен стать основным движущим фактором экономических преобразований. Правительство поставило перед собой задачу создать благоприятные условия для успешного развития предприятий и инвестиций, говорит Луиза Каньонга, Руководитель Департамента по вопросам стратегии и конкурентоспособности Совета по развитию Руанды.

«Руанда приняла решительный и амбициозный подход к реформированию условий ведения бизнеса в стране», – говорит г-жа Каньонга. – «Мы сравниваем свои достижения с самыми передовыми странами в области реформ и мыслим масштабно».

По ее словам, исследование «Ведение бизнеса» стимулировало проведение реформ по следующим ключевым направлениям:

  • Регистрация собственности: эта реформа дала наибольший эффект. Руанда полностью изменила систему регистрации земельных участков с целью установления права собственности и перевела в цифровой формат реестр земельных управлений.
  • Создание предприятий: количество зарегистрированных предприятий увеличилось более чем вдвое после внедрения электронной системы регистрации предприятий в онлайновом режиме. Время, затрачиваемое на создание предприятия, сократилось с 43 дней до 4 дней в настоящее время.
  • Получение кредитов: принятие современных законов об обеспеченных сделках, предусматривающих надежную защиту для залоговых кредиторов, способствовало повышению доверия со стороны кредиторов и расширению доступа к финансовым ресурсам.
  • Налогообложение: введение упрощенных налоговых систем и реформирование нормативной базы способствовало повышению налоговой дисциплины и увеличению налоговых поступлений. 

Kimironko market in Kigali, Rwanda. © Sarine Arslanian/Shutterstock

Маленькая, не имеющая выхода к морю африканская страна стала одной из наиболее динамично развивающихся экономик мира со стремительно растущим городским средним классом. По словам г-жи Каньонга, за последние 8 лет объем частных инвестиций увеличился на 60%, при этом только прямые иностранные инвестиции возросли почти на 40%.

Тем не менее, многое еще предстоит сделать.

В настоящее время Руанда должна позиционировать себя в качестве перспективной экономики, способной конкурировать с другими странами на международной арене.

«Нам необходимо вооружить людей знаниями и навыками, которые будут востребованы в будущем, и стимулировать компании к внедрению передовых технологий и инноваций».

• Россия: доля сотрудников МСП по регионам 2019

• Россия: доля сотрудников МСП по регионам 2019 | Statista

Другая статистика по теме

Пожалуйста, создайте учетную запись сотрудника, чтобы иметь возможность отмечать статистику как избранную. Затем вы можете получить доступ к своей любимой статистике через звездочку в заголовке.

Зарегистрируйтесь сейчас

Пожалуйста, авторизуйтесь, перейдя в «Моя учетная запись» → «Администрирование».После этого вы сможете отмечать статистику как избранную и использовать персональные статистические оповещения.

Аутентифицировать

Сохранить статистику в формате .XLS

Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.

Сохранить статистику в формате .PNG

Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.

Сохранить статистику в формате .PDF

Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.

Показать ссылки на источники

Как премиум-пользователь вы получаете доступ к подробным ссылкам на источники и справочной информации об этой статистике.

Показать подробные сведения об этой статистике

Как премиум-пользователь вы получаете доступ к справочной информации и сведениям о выпуске этой статистики.

Статистика закладок

Как только эта статистика будет обновлена, вы сразу же получите уведомление по электронной почте.

Да, сохранить в избранное!

…и облегчить мою исследовательскую жизнь.

Изменить параметры статистики

Для использования этой функции вам потребуется как минимум Одиночная учетная запись .

Базовая учетная запись

Познакомьтесь с платформой

У вас есть доступ только к базовой статистике.
Эта статистика не учтена в вашем аккаунте.

Единая учетная запись

Идеальная учетная запись начального уровня для индивидуальных пользователей

  • Мгновенный доступ к статистике 1 м
  • Скачать в формате XLS, PDF и PNG
  • Подробная справочная информация

$ 59 39 $ / месяц *

в первые 12 месяцев

Корпоративный аккаунт

Полный доступ

Корпоративное решение, включающее все функции.

* Цены не включают налог с продаж.

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Дополнительная статистика

Узнайте больше о том, как Statista может поддержать ваш бизнес.

РБК.ру. (22 июля 2019 г.). Доля занятой рабочей силы на малых и средних предприятиях (МСП) в России в 2019 году по регионам [График]. В Statista. Получено 31 июля 2021 г. с сайта https://www.statista.com/statistics/1032782/russia-share-of-employed-population-in-smes-by-region/

RBC.ru. «Доля занятой рабочей силы на малых и средних предприятиях (МСП) в России в 2019 году по регионам». Диаграмма. 22 июля 2019 года. Statista. По состоянию на 31 июля 2021 г. https://www.statista.ru / statistics / 1032782 / россия-доля-занятого-населения-в-смеш-по-регионам /

RBC.ru. (2019). Доля занятой рабочей силы на малых и средних предприятиях (МСП) в России в 2019 году по регионам. Statista. Statista Inc. Дата обращения: 31 июля 2021 г. https://www.statista.com/statistics/1032782/russia-share-of-employed-population-in-smes-by-region/

RBC.ru. «Доля занятой рабочей силы на малых и средних предприятиях (МСП) в России в 2019 году по регионам». Statista, Statista Inc., 22 июл 2019, https://www.statista.com/statistics/1032782/russia-share-of-employed-population-in-smes-by-region/

RBC.ru, Доля занятой рабочей силы в малые и средние предприятия (МСП) в России в 2019 году, по регионам Statista, https://www.statista.com/statistics/1032782/russia-share-of-employed-population-in-smes-by-region/ (последнее посещение 31 июля 2021 г.)

(PDF) Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019–2020 гг.

Раздел 4

Реальный сектор экономики

Однако введенные и заявленные меры явно не являются достаточно, чтобы смягчить негативное влияние кризиса

, учитывая сильное падение спроса.Обсуждается возможность введения налоговых каникул до

до ежеквартальной отсрочки уплаты налога1.

Долгосрочные меры поддержки должны быть сосредоточены на снижении воздействия потенциально затяжного

кризиса и адаптации к новой среде (поддержка изменений в секторе МСП

модель увеличения доли интернет-экономики, цифровая поддержка предприятий

трансформация, обеспечивающая стимулы для выхода на зарубежные рынки). Значительные отличия

между региональными предпринимательскими системами требуют, с одной стороны, корректировки федеральной политики предпринимательства

, а, с другой стороны, позволяют использовать сильные и

слабые стороны регионов, их специализацию и экономику. / географические условия для более

эффективное долгосрочное развитие сектора МСП в России.

Поддержка «газелей», продуктовых, быстрорастущих компаний, относящихся к среднему бизнесу

, часто инновационному, актуальна в условиях изменившейся среды для регионов, лидирующих в

развитии предпринимательства (Москва, Санкт-Петербург , Республика Татарстан, г. Самара,

Новосибирская область). Необходимы соответствующие меры для автоматизации и оцифровки производства

, чтобы повысить конкурентоспособность и спрос на продукцию на пути к экономическому восстановлению

.Более того, необходимы специальные меры для ускорения работы и поддержки поставщиков, для развития венчурного капитала

и увеличения финансирования соответствующих грантов, направленных на исследования и разработки в сотрудничестве с университетами

. «Газели» заинтересованы в налаживании каналов экспорта

единиц продукции, что актуально на фоне обесценивания рубля и снижения внутреннего спроса. Стоит пересмотреть роль университетов

, чтобы создать точки роста в антикризисный период

и включить их в экосистему в качестве основных агентов изменений и генератора

инноваций и стартапов2.

Целесообразно укреплять сотрудничество с предприятиями и их поставщиками, посредниками,

финансовыми учреждениями, НПО, институтами развития и публичными компаниями, международными

компаниями и информационными агентствами, аудиторскими и консалтинговыми фирмами, для регионов, известных по

развитым малым и средние производства (Калужская, Владимирская, Ярославская, Рязанская, Липецкая,

,

Томская области), нацеленные на создание и развитие кластеров. Эффективным может быть такой механизм, как увеличение на

поддержки компаний, работающих в технопарках, технополисах, акселераторах,

индустриальных парках3.

Необходимы меры по инициированию массового предпринимательства и легализации неформальной занятости

в отстающих регионах с не столь успешными экосистемами предпринимательства и отрицательной

динамикой развития предпринимательства. Это может включать меры по снижению налоговой нагрузки

(например, отмена налоговых платежей для самозанятых в сельской местности) и

консультационную поддержку. Для регионов, специализирующихся на сельском хозяйстве, важны меры по аграрной кооперации

.Для моногородов актуальны и меры, направленные на прямую поддержку массового предпринимательства

(например, гранты на открытие бизнеса).

1 Елена Базанова, Светлана Ястребова, Анна Червонная. Правительство готовит план поддержки экономики

из-за коронавируса // Ведомости. 15 марта 2020 г. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/

15/03/825250-план-защита.

2 Вера Баринова, Степан Земцов, Владимир Зинов, Вера Кидяева, Александр Красносельских, Наталья Куракова.,

Роза Семенова, Иван Федотов, С.Халимова, Рустам Хафизов, Юлия Царева. Национальный отчет «Высокотехнологичный бизнес

в регионах России». 2020 / под редакцией Степана Земцова. М.: РАНЕПА; AIRR, 2020.

Мария Антонова, Вера Баринова, Владимир Громов, Степан Земцов, Александр Красносельских, Николай

Милоголов, Александра Потапова, Юлия Царева. Развитие малого и среднего предпринимательства в России

в контексте реализации национальных проектов.М .: ИД «Дело» РАНХиГС, 2020.

271

Малый бизнес России чувствует себя ущемленным, результаты исследования

По данным нового исследования, настроения среди малого и среднего бизнеса в России в третьем квартале этого года упали из-за усиления давления со стороны ограниченных потребителей и усиления конкуренции со стороны более крупных фирм.

Индекс деловой активности, составляемый Промсвязьбанком, Российской ассоциацией малого бизнеса «Опора» и «Маграм Маркет», упал до 50.9 баллов по шкале, где баллы ниже 50 указывают на снижение активности, а баллы выше 50 — на рост. По данным российского делового сайта РБК, этот показатель снизился с 52 баллов, зафиксированных в первом полугодии.

Треть предприятий заявила, что их выручка упала за последние три месяца, а доля компаний, которые сообщили о необходимости получения кредита, увеличилась. Респонденты назвали стагнацию расходов российских потребителей и сокращение расходов более крупными компаниями в качестве основных причин стагнации малых и средних предприятий.

Однако условия в разных секторах различались. Исследование показало, что в производственной отрасли наблюдается спад, в то время как активность предприятий в секторе услуг улучшилась. Это отражает результаты других экономических показателей, которые показали расхождение между различными частями российской экономики. Например, последние данные по индексу менеджеров по закупкам (PMI) показали, что российский производственный сектор сокращается самыми быстрыми темпами за десятилетие, в то время как отрасль услуг опубликовала данные к северу от 55 — твердо на территории расширения.

Резкое снижение ставок Банком России также принесло некоторое облегчение российскому малому и среднему бизнесу в 2019 году. В то время, когда все больше предприятий нуждаются в внешнем финансировании, процентная ставка центрального банка упала с 7,75% в январе до 6.5% сегодня после последнего сокращения. Аналитики прогнозируют, что снижение ставок продолжится в начале следующего года, что приведет к дальнейшему снижению рыночной ставки по бизнес-кредитам и овердрафтам.

Почему государство не помогает российскому малому бизнесу пережить COVID-19 — RIDDLE Россия

Политолог, журналист.Кандидат исторических наук. 2007 — 2011 гг. — сопредседатель политической партии «Правое дело».

Георгий Бовт о причинах, по которым руководство России не намерено спасать малый и средний бизнес

Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, будут иметь ужасные последствия. Точные масштабы ущерба еще предстоит определить, но уже можно с уверенностью сказать, что российские малые и средние предприятия (МСП) понесут ужасный удар, поставив их на грань исчезновения как экономический класс.

По оценкам Российской торговой палаты, 3 миллиона предпринимателей могут обанкротиться в результате простоя, связанного с пандемией. Каждый третий малый бизнес не просуществует более четверти. Более 8,6 миллиона человек могут остаться без работы.

Сфера услуг понесет наибольшие потери. С точки зрения занятости Россия — это сфера экономики услуг. В МСП и сфере услуг вместе занято 65-70% трудоспособного населения России, которое на март составляло 74,9 миллиона человек, в том числе 3.5 млн безработных). Все они пострадают от последствий кризиса с коронавирусом.

МСП в России делятся на три категории: микропредприятия (юридические лица с числом сотрудников до 15 и годовым доходом до 120 млн руб.), Малые предприятия (16-100 сотрудников, годовой доход до 800 млн руб.) И средние предприятия. предприятия (101-250 человек, годовой доход до 2 млрд руб.). По количеству МСП на 100 человек Россия отстает от многих стран. Согласно одному исследованию, где 2 МСП на 100 человек, Россия уступает всем, кроме США, где наименьшее количество МСП на 100 человек — 1.3. Для сравнения, в Чехии это число в 4,7 раза больше; 3,4 раза в Швеции; 2,7 раза в Испании; В 2,1 раза выше в Польше. Россия также отстает от всех развитых стран по доле занятых в этом секторе. В 2018 году 18,9% рабочей силы в России было занято в МСП по сравнению с 41% в США. В континентальной Европе доля персонала МСП колеблется от 61% во Франции до 78,6% в Италии. В 2018 году малый и средний бизнес произвел около 20% ВВП России. По некоторым прогнозам, эта доля снизится до 12% в 2020 году.Это привело бы к еще большей национализации и монополизации экономики.

Количество малых и средних предприятий в последние годы неуклонно сокращается. Например, с июля 2018 года по август 2019 года их количество уменьшилось на 432 тысячи, а общая численность их сотрудников сократилась на 510 тысяч. То есть сектор МСП был не в очень хорошей форме даже до пандемии. Этому способствовал неблагоприятный инвестиционный климат. Как и снижение доходов и покупательной способности с 2014 года.

Недостаточное развитие сектора МСП также заметно по его составу: микропредприятия составляют 95% МСП, а 42.7% малых и средних предприятий занимаются торговлей. Это не изменилось десятилетиями; именно торговля составляет более половины общего оборота в этом секторе.

Доля

МСП в ВВП снизилась с 22% в 2017 году до 20,2% в 2018 году. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» предполагалось повысить ее до 32,5% к 2024 году (и до 23,5% в этом году). Эти планы явно нереалистичны.

Есть еще две категории граждан, которые создают добавленную стоимость и вносят вклад в ВВП России.А именно индивидуальные предприниматели (индивидуальные предприниматели) и так называемые самозанятые. Массовый исход индивидуальных предпринимателей из легальной экономики начался еще до нынешней пандемии. В марте 66 800 индивидуальных предпринимателей завершили свою деятельность, что на 77% больше, чем годом ранее. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось с 137 500 в прошлом году до 119 100 в начале апреля этого года. Индивидуальные предприниматели в основном предлагают услуги или занимаются торговлей и мелким производством. В ответ на административное давление или ухудшение экономических условий они либо уходят в теневую экономику, либо пытаются найти работу.Из-за отсутствия общественной помощи многие индивидуальные предприниматели будут разорены пандемией и ограничениями.

Та же участь ждет и самозанятых. Их количество с начала года выросло на 40%, превысив 465 тысяч (в число входят индивидуальные предприниматели, привлеченные льготным налоговым режимом и изменившие свой статус на самозанятых). Льготный налог для самозанятых (он же налог на профессиональный доход) введен в 23 регионах России. Он предусматривает ставку 4% на доходы, полученные от физических лиц, и 6% на доходы, полученные от юридических лиц, при условии, что годовой доход самозанятого лица не превышает 2 рубля.4mn и он / она не установили трудовые отношения (т.е.не использует наемный труд и сам не нанимается). Помимо этого, самозанятым также пришлось тонуть или плавать. Они не могут рассчитывать ни на какие пособия или пособия, даже на пособие по безработице.

По предварительным оценкам Исследовательского и экспертного института Внешэкономбанка, в результате эпидемии ВВП России во втором квартале упадет на 18%. По итогам года он должен упасть на 3,8%. Культура и спорт упадут на 78.9% во втором квартале и 21,2% на конец года. Гостиницы и общественное питание сократятся на 69,5% и 22,2% за тот же период. По транспорту квартальный спад составит 40,2% и 10,6% к концу года. Во всех этих секторах доля МСП относительно высока, хотя точных оценок нет. Некоторые прогнозы более пессимистичны: по данным МВФ, ВВП России сократится на 5,5% в 2020 году, в то время как McKinsey прогнозирует его падение на 10,2%. Национальное рейтинговое агентство считает, что общий экономический ущерб от пандемии может составить 17 рублей.9 трлн (т.е. более 15% ВВП) и сокращение 15.5 млн сотрудников. Собственно, эти прогнозы были сделаны еще до резкого падения цен на нефть в конце апреля. Тогда рынки убедились, что черное золото еще долго будет дешевым. Это, в свою очередь, окажет долгосрочное отрицательное мультипликативное воздействие на всю российскую экономику.

На какую государственную поддержку могут рассчитывать МСП? В зависимости от оценок, размер первого пакета экономической помощи в начале апреля составлял от 1,8% до 2%.8% ВВП. Но прямая финансовая помощь бизнесу, по оценкам аналитиков Альфа-банка, составила всего 0,3% ВВП или 340 млрд руб. Это беспрецедентная экономия даже среди скромно богатых стран. МСП не имеют права ни на что, кроме гроша в рамках первого пакета экономической помощи. То есть безвозвратные субсидии на оплату труда сотрудников в размере минимальной ежемесячной заработной платы для каждого сотрудника (80 млрд руб.). Остальные формы помощи включают льготные периоды погашения или реструктуризации кредитов, финансируемых государством, продление сроков уплаты налогов (кроме НДС), каникулы для погашения кредита, снижение арендной платы за муниципальную или государственную собственность, сокращение маржинального социального обеспечения. налог с 30% до 15%, государственные гарантии по кредитам компаний и расширенная программа рефинансирования банков, кредитующих МСБ.

Отдельным постановлением правительства от 31 марта № 378 установлены правила предоставления и распределения субсидий регионам для поддержки малого и среднего бизнеса. Меры по оказанию экономической помощи включают более широкую доступность ссуд по льготным ставкам и микрозаймов, создание фондов содействия кредитованию (гарантийные фонды, залоговые фонды) и государственных микрофинансовых организаций. Однако многое остается на усмотрение региональных властей и их финансового положения. Другое постановление (No.372, 31 марта) упрощены правила предоставления субсидий кредитным организациям, в том числе специализированным небанковским организациям. Это было для возмещения задолженности по кредитам, предоставленным в рамках программы поддержки МСП. Опять же, проще говоря, все дело в реструктуризации долга. В конце концов, как рассчитывать отсроченные платежи, если доход не приносит? Распоряжение № 846-р от 2 апреля 2020 года проводится в том же духе. Согласно приказу, банкам предоставляется около 5 миллиардов долларов на «реструктуризацию просроченной задолженности по кредитам, предоставленным малым и средним предприятиям».Речь идет только о наиболее пострадавших секторах и об отказе от пени за невыплату процентов с 1 апреля по 1 октября 2020 года. Тем не менее, заемщик должен уплатить 33% причитающихся процентов даже в течение «льготного периода». .

В начале апреля министр экономического развития России Максим Решетников оценил стоимость продленных сроков уплаты налогов и сборов для МСП в 140 млрд рублей. Он не сообщил, как предприниматели будут погашать эту задолженность по истечении льготного периода.

Некоторые богатые регионы предприняли более решительные шаги для поддержки своих предпринимателей. Таким образом, Ямало-Ненецкий автономный округ, богатый газом и нефтью, дошел до того, что платил наличными непосредственно самозанятым, таким как водители такси, репетиторы и парикмахеры. В этом беспрецедентном для России шаге они получат единовременную выплату в размере 30 000 рублей. Компании, временно нанявшие безработных, будут иметь право на безвозвратную компенсацию в размере 31 000 рублей на человека. МСП получит до 123 000 рублей за каждую новую постоянную работу (при этом такой сотрудник не может быть уволен в течение года).

Другие регионы не могут себе позволить такие щедрые подачки. Власти (богатого) города Москвы пообещали в рамках первого пакета льгот отказаться от налога на имущество в случае, если частные арендодатели снизят арендную плату для определенных категорий бизнеса. Однако это касается только муниципальной собственности и ограниченного числа предприятий, в основном работающих в сфере авиаперевозок, культуры, отдыха, развлечений, общественного питания и бытовых услуг. Льготный период ограничен апрелем-июнем.Второй пакет московских антикризисных мер более щедрый. Он расширяет спектр льготных кредитов, а также субсидий для отдельных категорий бизнеса. Предусмотрены субсидии на закупку импортного оборудования (возмещение до 25% стоимости). Список частичного возмещения включает коммунальные платежи, возмещение до 50% расходов МСП, связанных с онлайн-продвижением товаров и услуг и онлайн-доставкой еды. Субсидии вводятся для частичного покрытия банковских расходов на предоставление кредитов по льготным ставкам недавно созданным МСП (максимум 3 года работы).Экспортеры имеют право на получение субсидии в размере 10% от каждого заключенного экспортного контракта. Некоторые льготные условия по кредитам и другим платежам для МСП в апреле были введены Архангельской областью (кредиты по льготным ставкам и упрощенное подтверждение наличия форс-мажора), Белгородской областью (микрозаймы до 5 млн руб. Сроком на 2 года под 2,5% годовых. ) и Калининградской области (кредиты под 0,1%). Якутский фонд развития предпринимательства получил дополнительные 200 млн рублей. Эти ресурсы будут использованы для введения субсидий сельскому хозяйству; предприниматели могут использовать финансовую помощь для уплаты налогов и арендной платы, сокращения кассового разрыва и выплаты вознаграждения.Другие регионы предлагают более скромные меры поддержки (отсрочка платежей, снижение арендной платы, льготный период на 2-3 месяца и т. Д.) Или все еще работают над ними. Многие регионы заговорили о снятии некоторых карантинных ограничений, наложенных на МСП, вместо мер помощи.

Пока что единственным примером щедрости центральных властей является указ президента от 15 апреля о безвозвратной финансовой помощи МСП для выплаты заработной платы в мае и июне. Однако для покрытия расходов на заработную плату в апреле пришлось взять беспроцентный кредит, что на практике оказалось очень непросто даже при 75% госгарантии Внешэкономбанка.Существуют и другие бюрократические ограничения (например, в случае задолженности по налогам). Предприятия имеют право на получение 12 130 рублей (минимальная заработная плата) в месяц на одного работника. Чтобы воспользоваться этой привилегией, работодатель должен сохранить абсолютное большинство своих сотрудников: с 1 апреля должно быть сохранено не менее 90% персонала (что означает, что занятость должна сохраняться за счет владелец неработающего бизнеса). Общий объем помощи достигнет 80 млрд рублей. Другой пример помощи — 3 рубля.5 млрд предложили туроператорам для компенсации убытков, связанных с невозвратными авиабилетами и стоимостью возвращения туристов, застрявших за границей.

Такие льготы вряд ли спасут значительную часть МСП, пострадавших от кризиса. Согласно опросам нескольких крупных банков, обслуживающих счета МСП, оборот за апрель был на 22-30% ниже среднего. Больше всего упали туристические агентства (-78%), салоны красоты и массажные салоны, а также сауны (-66%), развлекательный, культурный и спортивный сегменты (-64%), выставки и другие мероприятия (-64%). , розничная торговля одеждой (-63%) и недвижимость (-38%).По оценкам некоторых экспертов, общий спад в секторе МСП по итогам года составит 50-60%.

Таким образом, можно сделать вывод, что малые и средние предприятия получают очень ограниченную поддержку как со стороны федеральных, так и региональных властей (за исключением нескольких богатых регионов), несмотря на чрезвычайную ситуацию.

Есть несколько причин такой скупости. Во-первых, власти не оценивают роль этого сегмента экономики. Доля МСП в ВВП невелика; количество сотрудников и владельцев, вместе взятых, составляют абсолютное меньшинство трудоспособного населения и, самое главное, избирателей.В этом смысле политический (социальный и лоббистский) потенциал этого сегмента незначителен. Во-вторых, большинство нынешних российских лидеров родились и выросли в советский период, характеризовавшийся культом сталинской индустриализации и крупной системообразующей промышленности. Раньше МСП называли торгашами и мелкими буржуазиями. Эта идеологическая традиция во многом сохранилась. К МСП относятся как к дойной корове. В-третьих, на фоне явно долгосрочного падения цен на нефть власти планируют краткосрочные планы и избегают «тратить деньги впустую» на прямую финансовую помощь в целом и МСП в частности.Они связывают свою казну (тайники на черный день) с сохранением политической власти. Власть в их руках, пока в этих фондах остаются деньги. Они рассматриваются не как общественная казна, а как резервы для правящей бюрократии.

Отношение нынешних властей к МСП (их понимание экономической роли этого сегмента) напоминает отношение к торгашам (спекулянтам), типичное для советской новой экономической политики начала 20 века. Они возникли из воздуха после революции и гражданской войны.Отношение к МСБ не изменилось: кого волнует, что несколько миллионов человек (барыги) обанкротятся? Они снова появятся из воздуха, когда кризис закончится. Но это будут разные спекулянты. Примерно так Сталин говорил о солдатах, погибающих во имя победы: «женщины будут рожать больше детей». И если МСП не возродятся, властям станет еще легче управлять экономикой, учитывая повсеместную национализацию, монополию крупных государственных корпораций и частных вертикально интегрированных холдингов, управляемых политически послушными государственными олигархами.По крайней мере, они так считают. Вот почему малый бизнес, скорее всего, будет рассматриваться как побочный ущерб в борьбе с пандемией. Пусть тонут или плавают. Таким образом, Россия стала главным полигоном для испытаний социального дарвинизма и единственной страной G20, которая отказала бизнесу и гражданам в прямой финансовой помощи в более чем ничтожной сумме.

Фото: Scanpix

По словам Путина, малый бизнес в России отмирает

ST. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — Через две недели после закрытия коронавируса Александр Б.Затуливетрову, российскому бизнесмену, надоело.

Вопреки приказу президента Владимира Путина он объявил, что вновь откроет один из двух своих ресторанов в центре Санкт-Петербурга, если Кремль не объявит чрезвычайное положение, законное положение, которое позволит ему прекратить выплаты банки и домовладельцев и заставляют правительство предлагать компенсацию.

«Где твои голоса? У всех нас есть десятки рабочих, которым нужна работа! » 48-летний Затуливетров обратился к владельцам ресторанов с просьбой присоединиться к нему.«Мы умираем!»

Благодаря «фонду на черный день» в размере более 550 миллиардов долларов, накопленному за счет продажи нефти в период высоких цен, Россия, вероятно, лучше, чем многие другие страны, перенесет экономический шторм, вызванный коронавирусом. Но он рискует потерять большую часть сектора, который г-н Путин в течение многих лет рекламировал как ключ к долгосрочному экономическому успеху России, — малого и среднего бизнеса.

В отличие от многих западных правительств, Кремль пока мало поддерживает бизнес.Общий пакет помощи в России составил менее четверти того, что вводится в Германии, и большая часть поддержки была направлена ​​на помощь крупным корпорациям, многие из которых принадлежат государству или тесно связаны с ним. Пока что малому бизнесу было выделено лишь около 10 миллиардов долларов.

Алексей Навальный, один из самых ярых критиков Путина, сказал, что помощь должна быть увеличена до 27 миллиардов долларов, но Кремль обвинил его в популизме.

Поскольку пандемия коронавируса начала распространяться по российским городам в конце марта, г-н.Путин издал распоряжения, в соответствии с которыми компании должны были закрыться и продолжать выплачивать зарплату. Но он не уточнил, откуда владельцы должны были взять деньги.

«Я заплатил своим сотрудникам все, что у меня было, — сказал 48-летний Затуливетров в интервью.

Поскольку такие предприниматели, как г-н Затуливетров, в основном предоставлены сами себе, пандемия угрожает свести на нет десятилетия усилий по диверсификации экономики России. Если малый и средний бизнес потерпит неудачу, кризис в области здравоохранения сделает экономику России изуродованной и еще более зависимой от Кремля.

Эти предприятия составляют небольшую часть производства в России по сравнению с управляемыми государством гигантами, такими как Газпром и Роснефть, но они представляют собой особенно динамичную часть экономики, в которой работают более 18 миллионов человек, или четверть рабочей силы, и открытие новых месторождений помимо нефти и природного газа.

После капитального ремонта рынка «шоковой терапии» в начале 1990-х годов российские предприниматели перешли от теневых профессий, таких как продажа испорченного алкоголя в киосках, к, в некоторых случаях, управлению всемирно известными ресторанами и производству высококачественной одежды и продуктов питания.Однако отношение к ним российских властей мало изменилось с тех времен, когда советская финансовая полиция, Департамент по борьбе с незаконным присвоением социалистической собственности, безжалостно боролась с «спекулянтами», перепродающими американские джинсы.

В марте г-н Путин отменил свою прежнюю похвалу малому бизнесу, заявив в интервью, что «есть определенные основания» рассматривать владельцев бизнеса как мошенников, вторя советским предубеждениям против предпринимателей, но несколько подрывая его собственную поддержку малых предприятий.

«Правительство считает, что люди в розничной торговле все мошенники, — сказала Ирина М. Нуруллаева, владелица сети из четырех цветочных магазинов в Санкт-Петербурге. «Проблема в том, что все эти чиновники не были в контакте с нормальной жизнью с 1990-х годов, когда это могло быть так».

Лалия Н. Садыкова, владелица сети из 12 парикмахерских и трех салонов красоты в Санкт-Петербурге, сказала, что пока ей не оказали никакой помощи. Ее многочисленные письма в местные органы власти остались без ответа.Когда у нее осталось немного денег, она купила около четырех фунтов риса, муки, гречки и бутылку растительного масла для каждого из своих 17 наиболее нуждающихся работников, многие из которых были молодыми матерями-одиночками.

Она жаловалась, что налоги были отложены, а не отменены во время изоляции.

«Им пришлось отменить налоги на время карантина, а не просто предложить отсрочку», — сказала 36-летняя г-жа Садыкова, которая начала свой бизнес в 2002 году, имея всего 500 долларов в кармане, в интервью в одном из своих закрытых салонов. .«Мы повсюду кричим, что мы такая великая страна, но когда дело доходит до крайности, правительство не может взять на себя ответственность».

Пока что правительство России предлагало субсидированные кредиты, ограниченное снижение налогов и налоговые каникулы, чтобы помочь предприятиям. Субсидированные ссуды стали проблемой, когда министр экономики страны не смог получить их сам, несмотря на то, что позвонил в два банка для проверки системы.

Г-н Путин также предложил две стипендии по 160 долларов на каждого рабочего для покрытия части их зарплаты за апрель и май.Но немногие имеют право на гранты, которые покрывают только компании, которые сохранили по крайней мере 90 процентов своих сотрудников по состоянию на 1 апреля. В любом случае 160 долларов недостаточны для покрытия понесенных убытков, покрывая лишь треть средней зарплаты и только двоих. месяцев, сказали владельцы бизнеса.

«Если это продлится дольше трех месяцев, вся история малого бизнеса станет частью учебников истории», — сказал 50-летний Эдуард М. Эмдин, совладелец Wynwood, гостиницы в Санкт-Петербурге, названной в честь район в Майами, известный своими граффити-стенами.

Г-н Эмдин все еще выплачивает зарплату и даже предложил разместить некоторых из своих 33 сотрудников в 38 номерах отеля, большинство из которых пустуют. В мае ему грозит выплата в размере 100 000 долларов городскому правительству, но до сих пор речи об отсрочке платежа не было.

Поддерживаемый огромным потоком нефтедолларов, Кремль не имеет особых стимулов спасать небольшие компании. В 2019 году в российский бюджет поступило 39 процентов доходов за счет налогообложения продажи нефти и газа. Эти доходы значительно упадут в этом году из-за падения цен на нефть, но Минфин России заявил, что использует 27 миллиардов долларов из своего фонда на черный день, чтобы компенсировать разницу.

«Их главный приоритет, прямо говоря, — сэкономить деньги и тратить как можно меньше, не создавая значительной социальной и политической нестабильности», — сказал Владимир Тихомиров, российский экономист, работающий в BCS Global Markets в Москве, о Кремле. «Если это небольшое кафе или ресторан, которые никогда не смогут выдержать кризис, они не будут рассматривать это как большую трагедию».

Нигде в России потенциальная сила малых предприятий не проявляется так ярко, как в родном для г-на Путина Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург, великая бывшая имперская столица России, которая сейчас в основном живет за счет туризма.

В 2015 году два студента-медика и учитель английского языка из провинциальных городов России приехали в Санкт-Петербург с мечтой открыть бар. Имея капитал всего в 15 тысяч долларов, они начали в подвале одного из обширных дворов Санкт-Петербурга, недалеко от того места, где Федор Достоевский написал «Братьев Карамазовых».

Бар El Copitas в мексиканском стиле открылся в разгар внутреннего экономического кризиса, вызванного очередным падением цен на нефть и западными санкциями в связи с аннексией Крыма и вмешательством в дела Украины.Несмотря на это, в течение года El Copitas был признан одним из 100 лучших баров мира. В прошлом году он занял 27-е место.

Артем В. Перук, один из соучредителей бара, сказал, что правительство Мексики предложило им больше помощи, чем местное правительство Санкт-Петербурга.

Многие другие бизнесмены в Санкт-Петербурге сказали, что не ожидают помощи от правительства России и были бы счастливы, если бы их оставили в покое.

«Я добился всего честно и не жду никакой помощи», — сказал Денис С.Шевченко, владелец бренда одежды местного производства Gate 31. «Просто дайте мне правила и позвольте мне открыть, даже для одного клиента за раз», — добавил он.

Ресторанчик г-н Затуливетров, несомненно, чувствовал то же самое. Но через четыре дня после того, как он объявил о своих планах возобновить работу, полиция вызвала его для разговора. Хотя он уже получил 177 бронирований, он быстро передумал и, внезапно изменив свое мнение, забеспокоился о здоровье населения.

«Только сидя дома мы можем предотвратить лавинообразное распространение коронавируса», — сказал он в сообщении в Facebook на прошлой неделе.

Другой предприниматель, 35-летний Сергей В. Шамахов, который за четыре года построил стоматологическую клинику со штатом 50 человек, описал загадку.

«В России можно быстро развивать бизнес, но есть обратная сторона», — сказал он. «Ты тоже можешь умереть так же быстро».

Эндрю Крамер предоставил репортаж из Москвы.

Исследования и статистика малого бизнеса от 2300 МСП по всему миру

Малый бизнес — это основа нашей экономики и ткань нашего общества.Поэтому мы спросили руководителей малого бизнеса, что они думают о состоянии своего бизнеса и будущем предпринимательства. Начиная с ограничений, связанных с COVID, и операционных изменений, и заканчивая малым бизнесом, укрепляющим сообщества и поддерживающим общественные движения, малый и средний бизнес (МСП) был в центре внимания, как никогда. Давайте посмотрим, что мы узнали в 2020 году, что может лучше проинформировать о 2021 году.

Мы опросили более 2300 владельцев и руководителей малого бизнеса по всему миру, чтобы ответить на эти вопросы в последнем выпуске нашего Отчета о тенденциях в малом и среднем бизнесе.Ниже приведены некоторые характерные тенденции малого бизнеса, которые привлекли мое внимание.

Получите информацию от 2300+ малых и средних предприятий по всему миру

Узнайте, что думает малый бизнес, который развил и изменил свой бизнес.

Прочтите отчет

1. Малые и средние предприятия с оптимизмом смотрят в будущее своего бизнеса

Оптимизм по-прежнему снизился примерно на восемь процентных пунктов с марта 2020 года до пандемии, но 72% бизнес-лидеров с оптимизмом смотрят в будущее по состоянию на август 2020 года.Для меня это одна из самых важных статистических данных по малому бизнесу, и она соответствует тому, что мы слышим, когда разговариваем с владельцами и руководителями малого бизнеса. Пандемия стала для всех нас личным и профессиональным испытанием, и я продолжаю слышать от наших клиентов одну вещь: мы узнаем, что мы намного сильнее, чем мы думали. Мы можем развернуть, изменить и решить эти проблемы. Бизнес-лидеры малого и среднего бизнеса — группа стойких.

2. Лидеры малого и среднего бизнеса принимают меры против расовой несправедливости, но многое еще предстоит сделать

2020 также пролил свет на продолжающийся системный расизм и пагубные последствия, которые он оказывает для наших наиболее недопредставленных сообществ, в частности, сообщества чернокожих, а в последнее время — сообщества жителей Америки и островов Тихого океана (AAPI).

Наше исследование показывает, что некоторые лидеры малого и среднего бизнеса во всем мире приняли меры, такие как обучение сотрудников более инклюзивным методам (39%) и / или участие в обсуждениях о расе и разнообразии (21%). Однако данные показывают, что не все лидеры малого и среднего бизнеса придерживаются одинакового подхода к продвижению расового равенства. Почти половина лидеров негритянского малого и среднего бизнеса в США * заявили, что их бизнес занял публичную позицию в отношении вопросов расовой справедливости (48%) и / или предпринимает активные усилия по обучению сотрудников более инклюзивным методам работы (46%).Мы также видим явный разрыв между долей чернокожих и латиноамериканских лидеров малого и среднего бизнеса в США, которые предприняли какие-либо действия против расовой несправедливости (81% и 54% соответственно), по сравнению с их белыми коллегами (40%).

Одна вещь, которую я продолжаю слышать от наших клиентов, — это то, что мы узнаем, что мы намного сильнее, чем мы думали. Мы можем развернуть, изменить и решить эти проблемы. Бизнес-лидеры малого и среднего бизнеса — группа стойких.

Несмотря на то, что эта работа важна и ценна, 55% руководителей малого и среднего бизнеса в США.С. не предпринял никаких перечисленных действий по борьбе с расовой несправедливостью. Чтобы достичь истинного равенства и справедливости, все мы должны внести свой вклад. В Salesforce мы уделяем особое внимание обучению и программам, чтобы помочь сотрудникам лучше понять, как быть союзниками по расовому равенству. Мы надеемся увидеть дальнейшее улучшение в секторе малого и среднего бизнеса.

3. Малый и средний бизнес изменил способ взаимодействия с клиентами

Четыре вещи, которые растущие малые и средние предприятия делают, чтобы изменить взаимодействие с клиентами и удовлетворить новые ожидания клиентов с момента начала пандемии COVID-19, поразили меня:

  1. Большинство растущих малых и средних предприятий (57%) заявили, что они более осторожны в общении с клиентами.Это включает в себя не только адресные сообщения, но и прозрачность того, что они делают для решения проблем, связанных с пандемией (например, получение / доставка еды).
  2. Они расширяют круг контактов с клиентами. Многие малые и средние предприятия сейчас используют SMS и другие платформы обмена сообщениями в реальном времени для мгновенного обслуживания клиентов. Почти половина (49%) растущих малых и средних предприятий заявили, что они расширили способы связи клиентов с ними.
  3. 49% растущих малых и средних предприятий предлагают клиентам большую гибкость, в том числе в отношении условий оплаты.Клиенты контролируют ситуацию, и к ним нужно относиться соответствующим образом.
  4. Чуть более трети растущих малых и средних предприятий (37%) отдают предпочтение развитию отношений с клиентами, а не разовым транзакциям.

4. Малые и средние предприятия, ориентированные на цифровое развитие, более подготовлены к изменению рыночной волатильности

Пандемия вынудила многие компании перейти на цифровые технологии, чтобы предлагать бесконтактные платежи, бесконтактный прием / доставку товаров и другие варианты, более безопасные для COVID. Тридцать пять процентов растущих предприятий, у которых до пандемии было оцифровано менее 50% бизнес-операций, заявили, что пандемия ускорила их планы по оцифровке, но только 28% стагнирующих или сокращающихся малых и средних предприятий заявили то же самое.

5. Статистика малого бизнеса свидетельствует о том, что они принимают меры для подготовки к будущим кризисам

Примечательно, что некоторые малые и средние предприятия (27%) открыли чрезвычайные фонды в качестве поддержки на случай перебоев в работе в будущем. Большинство малых и средних предприятий настолько зависят от ежемесячной выручки, что даже перерыв в работе в течение одного месяца может потребовать восстановления.

Многие предприятия малого и среднего бизнеса в настоящее время используют SMS и другие платформы обмена сообщениями в реальном времени для мгновенного обслуживания клиентов. Почти половина (49%) растущих малых и средних предприятий заявили, что они расширили способы связи клиентов с ними.

SMB также оцифровывают взаимодействие с клиентами (38%), внутренние коммуникации (35%) и рабочие процессы (34%), чтобы обеспечить гибкость и непрерывность операций в случае будущего кризиса. До пандемии руководители малого и среднего бизнеса сообщали, что в среднем 44% их бизнес-операций были оцифрованы. Почти каждый третий из тех, у кого до начала пандемии было оцифровано менее 50% бизнес-операций (30%), сказал, что пандемия ускорила их инициативы по оцифровке.

Эти упражнения по оцифровке могут принести пользу далеко за пределами жизни этой пандемии. По мере того, как мы продвигаемся к полному открытию экономики, мы можем вернуться к некоторым старым способам ведения бизнеса. Но подобно тому, как покупать больше в Интернете и работать из дома, многие изменения, вызванные пандемией или ускоренные ею, никуда не денутся.

Ознакомьтесь с бесплатным отчетом о тенденциях в малом и среднем бизнесе

Узнайте, что отличает растущие компании от стагнирующих, или сравните свою компанию с другими предприятиями малого и среднего бизнеса.

Получить отчет

* Небольшой размер выборки (n <100), результаты должны интерпретироваться направленно.

Факторы, определяющие долгосрочные темпы роста России

  • Название статьи

  • Аннотация

  • Ключевые слова

  • 1. Введение

  • 2.История постсоветского роста

  • 3. Долгосрочные факторы экономического роста

    • 3.1. Демографические тенденции

    • 3.2. Инвестиционная

    • 3.3. Производительность

  • 4. Институциональные детерминанты

    • 4.1. Ренационализация экономики России

    • 4.2. Восприятие делового и инвестиционного климата

    • 4.3. Некорректное управление

    • 4.4. Незащищенные права собственности

  • 5. Структурные проблемы

  • 6.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *