Что такое Непубличное акционерное общество (НПАО)
Выберите букву
Процесс реформирования корпоративного права внес изменения в традиционную классификацию хозяйствующих субъектов, и с 2014 года появилась особая форма АО пришедшая на замену ЗАО.
Что такое непубличное акционерное общество
Непубличное акционерное общество (сокращенно АО) это форма организации непубличной компании (ранее общепринятое сокращение закрытое акционерное общество, сокращенно ЗАО), акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга физических и юридических лиц (в противоположность публичному или открытому).
Отличие АО от ПАО
Фактически публичные и непубличные общества отличаются только выбором способа подписки на акции — открытая или закрытая.
- Закрытая подписка дает возможность купить акции только учредителям или членам узкого, заранее определенного круга лиц. Акционеры на свое усмотрение выбирают: кому продавать акции, а кому нет.
- Открытая подписка позволяет купить акции общества каждому гражданину в порядке, регулируемом законодательством.
Два ключевых отличия ПАО определены в ст. 66.3 ГК РФ:
- Акции и ценные бумаги общества продаются публично или с помощью открытой подписки на условиях, указанных в законодательстве о ценных бумагах;
- Общество вписало в свой устав и в фирменное название прямое указание на то, что оно является публичным.
Чем регулируется правовая форма
- Статус регулируется федеральным законом №208 «Об акционерных обществах» и статьей №96 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации.
- Данной форма введена Федеральным законом № 99-ФЗ, принятым 5 мая 2014 года вступившим в силу 1 сентября 2014 года. Аналогичный статус приобретают ООО, не отвечающие признакам публичного общества.
Пример полного наименование Непубличного акционерного общества
Полное | Акционерное общество»Малина XX» |
Сокращенное | АО «Малина XX» |
Такое мнение выразила Федеральная налоговая служба в письме от 04.09.2014 № СА-4-14/17740@, а именно:
По мнению ФНС России:
- в наименованиях публичных акционерных обществ должны содержаться слова «публичное акционерное общество» или «ПАО»;
- в наименованиях непубличных обществ — слова «акционерное общество» или «АО».
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ №208 «Об акционерных обществах» Уставом непубличного общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения его акционерами акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами, по цене предложения третьему лицу или по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом общества.
В случае отчуждения акций по иным, чем договор купли-продажи, сделкам (мена, отступное и другие) преимущественное право приобретения таких акций может быть предусмотрено уставом непубличного общества только по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом общества. Если иное не предусмотрено уставом общества, акционеры пользуются преимущественным правом приобретения отчуждаемых акций пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них.
Законодатели считают, что хозяйственные организации в форме ЗАО, по сути, не являются акционерными, поскольку их акции распределяются среди закрытого списка участников и даже могут находиться в руках единственного акционера. Такие образом, эти общества практически не отличаются от обществ с ограниченной ответственностью и могут быть преобразованы в ООО или в производственный кооператив.
Реорганизация закрытого акционерного в общество с ограниченной ответственностью не обязательна. ЗАО вправе сохранить акционерную форму и приобрести статус непубличного в том случае, если признаки публичности у него отсутствуют.
Поправки в гражданское законодательство практически не затрагивают ООО. Согласно новой классификации, эти юридические лица признаются непубличными автоматически.
malina-group.com
статус, отличие от непубличных АО в Москве под ключ недорого, юридические услуги по низкой цене быстро и удобно с lenadia.ru
С 1 сентября 2014 года после вступления в силу многочисленных поправок в Гражданский кодекс РФ будут упразднены ЗАО и ОАО. Вернее, акционерные общества не прекратят своё существование, они просто будут делиться на публичные АО и непубличные.
Возникает вполне закономерный вопрос: какие общества будут считаться публичными? В п. 1 ст. 66.3 ГК РФ законодатель разъясняет, что публичными АО будут считаться акционерные общества, размещающие свои акции на рынке ценных бумаг. А п. 1 ст. 97 ГК РФ обяжет эти организации указывать в ЕГРЮЛ и своём уставе, что они являются публичными АО. Более того, им будет рекомендовано сменить наименование с «ОАО» на «Публичное АО» и зафиксировать это новшество в уставе и ЕГРЮЛ, то есть, к названию такого АО будет добавлен термин «публичное». Если ОАО свои ценные бумаги на рынке не размещали, то с 1 сентября они станут непубличными и будут назваться просто «Акционерными обществами», подробнее об этом можно узнать из п. 2 ст. 66.3 ГК РФ.
В п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ говорится, что изменение организационно-правовых форм не потребует перерегистрации обществ, созданных до вступления в силу изменений в ГК РФ. Более того, законодатель не обязывает организации вносить изменения в называние и учредительные документы прямо 2 сентября, а разрешает пользоваться понятиями «открытое» и «закрытое» АО до возникновения необходимости внесения каких-либо ещё изменений в устав компании. До момента переименования организации, признанные публичными АО будут считаться таковыми, даже если они ещё не успели внести коррективы в название и учредительную документацию.
Впрочем, вряд ли разумно надолго затягивать с переименованием публичных АО, ибо контрагенты могут расценить это как нарушение законодательства. К тому же, зарегистрировать изменения в уставе АО будет несложно. Для начала следует предоставить в ИФНС пакет документов, указанных в п. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ:
– заполненное заявление по форме № Р13001;
– протокол общего собрания акционеров;
– устав АО, с внесёнными в него изменениями (предоставляется в двух экземплярах).
Кстати, государственная пошлина за это не взимается. А вот печать и банковские счета подлежат переоформлению. После этого об изменениях следует сообщить контрагентам и выписывать первичные учётные документы уже с указанием новой организационно-правовой формы. В случае разночтений в договорах, которые были подписаны ещё до внесения поправок в ЕГРЮЛ, законодатель предлагает оформлять дополнительные соглашения с контрагентами.
Итак, ещё раз стоит обозначить основное отличие публичных АО от непубличных. Новые нормам права указывают на то, что публичным признаётся акционерное общество, размещающее и обращающее свои ценные бумаги на рынках в соответствии с правилами российского законодательства. Остальные общества становятся непубличными. Эксперты видят большое сходство новых публичных АО с пока ещё существующими ОАО.
Несмотря на то, что АО ждут перемены, юристы рекомендуют производить их регистрацию до 1 сентября 2014 года, потому что пока в Законе об АО размер уставного капитала рассчитывается по старой классификации. А уверенности в том, что законодатель сможет в ближайшее время её переделать, пока мало. А значит, регистрация АО может оказаться временно недоступной.
Прочитать нашу новую статью по теме изменения в регистрации юр лиц Вы можете по ссылке.
Прочитать нашу новую статью по теме изменения в регистрации ООО 2014 Вы можете по ссылке.
Прочитать нашу новую статью по теме изменения в гражданском кодексе 2014 Вы можете по ссылке.
Прочитать нашу новую статью по теме непубличные АО Вы можете по ссылке.
Прочитать нашу новую статью по теме о том, возможно ли назначить сразу два директора в ООО Вы можете по ссылке.
lenadia.ru
Непубличные акционерные общества
Зачем законодатель оставил такую правовую форму как непубличные акционерные общества?
Исходя из буквального толкования закона непубличное АО предоставляет собственникам общества владеть ценными бумагами, но при этом и акционеры и АО имеют иные обязанности по сравнению с публичным А. О. Подробно различия публичных и непубличных АО раскрыты в статье ниже.
Понятие публичного АО дано в пункте 1 статьи 66.3, статье 97 ГК РФ, абз. 22 — 23 статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ, Письме Ц. Б. РФ от 18.08.2014 № 06−52/6680, Информационном Письме Ц. Б. РФ от 01.12.2014 № 06−52/9527.
АО, которые не соответствуют указанным признакам публичного размещения и публичного обращения (практического и теоретического) акций, являются непубличными АО (пункт 2 статьи 66.3 ГК РФ).
Пункт 3 статьи 66.3 ГК РФ дает возможность акционерам непубличного АО единогласно принять решения по ряду вопросов управления АО, порядок осуществления которых будет отличаться от установленного законом (АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Статья: Переход к новому корпоративному праву. Чем отличаются публичные общества от непубличных.
«В новой редакции Гражданского кодекса, которая вступит в силу с 1 сентября 2014 года, законодательно закреплено понятие «корпоративные юридические лица» (или корпорации), под которыми понимаются прежде всего хозяйственные общества. Именно хозяйственные общества рассматриваются как основная форма организации бизнеса. При этом хозяйственные общества будут разделены на публичные и непубличные.
Цель этого деления — установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).
В свою очередь эта цель была обусловлена давней дискуссией о том, какими должны быть пределы императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников коммерческих корпораций. Иными словами, в каком объеме следует императивно регулировать правила внутрикорпоративного поведения, а в какой степени можно предоставить участникам корпорации свободу самим определять правила своего взаимодействия.
Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации исходят из того, что хозяйственные общества — это добровольные объединения. Поэтому логично, чтобы их участники могли самостоятельно определять условия своего взаимодействия. Императивное вмешательство законодательства во внутрикорпоративные отношения нужно ограничить только особо значимыми сферами.
Представители традиционного подхода к регулированию корпоративных отношений возражают тем, что императивные правила призваны минимизировать негативные последствия фактического неравенства участников таких отношений*. Равноправие участников общества имеет лишь формальный характер, а в действительности объединение неравных капиталов дает неравный объем корпоративных прав. Доминирующее участие в уставном капитале позволяет формировать волю общества, которая становится обязательной для всех его участников. Следовательно, чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что доминирующие участники навяжут неконтролирующим участникам правила взаимодействия, которые не будут отвечать интересам последних.
Nota bene!
Общество может принять статус публичного для повышения своей кредитной привлекательности, поскольку публичные общества соответствуют более высоким стандартам корпоративного управления.
Результатом этой дискуссии стали разные режимы правового регулирования, установленные в новой редакции Гражданского кодекса для публичных и непубличных обществ. В этой статье будет показана основная разница между этими двумя видами обществ (ссылки на нормы Гражданского кодекса приведены с учетом новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 года).
Понятие публичных и непубличных обществ
Понятия публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 Гражданского кодекса.
ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ
Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах*. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Если объяснить проще, то публичные общества — это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.
Деятельность публичных обществ в большей мере регулируется императивными нормами, к ним предъявляются специальные требования, и у них незначительная свобода внутрикорпоративной самоорганизации (то есть меньше диспозитивности в регулировании внутрикорпоративных отношений). Тем самым обеспечивается баланс интересов большой массы неоднородных участников публичных обществ, а это в свою очередь служит гарантией инвестиционной привлекательности общества. Потенциальные инвесторы знают, что деятельность компании и права ее акционеров регулируются императивными правилами (которые касаются наиболее значимых корпоративных действий и правил поведения) и их нельзя изменить по усмотрению преобладающих участников общества.
Соответственно, непубличные общества — это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения, или общества, основанные на малооборотном активе — доле в уставном капитале (ООО). В обоих случаях это общества с относительно небольшим и фиксированным составом участников. Такие компании имеют возможность контролировать персональный состав своих участников с помощью специальных механизмов (необходимость получения согласия других участников на переход доли участника к третьим лицам, преимущественное право покупки доли).
Nota bene!
В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество»*.
У непубличного общества больше свободы для внутрикорпоративной самоорганизации. Его деятельность в значительной степени регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые допускают возможность участников корпорации устанавливать иные правила поведения (взаимодействия) по их усмотрению.
Специальные требования к публичным обществам
Как было указано выше, в отношении публичных обществ законодательство устанавливает специальные императивные требования*. Пока действующий Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — закон № 208-ФЗ) не оперирует понятиями публичных и непубличных обществ, мы можем говорить лишь о требованиях Гражданского кодекса и требованиях законодательства о рынке ценных бумаг к эмитентам акций, обращающихся публично. В будущем к ним добавятся специальные требования закона об акционерных обществах (п. 7 ст. 97 ГК РФ). Кроме того, поскольку предполагается, что публичные акционерные общества являются участниками биржевого оборота ценных бумаг, нужно учитывать, что биржи могут устанавливать для них свои дополнительные требования. В частности, биржи обычно требуют обязательного наличия комитетов и независимых членов в коллегиальном органе управления общества (наблюдательном или ином совете).
Специальные требования к публичным обществам, установленные в Гражданском кодексе, перечислены в таблице 1.
Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о своем фирменном наименовании, которое должно содержать указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ)*. Однако, согласно переходным положениям, акционерные общества, созданные до 1 сентября и отвечающие признакам публичных обществ, признаются публичными вне зависимости от того, присутствует ли в их фирменном наименовании указание на публичность (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса <…>», далее — закон № 99-ФЗ).
Таблица 1. Императивные требования к публичным обществам
Чего касаются требования | Содержание требования |
Размер уставного капитала | Минимальный размер уставного капитала публичного общества устанавливается законом, определяющим особенности правового положения таких обществ. В настоящее время такого закона пока нет (в закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» изменения тоже не внесены, а переходные положения о вступлении в силу новой редакции ГК РФ не содержат правила о том, что положения закона № 208-ФЗ об открытых акционерных обществах автоматически применяются к публичным обществам) |
Размещение и оборот акций | Право размещать путем открытой подписки акции акционерное общество получает со дня включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о своем фирменном наименовании, которое содержит указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). То есть сначала необходимо зафиксировать статус публичной корпорации (в уставе общества и ЕГРЮЛ), привести внутрикорпоративные отношения в соответствие с требованиями биржи и только после этого можно приступать к эмиссии по публичному размещению ценных бумаг или выводить их на публичное обращение. Публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ) |
Повышенная транспарентность | Публичное общество обязательно регистрирует проспект публично размещаемых и (или) публично обращающихся ценных бумаг и в дальнейшем в обязательном порядке раскрывает определенную информацию (п. 6 ст. 97, п. 4 ст. 67.2 ГК РФ, п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») |
Компетенция органов общества | В публичном акционерном обществе обязательно образуются коллегиальный орган управления (п. 3 ст. 97 ГК РФ) и ревизионная комиссия (право отказаться от создания ревизионной комиссии или создавать ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом, предоставлено только непубличным обществам — подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Кроме того, устав публичного общества не может относить к компетенции общего собрания акционеров те вопросы, которые не относятся к компетенции данного органа в соответствии с ГК РФ или законом об акционерных обществах (право наделить общее собрание дополнительной компетенцией предоставлено только непубличным обществам — подп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ) |
Порядок формирования наблюдательного совета | Минимальное количество членов коллегиального органа — пять. Порядок образования этого коллегиального органа управления устанавливают закон об акционерных обществах и устав (п. 3 ст. 97 ГК РФ). В данном случае имеется в виду применение кумулятивного голосования при избрании членов коллегиального органа |
Запрет на установление в уставе ограничений концентрации корпоративного контроля акционеров | В публичном акционерном обществе нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ) |
Запрет на установление в уставе механизмов контроля персонального состава участников общества | Устав публичного акционерного общества не может предусматривать необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, прямо предусмотренных законом об акционерных обществах |
Акцонерное общество, которое не соответствует признакам публичного, то есть чьи ценные бумаги еще публично не размещались и публично не обращаются, вправе по своей инициативе принять статус публичного общества. Для этого необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании, содержащем указание на публичность (п. 1 ст. 97 ГК РФ). В частности, это обязательное предварительное условие для публичного размещения ценных бумаг (IPO) или для вывода на публичное обращение ранее размещенных ценных бумаг (SPO).
Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества автоматически влечет недействительность тех положений устава и внутренних документов общества, которые противоречат императивным правилам законодательства, установленным для публичных акционерных обществ (п. 2 ст. 97 ГК РФ). Поэтому приобретение статуса публичного общества должно сопровождаться внесением изменений в устав и внутренние документы общества, отражающие специальные требования к публичным обществам.
Nota bene!
Новая редакция ГК РФ ограничивает соотношение членов исполнительных органов общества в составе его коллегиального органа управления. Лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа корпорации, и члены ее коллегиального исполнительного органа не могут составлять более одной четверти состава коллегиального органа управления и не могут быть председателем этого органа (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). В данном случае ГК РФ просто закрепил правило, которое содержится в законах № 14-ФЗ и № 208-ФЗ.
Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ
Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения. То есть этим обществам предоставлена большая свобода внутрикорпоративной самоорганизации. Эта свобода распространяется на следующие аспекты деятельности непубличных обществ: определение перечня органов корпорации, определение компетенции ее органов и порядка их образования, а также порядка принятия ими решений, определение методов контроля персонального состава участников корпорации. Рассмотрим их подробнее.
Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации (ст. 65.3 ГК РФ).
Таблица 2. Обязательные и факультативные органы в публичных и непубличных обществах
К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны (см. таблицу 2).
Это значит, что участники непубличного общества могут по своему усмотрению определить целесообразность образования следующих органов: коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т. п.), коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) и ревизионной комиссии (ревизора).
Уставы таких обществ могут предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 закона № 208-ФЗ).
Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии в АО.Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). В частности, пункт 3 статьи 97 Гражданского кодекса требует обязательное образование коллегиального органа управления в публичных обществах. Но действующий закон № 208-ФЗ предусматривает образование в акционерном обществе совета директоров во всех акционерных обществах за исключением тех, в которых число акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Поэтому получается, что, пока в закон № 208-ФЗ не будут внесены изменения, в непубличных акционерных обществах с числом акционеров — владельцев голосующих акций пятьдесят и более наличие коллегиального органа управления по-прежнему будет обязательным.
В то же время Гражданский кодекс прямо позволяет непубличным акционерным обществам отказаться от ревизионной комиссии (ревизора) путем внесения соответствующего положения в устав по единогласному решению всех акционеров (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Данная норма сформулирована императивно и не предусматривает, что иное может быть установлено другими законами. Следовательно, она имеет приоритет над положением закона № 208-ФЗ об обязательном рассмотрении годовым общим собранием акционеров вопроса об избрании членов ревизионной комиссии или ревизора (абз. 3 п. 1 ст. 47 закона № 208-ФЗ). Это значит, что вышеуказанное положение закона № 208-ФЗ не препятствует непубличному акионерному обществу отказаться от ревизионной комиссии (ревизора). Но для этого необходимо не просто убрать из устава упоминание о ревизионной комиссии, а включить прямое указание о том, что в обществе отсутствует ревизионная комиссия (ревизор), или о том, что эта комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом (и, соответственно, указать такие случаи).
Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии в ООО.В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — закон № 14-ФЗ) в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества (п. 2, 2.1, 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Учитывая, что новая редакция Гражданского кодекса тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом).
Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Nota bene!
Сохранение в уставе бывшего ЗАО правил о преимущественном праве приобретения акций в случае их отчуждения акционером третьим лицам не требует каких-либо решений общего собрания акционеров.
Передача компетенции коллегиального исполнительного органа. Некоторые положения пункта 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса уже вызвали у юристов сомнения относительно того, как их следует понимать. Речь идет о правилах, согласно которым устав непубличного общества может содержать положения о передаче одному органу общества функций другого органа.
28.01.2015
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.Попробуйте бесплатно
www.law.ru
Публичные и непубличные общества Акционерное общество
Акционерным называется хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определенное число акций.
Под публичным понимается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Остальные общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются непубличными.
Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Она может быть предметом купли-продажи, дарения, залога. Кроме того, акция может приносить доход в виде доли прибыли, полученной акционерным обществом, и дает право на участие в управлении.
АО отвечают по обязательствам общества, несут возможные убытки, рискуют в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащих им пакетов акций. В то же время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров.
Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту-часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.
Обыкновенная акция (в отличие от привилегированной, дающей право на твердый процент дивидендов) предоставляет возможность голосовать на собраниях акционеров, избирать правление.
Общество с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью (относится к непубличным обществам) считается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация с уставным капиталом, разделенным на доли, размеры которых определены учредительными документами. В качестве учредительных документов такого общества выступают устав и учредительный договор или только учредительный договор, если общество учреждается одним лицом.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам компаний. В самом худшем случае член общества может потерять только свой пай в капитале общества.
В то же время само общество как юридическое лицо отвечает перед своими кредиторами по обязательствам всем своим имуществом.
Одним из преимуществ обществ с ограниченной ответственностью является относительно невысокий минимально допустимый размер уставного капитала.
Кооперативы
Имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной или материальной формах.
Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем.
Наиболее значимые различия между кооперативами и обществами состоят в следующем:
При управлении кооперативом, в ходе работы его высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса.
Для кооперативов не устанавливается зависимость дохода его членов от величины паевых взносов.
Индивидуальные заработки членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на оплату труда.
Состав учредительных документов для кооператива и общества различен.
studfiles.net
Юридическое бюро Юрьева — Изменения в сфере акционерного законодательства с 2014 года
В период до 1 января 2014 г. закрытые акционерные общества (Далее-ЗАО) могут по выбору участников ЗАО преобразоваться в общества с ограниченной ответственностью (Далее-ООО), производственные кооперативы или сохранить организационно-правовую форму акционерного общества(далее-АО). По истечении указанного переходного периода к закрытым акционерным обществам применяются положения ГК РФ в новой редакции об акционерных обществах.
Современное ЗАО предполагает, преимущественное право приобретения акций акционерами ЗАО и запрет распространять акции путём открытой подписки.
Проект ГК предполагает создание публичного акционерного общества(Далее-ПАО) и непубличного акционерного общества (Далее-НПАО).
ПАО предполагает возможность распространять акции путём открытой подписки и невозможность установления преимущественного права приобретения акций или необходимость согласия на отчуждение акций.
НПАО предполагает запрет распространения акций путем открытой подписки, и возможность установления преимущественного права.
В соответствии с предполагаемыми изменениями, если общество не начинает распространять акции путём открытой подписки и не называет себя публичным (не указывает в фирменном наименовании), оно является непубличным.
ОБЩИЕ НОРМЫ
Существенные изменения общих норм о юридических лицах, которые повлияют на деятельность, существующих ЗАО:
Регламентировано решение о создании Юридического лица. В решении о создании корпоративного юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица и утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица и иные, сведения, предусмотренные законом.
Вводятся типовые формы уставов, которые будут утверждаться государственным органом.
Проект ГК указывает на то, что для получения права заниматься определенной деятельностью может быть необходимо также членство в саморегулируемой, получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работы.
Особенности государственной регистрации
Все третьи лица могут добросовестно полагаться на данные ЕГРЮЛ. Само Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, полагавшимися на данные единого государственного реестра, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
Государственный орган обязан проводить до регистрации или иных действий, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.
Изменения устава по общему правилу приобретаю силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Ответственность
Ответственность за деятельность Юридического лица могут нести, в том числе лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица (мажоритарные акционеры)
В случае совместного причинения вреда, они несут солидарную ответственность.
Соглашения об устранении ответственности Лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица и членов коллегиальных органов, ничтожны
Субсидиарная ответственность единственного участника вводится. Это Означает, что Проект закрепляет одно из положений доктрины «»снятия корпоративной вуали»». Юридическое лицо перестает быть способом ограничения ответственности участников юридического лица.
Особенности реорганизации вводятся, связанные с определенными ограничениями реорганизации. Вводится возможность признания реорганизации несостявшейся, и своего рода возвращение Юридического лица к ситуации, которая была до реорганизации, но с учётом возникших прав и обязанностей.
Проект ГК предусматривает в качестве последствия не представления документов отчетов втечение последних 12 месяцев, в виде признания его фактически прекратившим деятельность. Предусматривает возможность исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ. Раньше аналогичная норма была в ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей”.
Проект более четко характеризует, что может быть вкладом. Вкладом могут быть деньги, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных обществ и товариществ, государственные и муниципальные облигации, исключительные и иные интеллектуальные права, а также права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом. Вкладом может быть то, что подлежит денежной оценке. Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники не вправе определить денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.
Проект ГК относительно минимального размера уставного капитала хоз. обществ отсылает к ФЗ “Об АО”.
Вводится корпоративный договор, как своеобразный аналог акционерного соглашения. Установлены определенные правила, связанные с действием этого договора. Например, в отличии от акционерного соглашения, нарушение корпоративного договора может являться основанием для признания недействительными решений органов хозяйственного общества по иску стороны данного договора при условии, что на момент принятия органом хозяйственного общества соответствующего решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества, а признание решения органа недействительным не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
НПАО — непубличные акционерные общества
Можно выделить следующие особенности НПАО, по сравнению с ЗАО:
НПАО, также как и ЗАО, не может распространять акции путём открытой подписки.
Отличие - НПАО в отличии от ЗАО может устанавливать преимущественное право приобретения акций по своему усмотрению, а не императивно, как это было в случае с ЗАО.
Возможность предусмотреть порядок преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций или иных ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Здесь на мой взгляд возникает вопрос как толковать эти слова, означает ли это, что учредители могут другой порядок предусмотреть, по сравнению с тем, что есть в законе? Или они могут установить это преимущественное право, и порядок его осуществления, но в законе преимущественное право не установлено, Или в законе есть указание на преимущественное право, но там не определен порядок, и они могут его сформулировать в уставе, но тогда возникает вопрос, а если не сформулируют?
На мой взгляд законодатель имел ввиду, возможность предусмотреть преимущественное право, а в законе его не будет. Такой вывод сделан мной на основании того, что в предыдущих пунктах, когда законодатель хотел показать, что можно установить правило отличное от закона, он так и писал, что “можно установить“отличные от закона правила”, в данной же ситуации он этого не делает, значит в законе не будет общего правила в виде преимущественного права. На мой взгляд необходимо указать было, что “учредители могут установить преимущественное право приобретения акций и порядок осуществления данного преимущественного права”. Такой вариант толкования кроме того соотносится с общей тенденцией отказа от ЗАО, по причине того, что они имеют схожесть с ООО в связи с преимущественным правом. Это отражено и в п.4.1.6 Концепции развития гражданского законодательства. Ситуация прояснится, когда вступит в силу ФЗ “Об АО”, в новой редакции. Если же даже рассмотреть третий предложенный вариант толкования(буквальный), получается право есть в законе, но порядка нет, и его предусматривать не обязательно. А если нет порядка осуществления права, то и право осуществлено быть не может, право которое не может быть осуществлено, и право то достаточно сомнительное. А следовательно возможность предусмотреть порядок в Уставе и есть фактически установление возможности осуществления этого права.
Вывод: Преимущественное право приобретения акций будет, но не совсем понятно, будет ли оно в качестве общего правила в законе(которое можно изменить), или в качестве возможности предусмотреть его в Уставе или корпоративном договоре.
Корпоративный договор в НПАО не подлежит раскрытию.
Принятые общим собранием участников решений и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются для непубличного акционерного общества - путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. В отличии от действующего ФЗ “Об АО”, который предусматривает порядок оглашения решений общего собрания.
Предусмотрена возможность передавать некоторые полномочия, отнесенные к компетенции общего собрания на рассмотрение наблюдательного совета. Важно отметить, что Проект ГК в отличии от действующего ФЗ “Об АО”, предусматривает, что могут быть переданы любые полномочия, за исключением случаев прямо названных в Проекте ГК. В свою очередь действующий ФЗ “Об АО”, указывает, что Полномочия могут быть ПЕРЕДАНЫ, только в тех случаях , которые предусмотрены в законе.
В отличии, от действующего ФЗ “Об АО”, Проект предусматривает возможность закрепления за наблюдательным советом общества полностью или в части функций коллегиального исполнительного органа общества либо об отказе от образования исполнительного органа, если его функции осуществляются наблюдательным советом. В отличии, от действующего ФЗ “Об АО”
Появились возможности отказываться от создания ревизионной комиссии, изменять порядок созыва подготовки и проведения общих собраний, возможность устанавливать иные правила касающиеся количественного состава наблюдательного совета.
ПАО — публичные акционерные общества
Предположим, что бывшее ЗАО решило публично размещать акции (путем открытой подписки) или в своем фирменном наименовании дописать “публичное”, тогда бывшее ЗАО станет ПАО и на него будут распространяться особые правила:
Принятие решения общим собранием участников хозяйственного общества и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются для публичного акционерного общества — лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.
Информация о корпоративном договоре, заключенном акционерами публичного акционерного общества, должна быть раскрыта в пределах, порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Публичное акционерное общество обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.
Если общество не является публичным, то оно ВПРАВЕ представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус, и как следствие станет публичным.
Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня включения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, отражающем указание на его публичный статус.
В публичном акционерном обществе образуется наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти.
Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрено преимущественное право приобретения отчуждаемых акций иными лицами или согласие на их отчуждение.
Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом.
При этом публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций.
Будут предусмотрены и другие требования в ФЗ “Об АО”.
juryev.ru
Непубличные акционерные общества — Юридическая фирма «Шулятьев и партнеры»
Такая неизвестная ранее российскому гражданскому законодательству организационная правовая форма юрлиц, как «непубличное акционерное общество», введена в юридический оборот совсем недавно, а именно с принятием 05.05.2014 года федерального закона под № 99-ФЗ. Этим нормативным правовым актом введено деление всех обществ, в том числе акционерных, на непубличные и публичные. Соответственные нормы включены и в Гражданский Кодекс путем добавления отдельной статьи 66-3.
Таким образом, с 1 сентября 2014 года (это день вступления в действие закона № 99-ФЗ) все желающие получают возможность создавать свои акционерные общества в форме непубличных. Кроме того, автоматически будут признаны непубличными действующие акционерные общества, которые не отвечают требованиям публичности, установленным статьей 66-3 Гражданского Кодекса.
Напомним, что согласно части 1 данной статьи, признаками публичности акционерных обществ считаются следующие:
- информация о публичности акционерного общества, содержащаяся в его фирменном наименовании или же уставе
- публичное размещение (через открытую подписку) и/или публичное обращение акций и ценных бумаг общества
Если Вы желаете создать акционерное общество, но при этом не собираетесь заниматься публичным размещением и публичным обращением его акций, Первая Правовая Компания предлагает обратить внимание на такую новую форму, как непубличное общество. По сравнению с публичным акционерным обществом, акционерное общество, созданное в непубличной форме, характеризуется рядом преимуществ, главным из которых является диспозитивность в процессе его управления и деятельности. Кроме того, информация о «непубличности» такого общества совсем не должна быть указана в его фирменном названии или же уставе.
В качестве еще одного преимущества непубличного акционерного общества выступают закрепленные на законодательном уровне нормы о неразглашении и конфиденциальности содержания корпоративного договора, заключенного между акционерами-учредителями такого общества, в отличие от акционерных обществ публичного типа, информация о заключении корпоративного договора между участниками которого подлежит обязательному раскрытию и включению в единый реестр юрлиц.
Особенности управления непубличным АО
Что касается особенностей управления непубличным акционерным обществом, то они также имеют некоторые существенные отличия от других организационных правовых форм юрлиц, в том числе акционерных обществ публичного типа. Так, в законе (статья 67-1 Гражданского Кодекса) четко указано, что подтверждение решений общего собрания акционеров и состава присутствующих на нем акционеров совершается через нотариальное удостоверение или же удостоверение субъектом, который ведет реестр акционеров данного общества и выполняет полномочия его счетной комиссии.
Грамотно сформулированные положения учредительных документов такого непубличного акционерного общества, а также корпоративного договора между учредителями, предоставят его акционерам уникальную возможность самостоятельно определять как объем правомочностей самих учредителей, так порядок формирования коллегиальных органов и процедуру проведения его заседаний, а также некоторые другие важные для деятельности данного общества вопросы.
Учредительные документы непубличного акционерного общества
Юристы Первой Правовой Компании помогут подготовить проекты учредительных и других документов Вашего непубличного акционерного общества таким образом, чтобы максимально обеспечить защиту интересов его акционеров. В частности, по единогласному решению всех учредителей акционерного общества непубличного типа в его главный учредительный документ (устав) допускается включение таких положений, как:
- передача общим собранием акционеров некоторых важных вопросов на рассмотрение коллегиального органа общества (кроме ликвидации и реорганизации, внесения изменений в устав, увеличения уставного капитала и т.п.)
- передача коллегиальному органу управления полномочий исполнительного органа (полностью или же частично)
- передача единоличному исполнительному органу полномочий коллегиального исполнительного органа
- предоставление общему собранию акционеров права решать вопросы, не предусмотренные действующим законодательством
- процедура реализации преимущественного права на приобретение размещаемых акций или других ценных бумаг данного непубличного акционерного общества и т.д.
Все эти, а также некоторые другие вопросы, согласно закону, не могут быть включены в устав акционерного общества публичного типа. Поэтому в процессе формулировки положений устава будущего акционерного общества нужно обращать особое внимание на содержащуюся в нем информацию касательно порядка формирования органов управления, их полномочий, процедуры принятия решений и т.д.
Мы категорически не рекомендуем копировать учредительные документы действующих обществ, а также использовать выложенные в Интернете образцы, так как Вы не можете быть абсолютно уверены в том, что они отвечают всем требованиям действующего законодательства, особенно последним нововведениям от 05 мая 2014 года.
Только квалифицированная подготовка учредительных, а также других необходимых для регистрации непубличного акционерного общества, документов может быть залогом успеха на пути к его созданию. Понимая всю важность этого вопроса, Первая Правовая Компания готова предложить профессиональную помощь своих специалистов в процессе создания Вашего акционерного общества в непубличной форме.
Обращайтесь к нам по контактам, указанным на данном сайте, и мы поможем составить Ваши учредительные документы самым оптимальным образом. Кроме того, Первая Правовая Компания предлагает полное сопровождение всего процесса создания непубличного акционерного общества, а также дальнейшее его юридическое и бухгалтерское обслуживание.
first-legal.ru
Публичные и непубличные общества | Сам себе адвокат
Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство .Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.
Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:
— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества
Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
— полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)
— КФХ
— хозяйственные партнерства
— производственные кооперативы
Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).
Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).
Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).
Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.
С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.
Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.
С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — «Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — «Акционерное общество «Армаис» ;
— общества с ограниченной ответственностью — «Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .
При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.
В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».
С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции ;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.
До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).
Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.
Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.
Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела . Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.
Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.
Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании .
В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах . Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.
Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ
Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.
Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.
К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.
Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии
Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.
В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).
Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.
Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.
Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.
С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.
Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.
Дальнейшая судьба ЗАО
В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.
Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.
Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.
Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания
pershickow.ru