Русский язык оформление письма – Как правильно написать деловое письмо (примеры)

Урок по русскому языку «Пишите письма»

Русский язык

3 класс (1 – 4)

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепления

Тема: «Учимся писать письма»

Цели для учителя:

— формировать понятие об эпистолярном жанре;

— научить распознавать структуру, виды письма через создание проблемных ситуаций;

— закреплять умение работать над изученными орфограммами;

— обогащать словарный запас детей;

— развивать умение осуществлять анализ текста;

— развивать наблюдательность, речь, мышление;

— воспитывать интерес к жанру письма;

— воспитывать культуру общения (работа в паре, группе).

Цели для ученика:

Знать:

— структуру письма;

— виды писем;

— правила оформления писем.

Уметь:

— распознавать письма;

— писать письма;

— оформлять письма.

Оборудование:

— орфографические и этимологические словари;

— памятки «Правила письма»;

— модульные карточки с заданием;

— блок-схема;

— компьютер; мультимедиа проектор;

— презентация PowerPoint .

Ход урока:

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

— Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Самоорганизация

Самопроверка

УЭ 0.2.

Эмоциональный настрой (солнышко и тучка)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Листок настроения

Проверка готовности, создание эмоционального настроя через самоорганизацию

УЭ 0.3.

Подведение итогов, рефлексия и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

Словарно-орфографическая работа

На доске напечатаны слова: почта, почтовый ящик, адресат, почтальон, почтовая марка, корреспондент.

— Внимательно прочитайте слова на доске.

— Понаблюдайте.

— Что их объединяет? (Это слова, связанные с почтовой службой)

— Докажите. (Работа с этимологическим словарем)

Почта (почтовая связь) – один из видов связи; в обиходе почту называют почтамты, узлы и отделения связи, а также пересылаемые ими почтовые отправления (периодические издания, письма, посылки, денежные переводы).

Почтовый ящик – ящик для сбора, хранения и отправки писем.

Адресат – получатель (лицо, учреждение), которому адресовано почтовое отправление.

Почтальон – человек, доставляющий по адресу почтовые отправления.

Почтовая марка – знак оплаты сбора за пересылку почтовых отправлений; выпускаются почтовыми ведомствами.

Корреспондент – это лицо, находящееся с кем-нибудь в переписке.

— Что предлагаете сделать с этими словами?

(Записать в тетрадь).

— Запишите в тетрадь и объясните, какие орфограммы вам встретились. (Почта, почтовый ящик, адресат, п

очтальон, почтовая марка, корреспондент.)

Разговор сегодня важный
Предстоит нам совершить:
Как письмо в конверт бумажный
Написать и положить.

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

Работа в парах со словарями

Фронтальная работа

Работа в тетради

УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

— Как вы думаете, какова же тема урока? (Учимся писать письма) СЛАЙД №1,2

— Что мы должны знать по этой теме? СЛАЙД №3

ЗНАТЬ:

• структуру письма;

• виды писем;

• правила оформления писем.

УМЕТЬ:

• писать письма;

• оформлять письма

Итог: Сегодня на уроке мы узнаем, как возникло письмо, какие письма бывают, как правильно оформить письмо.

Учебный диалог

Самоосмысление

Самовыражение

Вывод

Подведение итога

УЭ 2

Работа над новой темой

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

УЭ 2.1.

— Ребята, а что такое письмо?

В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим “Толковым словарем”, давал слову “письмо” такое разъяснение: “Письменная речь — беседа, посылаемая от одного лица к

другому» СЛАЙД №4

Удивительно, не правда ли!? Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда-то эти письма.

Письма входят в специальный литературный жанр, он называется эпистолярный.. Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета. СЛАЙД №5

Умеете ли вы писать письма? Безусловно, каждый ответит утвердительно. А интересные письма? Наверное, задумались?

Мы восхищаемся и удивляемся, перечитывая изданные тома писем Пушкина, Толстого, Чехова. И более ранние — времен Древнего Рима. Привлекает и их форма, и содержание, и само по себе оформление — четкое, выверенное, аккуратное, в котором чувствуется уважение к адресату.

А сейчас, к сожалению, эпистолярный жанр исчезает, вытесненный современными ритмами, темпами, телефонной связью и т. д. Сегодня, когда информация передается мгновенно с помощью Интернета, мобильных телефонов, люди утрачивают потребность в написании писем, так как оно требует временных и душевных затрат.

Но только в письме мы можем поделиться переживаниями, выразить чувства, “излить душу”.

— Обратимся к эпиграфу урока.

Письма — прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове.

А. П. Чехов

Наша задача — содействовать возрождению жанра. И Министерство образования совместно с Министерством связи уже несколько лет подряд проводят всероссийский конкурс “Лучший урок письма”, где школьники принимают самое активное участие.

Итогом нашего урока станет написанное вами письмо – интересное, эмоциональное, информативное.

Учебный диалог

Самоосмысление

Постановка проблемы учителем

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

УЭ 2.2.

2.3.

2.4.

Работа по схеме-опоре. СЛАЙД №6

— Поработаем над 1 пунктом схемы (информация). (См. приложение №1.)

«Колесо истории» (См. приложение №2.)

— Послушайте сообщения учащихся об истории возникновения писем.

Театрализованное выступление заранее подготовленных учащихся (используются импровизированные костюмы разных исторических эпох, таблички — «свитки» с указанием века, эпохи)

— Несмотря на смену времен, традиций эпох, до наших дней сохраняется такая форма общения как переписка, письмо. Хотя все мы пишем и получаем письма, но многие из вас не знают, как правильно оформить письмо, что должно входить в его содержание.

— Обратите внимание на части, из которых состоит любой вид письма.

Пожелания

Приветствие

Основная часть

Вступление

Заключение

— Подумайте и составьте план написания письма.

Вывод: Каждое письмо состоит из частей, составляющих связный текст, удобный для чтения.

-Запишите план в тетрадь.

На доске:

Структура письма.

1. Приветствие.

2. Вступление.

3. Основная часть.

4. Пожелания.

5. Заключение.

Работа с опорной схемой.

Содержание письма.

— Любое письмо – как личное, так и деловое – должно начинаться с даты. Ее место — правый верхний угол первой страницы. Ставя ее, помните, что правила хорошего тона требуют, чтобы на полученное письмо отвечали в среднем через пять дней после его получения.

Левый край листа остается незаполненным — ширина полей должна быть около двух сантиметров; не забывайте, что ваш адресат может хранить письма, подшивать их, а без полей это сделать затруднительно.

1. Приветствие.

— С чего начинается письмо? (С приветствия).

— Какие слова приветствия вы знаете? (Выслушиваются ответы).

— Как ты обратишься в письме, если оно адресовано:

а) учителю;

б) другу;

в) родителям;

г) президенту.

— Ещё можно обратиться в письме:

а) Здравствуй, милый дедушка.

б) Дорогая подруга.

в) Любимая бабушка.

г) Многоуважаемый Иван Иванович.

д) Милая Оленька, здравствуй и т. д.

Вывод: Обращение — начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто именем, отчеством и фамилией.

Учитывайте с кем? Почему? Для чего?…вы общаетесь.

— Чтобы было понятно письмо твоему другу, обязательно нужно соблюдать последовательность абзацев.

Следующий абзац вашего письма:

2. Вступление.

— Начинают письмо со слов:

Благодарю за сообщение, которое я получил. Спасибо, что нашёл время написать мне письмо. Спешу сообщить тебе о том, что и т. д. (ученики дополняют).

Какие вопросы ты бы задал другу, если бы с ним встретился? (Выслушиваются ответы детей).

Вывод: Вступление — начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.

3. Основная часть.

В этом абзаце вы высказываете свои мысли о том, что побудило вас написать письмо, что тревожит вас.

1. Вспомните, какие интересные мероприятия проходили в вашем классе и запомнились вам. Вам бы хотелось о них рассказать кому-то.

2. У кого из вас есть животные и с ними произошёл интересный случай?

3. Какие смешные истории приключились с вами?

4. Какое событие произошло с вами и больше всего запомнилось? (Выслушиваются ответы детей)

Вывод: В письме нужно писать только то, что происходит в действительности или какие планы строятся на будущее. Излагайте о предметах, интересующих адресата.

— Какие знания и умения помогут вам написать информационную часть письма? (умение составлять тексты различные по виду: повествование, описание, рассуждение)

Чтобы ваше письмо было выразительным, используйте фразеологизмы. Они характеризуют все стороны жизни человека, его отношение к труду, например: золотые руки, бить баклуши. Отношение к другим людям, например: закадычный друг, медвежья услуга. Личные достоинства и недостатки, например: водить за нос, не терять головы.

(На доске записаны фразеологизмы, которые можно использовать при письме: На большую ногу (жить), перемывать косточки, шиворот-навыворот, как пить дать, впросак попасть, зарубить на носу.)

— А так же в своём письме можете использовать шутки, прибаутки, пословицы, поговорки.

4. Пожелания.

— Что можно пожелать другу?

(Хорошего здоровья, учёбы, отдыха, поездки, встречи с кем-то, достижений в спорте и т. д.).

5. Заключительное слово.

1. Какие слова говорят на прощание?

(Крепко жму руку, низко кланяюсь, целую, с нетерпением жду ответа.)

Внимание! Читается

Последняя страница

И этим объясняется

Пора нам распростится!

2. Если вы хорошо рисуете, можете нарисовать рисунок в своём письме или стихотворение собственного сочинения.

Вывод: Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и проч. и собственноручной подписи.

Постскриптум. При законченном уже письме иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P. S. и за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется в переписке с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами.

Что получилось? (Правила написания письма)

Возьмите на память Памятку. (См. приложение №3)

Примерная памятка для написания письма”

  1. Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.

  2. Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок.

  3. Старайтесь придерживаться нужных, “обязательных” элементов письма – начало, концовка, специальный приступ к каждой новой части.

  4. Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо (взрослый человек или ребенок, друг или просто знакомый и т.д.)

  5. Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма, старайтесь писать уважительно и доброжелательно.

  6. Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни, речь в письме понятная, логичная, яркая, выразительная и правильная.

  7. Все части письма должны сочетаться.

Самоосмысление и самовыражение.

Подведение итогов

Самоосмысление.

Учебный диалог

Подведение итогов

Запись в тетрадь

Самоосмысление.

Учебный диалог

Подведение итогов

по проделанной работе

Учебный диалог

Подведение итогов

по проделанной работе

Учебный диалог

Подведение итогов

по проделанной работе

Учебный диалог

Учебный диалог

Подведение итогов

по проделанной работе

Самоосмысление и

самоутверждение

УЭ 2.5.


Работа в группе.

— Предлагаю поработать в группе.

— Объединитесь в группы.

— Выберите консультанта, который прочитает цель работы и задание.

Карточка: (См. приложение №4.)

Цель: научиться распознавать виды писем.

Задание: прочитайте текст и подготовьте сообщение о своем виде письма.

1 группа – личные письма.

2 группа – официально-деловые письма.

3 группа – художественные письма.

Проверка работы в МГ.

— Какая группа готова?

— Какое умение отрабатывали?

(Умения распознавать виды писем).

— Что помогло выполнить задание?

(Знания видов писем).

— Где можно применить полученные знания?

(Ответы детей)

Физминутка

Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение через работу в группе.

Проверка устно

Учащиеся самостоятельно делают вывод

УЭ3.

Закрепление материала

УЭ 3.0.


3.1.

Цель: проверить свои знания по теме урока.

Срез на обучаемость

Задание:

— Ребята, возьмите конверт №1, достаньте письмо, прочитайте текст. Докажите, что перед вами письмо. Определите его вид. Все ли основные части в нем присутствуют? Выделите все необходимые его части.

Поставьте прогностическую оценку (+, ?)

( У каждого ученика в конверте свое письмо, поэтому учащиеся работают индивидуально.)

Проверка задания

Итог: Какие умения отрабатывали? Кому было легко? Кому было тяжело?

— У кого прогностическая оценка совпала с оценкой учителя?

Самостоятельная работа на 5 – 7 минут.

Самоутверждение

Работы проверяются учителем и подводится итог, выясняются ошибки и проводится коррекция

УЭ 3.2.

3.3.

3.4.

Практическая работа по заполнению конверта

Цель: научиться оформлять конверт.

— Для отправки писем используют конверт.

(Ребята получают конверты для практической работы).

Требования к конверту.

— Написанное письмо необходимо вложить в конверт. Лист письма складывается так, чтобы текст был внутри. Следовательно, писать письма надо на одной стороне листа. Даже если письмо короткое, состоит из нескольких предложений, все равно используйте целый лист, а не часть его. За неимением белой нелинованной бумаги часто пользуются обыкновенными ученическими тетрадями. В этом случае края желательно подровнять ножницами, чтобы лист не был неряшливым.

Что касается художественных открыток, то они предназначены для поздравления или краткого сообщения. По возможности открытки тоже запечатываются в конверт, тем более, если текст содержит информацию личного, интимного характера.

— Прочитайте правила заполнения адреса на конверте. СЛАЙД №7

Правила заполнения адреса на конверте.

  • Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта

  • Адрес отправителя – в левом верхнем углу

  • Все адресные данные пишутся разборчиво чернилами

  • Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами

  • В адресе не должно быть сокращенных названий.

— Ребята! Рассмотрите внимательно, как заполнены адреса адресата и отправителя. СЛАЙД № 8

— Сделайте вывод, в каком порядке заполняется адрес. (Выслушиваются ответы детей)

Вывод:

Порядок заполнения адреса: СЛАЙД №:9

  • Наименование адресата (для граждан — фамилия, имя, отчество)

  • Название улицы, номер дома, номер квартиры

  • Название населенного пункта (город, поселок и т.п.)

  • Название района

  • Название республики, края, области, автономного округа (области)

  • Название страны (для международных почтовых отправлений)

  • Почтовый индекс

-Самостоятельно заполните адрес на конверте.

-Ребята, как вы думаете, для чего необходим на конверте индекс в виде кодового штампа? (для автоматической сортировки писем)

-Заполните индекс по образцу с опорой на СЛАЙД № 10

Ребята, чего не хватает на нашем конверте для его успешной отправки по почте?

— Марка для письма, что билет для пассажира.

— В настоящее время в любом почтовом отделении России можно приобрести такие знаки почтовой оплаты как марки для конвертов, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки, маркированные художественные открытки.

Сохраните этот конверт, как образец для правильного заполнения.

Отправка письма.

Что нужно сделать, чтобы отправить письмо?

(Опустить письмо в почтовый ящик).

СЛАЙД №11

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти —

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячу верст пути.

Нетрудно письму увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

Заклеенный пассажир.

— Почта сегодня. СЛАЙД №12

Разгадывание ребуса.

— Ребята, а кто доставляет письма? (Почтальон)

— А знаете ли вы, что только в Москве около десяти тысяч почтальонов ежедневно доставляют жителям города корреспонденцию.

— Ежедневно Московский почтамт и его предприятия доставляют москвичам около двух миллионов писем и столько же отправляют во все концы планеты. А это значит, что почти каждый второй житель столицы ежедневно либо пишет, либо получает письмо.

— Ежедневно из Москвы отправляется 150 — 200 почтовых вагонов, которые увозят из Москвы до 40 миллионов писем, открыток и денежных переводов, посылок и бандеролей.

— Ребята, вам почтальон принес письмо. Это загадочное письмо-ребус, которое нам вместе надо прочитать. В нем содержится для вас послание.

СЛАЙД № 13

— Давайте прочитаем письмо вместе. (При чтении письма берется первая буква слова, например: письмо — буква «п» и т. д.)

Письмо:

Упаковка сумка письмо ездовой хранилище оплата вести

возить адресат марка,

рассылка езда бандероль ящик тема автор,

важно

новости адресовать почтальон индекс станция аккуратно неожиданно изредка известие

почта интересно сообщение ежедневный марка!

(Успехов вам, ребята, в написании писем!)

СЛАЙД № 14

Самоосмысление

Самоутверждение

Вывод

Самоосмысление

Самоосмысление

Самоосмысление

Самовыражение и самоутверждение

УЭ 4

Информация о домашнем задании

УЭ 4.0.

Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.

— Ребята, вам осталось выполнить последнее, самое сложное, но интересное задание. Вам необходимо самостоятельно написать письмо. Выберите себе понравившуюся тему, вспомните, что узнали о правилах написания письма на сегодняшнем занятии, и напишите свое письмо.

Темы: СЛАЙД № 15

  1. Письмо моей семье

  2. Письмо Президенту

  3. Письмо другу. Однажды со мной случилось…

  4. Моему учителю

  5. Хочу рассказать тебе о своём родном крае

  6. Письмо ветерану

  7. Письмо солдату в армию.

Можете выбрать тему самостоятельно.

(Учащиеся выполняют работу самостоятельно и доделывают ее дома.)

— Как правильно и грамотно оформить письмо?

Самовыражение

УЭ 5

Итог урока и рефлексия

УЭ 5.0

Цель: подвести итог урока.

— Над какой темой сегодня работали на уроке?

— Какое главное умение отрабатывали?

— Ребята, что вам на уроке сегодня особенно понравилось и запомнилось?

— Оцените свою работу на уроке.

Самовывод итога урока

Оценивание работы с помощью значков.

infourok.ru

Правила написания письма

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ:

  • формирование понятия о возникновении письма, о возникновении и назначении почтовой службы; формирование понятия о разнообразных типах письма;
  • формирование умения писать письмо, соблюдать правила этикета в письме, применять обращение; формирование умения подписывать конверт;
  • содействовать развитию культуры речевого творчества, расширению кругозора учащихся, воспитанию бережного отношения к письмам; воспитанию умения ценить русский язык, гордиться величием и богатством языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядный материал на доске (цитаты, копии писем, конверт, правила переписки, схема структуры письма, материал из истории письма), альбом с марками, конверты на партах (Приложение 4), аудиозапись “Кабы не было зимы” (Приложение 1), посылка, мультимедийный диапроектор, презентация к уроку (Приложение 2), видеофайл “Астраханцы в гостях у Деда Мороза” (Приложение 3).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Чтение учителем отрывка из стихотворения Павла Морозова “Письма”, спроецированного на экран с помощью мультимедийного диапроектора (Приложение 2).

Учитель. Наш урок сегодня хочется начать стихотворением Павла Морозова “Письма”.

* * *

Сегодня письма пишут единицы…
Их нежные улыбчивые лица
Нетрудно мне представить над страницей,
И что они расскажут в письмеце <…>

Я знал о том, кто – где и чем он дышит,
Я писем ждал; я верил, что напишут,
Но кто теперь какую выбрал нишу
Неведомо, и я вам не скажу…

Почтовый ящик пуст и неуместен,
И письмоноша нынче неестествен <…>
Мы носимся, как будто заводные,
Нам некогда отвлечься в выходные,
Черкните же мне, милые, родные,
Хотя бы просто коротко: “Привет!”
Мне трудно жить без ваших добрых истин,
Без ваших дум, без ваших гордых мыслей,
Как жаль, что мне сегодня нету писем,
Я б не заставил ждать ответ…

Учитель. Что вы знаете о Павле Морозове – авторе этих замечательных строк?

Ученики. Это поэт-астраханец, который учился в нашей школе. Стенд, посвящённый творчеству поэта, украшает стенд на втором этаже школы.

 II. Сообщение темы и целей урока.

Стук в дверь. Звучит музыка из мультфильма “Трое из Простаквашино”. Входит почтальон Печкин. (Грустный.)

Учитель. Посмотрите, ребята, кто пришел к нам в гости. Это же почтальон Печкин.

Печкин.

Мне грустно. Про меня совсем забыли.
Посмотрите на мою сумку,
Пустой она стала,
В ней только газеты,
А писем не стало.

Неужели, ребята, вы перестали друг другу писать письма?

Учитель. Уважаемый Печкин, будьте, пожалуйста, гостем на нашем уроке. Кто из вас, ребята догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова будет тема нашего урока?

Ученики. Речь пойдёт о правилах составления письма.

Учитель. Кроме того, мы сегодня будет писать письма Деду Морозу. Давайте запишем тему урока “Правила написания письма”.

III. Актуализация знаний.

1. Словарный диктант с самопроверкой (при помощи диапроектора).

— Начнем с того, что вспомним трудные слова.

Почтальон, здравствуйте, до свидания, адресат, отправитель, почта, конверт, индекс.

2. Слово учителя.

Корни письменности уходят в глубокую древность. Сегодня утром на машине времени нам доставили необычное письмо. Вот его текст.

(Приложение 2 Слайд 2).

Легко ли понять нам это послание? Что мы здесь видим?

Учащиеся. Фигурку человека, оленя.

Учитель. А как же прочитать это письмо? Ведь в нем ни одной буквы! Чтобы понять текст, нужно снова перенестись в далёкое прошлое, в то время, когда ещё не было письменности.

Сообщения учащихся о происхождении письменности.

(Приложение 5).

Учитель. А теперь давайте попробуем прочитать послание древнего человека

Я человек – охотник. Иду охотиться.

3. Знакомьтесь – почта.

В нашем диктанте встретились слова “почта” и “почтальон”. Давайте попросим нашего гостя – почтальона Печкина – рассказать о своей профессии.

Печкин. Ещё в Древнем мире возникла почта. Основателем почты принято считать наместника персидского царя Дария.

Древняя персидская почта была устроена целесообразно. На почтовых станциях, расположенных на расстоянии около 5 км, ждали оседланные лошади и гонцы, готовые в дорогу. Почта передавалась по эстафете. Есть свидетельства, что расстояния в 1000 км почта проходила почти за 6 дней.

В Древней Греции не было регулярной почтовой службы. Там использовались пешие скороходы, которые друг друга не сменяли. Один из них вошел в историю, пробежав из местечка Марафон в Афины, чтобы сообщить о победе над персами.

Почта – это предприятия, осуществляющие пересылку, выдачу и доставку почтовых отправлений. В широком смысле почта – это один из видов связи общего пользования – почтовая связь.

Работа у почтальона важная, трудная и ответственная. Почтальон, как солдат на своём посту. И в зной, и в мороз, и в дождь, и в метель идёт почтальон по улице и вовремя доставляет почту адресатам.

Учитель. Спасибо Вам, Печкин, за содержательный рассказ.

Печкин. Ну, что же, ребята, мне, пожалуй, пора. Загляну я к вам в пятницу, соберу письма Деду Морозу. До свидания.

4. Знакомство с типами писем.

Учитель. С чего начинается любое письмо?

Ученики. С приветствия и обращения.

Учитель. Форма обращения определяет отношения между людьми, состоящими в

переписке. Как мы выделяем обращение в тексте?

Ученики. Обращение в тексте выделяется запятой. Например: “Здравствуйте, ребята”.

Учитель. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, поздравление, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания, подпись и место написания.

Письма с давних пор играли важную роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

5. Работа с образцами писем.

Чтение учащимися образцов писем, спроецированных на экран. Определение их типа.

Учитель. Давайте, ребята, сделаем вывод о том, какие бывают письма.

Ученики. Письма-пожелания, письма-поздравления, письмо-информация.

6. Работа со схемой “Структура письма”.

Учитель. Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основное содержание, концовку. Посмотрите на схему “Структура письма”.

Через месяц наступят Новогодние праздники. Сейчас самое время хорошенько подготовиться к встрече Нового года, подумать о том, какие подарки хотим получить, какие желания загадать и, конечно, об этом написать Деду Морозу.

(Просмотр фильма о почте Деда Мороза. Слайд 13)

В прошлом году ученики нашей школы писали Деду Морозу письма. Вот какой ответ от Деда Мороза им пришёл.

Прочитайте письмо, найдите обращение и приветствие, основную часть, концовку.

7. Оформление конверта.

Учитель. Все написанные письма запечатывают в конверт. А для того, чтобы письмо благополучно путешествовало, необходимо конверт правильно заполнить.

Дед Мороз живет в Великом Устюге. А вот его адрес, который мы напишем в нижней части конверта, потому что Дед Мороз – получатель письма или адресат. (Демонстрация на диапроекторе.)

Свой адрес мы напишем в верхнем левом углу, т.к. мы – отправители.

На конверт не забудьте наклеить марку. Для чего она нужна?

(Приложение 6. Сообщение учеников о марке.)

8. Подведение итога урока.

Учитель. Что такое письмо?

Ученики. Написанный текст для сообщения чего-нибудь.

Учитель. Для чего нужны письма?

Ученики. Для общения людей на расстоянии.

Учитель. Из каких частей состоит письмо?

Ученики. Письмо, как и любой другой текст имеет три части: начало (зачин), основное содержание, концовку.

9. Творческая работа.

Учитель. Ребята, как бы вы обратились к Деду Морозу? С чего вы начнете свое письмо? Как его закончите?

10. Домашнее задание.

Дописать письмо.

26.05.2015

urok.1sept.ru

Урок русского языка на тему «Письмо» (р/р). 5-й класс

(слайд 2)

— Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию.

До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения.

Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми.

В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий.

Работа со словарями

— Давайте обратимся к толковому словарю, прочитаем определение письма. Появляется на экране: (слайд 3)

Письмо — написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
С. И.Ожегов.

Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

— Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране, слайд 4)

— О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

— Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма.

Выступление подготовленных учеников (одно на выбор)

Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.

Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.

Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.

(слайд 5)

Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас?

Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.

— Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма.

— А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт С.Я.Маршак.

(Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6)

Обучение написанию письма.

— Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?

Ответы детей

— Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.

— Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.

Объяснительный словарный диктант.

Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.

— Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).

— Кому мы чаще всего пишем письма?

С какой целью?

Ответы детей.

— Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.

Работа с учебником. Анализ текста.

А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма Н.Островского к своей матери (упражнение 213 стр.88)

urok.1sept.ru

Английский язык: написание письма

Одним из заданий в ЕГЭ по английскому языку является написание личного письма в ответ на письмо «англоговорящего друга по переписке». Объём письма ограничен 100-140 словами.

В ОГЭ начиная с 2020 года письмо планируется отменить, про ЕГЭ пока неизвестно. Ввиду неактуальности письма на ОГЭ, приведённая ниже инструкция актуальна только для ЕГЭ. Однако разница с ОГЭ лишь в том, что:
● на ЕГЭ просят задать 3 вопроса, а на ОГЭ – нет;
● объём письма на ЕГЭ составляет 100-140 слов, а на ОГЭ 100-120.

Написание письма на иностранном языке является несложным заданием, которое необходимо выполнить максимально быстро, чтобы оставить время на выполнение других заданий. Итак, рассмотрим единые правила написания личного письма.

В правом верхнем углу укажите адрес в следующем порядке:
номер дома, название улицы
город
страна

Допускается указывать адрес в кратком виде, например:
Moscow
Russia

Под адресом, пропустив строку, необходимо написать дату письма:
June 4th, 2019
4 June 2019

или менее формально:
04/06/19

Письмо начинается с неофициального обращения. Если в задании имя вашего собеседника не указано, его следует придумать:
Dear Tim,
Dear Rebecca,

После обращения обязательно ставится запятая!

Разделите текст письма на несколько логических абзацев, каждый из которых начните с красной строки.
1. В первом абзаце вам следует поблагодарить своего друга за его письмо:
Thanks (a lot) for your (last) letter.
Your last letter was a real surprise.
I was glad to get your letter.
It was great to hear from you! / It was great to hear that… / I was happy to hear…

Вы можете также извиниться за то, что не писали раньше:
Sorry I haven’t written for so long but …/ Sorry I haven’t been in touch for so long.
I’m sorry I haven’t answered earlier but I was really busy with my school.

и/или упомянуть какой-либо факт из полученного письма:
I’m glad you passed your History test!
Sounds like you had a great time in London!
Great news about your…!

2. Основная часть письма (2–3 абзаца). В ней вы должны раскрыть все аспекты, указанные в задании. Не забудьте задать необходимые вопросы.
Предполагается, что письмо должно быть написано в неформальном стиле, поэтому Вы можете использовать неформальные слова-связки, такие как well, by the way, anyway, so, разговорные выражения типа Guess what? Или Wish me luck! а также восклицательные знаки.

3. В последнем параграфе следует объяснить, почему вы заканчиваете письмо:
Well, I’d better go now as I have to do my homework.
Anyway, I have to go now because my Mum asked me to help her with the washing up.
I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.

и упомянуть о дальнейших контактах:
Write (back) soon!
Take care and keep in touch!
Drop me a letter when you can.
Hope to hear from you soon.
I can’t wait to hear from you!

В конце письма на отдельной строке указывается завершающая фраза-клише, которая зависит от близости автора и адресата. После неё всегда ставится запятая! Ниже приводятся возможные варианты от наименее формального (1) к более формальному (7):
1) Love,
2) Lots of love,
3) All my love,
4) All the best,
5) Best wishes,
6) With best wishes,
7) Yours,

На следующей строке под завершающей фразой указывается имя автора (без фамилии!). Например:
Andy или Kate

Таким образом, письмо к другу имеет следующий вид:


Итак, приведем некоторые удачные примеры выполнения задания по английскому языку. Для удобства мы не будем указывать адрес и дату справа. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Mary who writes

… It was great to hear that you went to Italy during your spring holidays. I have always wanted to visit this wonderful country. Did you enjoy your journey? What places of interest did you visit? What impressed you most of all? Did you like your hotel?
As for me, I am awfully tired because we’ve got too many tests at school. Can’t wait for the summer break…

Write a letter to Mary.
In your letter
• tell her about your journey to Italy
• ask 3 questions about her plans for the summer

Dear Mary,
Thanks a lot for your letter. I hope you passed all your tests!
First of all, let me tell you about my one-week package holiday to Rome. Everything was OK, but we didn’t like our hotel. It was too noisy and the food was awful. We even had a stomachache and consulted a doctor. However, all the excursions were extremely interesting. We visited the Vatican and were impressed by the famous St. Peter’s Cathedral. I also enjoyed the Colosseum and other sights of Rome. All in all, we enjoyed our holiday.
And what about you? What are your plans for the summer? Will you come to visit us? Russia is a unique country and I’ll show you lots of interesting things. If you make up your mind, let me know what cities you would like to visit.
Hope to hear from you soon.
Lots of love,
Lucy


This is part of a letter from your English-speaking pen-friend.

…Do you often have arguments with your parents? I do. My mother thinks that I spend too much time hanging around with my friends. Do you often meet your friends?
What do you usually do together? And what do you do when you disagree with your parents about how you spend your free time?
Write back soon.
Love,
Ann

Write back to Ann.
In your letter
• answer her questions
• ask 3 questions about her relations with her younger sister

Dear Ann,
Thanks for your letter. I’m glad you passed your History test!
I’m sorry you don’t get on well with your parents. As for me, I have practically no problems with mine, although we do quarrel sometimes because I spend too much time playing computer games. In this case I try to talk to them and find the way out. Unfortunately, I can meet my friends only at weekends and we usually play football together. It’s our favourite game.
And how do you get on with your sister? Do you play together? Do you help her with her homework? I wish I had a sister or a brother!
Anyway, keep smiling whatever happens! I’d better go now as I’ve got loads of homework to do (as always).
Write back soon!
Lots of love,
Kate


You have received a letter from your English-speaking pen-friend who writes

…We moved to a new house a few weeks ago and I changed school. At first I was a bit afraid but I made new friends sooner than I expected. The teachers are nice and everything seems to be working out well. And what about you? Have you made any friends in your new school? Do you enjoy studying there? Have you got any new subjects this year?
I’ve got to go now! It’s time for my music lesson. Drop me a line when you can.
Lots of love,
Emily

Write a letter to Emily.
In your letter
• answer her questions and tell her about your new school
• ask 3 questions about her preferences in music

Dear Emily,
Thank you for your letter. It was great to hear about your new house!
As for my new school, it’s very big! It has three computer rooms and wonderful sports facilities. Actually, it seems a nice place and I enjoy studying there. The kids in my class are very friendly. I’ve already made some new friends and we often meet after classes. I’ve got only one new subject this year. It’s Economics and I’m beginning to think that it’s not difficult, after all!
By the way, what music styles do you enjoy? Have you got any favourite bands? Would you like to go to their concert? As for me, I prefer Radiohead. They are cool!
I’d better go now. Mum wants me to help with the housework. Take care and stay in touch!
Lots of love,
Ann


This is part of a letter from Harry, your English pen-friend.

…I’m fine but I’ve got a very busy week ahead. I’m a member of the school team and we are preparing for an important match in the National Championship. Are you fond of football? Do you watch football matches on TV? What other sports do you enjoy?
Well, I’d better go now. I’ve got to do some more training — I don’t want to lose this match.
Take care and write back soon.

Write back to Harry.
In your letter
• answer his questions
• ask 3 questions about his preparation for the match

Dear Harry,
Hi! How’s it going? Thanks for your last letter. I’m glad you are in your school football team now!
In your letter you asked me about football. Well, I’m really fond of it. It’s a great game and I’m always happy when my team wins. But I don’t watch football matches on TV because it’s rather boring. I prefer playing to watching as it’s more exciting. I’m also keen on roller-skating. It’s fun to take part in street competitions and to perform different tricks.
Anyway, what about your preparation for the National Championship? Do you work hard? How many times a week do you train? Do you get on well with your team-mates?
Well, I’d better go now as I have to tidy up my room. Write back soon!
All the best,
Ivan


You have received a letter from your English- speaking pen-friend George who writes

…At school we are doing projects on famous singers from different countries. Could you telI me about any famous Russian singer? What is he or she famous for? How long has he/she been singing? Do you enjoy his/her songs? Have you ever been to his/her concerts?
As for my school trip to London last week, it was really wonderful…

Write a letter to George.
In your letter
• tell him about the singer you admire most of all
• ask 3 questions about his trip to London

Dear George,
Thanks a lot for your letter. Sounds like you had a great time in London! What impressed you most of all? Did you take any pictures? Were you tired?
I’m glad I can help you with your project on famous singers. Well, my favourite singer is Dima Bilan. He made his debut at the festival ‘New Wave’ in 2002 so he has already been singing for 10 years. Now Dima is a famous pop singer known for his songs like ‘Never Let You Go’ and ‘Believe’. I enjoy his songs because of his beautiful voice. Un-fortunately, I’ve never been to his concerts but I’d love to.
Anyway, let me know if you have any other questions. I’d better go now as I have to take my dog for a walk. Write soon!
Yours,
Alex


This is part of a letter from your English-speaking pen-friend.

…So you see that I enjoy films based on true historic facts whereas most of my friends are fond of soap operas. Do you agree that soaps don’t show life realistically? What kind of films do you like watching? Do you prefer watching films in the cinema or at home? Why?
We all miss you, too. Everybody sends their love. Can’t wait to see you in the summer. Write back soon.
All my love,
Tina

Write back to Tina.
In your letter
• answer her questions
• ask 3 questions about her family

Dear Tina,
Thanks for your letter. I’m glad you liked the postcard I sent you!
In your letter you asked me about my attitude to soaps. Well, I agree that soaps don’t show life realistically because their plots are rather unbelievable and all emotions are exaggerated. As for me, I prefer whodunits, which keep me in suspense till the very end. I usually watch films at home but I never miss a chance to go to the cinema with friends. It’s much more exciting to watch films together.
I miss you greatly! Write back soon and tell me all your latest news. How is your sister? Has she passed her driving test? And what about your mother? Has she got over the flu?
I’d better go now as I promised mum to help her with the washing.
Love,
Ann


You have received a letter from your English- speaking pen-friend Rob who writes

…and then there’s this chess tournament on Saturday. If I win, I’ll be the champion of our school. Who knows?
Oh, yeah. I wanted to ask you something. We have to write a report on technology for school. Could you tell me a few things about how you use technology in your life? You know, computers, mobiles, TV, that sort of things. Oh, and tell me something about the other members of your family, too, and how they use technology.
Anyway, I was talking to Sam the other day and he says that…

Write back to Rob.
In your letter
• answer his questions
• ask 3 questions about playing chess

Dear Rob,
It was great to hear from you! I’m glad you managed to talk to Sam. Please give my best regards to him.
You asked me about technology. Well, I’ve got a new mobile. It’s got a camera so I’m taking lots of pictures at the moment. I’ve also got a computer but I use it mainly for surfing the Net. Of course we’ve got things like a TV, a DVD player and a music centre. My parents usually watch TV whereas my brother spends hours playing computer games.
Anyway, I’m glad you’ve made such progress in chess. Is it difficult to learn how to play it? Will I be able to do it on my own? How can I get started?
I’ve got to go now as I’m helping my Dad in the garage.
All the best,
Andrew


This is part of a letter from Jane, your English pen-friend.

…My home town is rather small but I like it. The people here are very friendly and they try and keep our town clean and beautiful. And do you enjoy living in a big city? How do you spend your spare time there?
Anyway, I’m thinking of travelling around Russia next summer. Could you tell me what weather to expect? Should I take warm clothes with me?..

Write a letter to Jane.
In your letter
• answer her questions
• ask 3 questions about her home town

Dear Jane,
Thanks for your letter. I’m glad you’re going to visit Russia. The weather in summer is usually hot so I don’t think you’ll need lots of warm clothes. However, you’d better take a jacket as nights can be quite cool.
In your letter you asked me about the life in a big city. As for me, I enjoy living in Moscow as there are lots of parks and cosy cafes, museums and galleries. In the evenings I usually go for a walk with my friends and at the weekend we go to the theatre or visit a museum. Have you got any museums in your town? Are they free for students? Are there any sports facilities?
I’d better go now as I’ve got to do my homework — boring! Can’t wait to see you!
Lots of love,
Rita


This is part of a letter from your German pen-friend.

…I find it a bit difficult to understand English grammar. What about you? Do you do grammar exercises? Do you think that it’s necessary to remember all grammar rules?
Have you got any plans for the summer? I was thinking of going to a language school in the UK to improve my English. It would be a lot more fun if we went together. What do you think?
Anyway, I have to go now as I’m helping my Dad in the shop.
Hope to hear from you soon.
All the best,
Kerstin

Write back to Kerstin.
In your letter
• answer her questions
• ask 3 questions about the trip to the UK

Dear Kerstin,
Thanks for your letter. I’m glad your arm is out of plaster now!
I agree with you that English grammar is rather difficult so I think it’s necessary to learn grammar rules and to do exercises. As for me, I do it on a regular basis.
Going to a language school together is a great idea! We could practise our English and visit lots of places of interest. I’m absolutely free this summer so I can go whenever you like.
Write and tell me what dates suit you best. Which course would you like to do? What level do you think we are? Where would you prefer to stay? Meanwhile, I’ll make some enquiries about language schools in the UK. I’ll get in touch soon. I hope it all works out!
Lots of love,
Helen


This is part of a letter from Adam, your English pen-friend, whom you’re going to visit in summer.

…As for me, I’m crazy about skateboarding and I love rock and pop music. I think my favourite band at the moment is Radiohead. Do you know them? What kind of things do you like doing and what music do you enjoy?
Is there anything you particularly want to do while you’re here? / guess you’ll be busy at the language school during the day, but we can do something in the evenings and at weekends. Also, let me know if there are any kinds of food you don’t like…

Write back to Adam.
In your letter
• answer his questions
• ask 3 questions about his family and the language school

Dear Adam,
Thanks for your letter. It was great to hear from you. I can’t wait to meet you and your parents in July!
Well, we’ve obviously got a lot in common. I’m also crazy about rock music and my favourite band is Radiohead, too! I’ve never done skateboarding, though, but I’d love to try. I enjoy basketball and I love playing computer games. Do you?
I’m a bit worried about the language school. Is it far from your house? Should I bring any books with me? Will I have to do much homework? If I have, I’m afraid I’ll be busy in the evenings. Actually, I wouldn’t mind any activity. It will be fun just to be in another country.
Anyway, I know we’re going to be really good friends. Please write back soon.
All the best,
Sasha


Будет очень полезно перед сдачей экзаменов написать шаблон письма, по которому вы будете выполнять задание на экзамене.
В нашей подборке материалов помимо множества полезных материалов Вы можете найти 31 готовое письмо, а также шаблон для написания письма:
Материалы по английскому языку (ЕГЭ)
Материалы по английскому языку (ОГЭ)


Ищешь ответы на ОГЭ по английскому языку? А знаешь ли ты, что все задания уже давно доступны? Да, причём официально, на официальном сайте ФИПИ. Именно оттуда дают варианты на реальном ОГЭ. Подвох в том, что заданий очень много (сотни), и прорешивать их очень долго. Но у нас всё прорешено:
Прорешенный Открытый банк заданий ФИПИ (ОГЭ 2019 по английскому языку)

xn--80aff1fya.xn--p1ai

Учимся писать письмо. Культура речи

Урок культуры речи .

Учимся писать письма

Малыгина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербург

Цель:

познакомить учащихся с некоторыми правилами написания писем; научить правильно подписывать конверт; воспитывать культуру эпистолярного общения, аккуратность.

Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Редко? Да, в наше время люди стали редко писать письма, чаще стали пользоваться СМС-ками. Телефон, к сожалению, заменил бумагу и перо. Сегодня мы поговорим о том, зачем, о чем и как писать письма.

Почтальон Печкин

Что приносит нам почтальон?

  • Газеты
  • Журналы
  • Извещения
  • Телеграммы
  • Письма
  • Открытки

Знаете ли Вы…

  • на чем писались первые письма ?
  • на глине
  • на костях животных
  • на коре берёзы(бересты)
  • позже появились пиктографические письма

История письма

надписи на скалах

Надписи на костях животных

Береста

Пиктография

письма рисунками

Папирус

Пергамент

Словарная работа

  • Адрес – подробные данные о местожительстве человека.
  • В адресе указывают:
  • 1) улицу (ул.Гоголя), переулок
  • 2) номер дома (д.45), корпус (к.2 ) номер квартиры (кв.5)
  • 3) город (г. Димитровград), село, деревню, посёлок, район ( р-н Мелекесский)
  • 4) республику или область (Ульяновская обл.)
  • Адресат — лицо, которому адресовано любое почтовое отправление.
  • Адресант – лицо, посылающее почтовое отправление.
  • Корреспонденция – 1. Обмен письмами, переписка.
  • 2. Письма, почтово-телеграфные отправления
  • 3.Сообщения о текущих событиях, присланных откуда-то в газету, журнал.

Словарная работа

  • Индекс цифровой указатель почтового отделения.

В индексе шесть цифр. Первые три цифры обозначают область и город, а следующие три – почтовое отделение

Кому коту Матроскину

От кого ул. Лесная, д.6.

д. Простоквашино

Московская область

645786

Кому Ученикам 6 класса

Куда пр . Науки, дом 30

195 258

Для чего нужны письма?

  • Правильно, в них сообщают о каких-то событиях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами.
  • К какому стилю речи относится письмо?

Разговорный стиль

Письмо –это письменное сообщение, которое пересылают по почте.

В письме выделяют четыре обязательные части:

1. Приветствие с обращением.

2.Сообщение

3.Прощание

4.Подпись.

  • После обращения ставят восклицательный знак.(!)
  • После прощания и подписи ставят точку(.)

Обращение

а) официальное

 

б) вежливое — к знакомому,

уважаемому адресату.

в) ласковое — к близким ,родным.

Сообщение о получении письма

а)выражение благодарности за письмо

 

б) выражение извинения

 

в) выражение беспокойства

Уважаемый товарищ директор!

Многоуважаемый товарищ Петров!

Дорогая Мария Петровна!

Дорогой Василий Иванович!

Родная моя Наталья!

Любимый мой!

Дорогая мамочка!

Благодарю за письмо. Оно меня очень обрадовало.

Как я рад (а) твоим письмам.

Как я вам (тебе) благодарен.(признателен)

Извини (те) за долгое молчание.

Извини (те), что задержался с ответом.

Почему молчишь (те)?

Я беспокоилась, потому что от тебя давно не было писем.

Хочу поделиться с тобой хорошими новостями.

Несколько слов о себе.

У меня все в порядке.

Информация о себе

Обращение с просьбой рассказать о себе, сообщить о новостях

Заключительные (прощальные) фразы

Напиши, что нового.

Будь добр (а), сообщи (сделай, сходи, окажи услугу)

Обращаюсь к Вам со следующей просьбой.

До свидания.

До встречи.

До скорого свидания.

С искренним приветом.

С нетерпением жду ответа (писем).

Всего хорошего! Целую тебя. Обнимаю. Пиши.

Как правильно писать письма?

Вот несколько правил.

  • В правом верхнем углу письма должна быть поставлена дата.
  • В середине первой строки в начале письма обычно пишут обращение.
  • В конце письма следует поставить подпись.
  • На листе обязательно нужно оставить поля.
  • Почерк должен быть красивым и аккуратным, пиши без помарок.
  • Письмо должно быть написано ручкой, писать карандашом можно только в крайнем случае.

Письмо

25.02.2016

Здравствуйте,Ольга Николаевна!

Извините, что не сразу написала Вам.

Вот уже несколько месяцев как мы живем в Ярославле. Город мне очень понравился. Он большой, красивый и чистый. Тут много памятников и красивых мест. Особое впечатление оставила набережная реки Волги. Я видела плывущие по реке теплоходы и даже фотографировала их. Здорово!

В школу мне ходить очень близко. Она огромная, намного больше нашей. Но наша мне все равно больше нравится, в ней все какое-то свое, родное.

Очень часто вспоминаю наш класс! Прошу Вас передать всем большой привет от меня.

До свидания. Надежда Казакова

Практическая работа

Задание: напишите письмо своему другу, подруге, бабушке, учителю, сверстнику в 22 век, сверстнику в блокадный Ленинград, себе самому 30-летнему.

Расскажите о своих увлечениях, любимых литературных героях, о прочитанной книге, о своем городе, классе, школе …

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Письмо. Как писать письма?

Конспект  урока   в 6 классе.

 Тема: « Письмо»

Цели урока: 

 Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма

Задачи урока:

Образовательная.  знакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру  

Воспитательные. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.

Оборудование:      Приложения;  раздаточный материал   карточки-задания;    

        презентация     на тему «История письма»

Ход урока

1.Организационный момент- приветствие учащихся, сообщение темы,  целей(1-2слайд) и задач урока 

2.Вступительное слово учителя:

 XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны стали электронные сообщения и как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.

Сегодня на уроке мы рассмотрим структуру, культуру написания письма; познакомимся  с историей письма, будем учиться писать письма и правильно оформлять конверт.

        3. Объяснение нового материала учителем.

Учитель: Ребята, а что же такое письмо? Обратимся к выдержке из «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

— Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма).

  • Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

— Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

— Какие виды писем вы знаете? СЛАЙД( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)

— Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями). 

         4.  Страничка истории

— Как вы думаете, какими были первые письма? Прослушаем краткое сообщение

5.  Композиция письма. (Записать в тетрадь)

—  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение) дальше СЛАЙДЫ

Посмотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 3

—   Что такое обращение?

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка).

— Расскажите о знаках препинания при обращении.

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата. Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

9. Словарная работа

 — Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

Угадайте слова.

б) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

в). Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено.

г). Цифровое, условное обозначение населённого пункта.

д)Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то.

е). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

конверт, адрес, индекс, телеграмма, почтальон.

10. Творческая работа учащихся.

Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы учимся правильно писать письма. И для этого есть определённые правила.

11. Правила написания письма. (приложение 1)

 

13. Правила  оформления конверта (приложение 2)

— Чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.  

-Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

— Несомненно, когда есть быстрая связь — это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся)

15.Подведение итогов. Рефлексия

Подошёл к концу наш урок.

— Для чего нужны письма?

— Как называется жанр письма?

-Какие виды писем вы знаете?

-Какие композиционные части выделяются в письме?

Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

17.  Домашнее задание. Красиво оформить конверт

 

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: «Правила написания письма»

                   Урок русского языка в 5 классе..

                   « Правила написания письма».

Цель: закрепить знания о знаках препинания при обращении; повторить виды предложений по цели высказывания; познакомить с правилами написания письма; прививать любовь к родному слову.

Задача: Уяснить правила написания письма; дать возможность детям осознать важность переписки, овладеть культурой выражения чувств.

Здравствуйте, ребята. А начнем мы наш с вами урок немножко необычно.

 Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

                               (Письмо)

Правильно, наш урок будет посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству- умению писать письма. На нашем уроке мы  сегодня  познакомимся с правилами написания письма, повторим: что такое обращение и какие бывают предложения по цели высказывания.

  1. Повторение.

— Расставь знаки препинания в следующих предложениях

Определить вид предложения по цели высказывания.

( графопроектор)

   1. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.

   2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

   3. Чем вы ,гости, торг ведете,

   И куда теперь плывете?

   4. Дурачина ты, простофиля!

       Не умел ты взять выкупа с рыбки!

   5. Ой вы, молодцы честные,

        Братцы вы мои родные.

 Вопросы:

— Из какой это сказки?

-Кто из героев говорит эти слова?

— Назовите обращение. Отметьте в примерах вежливое и невежливое обращение.

2. Новый материал.

Тема нашего сегодняшнего урока «Правила написания письма».

Историческая справка.

  В 1708 году Петр 1 ввел гражданский шрифт вместо церковнославянского. Была издана «Кумплементальная книга» ( книга с образцами писем). Один из образцов таких писем :

Просительное писание некоторого человека к женскому полу:

« Моя госпожа! Я перед долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде Инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрытии не могу».

— Какое  же значение в жизни людей имеют письма.

Вывод: Правильно! С помощью писем люди общаются друг с другом на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты, разделяют радость.

— Какие бывают письма?

— Какую роль в жизни людей они играют?

— Сохраняются ли у вас в семье чьи- либо письма? Если сохраняются, то почему?  Почему люди пишут письма?

  Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. Письма сокращают расстоянии, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться  содержательному, взаимно обогащаемому диалогу.

— Какие же бывают письма?

( стук в дверь , заходит почтальон Печкин и передает письмо учащимся 5 класса)

 Учитель зачитывает письма.

А) письмо-пожелание.

                                Дорогие дети!

 От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки  и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                        Максим Горький.

Б) письмо-поздравление

                            С днем рождения мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                           Любящий вас дедушка Коля.

В) письмо- информация

                                       Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую.

                                     Ваша дочь Оля.

 Итог:                              письма-пожелания; поздравления, информация.

 Кому адресованы?       Родителям, близким, друзьям

Ребята, а кто такой адресат? Отправитель?

Запись на доске.

Адресат-( с нем.яз. адрес)-получатель письма.

Отправитель- тот, кто пишет письма.

 Между тем, кто пишет письмо, то есь отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок.

А порядок таков:

( учитель читает. Ребята  обсуждают и кратко записывают традиционные правила)

  1. Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора , он должен быть ясен, прост, сжат.
  2. Важную роль играет умение найти верный тон своего письма, который согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом, к которому пишем:                        а) нужно сообразоваться, во-первых, с возрастом; во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к женщинам и старым людям;                                                                                                            б) с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем;                           в) мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме.
  3. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного.
  4. Если пишешь под влиянием гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу.
  5. Если кто- нибудь берет обязательство передать письмо, то он обязан передать его нераспечатанным.                                                                                      Похитить тайну письма, распечатать его- низко и недостойно честного человека.
  6. Красота почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично, как говорить невнятно, что называется бормотать себе под нос.                                                                                                               Очень невежливо и даже грубо ставить вместо подписи одну лишь букву.
  7.  Кто подписывается так, что невозможно разобрать фамилию, тот походит на человека, прячущего лицо под маской. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или  черточками.
  8. Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.
  9. Письма пишутся на хорошей бумаге.
  10. Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если находится в учебном заведении.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы понимаете это правило?

— Чем продиктовано такое требование?

— Изменилось ли это правило с течением времени?

— Что это: условие правильности речи, правило хорошего тона или этическое требование? Почему?

Проверка записи в тетрадях.

Примерная запись.

Правила написания письма:

  1. Пиши ясно, просто. Сжато.
  2. Умей учитывать, кому именно пишешь.
  3. Не пиши дурного.
  4. Не отправляй во гневе.
  5. Не читай чужих писем.
  6. Пиши четко.
  7. Ставь число и подпись.
  8. Не задерживай ответа.
  9. Пиши на хорошей бумаге.

— Что такое текст?

— Можно ли назвать письмо текстом?

— На какие части можно разделить текст?

( начало- зачин, основная часть, концовка).

  Письмо, как и любой другой текст имеет 3 части. Вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресате, ему присущи диалоговые формы обращения: приветствие, прощание, обращение; другие этикетные  выражения (извинения …)

Схема текста письма.

 Письмо состоит из 4-х частей, составляющих связную целостность, удобную для чтения и запечатления.

  1.  Приветствие  и  Обращение.
  2. Приступ начинается разнообразно; с какой нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом.
  3. Изложение о предметах, интересующих адресата.
  4. Заключение состоит из изъявления чувств преданности, почтения и прочего.
  5. Дата и собственная подпись.

Практическая работа по письмам детей.( за 3 урока до данного урока, детям было дано задание: написать письмо учителю, через 15 лет.)

— Ребята, я предлагаю вам поработать с вашими письмами, и посмотреть как написаны ваши письма, соответствуют ли они  правилам написаниям письма, а если есть ошибки, то назвать их, и в чем они состоят.

Самостоятельная работа.

     Ребята, а в чем отправляют письма? ( в конвертах)

А как они доходят до нужных адресатов? ( по адресу)

Какие адреса пишутся на конверте?

А что еще есть на конверте кроме адреса? ( индекс)

Практическая работа по  подписанию конверта.

Творческая работа.

Для правильного обращения важно находить хорошие слова. Напишите имя друга или свое имя и на каждую букву имени напишите прилагательное, которое его будет характеризовать:

Т – талантливая

     А — аккуратная

Н — ненаглядная

    Я —  ясноокая

Знаете ли вы?

   С левого края оставляют свободное поле 2-х сантиметров. Такие же поля сверху и внизу. Письмо не пишется сплошным текстом. Выделяются обращение, подпись.

    Может быть много абзацных выделений.

Домашнее задание: написать письмо друзьям, родителям, учителям.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *