Сроки зачета переплаты по налогам – Зачет и возврат налоговой переплаты

Содержание

Зачет и возврат налоговой переплаты

— Екатерина Сергеевна, многие читатели интересуются, почему в ИФНС им обещают проведение зачета переплаты не ранее чем через месяц, если НК РФ отводит на рассмотрение заявления 10 дней с даты его подачи?

— Видите ли, срок на принятие решения о зачете и срок проведения зачета — это разные понятия. Действительно, по общему правилу решение налогового органа по заявлению о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 рабочих дней. Но этот срок может отсчитываться как со дня получения заявления налогоплательщика, так и со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. То есть срок всего процесса проведения зачета может складываться не только из срока, отведенного на принятие решения налоговым органом.

Что касается сроков проведения сверки, то нужно учитывать следующее. Если расхождений между данными налогоплательщика и данными ИФНС нет, срок проведения, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней.

А в случае выявления расхождений этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней. Таким образом, с учетом проведения сверки срок всего процесса проведения зачета как раз и составляет около месяца.

 

— У организации есть переплата по налогу на прибыль и долги по страховым взносам. Зачесть переплату в счет их погашения организация не может. Будет ли недоимка по взносам помехой для возврата налоговой переплаты?

— Действительно, организация не сможет провести такой зачет. А вот вернуть переплату по налогу на прибыль, подав заявление, можно. Факт наличия задолженности по страховым взносам на возврат налога никак не повлияет. В НК РФ установлено только одно ограничение. Вернуть излишне уплаченный налог при наличии недоимки по другим налогам того же вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам можно только после зачет налоговой переплаты в счет погашения недоимки (задолженности).

 

— По НДС у организации числится недоимка как у налогоплательщика и переплата как у налогового агента (по ошибке перечислено больше, чем удержано). Организация хочет произвести зачет переплаты в счет недоимки. Возможен ли такой зачет?

— Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Правила зачета сумм излишне уплаченных налогов, установленные в ст. 78 НК РФ, распространяются и на налоговых агентов. Прямого запрета на проведение зачета между суммами НДС, подлежащими уплате налогоплательщиком и налоговым агентом, в законодательстве нет.

Каких-либо разъяснений о возможности такого зачета ФНС не выпускала. Но можно провести аналогию с другим агентским налогом — НДФЛ. Так, ФНС в Письме от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@ разъясняла, что перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ. И в отношении этой ошибочно перечисленной суммы может быть подано заявление о зачете.

Таким образом, в ситуации, когда налоговый агент по ошибке перечислил НДС в большей сумме, чем удержал, можно сказать, что излишне уплаченная сумма — это собственные средства налогоплательщика. Поэтому полагаю, что проведение такого зачета возможно.

Этот подход поддерживается и судами. Да, НК РФ разграничивает обязанности налогоплательщика по уплате НДС и обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС. Но это не означает невозможности зачета излишне уплаченных сумм НДС для налогоплательщика и для налогового агента.

 

— А как организации оформить заявление о зачете переплаты по агентскому НДС в счет недоимки, числящейся по НДС как у налогоплательщика? В форме заявления предусмотрено указание КБК излишне уплаченного налога и КБК налога, по которому числится недоимка, но в этом случае КБК будет один и тот же — 182 103 01000 01 1000 110.

— Одно и то же юридическое лицо, в зависимости от возлагаемых на него обязанностей, может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек в информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» (карточек РСБ) с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.

НДС, уплачиваемый организацией в качестве налогоплательщика, и НДС, перечисляемый налоговым агентом, поступают на один и тот же КБК. И именно его необходимо будет указать в заявлении о зачете. Других особенностей при заполнении заявления на зачет нет.

 

— То есть, даже если в заявлении о зачете не будет указан статус плательщика НДС, налоговая инспекция поймет, что организация хочет зачесть переплату по агентскому НДС в счет недоимки по «собственному» НДС?

— Указание таких сведений, как статус плательщика НДС (налоговый агент или налогоплательщик), в заявлении о зачете не предусмотрено. Следовательно, налоговый орган при принятии решения должен исходить из имеющейся у него информации о переплате по агентскому налогу в счет недоимки по НДС. При этом остальные реквизиты должны быть указаны корректным образом.

 

— Екатерина Сергеевна, зачет возможен и в противоположной ситуации? Переплату по «собственному» НДС организация может направить в счет будущих платежей по агентскому НДС, уплачиваемому, скажем, в связи с арендой госимущества или в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента?

— По поводу возможности такого зачета сложились две противоположные позиции. Первая не допускает проведение зачета. Поскольку НК РФ не предусматривает для налогоплательщика возможность возмещения НДС путем зачета в счет уплаты сумм налога, перечисляемых за другое юридическое лицо в качестве агента. А для агента — возможность исполнения обязанности по перечислению удержанного налога путем зачета.

Но есть и вторая позиция, находившая поддержку в судах. Она основана на том, что НК РФ рассматривает НДС как налог, пополняемый различными способами: уплатой плательщиком и удержанием через налогового агента. При этом отсутствует прямая норма, запрещающая зачет между видами налоговых поступлений. НДС, перечисляемый налогоплательщиком, и НДС налогового агента — один и тот же федеральный налог. Следовательно, отказ инспекции в проведении зачета налога неправомерен.

Таким образом, если налоговый орган откажет в зачете переплаты НДС в счет агентского НДС (в связи с арендой госимущества либо в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента), организация, вероятно, сможет оспорить такой отказ в суде.

 

— Сумма излишне уплаченного налога может быть, в частности, зачтена в счет погашения задолженности по штрафам за налоговые правонарушения. При этом в п. 1 ст. 78 НК РФ в отношении штрафов оговорки о наличии переплаты по налогу именно соответствующего вида нет. Может ли организация направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество?

— Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборам, а также пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Проводя аналогию с пенями, налоговый орган использует такое же правило и при зачете штрафов, относящихся к конкретным налогам. Хотя это и не следует из буквального прочтения п. 1 ст. 78 НК РФ.

Таким образом, организация не сможет направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество. Ведь налог на прибыль является федеральным, а налог на имущество — региональным. Но например, штраф по ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль или любому другому федеральному налогу может быть погашен за счет переплаты налога на прибыль.

 

— Можно ли направить переплату по налогу (скажем, по НДС) в счет уплаты штрафа, зачисляемого на отдельный КБК 182 1 16 03010 01 6000 140, например начисленного по ст. 126 НК РФ за непредставление документов в ИФНС?

— НК РФ допускает возможность зачета излишне уплаченного налога в счет погашения штрафа (вне зависимости от конкретного вида налогового правонарушения). Однако на практике проведение зачета переплаты по налогу возможно только в счет погашения тех штрафов, которые можно соотнести с конкретными видами налогов (федеральным, региональным, местным). Причем, как отмечалось выше, с соблюдением правила о соответствии вида налога.

Таким образом, в проведении зачета переплаты по НДС в счет уплаты штрафа по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, скорее всего, будет отказано.

 

— В заявлении о зачете излишне уплаченного налога есть поле «Налоговый (расчетный) период (код)», где нужно указывать период возникновения переплаты.

Екатерина Сергеевна, наших читателей интересует, как заполнять это поле, если переплата возникла нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов. Можно ли здесь указать период возникновения первой или последней излишне уплаченной суммы либо вообще оставить это поле пустым?

— Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в пределах 3 лет со дня уплаты. Из заявления о зачете должно быть понятно, какую именно переплату налогоплательщик хочет направить на погашение имеющейся задолженности или в счет уплаты предстоящих платежей. С этой целью в заявлении как раз и указывают налоговый (расчетный) период возникновения переплаты наряду с суммой и КБК излишне уплаченного налога.

Формой заявления о зачете не предусмотрена возможность зачета общей суммы переплаты, образовавшейся нарастающим итогом. И оставление поля «Налоговый (расчетный) период (код)» пустым также не допускается. Очевидно, что нельзя указать период перечисления лишь первой или последней излишне уплаченной суммы, ведь при зачете учитываться будет не только эта сумма.

Поэтому в случае, когда налогоплательщик хочет зачесть сумму переплаты, образовавшейся нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов, ему необходимо подавать несколько заявлений на конкретные суммы и за конкретные периоды. В ином случае проведение зачета будет невозможно.

 

— А если налогоплательщик захочет вернуть переплату, накопившуюся за  несколько налоговых периодов, то ему тоже нужно будет подать несколько заявлений о возврате?

— Да, все верно. Подход будет аналогичный. Оформлять отдельное заявление нужно будет в отношении каждого периода, по итогам которого излишне уплаченную сумму налогоплательщик хочет вернуть.

 

— Екатерина Сергеевна, допустим, упрощенец в 2018 г. сначала по ошибке перечислил в большей сумме авансовый платеж за I квартал, а потом переплатил еще и аванс за полугодие. В таком случае для возврата переплаты можно оформить одно заявление, указав в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» КВ.02.2018? Ведь авансовые платежи по УСН считаются нарастающим итогом.

— Нет, так поступить нельзя. Установленные правила применяются не только в отношении зачета или возврата переплаченных налогов, но и по излишне уплаченным авансовым платежам. Поэтому, если переплата образовалась из-за излишнего перечисления авансовых платежей по нескольким расчетным периодам в течение 1 года, для ее зачета (возврата) также необходимо подавать несколько заявлений, правильно указывая период возникновения переплаты.

 

— Если оставлять пустым поле «Налоговый (расчетный) период (код)» нельзя, то как его заполнить в заявлении на возврат излишне уплаченной суммы штрафа, начисленного по ст. 126 НК РФ? С каким-либо налоговым периодом такие штрафы не связаны.

— Действительно, понятие налогового периода связано именно с налогом, сроком его уплаты и по отношению к штрафам по ст. 126 НК РФ оно неприменимо. Кроме того, определить и конкретную дату совершения правонарушения по ст. 126 НК РФ также не представляется возможным. Полагаю, что в заявлении на возврат правильным будет в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» указать 00.00.0000.

 

— Организация хочет зачесть часть суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения недоимки по НДС. А оставшуюся часть переплаты по налогу на прибыль — направить в счет будущих платежей также по НДС. Можно ли подать одно заявление о зачете переплаты с КБК налога на прибыль на КБК НДС?

— В заявлении о зачете, оформленном с целью погашения недоимки за счет переплаты, нужно ставить код 1. А в случае направления переплаты в счет будущих платежей — код 2. Поэтому в рассмотренной ситуации в налоговый орган необходимо подать два заявления с разными кодами.

 

— Екатерина Сергеевна, допустим, организация все-таки подала одно заявление о зачете с просьбой направить на погашение недоимки по НДС переплату по налогу на прибыль в сумме, превышающей размер этой недоимки. Налоговая инспекция проведет такой зачет?

— НК РФ не содержит условия о том, что сумма переплаты должна соотноситься с размером недоимки. Налогоплательщик может самостоятельно распорядиться имеющейся переплатой. Поэтому по причине несовпадения размеров переплаты и недоимки отказа в проведении зачета быть не должно. Соответственно, в результате такого зачета у организации появится переплата по КБК НДС.

glavkniga.ru

Как использовать просроченную налоговую переплату | Журнал «Главная книга»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 сентября 2011 г.

Содержание журнала № 18 за 2011 г.

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Мы благодарим нашу читательницу, аудитора И.Б. Ланину, г. Москва, за предложенную тему статьи.

Заявление на возврат или зачет налоговой переплаты можно подать в инспекцию только в течение 3 лет со дня излишней уплаты налогап. 7 ст. 78 НК РФ. А если 3 года прошли? Все, деньги навсегда остаются в бюджете? Ничего подобного, вы по-прежнему можете их использовать. Есть несколько способов это сделать.

Проверяем, действительно ли истекли 3 года

Сроки для подачи в ИФНС заявления на возврат (зачет) налоговой переплаты такиепп. 7, 14 ст. 78, пп. 3, 9 ст. 79 НК РФ:

  • для излишне уплаченного налога — 3 года со дня уплаты налога;
  • для излишне взысканного налога — 1 месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Но если вашу переплату сформировали авансовые платежи по налогу, то 3 года, отведенные для подачи в инспекцию заявления о возврате и зачете, исчисляются иначе. Недавно ВАС РФ указалПостановление ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, что в таких случаях 3 года отсчитывают не от даты перечисления суммы авансового платежа в бюджет, а от дня, на который приходится:

  • <или>дата подачи декларации по налогу за весь налоговый период, если она была сдана вовремя;
  • <или>крайний срок подачи такой декларации, если вы сдали ее с опозданием.

К примеру, переплату сформировали авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал 2008 г., уплаченные 28 апреля 2008 г. Если декларацию по этому налогу за 2008 г. вы сдали 28 марта 2009 г. (то есть за 2 дня до крайнего срока ее представления), то днем для отсчета 3 лет на подачу заявления о зачете или возврате будет именно 28 марта 2009 г. Таким образом, последний день для подачи заявления на возврат или зачет переплаты — 29 марта 2012 г., а вовсе не 29 апреля 2011 г., как склонны считать налоговики. И если инспекция вам откажет, то вы сможете обжаловать отказ в арбитражном суде в обычном порядке.

Если же вернуть налог через ИФНС действительно нельзя, действуем так.

ВАРИАНТ 1. Используйте переплату, не требуя ее возврата

Сначала нужно получить результаты сверки, в которых будет отражена переплата, и написать в инспекцию заявление на ее возврат, несмотря на то что 3 года с момента излишней уплаты налога уже прошлип. 7 ст. 78 НК РФ. Скорее всего, инспекция в возврате откажет. Однако, подав заявление и получив отказ, вы зафиксируете, что в инспекцию за возвратом денег вы обращались. Дальше у вас есть несколько путей.

Используйте переплату как «налоговую подушку»

Она избавит вас от пеней и штрафов в случае, если инспекция выявит возникшую после излишней уплаты налога недоимку по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в размере меньшем, чем сумма переплаты, или равном ейп. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5; Постановления ФАС ВСО от 16.03.2010 № А58-7447/09; ФАС СЗО от 31.10.2008 № А42-1477/2008; Письмо Минфина России от 29.09.2005 № 03-02-07/1-251. То, что 3 года с момента излишней уплаты истекли, вовсе не означает, что переплата «сгорела», и не отменяет того факта, что бюджет получил денег больше, чем должен был. Поэтому казна от выявленной инспекторами недоплаты налога ничего не потеряла, а значит, не должно быть ни пеней, ни штрафа.

Из авторитетных источников

ПЕТРОВА Светлана Михайловна

Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент

“Недоимка — это задолженность налогоплательщика перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога. Если на момент возникновения недоимки у налогоплательщика имеется переплата по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в сумме большей, чем недоимка, или равной ей, то занижение налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом.

Это правило применяется и тогда, когда такая переплата не может быть возвращена налогоплательщику по его заявлению из-за того, что пропущен трехлетний срок на его подачу. Соответственно, налогоплательщику не могут быть начислены пени, которые являются компенсацией потерь бюджета, и с него нельзя взыскать штраф по ст. 122 НК РФ”.

Используйте переплату для погашения недоимки

…по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам, в том числе и задолженности по текущим платежам в бюджет.

Мнение читателя

“Во время сверки налоговый инспектор сообщила моим клиентам о наличии переплаты по налогу на прибыль, сказала, что 3 года на ее возврат или зачет уже прошли, и предложила за 50% от суммы переплаты «перекинуть» ее в счет уплаты другого налога. Клиенты недоумевают, почему должны пропасть их деньги, если они откажутся от предложения инспектора”.

И.Б. Ланина,
аудитор, г. Москва

Дело в том, что КС РФ указал: п. 7 ст. 78 НК РФ, который ограничивает срок подачи заявления на возврат и зачет переплаты 3 годами, «не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет… недоимки и задолженности по пеням»п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П.

То есть зачет по заявлению налогоплательщикап. 4, абз. 3 п. 5, п. 7 ст. 78 НК РФ и зачет в счет имеющейся недоимки (пеней, штрафов), который инспекция обязана сделать самостоятельноабз. 1, 2 п. 5 ст. 78 НК РФ, — совершенно разные зачеты. Для первого срок подачи заявления ограничен 3 годами, для проведения второго срок не ограничен вовсе.

Таким образом, через 3 года после излишней уплаты налога вы лишаетесь не переплаченных в бюджет денег, а возможности указать инспекции, что с ними делать (вернуть, либо зачесть в счет будущих платежей по этому или другим налогам, либо зачесть в счет названных вами недоимки, пеней или штрафов). С этого момента переплата может идти только на погашение недоимок по другим налогам (причем только таких, сроки взыскания которых не истеклиабз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ). А какие из таких недоимок погашать переплатой, налоговики решают сами. Инспекция обязана закрывать задолженность переплатой самостоятельно. Срок — 10 рабочих дней с моментаПостановление ФАС СЗО от 22.12.2009 № А05-10308/2009:

  • <или>составления акта сверки, в котором отражена недоимка;
  • <или>обнаружения переплаты;
  • <или>вступления в силу решения суда, которым подтверждено существование переплаты.
Рассказываем юристу

В заявлении в суд важно подчеркнуть разницу между:

  • зачетом переплаты в счет недоимки, срок принудительного взыскания которой прошел;
  • зачетом в счет недоимки переплаты, с момента перечисления в бюджет которой прошло больше 3 лет.

На недопустимость первого зачета указал КСОпределение КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П.

Но от инспекции ждать такого автоматического зачета, скорее всего, бесполезно. Поэтому все-таки письменно попросите провести зачет. Если инспекция переплату не зачтет, то придется дождаться требования на уплату недоимки и затем обращаться в суд, чтобы:

  • <или>признать недействительным требование;
  • <или>обязать инспекцию провести зачет.

Правда, обяжет ли суд сделать зачет переплаты, которой уже более 3 лет, неизвестно. По крайней мере, однажды суд поддержал именно налоговиковПостановление ФАС СЗО от 22.12.2009 № А05-10308/2009.

ВАРИАНТ 2. Попытайтесь вернуть переплату через суд

Вернуть переплату через суд можно, заявив иск о возврате излишне уплаченных в бюджет денег в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате налогаст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ; п. 3 ст. 79 НК РФ; Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О; Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09, от 08.11.2006 № 6219/06. И этот момент далеко не всегда совпадает с днем излишней уплаты налогап. 7 ст. 78 НК РФ. Но прежде нужно обратиться в инспекцию с заявлением о возврате переплаты, несмотря на почти стопроцентную вероятность получить отказ. Без этого суд может не принять ваш искп. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5.

Из авторитетных источников

“Если налогоплательщик пропустил срок на возврат налоговой переплаты через налоговую инспекцию, то обращение в суд с требованием вернуть излишне уплаченную сумму налога следует расценивать как заявление имущественного характера. Поэтому размер госпошлины будет исчисляться от суммы налогаподп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Обычно такие дела рассматривают судьи налогового состава”.

ПЕТРОВА Светлана Михайловна
ВАС РФ

Как показывает арбитражная практика, доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, непросто. Однако если есть желание, то побороться за возврат денег можно.

СИТУАЦИЯ 1. Вы узнали о переплате из акта сверки. Тогда вы можете настаивать, что именно день получения акта сверки является моментом, от которого должны отсчитываться 3 года для обращения в суд с иском о возврате налогаПостановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09, от 08.11.2006 № 6219/06.

СИТУАЦИЯ 2. У вас есть документ, который подтверждает, что организация узнала о переплате меньше 3 лет назад (то есть что 3 года исковой давности начали течь не с момента излишней уплаты, а позже). Это может быть:

О том, какие еще документы свидетельствуют о дате обнаружения налогоплательщиком переплаты и как ВАС РФ предлагает определять начало течения срока исковой давности, смотрите: 2009, № 10, с. 59

СИТУАЦИЯ 3. Вашу переплату инспекция некоторое время зачитывала в счет текущих налоговых платежей. В этом случае настаивайте, что вы узнали о переплате только тогда, когда инспекция начала ее зачитыватьПостановление ФАС УО от 15.12.2008 № Ф09-9393/08-С3. Это возможно, если есть какой-то документ от инспекции, подтверждающий зачет (например, решение или извещение инспекции о зачете в рамках п. 5 ст. 78 НК РФ).

Учтите, что бесполезно настаивать на том, что трехлетний срок исковой давности для возврата налога через суд — от какого бы момента он ни отсчитывался — прерывается и начинает течь заново, когда инспекция самостоятельно стала зачитывать переплату в счет других платежей либо отразила ее в акте сверкист. 203 ГК РФ; Постановления ФАС ВВО от 24.02.2009 № А28-5660/2008-155/21, от 16.02.2009 № А43-5795/2008-40-86; ФАС ПО от 11.02.2010 № А65-11889/2009; ФАС СКО от 04.03.2010 № А32-7594/2009-51/103; ФАС МО от 27.01.2011 № КА-А40/17087-10.

Из авторитетных источников

“Правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности не действуют в налоговых правоотношениях. Да и о самом сроке исковой давности в этих случаях говорить нельзя. Ведь в ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется. Действительно, Конституционный суд указал, что пропуск трехлетнего срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога не мешает налогоплательщику обратиться в суд с требованием о возврате этой переплаты в течение срока, равного общему сроку исковой давности. Но таким образом КС РФ просто очертил срок давности взыскания, срок обращения в суд в подобных случаях. И это вовсе не означает, что правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности могут применяться к налоговым правоотношениям”.

ПЕТРОВА Светлана Михайловна
ВАС РФ

СИТУАЦИЯ 4. Инспекция письменно не сообщила вам о числящейся в карточке расчетов с бюджетом излишней уплате. Настаивайте, что срок давности не пропущен, поскольку налоговики не выполнили свою обязанность проинформировать вас о выявленной переплатеп. 3 ст. 78 НК РФ. Некоторые суды приходят к выводу, что и в таких случаях 3 года исковой давности должны отсчитываться с даты акта сверки, из которого налогоплательщик узнал о переплатеПостановления ФАС ДВО от 11.07.2011 № Ф03-2746/2011; ФАС СЗО от 08.04.2011 № А56-25060/2010; ФАС ПО от 21.04.2010 № А49-9726/2009.

Доказать, что 3 года исковой давности нужно отсчитывать с даты подачи вами уточненной декларации, в которой вы показали переплату, вряд ли получитсяПостановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08.

ВАРИАНТ 3. Уменьшите налог текущего периода

Это возможно, если переплата — следствие ошибки, которая привела к завышению налоговой базы в прошлом периоде (например, вы занизили расходы или завысили доходы)п. 1 ст. 54 НК РФ. Вы можете сделать вид, что ошибку обнаружили только сейчас. А такие ошибки п. 1 ст. 54 НК РФ позволяет исправлять в периоде их выявления.

Подробно об исправлении ошибок текущего периода, а также о том, что можно, а что нельзя считать ошибкой, читайте: 2011, № 5, с. 22; № 16, с. 72

Увы, и этот способ, скорее всего, приведет вас в суд. Ведь в Минфине считают, что таким образом можно исправить ошибки не «старше» 3 летПисьма Минфина России от 05.10.2010 № 03-03-06/1/627, от 04.08.2010 № 03-03-06/2/139.

***

Еще один возможный способ использовать просроченную переплату — списать ее на «прибыльные» расходы как безнадежный долг. Однако без спора с налоговиками сделать это не получится. Этим летом Минфин разъяснил, что такую переплату нельзя считать безнадежной дебиторской задолженностью и списывать в налоговые расходы за истечением срока давности возвратаПисьмо Минфина России от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457.

glavkniga.ru

ЕСЛИ ПРОПУЩЕН СРОК ДЛЯ ЗАЧЕТА ИЛИ ВОЗВРАТА НАЛОГОВОЙ ПЕРЕПЛАТЫ — Финансы и налоги. Бухгалтерия — Каталог статей

 

На практике нередки ситуации, когда у компании возникает переплата (например, по налогу на прибыль). Согласно ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченного налога могут быть возвращены или зачтены в счет погашения недоимки по иным налогам, пеням или штрафам. На проведение указанных мероприятий налоговым законодательством отведено три года, отсчет которых начинается со дня уплаты этой суммы. Если по тем или иным причинам компания пропустила обозначенный срок, ее обращение о возврате или зачете суммы налоговой переплаты инспекторы оставят без рассмотрения. При таких обстоятельствах возникает вопрос: как быть с данной суммой, ведь затраты (иногда немалые) компанией по факту понесены? Существует вероятность (правда, небольшая), что инспекторы самостоятельно осуществят зачет налоговой переплаты. Как пояснил Минфин, налоговики могут (но, подчеркнем, не обязаны) произвести его даже за пределами трехлетнего срока. Но есть и другой путь — признать сумму налоговой переплаты безнадежным долгом и учесть ее в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако данный путь тернист, поскольку, скорее всего, приведет к судебным спорам с контролерами. Какие аргументы позволят убедить судей? Подробности — далее.

 

Правила проведения зачета налоговой переплаты

 

Статьей 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченного налога. На основании п. п. 2 и 7 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, представляемому в налоговый орган по месту его учета в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.

Порядок определения срока, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов, зависит от вида конкретного налога, а точнее, от того, предусмотрена ли порядком уплаты налога обязанность перечисления авансовых платежей или нет.

 

Обратите внимание! На основании положений ст. 78 НК РФ возврат излишне перечисленной налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций может быть также произведен налоговым органом по месту учета налогового агента по письменному заявлению последнего (см. Письмо Минфина России от 20.08.2015 N 03-08-05/48127).

 

Между тем подача заявления на возврат или проведение зачета суммы налоговой переплаты в оговоренный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок — это обязанность налогоплательщика, но не налоговой инспекции. Последняя едва ли будет оформлять подобное заявление для самой себя. Поэтому исходя из буквального прочтения обозначенного пункта требование о подаче заявления в установленный трехлетний срок распространено лишь на действия налогоплательщика.

В свою очередь, инициатором зачета наравне с налогоплательщиком может выступить и налоговый орган. Обратимся к положениям п. 5 ст. 78 НК РФ, которые определяют порядок и сроки для самостоятельного осуществления зачета сумм переплаты налоговым органом. Им, в частности, установлено, что решение о проведении зачета должно быть принято налоговой инспекцией в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Как видим, названная норма определяет временные границы для принятия решения о проведении зачета и не устанавливает их для обнаружения (выявления) самого факта налоговой переплаты. На это обстоятельство обратили внимание чиновники Минфина в Письме от 22.04.2015 N 03-02-07/2/23112.

 

Зачет налоговой переплаты возможен и за пределами трех лет

 

Такой вывод следует из упомянутого Письма. Кто обратился за разъяснения и в чем состояла суть обращения — неизвестно, важно другое. Минфин признал правоту лица, обратившегося к нему, в части толкования налоговой нормы, определенной п. 5 ст. 78 НК РФ.

Иначе говоря, Минфин в Письме N 03-02-07/2/23112 отметил: поскольку данной нормой не установлено временное ограничение для реализации налоговым органом права на самостоятельный зачет налоговой переплаты, он может быть осуществлен даже за пределами трехлетнего срока. (Со своей стороны добавим, что в случае принятия решения об осуществлении зачета налоговой переплаты в указанных обстоятельствах налоговики должны уведомить об этом факте налогоплательщика.)

В то же время авторы названного Письма напомнили, что зачет просроченной переплаты по инициативе налогового органа может быть осуществлен лишь в отношении той недоимки, которая подлежит взысканию во внесудебном порядке. Поясним сказанное.

Общеизвестно, что сроки, установленные ст. ст. 46 — 48, 69, 70 и 78 НК РФ, на принудительное взыскание налоговой недоимки являются пресекательными. Истечение этих сроков означает невозможность принудительного взыскания недоимки в любой форме, в том числе посредством проведения зачета имеющейся налоговой переплаты в счет задолженности по налогам, пени, штрафам. Получается, что в силу ст. 78 НК РФ зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой установлены сроки на принудительное взыскание, невозможен. Изначально данная позиция была изложена Президиумом ВАС в Постановлении от 15.09.2009 N 6544/09 по делу N А40-29363/07-143-140, а впоследствии поддержана Пленумом ВАС в Постановлении от 30.07.2013 N 57. Так, в п. 32 Постановления N 57 отмечено: зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Налогового кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов. Следовательно, соответствующие положения ст. ст. 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена. Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений ст. 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Резюмируем сказанное. Как видно из Письма N 03-02-07/2/23112, Минфин не возражает против реализации налоговым органом права на самостоятельный зачет сумм излишне уплаченной суммы налога в счет имеющей задолженности даже по истечении трех лет с момента уплаты данной суммы. Что это дает налогоплательщику? Во-первых, шанс, что подобная просроченная переплата «не повиснет» и будет зачтена в счет недоимки по инициативе налоговиков, хотя шанс на подобный зачет невелик, поскольку его осуществление — это право, а не обязанность налоговиков. Во-вторых, сам факт наличия подобной переплаты может стать своеобразной «защитой» пеней и штрафов при проверках. Ведь, как отмечено в Письме Минфина России от 05.06.2014 N 03-05-04-03/27098, Налоговый кодекс не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов (в том числе государственных пошлин), со дня уплаты которых прошло более трех лет.

Между тем (как упоминалось выше) сумма просроченной налоговой переплаты может быть признана безнадежным долгом и учтена в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Аргументы за подобные действия и против них рассмотрим далее.

 

Можно ли признать безнадежным долгом просроченную налоговую переплату?

 

Представим кратко суть спорной ситуации.

Понятие безнадежного для целей налогообложения долга раскрыто в п. 2 ст. 266 НК РФ. Данным пунктом определены также условия (их несколько) для признания долга безнадежным. Причем для признания долга таковым вовсе необязательно выполнение всех условий, достаточно хотя бы одного из них. Но при наличии сразу нескольких оснований для квалификации долга безнадежным он признается таковым в периоде возникновения первого из них (см. Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/373).

 

<*> Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

<**> Минфин считает: долг становится безнадежным, если на основании п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращено в связи со смертью должника — физического лица и оно не может быть исполнено без его личного участия либо иным образом неразрывно связано с личностью должника (см. Письмо от 19.04.2012 N 03-03-06/2/39).

<***> Невозможность исполнения обязательства должна быть подтверждена актом государственного органа, например постановлением пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Условиями признания долга безнадежным на основании постановления пристава-исполнителя являются (п. 2 ст. 266 НК РФ):

— невозможность установления места нахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях;

— отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все принятые приставом-исполнителем меры по его отысканию оказались безрезультатными.

 

Формально положения п. 2 ст. 266 НК РФ можно применить и к суммам «просроченной» налоговой переплаты, а не только к долгам, возникшим в результате операций по реализации. По меньшей мере, никаких оговорок на этот счет в обозначенном пункте (в отличие от п. 1 названной статьи, в котором раскрыто понятие сомнительного долга) не содержится. Следовательно, независимо от статуса должника (будь то контрагент или бюджет) задолженность признается безнадежной при выполнении хотя бы одного из вышеперечисленных условий (например, при истечении срока исковой давности).

В то же время существует п. 4 ст. 270 НК РФ, в котором установлен запрет на учет в составе налоговых расходов сумм налогов. А это значит, что квалификация суммы налоговой переплаты в качестве безнадежной дебиторской задолженности в смысле п. 2 ст. 266 НК РФ может вызвать претензии контролеров. И, как показывает правоприменительная практика, подобные проблемы действительно возникают.

 

Налоговая переплата не может быть признана безнадежным долгом

 

Подобный вывод сделан финансистами в Письме от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457. В данном Письме они рассуждают так. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п. 4 ст. 270 НК РФ суммы налога на прибыль вообще не могут учитываться в составе налоговых расходов.

Излишне уплаченные суммы налога возвращаются или засчитываются по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Подать подобное заявление он может в течение трех лет со дня уплаты налога. Если предоставленное законом право им не реализовано, то переплату по налогам нельзя считать дебиторской задолженностью и признавать безнадежной для целей налогообложения прибыли.

Иначе говоря, причиной возникновения «просроченной» налоговой переплаты является нерасторопность самого налогоплательщика, который своевременно не обратился с просьбой вернуть ее или зачесть в счет имеющейся недоимки по другим налогам (пеням, штрафам).

Какой же выход из сложившейся ситуации видят финансисты (ведь переплата в любом случае есть)? Ответ на поставленный вопрос содержится в Письме Минфина России от 11.02.2013 N 03-02-07/1/3225. Указав в нем на отсутствие в Налоговом кодексе специального порядка списания просроченной налоговой переплаты, чиновники рекомендовали налогоплательщикам в случае пропуска трехлетнего срока обращаться в инспекцию по месту нахождения с заявлением о списании соответствующей суммы переплаты. Полагаем, не нужно пояснять, что в данном случае речь идет о списании суммы переплаты из лицевого счета налогоплательщика (из так называемой карточки расчетов с бюджетом), а не списании сумм в расходы.

Итак, согласно официальной позиции (представленной, в частности, в Письме Минфина России N 03-03-06/1/457) суммы «просроченной» налоговой переплаты налогоплательщик не вправе признать безнадежным долгом и учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Единственное, что ему рекомендовано в данной ситуации, — обратиться в инспекцию с просьбой о списании указанной переплаты.

В судебной практике в отношении обозначенной переплаты сформирован иной подход.

 

Положения п. 4 ст. 270 НК РФ на налоговую переплату не распространяются

 

Такого мнения по анализируемой ситуации придерживаются арбитражные суды. Оно обусловлено, в частности, позицией КС РФ, высказанной еще в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П. В п. 2 данного Определения указано следующее. Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, поскольку иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В случае допущения налогоплательщиком переплаты некой суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Что из этого следует? То, что излишне уплаченная сумма налога по своей природе налогом (как он определен в ст. 17 НК РФ) как раз и не является. Значит, по истечении срока исковой давности ее можно признать безнадежным долгом на основании п. 2 ст. 266 НК РФ и признать в налоговых расходах.

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 13.06.2012 по делу N А78-5404/2011 отмечено: довод налоговой инспекции о том, что сумма переплаты в отношении налога на прибыль не может быть зачислена в расходы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ, не может быть признан состоятельным, поскольку при такой позиции к налогу неправомерно относится сумма переплаты, которая налогом не является.

Согласилась с приведенным выводом и коллегия судей ВАС, которая в Определении от 08.11.2012 N ВАС-12510/12 указала: в целях гл. 25 НК РФ переплата налога в бюджет также может быть признана безнадежным долгом, поскольку на названную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности ввиду того, что уплата налога в данном случае произведена при отсутствии законного основания.

Аналогичный вывод сделан арбитрами ФАС МО в Постановлении N Ф05-13700/2013 по делу N А40-155004/12-91-681 <1> в отношении переплаты по налогу на имущество. Суть его также состоит в том, что в целях применения гл. 25 НК РФ переплата налога в бюджет может быть признана безнадежным долгом и учтена в расходах по истечении трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ для подачи заявления о возврате или зачете сумм переплаты.

———————————

<1> Определением ВАС РФ от 24.03.2014 N ВАС-2849/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

 

Учитывая наличие сразу двух Определений ВАС с аналогичными суждениями, в основе которых лежит правовая позиция КС РФ, полагаем, можно сделать вывод об имеющейся положительной для налогоплательщиков тенденции при разрешении споров, возникших в схожих ситуациях.

 

Вместо заключения

 

Как следует из данной статьи, в судьбе «просроченной» налоговой переплаты могут поучаствовать обе стороны налоговых правоотношений.

Инспекторам, судя по Письму Минфина России N 03-02-07/2/23112, не возбраняется по собственной инициативе зачесть ее в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки. Но проведение зачета налоговой переплаты за пределами трехлетнего срока — это право, а не обязанность налогового органа. Поэтому если последний все-таки не реализует данное право, налогоплательщик может учесть сумму переплаты (как безнадежный долг) во внереализационных расходах. Правомерность подобных действий инспекторы, скорее всего, попытаются оспорить (см. Письмо Минфина России N 03-03-06/1/457). Однако у налогоплательщиков (учитывая приведенные примеры судебных актов) есть весьма неплохие шансы выиграть спор в суде.

Но хотим предостеречь налогоплательщиков: изложенный подход к признанию «просроченной» налоговой переплаты не следует применять в отношении сумм НДС, которые компания не возместила из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ. И вот почему.

Во-первых, с 1 января 2015 г. вступил в силу п. 1.1 ст. 172 НК РФ, которым установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после того, как приняты на учет приобретенные на территории РФ товары (работы, услуги), имущественные права или товары, ввезенные на территорию РФ и территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Во-вторых, арбитры по данному вопросу, как правило, принимают сторону контролеров. Они считают, что сумма НДС, в возмещении которой было отказано по причине пропуска трехлетнего срока на заявление вычета, не может быть признана убытком, поскольку пропуск трехлетнего срока для заявления вычетов не трансформирует налог, в возмещении которого отказано, в задолженность перед налогоплательщиком. По правилам ст. 170 НК РФ принять «входной» налог в состав расходов по налогу на прибыль можно только в случае его учета в стоимости поименованных в названной статье товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. Повторное включение НДС в состав расходов по налогу на прибыль на основании ст. 252 НК РФ в качестве затрат, понесенных при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, неправомерно. Таким образом, наличие абстрактного (ничем не подтвержденного) права на возмещение НДС не является доказательством наличия долга, который может быть признан в качестве безнадежного в целях гл. 25 НК РФ (см., например, Постановление АС МО от 26.11.2014 N Ф05-13465/2014 по делу N А40-11707/14 <2>).

———————————

<2> Определением ВС РФ от 24.03.2015 N 305-КГ15-1055 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

О.П.Гришина

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 12


vuzirossii.ru

Как зачесть переплату налога по новым правилам

20 августа 2018 в 18:30

16127

Совсем скоро изменится порядок учета переплаты по налоговым выплатам, который регламентируется ст. 78 Налогового кодекса РФ. Ольга Сумина, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения интернет-бухгалтерии «Моё дело», рассказывает о сути нововведений и дает советы о том, как не потерять сумму переплат по налогам

С 30 августа изменяется порядок зачета переплаты по налогам, установленный статей 78 НК РФ. «Возраст» переплаты, которую налоговая инспекция может самостоятельно зачесть в счет имеющейся недоимки, ограничат 3 годами. В настоящее время этот срок не ограничен. Чтобы не потерять более старую переплату, сверьтесь с налоговой инспекцией до конца августа и подайте заявление на зачет.

Нередко организации и индивидуальные предприниматели в ходе сверки с налоговой инспекцией обнаруживают переплату по тому или иному налогу или взносу, пени или штрафу. Причин для переплаты может быть несколько. Это и фактическое перечисление в бюджет большей суммы, и пересчет налогового обязательства в меньшую сторону, и принудительное взыскание излишней суммы налога. Напомним, что излишне взысканная сумма подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования.

Налоговая инспекция может и сама установить «излишек». Об этом факте инспектор должен уведомить налогоплательщика в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения переплаты. К сожалению, на практике так происходит не всегда. И если инспекция не спешит с зачетом, то можно ей помочь. Для этого налогоплательщик должен предоставить заявление по утвержденной форме. В этом случае решение о зачете будет принято в течение 10 рабочих дней. В любом случае решение о зачете переплаты принимает налоговый инспектор.

Зачет налоговых обязательств возможен только по платежам соответствующих уровней. Например:

  • федеральные налоги (ст. 13 НК РФ): НДС, прибыль, НДФЛ, ЕНВД, УСН, акцизы;
  • региональные налоги (ст. 14 НК РФ): налог на имущество, транспортный налог;
  • местные налоги (ст. 15 НК РФ): земельный налог, торговый сбор.

Зачет страховых взносов, начисленных после 01.01.2017 года, возможен только в рамках одного бюджета, то есть переплату по пенсионным взносам нельзя направить на погашение задолженности по медицинскому страхованию.


Сдать любую отчетность в ИФНС и фонды через интернет за 5 минут


Если по каким-то причинам в зачете переплаты будет отказано или нет долгов ни по каким обязательствам, а может сумма переплаты с лихвой покрывает долги, то налогоплательщик может вернуть излишек на расчетный счет налогоплательщика или оставить в бюджете для погашения вновь возникающих обязательств.

Если о переплате старше трех лет вы узнали недавно (после 30.08.2018 года), а налоговая инспекция вас об этом не известила, то можно попытаться вернуть деньги в судебном порядке. Тогда срок исковой давности составит 3 года с момента обнаружения переплаты (ст. 200 ГК РФ).

Автоматизация бухгалтерии для любого бизнеса

Сервис поможет вам автоматизировать рутинные процессы, он всё сделает сам:

рассчитает налоги

создаст счета

заполнит декларации

отправит в налоговую и фонды

Эксклюзивно для читателей «Делового мира»

Месяц полного доступа бесплатно 🙂

delovoymir.biz

С какого момента считать 3 года на возврат налоговой переплаты | Журнал «Главная книга»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 17 октября 2014 г.

Содержание журнала № 21 за 2014 г.

А.В. Рымкевич, юрист

ИФНС проводит зачет или возврат переплаты по заявлению налогоплательщика в течение 3 лет со дня уплаты налога (пени, штрафа)п. 7 ст. 78 НК РФ. Однако не всегда этот срок отсчитывают с даты, когда налог перечислен в бюджетп. 3 ст. 45 НК РФ. Предлагаем рассмотреть некоторые случаи, когда день, от которого следует считать срок на возврат, отличается от даты перечисления налога.

СИТУАЦИЯ 1. По итогам года получен убыток

Организация платила авансы в течение 2011 г. А по итогам года оказалось, что у нее убыток. В результате образовалась переплата по налогу на прибыль. С какого момента считать 3 года на возврат налога?

Решение. О переплате организация должна была узнать:

  • <если>декларация подана раньше времени (до 27.03.2012 включительно) — в день подачи декларации;
  • <если>декларация подана в последний день срока или с опозданием — 28.03.2012п. 4 ст. 289 НК РФ.

Соответственно, 3 года на обращение в инспекцию с заявлением о возврате переплаты начинают течь:

1п. 7 ст. 6.1, п. 7 ст. 78 НК РФ

СИТУАЦИЯ 2. Организация зачитывала старую переплату в счет текущих авансовых платежей по налогу, а по итогам года получен убыток

30.03.2009 организация подала декларацию за 2008 г., в результате чего образовалась переплата по налогу на прибыль. В течение 2011 г. организация исчисляла авансовые платежи по налогу на прибыль, в счет уплаты которых зачитывалась переплата за 2008 г. В результате переплата была полностью погашена. Однако 27.01.2012 организация подала убыточную декларацию за 2011 г. С какого момента считать 3 года на возврат налога?

Решение. Обязанность по уплате налога за 2011 г. у организации отсутствовала, но фактически была исполнена: переплата, образовавшаяся 30.03.2009, была зачтена в счет авансовых платежей. Поэтому о переплате организация узнала 27.01.2012 — в день подачи декларации за 2011 г. Значит, срок на обращение в инспекцию с заявлением о возврате переплаты потечет с 28.01.2012Постановление ФАС МО от 05.05.2014 № Ф05-3201/14.

СИТУАЦИЯ 3. Организация узнала о переплате из решения по проверке

20.05.2011 вступило в силу решение ИФНС по проверке, согласно которому организация ошибочно заплатила налог на имущество в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения. Инспекция доначислила организации ту же сумму налога на имущество по месту нахождения организации. 12.03.2012 организация обратилась в ИФНС за возвратом переплаты по месту нахождения ОП, однако никакой реакции от ИФНС не последовало. 31.01.2014 организация получила отказ ИФНС в возврате переплаты. С какого момента считать 3 года на обращение в суд за возвратом налога, уплаченного не в тот бюджет?

Решение. О переплате организация узнала 20.05.2011 из решения по проверке, поэтому 3 года на возврат потекли с 21.05.2011 и истекли 20.05.2014п. 2 ст. 6.1 НК РФ; Постановление ФАС МО от 27.01.2014 № Ф05-16971/2013.

СИТУАЦИЯ 4. Инспекция отказала в возврате

01.10.2008 организация переплатила налог. 30.09.2011 она обратилась в ИФНС за возвратом, а 10.10.2011 ей вручили решение об отказе в возврате налога. С какого момента считать 3 года на обращение в суд за возвратом налога?

Решение. Если организации отказали в возврате, она может обратиться в суд, чтобы:

  • обжаловать такой отказ;
  • вернуть переплату.

На это у фирмы есть 3 года со дня, когда она узнала или должна была узнать о нарушении своего права на возврат. В указанном случае 3 года на обращение в суд потекут с 11.10.2011п. 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 79 НК РФ; п. 79 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

СИТУАЦИЯ 5. ИФНС незаконно зачла переплату в счет недоимки

30.03.2010 организация излишне уплатила налог на прибыль. ИФНС 01.11.2011 зачла указанную переплату в счет недоимки, обнаруженной по итогам проверки. Однако 16.01.2012 вступило в силу решение суда, которым решение ИФНС по этой проверке было признано незаконным. С какого момента считать 3 года на возврат налога?

Решение. В этой ситуации излишне уплаченный налог становится излишне взысканным. Ведь зачет переплаты в счет недоимки — это взыскание. Поэтому после вступления в силу решения суда (16.01.2012) месяц дается ИФНС на добровольный возврат налога. Если же инспекция налог не вернет, 3 года на возврат через суд потекут с 17.02.2012п. 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 79 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 11.06.2013 № 17231/12.

1п. 3 ст. 6.1 НК РФ

***

Налоговики возвращают излишне уплаченные налоги неохотно. Поэтому если в ответ на подачу заявления о зачете или возврате переплаты — тишина, а суммы значительные, то не рассчитывайте ни на чью совесть и не бойтесь испортить отношения с инспекцией. Сразу обжалуйте бездействие налоговых органов в УФНС. Поскольку жалоба подается через вашу же инспекцию, есть вероятность, что налог вскоре вернут.

glavkniga.ru

Зачет и возврат переплаты по налогу

Источник: журнал «Главбух»

Если компания перечислила в бюджет больше налогов, пеней или штрафов, чем нужно по закону, образуется налоговая переплата. Ее можно зачесть или вернуть. Как именно, прописано в статьях 78 и 79 НК РФ. Первая из них посвящена излишне уплаченным суммам, а вторая – излишне взысканным.

Сразу поясню, в чем здесь отличия. Так, если компания по своей ошибке (то есть без участия налоговиков) перечислила больше чем нужно, то речь идет об излишне уплаченных суммах.

К примеру, бухгалтер ошибся в платежке. Или, когда рассчитывал налог, взял неверную ставку. Кроме того, организация могла изменить налоговый режим. Во всех этих случаях, чтобы зачесть или вернуть переплату, руководствуйтесь статьей 78 НК РФ.

А когда налоговая переплата возникла из-за ошибочного решения налоговиков, то это уже излишне взысканная сумма. Значит, пользуйтесь правилами из статьи 79 НК РФ.

Сроки

Найти переплату компания может сама. А могут и налоговики. Тогда в течение 10 рабочих дней они должны сообщить об этом организации. Так сказано в пункте 3 статьи 78 и пункте 4 статьи 79 НК РФ. Для этого инспекторы направят специальное извещение по форме из приказа ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683.

Конечно, очень часто помогает обнаружить переплату сверка с бюджетом. Чтобы ее провести, достаточно подать в налоговую заявление. Отказать компании инспекторы не имеют права (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Советую сверяться с налоговиками хотя бы раз в год. А лучше чаще. Это позволит быть в курсе всех переплат. А значит, компания сможет вовремя зачесть или вернуть деньги. Почему это так важно? Дело в том, что для зачета или возврата переплаты есть определенные сроки (см. таблицу ниже). Если их пропустить, зачесть или вернуть деньги не получится.

Когда можно вернуть или зачесть переплату по налогу, штрафу, пеням

Куда компания подает заявление

В какой срок можно подать заявление

излишне уплаченные налоги

излишне взысканные налоги

Налоговая инспекция

В течение трех лет со дня уплаты излишней суммы (п. 7 и 14 ст. 78 НК РФ)

В течение одного месяца со дня, когда компания узнала о взыскании, или со дня, когда вступило в силу решение суда (п. 3 ст. 79 НК РФ)

Суд

Только после отказа инспекции в зачете (возврате) или если на заявление нет ответа (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Срок – три года со дня, когда компания узнала или должна была узнать о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля2009 г. № 12882/08)

Сразу, без предварительного обращения в инспекцию. Срок – три года со дня, когда компания узнала или должна была узнать об излишнем взыскании (п. 3 ст. 79 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 г. № 17413/09)

А что делать, если налоговая переплата возникла из-за авансовых платежей? Как считать срок в этом случае? Компания переплатила налог сама. Значит, руководствуйтесь статьей 78 НК РФ. При этом трехлетний отсчет ведите с того дня, когда сдана декларация за налоговый период. А если компания с ней припозднилась, то срок считайте с крайней даты, когда по закону декларацию нужно было представить. Если налоговики будут против, компанию поддержат в суде. Посмотрите, к примеру, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10 и ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2013 г. № А56-23981/2012.

Ну и еще один общий момент. Обращаться за зачетом или возвратом переплаты нужно в инспекцию, где компания отчитывается. Это следует из пункта 2 статьи 78 НК РФ и письма ФНС России от 30 мая 2013 г. № ММВ-20-8/52@.

Зачесть излишек в счет будущих платежей

Если компания сама перечислила в бюджет больше чем нужно, то переплату можно зачесть (ст. 78 НК РФ). При этом порядок такого зачета зависит от того, есть ли у организации недоимки по другим налогам, а также неуплаченные пени или штрафы.

Когда никаких задолженностей перед бюджетом у компании нет, излишне уплаченный налог организация может направить в счет предстоящих платежей. Причем как по этому, так и по другим налогам. Куда именно, компания решает самостоятельно. Распоряжаться переплатой налоговики в этом случае не могут. Подтверждают это и представители Минфина России в письме от 25 июля 2011 г. № 03-02-07/1–260.

Правда, некоторые общие ограничения учесть придется в любом случае. Иначе налоговики откажут в зачете.

Во-первых, зачесть можно лишь налоги одного вида. То есть переплату по федеральным налогам можно направить только в счет федеральных и т. д. Так сказано в пункте 1 статьи 78 НК РФ. Какие именно налоги относятся к той или иной группе, посмотрите в статьях 13–15 НК РФ. Кстати, ЕСХН, единый налог на упрощенке и ЕНВД – тоже федеральные налоги. Это прописано в пункте 7 статьи 12 НК РФ.

Ну, а во-вторых, не получится зачесть между собой суммы, которые организация перечисляет как налоговый агент и как налогоплательщик Например, НДФЛ, по которому компания выступает налоговым агентом, нельзя зачесть в счет других федеральных налогов. И наоборот. Это не раз подчеркивали контролирующие органы Посмотрите письма Минфина России от 23 ноября 2010 г. № 03-02-07/1–543 и от 19 февраля 2009 г. № 03-02-07/1–81.

Для зачета понадобится заявление. Правда, строгой формы нет. Поэтому составьте документ в произвольном виде. Укажите в нем реквизиты вашей компании, налог, по которому возникла переплата, ее причину и сумму. Ну и конечно, налог, в счет которого компания хочет зачесть переплату. Не забудьте про расшифровку подписи.

Обратите внимание, что в заявлении необязательно прописывать конкретную сумму будущего платежа, в счет которого компания просит инспекторов зачесть переплату. Ведь до подачи декларации компания еще не знает точную сумму будущих налогов. Согласны с таким подходом и представители Минфина России в письме от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1–315.

Ну, а подать заявление в инспекцию можно на бумаге или в электронном виде по ТКС, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью

А если у компании есть долги перед бюджетом, инспекторы могут самостоятельно без заявления организации зачесть переплату в счет недоимок. Причем это касается как излишне уплаченных, так и излишне взысканных сумм. Так прописано в пункте 5 статьи 78 и пункте 1 статьи 79 НК РФ.

Правда, если срок принудительного взыскания недоимки уже истек, самостоятельно закрыть долг компании переплатой налоговики не вправе. Подтверждает это постановление Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. № 6544/09.

Однако даже при недоимках компания может подать заявление о зачете излишне уплаченных сумм в счет какого-то конкретного долга. Об этом сказано в пункте 5 статьи 78 НК РФ.

После того как налоговики получат заявление организации, в течение 10 рабочих дней они должны принять решение о зачете (п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ). Вполне возможно, что инспекторам понадобится предварительная сверка расчетов Тогда срок нужно отсчитывать со дня, когда подписан акт сверки.

Ну и еще один момент. Подавайте заявление заранее, чтобы налоговики успели провести зачет. Как минимум за 10 рабочих дней до крайнего срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. Так удастся избежать пеней. Подчеркивают это и чиновники из Минфина России в письме от 25 июля 2011 г. № 03-02-07/1–260.

О том, что зачет проведен, или об отказе инспекторы в течение пяти дней письменно сообщат компании (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Отмечу также, что налоговики не всегда соблюдают установленные сроки. Ведь проценты за несвоевременный зачет компании все равно не положены. Основание – пункт 2 статьи 78 НК РФ. Но зато можно обжаловать медлительность инспекторов в вышестоящем УФНС, а затем и в суде (ст. 137 и 138 НК РФ).

Возврат переплаты на расчетный счет компании

Вернуть переплаченные деньги на расчетный счет компании получится, только если у нее нет задолженности. А если долги есть, то инспекция сперва погасит их (п. 6 ст. 78 и п. 1 ст. 79 НК РФ).

Для возврата денег подайте заявление. Его специальной формы, как и для зачета, нет. Так что составьте его в произволь– ном виде. Обязательно укажите банковские реквизиты счета, на который хотите вернуть переплату. А передать документ налоговикам можно или на бумаге, или по ТКС (с усиленной квалифицированной подписью).

При этом учтите, что порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм отличается.

Так, если у компании переплата возникла по вине налоговиков (ст. 79 НК РФ), то организация может выбрать, куда обращаться за возвратом. Либо сразу в суд, либо в инспекцию. В последнем случае на это дается месяц с даты, когда компания узнала о переплате или вступило в силу решение суда. Так сказано в пункте 3 статьи 79 НК РФ. Ну, а если компания сама заплатила больше чем нужно (ст. 78 НК РФ), то сперва придется обратиться в инспекцию.

А еще одно важное отличие в том, что, если речь идет об излишне взысканных налогах, инспекторы при возврате должны выплатить компании проценты. Они начисляются со следующего дня после взыскания денег по ту дату, когда инспекция вернула переплату на расчетный счет (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Итак, после того, как налоговики получат заявление компании, на решение о возврате у них будет 10 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 8 статьи 78 и пункте 2 статьи 79 НК РФ. А если организация возвращает переплату по статье 78 НК РФ, инспекторы могут предварительно назначить сверку расчетов. Тогда на решение у них будет 10 дней со дня подписания акта сверки.

Ну, а вернуть переплату на расчетный счет компании инспекторы должны в течение одного месяца с того дня, когда получат заявление. Это установлено в пункте 6 статьи 78 и пункте 5 статьи 79 НК РФ.

Что будет, если инспекторы нарушат этот срок? Когда речь идет о возврате излишне уплаченных сумм, то налоговики должны выплатить проценты за каждый день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ). А для переплаты, которая возникла по вине налоговиков, просто вырастет сумма процентов, которые в любом случае положены компании.

Раиса Рябова,
налоговый консультант Ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ

otchetonline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *