Об инвестиционной деятельности – » , » 25.02.1999 N 39- ( ) /

ФЗ 39 111 156 160

Инвестирование считается сложным и многогранным явлением в экономике рыночного типа. Здесь взаимодействует огромное количество участников, среди которых можно выделить частные лица (резиденты, нерезиденты), предприятия, организации и государство.

В инвестиционной деятельности каждый участник преследует определённые цели, однако главной целью инвестирования считается приумножения капитала, выраженного в денежной форме.

В процессе инвестирования часто возникают определённые противоречия, особенно в том случае, когда инвесторы не могут сойтись на одном варианте в решении тех или иных вопросов. Именно по этой причине бизнес-деятельность нуждается в тщательно разработанной законодательной базе, которая позволила бы осуществлять менеджмент инвестиционных процессах в рамках правового поля.

Содержание статьи

Законодательство

В любой стране экономические отношение в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Помимо этого, возможности и ответственность всех участников инвестиционного процесса должны быть чётко сформулированными. Именно по этим причинам государство ставит перед собой задачу формирования качественной и применяемой законодательной базы.

Инвестиционное законодательство представляет собой систему законов, которые направлены на регулирование того или иного аспекта инвестирования. К примеру, это может быть закон, целью которого является регламентирование инвестиционной деятельности, возникшей между представителями разных стран. Если в государстве развита деятельность инвестиционных институтов, это становится необходимостью для разработки регулирующего процессы и взаимоотношения закона.

Инвестиционная деятельность

В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.

Главными задачами создания такого закона стали:

  • определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;

  • способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.

Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.

Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности[…]» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.

Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.

Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.

Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

Иностранные инвесторы

Следующий закон об инвестиционной деятельности применяется в экономических отношениях, возникших в результате осуществления инвестиционных операций зарубежными экономическими субъектами. ФЗ 160 «Об иностранных инвестициях» действует на протяжении шестнадцати лет. Он создан с целью определения особенностей деятельности, осуществляемой в пределах России инвесторами-нерезидентами.

Закон выполняет следующие функции:

  1. способствует поступлению иностранного капитала в экономику России;
  2. способствует эффективному использованию инноваций и технологий, поступивших из зарубежья;
  3. предоставление гарантий нерезидентам, осуществляющим инвестиционные операции на территории Российской Федерации;
  4. способствование соблюдению норм международного инвестиционного права.

Закон об инвестициях в РФ, осуществляемых нерезидентами, не применяем в регулировании операций вкладывания капитала в развитие финансовых посредников и организаций, относящихся к гуманитарной сфере, зарегистрированных на территории России. Закон не применяется на деятельность субъектов, зарегистрированных на территории с особыми экономическими условиями.

Во второй статье разъясняются основные понятия, применяемые в инвестиционной деятельности, реализуемой иностранными экономическими субъектами.

Третья статья посвящена нюансам регулирования на территории России деятельности иностранных инвесторов.

В четвёртой статье Закона подаётся информация о правовом режиме работы зарубежных инвесторов и предприятий, финансируемых иностранными инвесторами. В статье прописаны особенности деятельности предприятий и их структурных подразделений, финансируемых за счёт средств зарубежных инвесторов. Также здесь определено понятие коммерческой организации с иностранным капиталом.

Согласно пятой статье Закона все иностранные инвесторы претендуют на получения гарантий защиты своего имущества и доходов от последствий негативных ситуаций. В шестой статье подаётся информация о гарантии иностранным инвесторам в сфере использования различных форм инвестирования.

Статьи с седьмого по десятый номер посвящены гарантированию иностранным инвесторам защиту прав и имущества в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, возникших в результате:

  • национализации предприятий, в которые вкладывается иностранный капитал;
  • негативные изменения в конъюнктуре рынка;
  • спорных ситуаций.

Статьи под номером одиннадцать и двенадцать регулируют денежные потоки, которые ассоциируются с инвестиционной деятельностью иностранных субъектов, а также их перемещение в пределах России или за рубеж.

Тринадцатая статья закона об инвестициях иностранных инвесторов регулирует операции приобретения ценных бумаг иностранным инвестором или организацией с иностранным капиталом. В четырнадцатой статье речь идёт о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам в операциях приватизации. В следующей, пятнадцатой, статье подана информация о правовом регулировании операций приобретения иностранным инвестором материальных активов.

В шестнадцатой и семнадцатой статье ФЗ об инвестициях, осуществляемых иностранными инвесторами, речь идёт о предоставлении льгот, касающихся таможенных платежей и льгот, предоставляемых другими экономическими субъектами РФ иностранным инвесторам.

В восемнадцатой статье расписаны особенности регулирования действий иностранных инвесторов в сфере конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства. В следующей статье закона речь идёт о страховании иностранным инвестором своего имущества на территории РФ.

Двадцатая статья призвана регулировать действия по созданию и ликвидации компаний с иностранными инвестициями. В следующей статье подана информация о правовом регулировании создания и ликвидации филиалов таких компаний.

Двадцать вторая статья закона подаёт информацию о требованиях касательно деятельности и оценки капитала филиала компании с иностранными инвестициями. В следующей статье освещаются особенности разработки и реализации политики государства в сфере инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

В двадцать четвёртой статье определён федеральный орган, отвечающий за процедуру привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Статьи от двадцать пятого по двадцать восьмой номер регулируют особенности применения и вступления в действие данного закона.

Социальное инвестирование

111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» призван регулировать операции, осуществляемые в сфере формирования пенсионных накоплений и их возможного дальнейшего инвестирования. Закон состоит из сорока трёх статей, призванных определять особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств. Также закон содержит информацию об особенностях контроля операций по формированию пенсионных накоплений со стороны государственных органов и общества.

Фонды

156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» призван регулировать экономические отношения, возникшие в сфере привлечения денег или других активов с помощью размещения акций и подписания договоров управления ними с целью их дальнейшего вложения в иные экономические объекты.

Подавая информацию об инвестиционных фондах, федеральный закон формирует понятие инвестиционного фонда. Согласно закону это комплекс имущества, принадлежащий акционерному обществу или юридическим (физическим) лицам. Управление имуществом фонда осуществляется в интересах инвесторов от лица управителя.

Закон «Об инвестиционных фондах» не регулирует отношения в сфере управления компаниями, не имеющих признаков инвестиционного фонда.

Закон состоит из четырнадцати глав, призванных регламентировать те или иные операции в сфере управления инвестиционными фондами.

Вторая глава ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит в себе статьи, регулирующие деятельность акционерного инвестиционного фонда и его руководства.

В третьей главе подана информация об особенностях деятельности, оценки имущества, заключения договоров и управления паевыми инвестиционными фондами.

В четвёртой главе закона содержаться статьи, регламентирующие операции с инвестиционными паями. В пятой главе подана информация об условиях окончания деятельности паевых инвестиционных фондов.

Шестая глава закона содержит основные требования к активам инвестиционных фондов. В следующей главе подана информация об особенностях оценки чистой стоимости активов фондов.

Восьмая глава регламентирует деятельность управляющих компаний. Следующая глава закона определяет проведение контроля над операциями с имуществом паевых и акционерных фондов.

Глава десятая закона, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, определяет особенности формирование реестра лиц, владеющих инвестиционными паями. Следующая глава закона определяет особенности проведения аудита результатов деятельности акционерных фондов и управляющих компаний.

Двенадцатая глава подаёт информацию о публикации информации о деятельности инвестиционных фондов. Следующая глава определяет полномочия, которыми наделён Банк России и организации, характеризующиеся самоуправлением. Последняя глава определяет положения, представляющие заключительную часть закона.

Какие страны обеспечивают приток инвестиций и как он происходит.

Определение международной инвестиционной деятельности.

Основная суть и цели социально-ответственного инвестирования.

Какими бывают виды накоплений и в чем заключается разница между ними.

kudainvestiruem.ru

Инвестиционная деятельность это. Что такое инвестиционная деятельность

Инвестиционная деятельность это осуществление инвестиций и практических действий чтобы эти вложения приносили прибыли либо добивались того эффекта, который необходим для инвестора.

Понятие и сущность инвестиционной деятельности скрыто во вложениях различного рода и формы (материальных, нематериальных, финансовых), а также в целях этого вложения. Целью может выступать получение прибыли, развитие и повышение капитализации экономического субъекта и т.п.

Без планомерного и продуманного осуществления инвестиционной деятельности не может успешно функционировать ни одна коммерческая компания. Экономическая, финансовая, хозяйственная и производственная деятельности напрямую зависят от успешности осуществляемых инвестиций конкретной экономической единицей.

Цели инвестиционной деятельности деятельности зависят и регулируются инвестиционной политикой и стратегией субъекта. Цели могут иметь стратегический, финансовый, социальные и другие характеры. Каждая цель определяет способы необходимые для её достижения.

Особенности инвестиционной деятельности определяют структуру, динамику и характер взаимоотношений между участниками этого процесса. Незнание особенностей способно нанести непоправимый ущерб на результат инвестиций либо на имидж инвестора.

Принципы инвестиционной деятельности направлены на повышение эффективности и увеличения отдачи от инвестиций. Существуют базовые принципы, соблюдая которые инвестор либо инвестиционная компания способна обеспечить себе приемлемый уровень выгоды получаемой от вложений.

На сегодняшний день увеличение капитализации и роста стоимости экономического субъекта , а также улучшения долгосрочных экономических показателей является основой здорового функционирования и развития производственного процесса. Все это осуществляется благодаря инвестиционной деятельности. Успешная инвестиционная деятельность способна обеспечить снижение затрат на производство, расширить рынки сбыта и найти покупателя на реализуемые товары и услуги, укрепить позиции экономического субъекта на фоне конкурентов и т.д.

Тщательно разработанная инвестиционная политика на фоне успешной её реализации в форме инвестиционной деятельности является залог к успешному ведению бизнеса.

Виды инвестиционной деятельности

Виды инвестиционной деятельности различаются по формам и могут быть материальными и нематериальными

  • Прямая инвестиционная деятельность, это непосредственное вложение капитала в производство, недвижимость, оборудование
  • Финансовая инвестиционная деятельность, это вложения в ценные бумаги
  • Ссудная инвестиционная деятельность, это предоставление займа или кредита.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность находится в так называемой инвестиционной сфере. Это область, в которой осуществляются основные процессы и реальные действия субъектов инвестирования с целью получения результата от собственных инвестиций.

Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Здесь вы узнаете кто, а главное во что инвестирует.

Субъекты инвестиционной деятельности это лица, которые участвуют в инвестиционном процессе. Другими словами те, кто осуществляет вложения или способствует достижению поставленных целей.

Объекты инвестиционной деятельности это различные активы, как материальные, так и нематериальные, в которые осуществляются инвестиции. То во что вкладывают.

Участники и субъекты инвестиционной деятельности

. Узнайте все стороны, задействованные в этом экономическом процессе. А также чем каждая из сторон занимается, за что отвечает и какие права имеет.

Инвестиционная деятельность это. Методы и формы инвестиционной деятельности

Методы и формы инвестиционной деятельности могут носить абсолютно свободный характер. Главным условием здесь является то, чтобы та или иная форма была способна добиться необходимых инвестиционных задач.

Формы инвестиционной деятельности это своего рода механизмы определённые организационно правовой формой и формой их собственности. Исходя из этих факторов выделяют следующие формы собственности

  • Капиталовложения
  • Акционерные фонды
  • Паевые фонды.
Финансирование, регулирование, управление, анализ и оценка инвестиционной деятельности

Регулирования инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности проводится для общего укрепления, развития и повышения конкурентной способности экономики в целом, и инвестиционного климата в частности.

Управление инвестиционной деятельностью. Грамотное управление инвестициями предприятия и её инвестиционной деятельностью в целом, дает возможность для стабильного роста, модернизации и развития организации. А также улучшения её благосостояния и повышения её рыночной стоимости.

Оценка и анализ инвестиционной деятельности составляет 4 этапа:

  • Оценка размера инвестиционных затрат
  • Оценка размер выручки от реализации продукции
  • Оценка размер производственных затрат
  • Оценка налоги.

Для определения эффективности инвестиций, необходимо, все части инвестиционного процесса перевести в деньги и подсчитать.

Для начала это позволит вам узнать сколько стоит весь ваш инвест-проект в денежном эквиваленте , также вы заметите и выделите некоторые денежные потоки предстоящих вам инвестиций. Это позволит более трезво оценить предстоящий проект.

Перед началом осуществления инвестиционной деятельности необходимо найти надежные источники финансирования инвестиционной деятельности.

Также каждому инвестору необходимо знать правовые основы инвестиционной деятельности в той стране в которой он планирует осуществлять инвестиции.

Существуют распространенные проблемы инвестиционной деятельности, которые встречаются в подавляющем большинстве инвестиционных проектов. Знания таких проблем способно обезопасить капитал инвестора от потерь и минимизировать реальные риски.

Примеры инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность банков обладает специфическим характером и некими конкурентными преимуществами благодаря активам, которыми банк уже обладает, а также набору финансовых и не только инструментов, которые играют весомую положительную роль в их инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность страховых компаний особенна тем, что источниками для вложения выступают страховые резервы. Также особняком стоит и цель инвестиционной деятельности страховых компаний. Главной целью является неполучение прибыли, а поддержание стабильного финансового состояния благодаря инвестициям.

( Пока оценок нет )

investicii-v.ru

38. Понятие инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестициях. Гарантии для иностранных инвесторов.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

Законодательство об инвестициях

1. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» — ФЗ определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

2. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» — ФЗ определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» устанавливает следующий перечень гарантий:

1. правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ

2. использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ

3. перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу

4. компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями

5. от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ

6. обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором

7. использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм

8. права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции

9. права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

10. участия иностранного инвестора в приватизации

11. предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество

12. льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей

13. льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами РФ и ОМСУ

39. Особенности правового статуса кредитных организаций.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Виды кредитных организаций (в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности»):

1. Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

— привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности,

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

2. Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители (участники) кредитной организации должны располагать собственными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации (ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Кредитные организации подлежат гос. регистрации в соответствии с ФЗ «О гос. регистрации ЮЛ» с учётом установленного настоящим ФЗ специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Для гос. регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее, чем через месяц после подписания учредительного договора и (или) утверждения устава общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью либо после подписания договора о создании и утверждения устава акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации вместе с сопроводительным письмом на имя его руководителя документы:

— заявление о гос. регистрации, составленное по формам, утверждённым Правительством РФ,

— протоколы,

— анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации,

— документ об уплате гос. пошлины направляются в 3 экземплярах,

— устав кредитной организации и учредительный договор кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, направляются в 4 экземплярах

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.

studfiles.net

К вопросу об основных понятиях инвестиционной деятельности



Статья посвящена определению ключевых проблем и вопросов правого регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Определяется законодательная проблема инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционные процессы, государственное регулирование,фондовый рынок, международная организация комиссии по ценным бумагам.

В процессе рыночной трансформации российской экономики кардинальным образом изменился механизм макроэкономического воспроизводства, включая также инвестиционный процесс, являющийся важнейшим компонентом макроэкономики страны. В современной России инвестиционному процессу уделяется большое внимание. Причиной стала модернизация экономики, а без правильного организованного инвестиционного процесса никакая модернизация в стране невозможна. Объем инвестиций представляет собой важнейшее условие успешного осуществления воспроизводственного процесса и устойчивого развития национальной экономики. Однако без изменений и развития нормативно-правовой базы сложно не только регулировать, но и заниматься инвестиционной деятельностью. Правовое регулирование стремится к созданию системы организационно-правовых форм, направленных на защиту инвестиций, установлению гарантий их сохранности.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции определяются, как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1].

По мнению авторов И. В. Сергеева и И. И. Веретенниковой «инвестиции в широком смысле необходимо понимать как денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли (и) или иного положительного эффекта» [2]. Дж. Кейнс считает, что инвестиции — это «…прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода, … та часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления»; «…покупка отдельным лицом или корпорацией какого-либо имущества, старого или нового, дома или машины, ценных бумаг на фондовой бирже и т. д». [3].

Можно сделать вывод, что инвестиции — это не только капиталовложения в производство, но и вложения в социальную сферу, в строительство и т. д., а также вложения сбережений населения в любых их формах. Они представляют собой поток расходов, предназначенных для производства благ, а не для непосредственного потребления. Инвестиции связаны с риском, потому что процесс достижения полезного эффекта довольно длительный, может тянуться годами; успех в процессе зависит от добросовестности и профессионализма его участников, а также от того, насколько благоприятные или неблагоприятные инвестиционные условия созданы государством.

На настоящем этапе инвестиционное право требует доработок, так как в отечественной юридической литературе научно-практической сфере до последнего момента остается не исследованным в полном объёме. В работе И. З. Фархутдинова и В. А. Трапезникова инвестиционное право впервые рассматривается как отрасль права, изучаются отдельные институты общей и особенной частей этой отрасли, авторы пытаются раскрыть проблему инвестиционных процессов в рамках государства.

В России на сегодняшний день уже сформировался комплекс инвестиционных отношений, что предопределило появление соответствующего механизма правового регулирования данной сферы.

Все правовые акты, регулирующие инвестиционные отношения, условно можно разделить на две большие группы. В первую группу входят законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования экономической деятельности на территории РФ либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.

В первой группе, прежде всего, необходимо отметить Конституцию РФ, которая гарантирует необходимые условия осуществления экономической деятельности, в том числе инвестиционной, на территории Российской Федерации (ст. 8, 34, 35). Положения, являющиеся правовой основой инвестирования как гражданско-правовых отношений, определяет ГК РФ. В качестве законодательных актов различной отраслевой принадлежности можно назвать, например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О рекламе» и другие, в том числе, подзаконные акты.

Вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, составляют предметные или рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее форм в Российской Федерации. В настоящее время действует Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

Контроль на внутригосударственном уровне плотно связанно с регулированием на внешнем уровне, именно поэтому при рассмотрении многих вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью в учёт принимаются не только внутренние законы, но и международные. При этом международные правовые акты пользуются большим приоритетом на фоне внутренних (внутригосударственных) актов.

Объектами инвестиционной деятельности по законодательству РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. При этом законодательство специально запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Субъектами инвестиционной деятельности являются государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Среди субъектов инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы являются основными субъектами инвестиционной деятельности (инвестор — это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли)[4]. Инвестор может появиться на любом рынке — от рынка строительства жилья до рынка образовательных услуг, от страхования и ценных бумаг до услуг общественного питания. Государственное регулирование процесса инвестирования имеет место быть там, где важно закрепить правовой статус участников, предупредить злоупотребления и сделать этот вид деятельности привлекательным для освоения[5].

Российское государство в долгосрочной перспективе ставит стратегические задачи для повышения эффективности и конкурентоспособности производства, а для этого необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может отражаться в развитии всего общества в целом [6].

В зарубежной практике наиболее значимым источником инвестиций традиционно является фондовый рынок. В России ситуация отличается коренным образом: на долю фондового рынка в структуре инвестиций в основные фонды нефинансовых организаций, по данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 г. приходится менее 1 %. Однако перспективы развития фондового рынка в указанных целях есть, при этом коммерческие банки могли бы стать значимыми инвесторами на нем.

Одним из важнейших условий успешного функционирования фондового рынка как механизма аккумулирования ресурсов и перенаправления их в те отрасли экономики, где существует потребность в инвестициях, является эффективная система его регулирования. Для коммерческих банков регулирование имеет еще большее значение, так как именно этот фактор зачастую определяет возможность осуществления банками операций на фондовом рынке, а также масштабы и особенности таких операций[7].

Основные цели регулирования фондового рынка в целом были определены Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в своем программном документе «Цели и принципы регулирования фондового рынка»[8]. К ним относятся:

– защита инвесторов от всякого рода мошеннических и вводящих в заблуждение действий, включая инсайдерскую торговлю и т. д.;

– обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;

– снижение уровня систематического риска.

Данная постановка целей содержит как минимум два недостатка. Во-первых, цели, выделенные ИОСКО, направлены преимущественно на обеспечение защиты правомерных и законных интересов участников фондового рынка. При этом интересы государства и стратегические ориентиры развития национальной экономики не принимаются в расчет. Во-вторых, данная триада целей предполагает относительную стабильность и высокий уровень развития финансовых рынков. Ориентация на них уместна в случае отсутствия кризисных явлений, что совершенно неприменимо к существующей в настоящее время ситуации в России. Таким образом, на современном этапе развития необходимы иные ориентиры.

В России ведется работа по совершенствованию законодательства, регламентирующего инвестиционную деятельность. Так, 15 января 2015 г. в своем приветственном письме Российской Федерации участникам Четвертого российского инвестиционно-строительного форума Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ М. А. Мень указал, что в настоящее время «Минстрой России последовательно проводит работу по совершенствованию действующего законодательства, прежде всего в сфере нормативно-технического регулирования, оптимизации административных процедур и создании прозрачных условий для реализации инвестпроектов в регионах, развитию государственно-частного партнерства, повышению доступности ипотеки, тем самым внося вклад в создание благоприятных условий для привлечения в отрасль масштабных инвестиций» [9].

В последние годы на федеральном и региональном уровнях проделана существенная работа по развитию всей правовой базы контроля инвестиционной сферы. Но ряд тех направлений, которые создаются для привлечения отечественных и иностранных инвестиций не контролируются законодательными актами, из-за чего необходимо увеличить работу органов законодательной и исполнительной власти по поводу подготовки и принятию эффективных нормативных актов. Таким образом, остается надеяться на то, что нормативно-правовая база, регламентирующая эффективное правовое регулирование инвестиционной деятельности позволит в дальнейшем успешно развивать ее в России.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  2. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий) 3-е издание переработка и дополнение — М.: М 2005–560 с.;
  3. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Тип. им. Жданова, 1948. — 399 с.;
  4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 670 с.;
  5. Белицкая А. В. О месте и роли инвестиционного права в системе российского права // Предпринимательское право. — М.: Юрист, 2012, № 2. — С. 20–24;
  6. Черкасов М. Н. Инновационный потенциал российских производственных предприятий на пороге глобального экономического кризиса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 1. — С. 142–146;
  7. Кобзарь-Фролова М. Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. — М.: Юрист, 2013, № 3. — С. 11–16
  8. Objectives and principles of securities regulation / International Organization of Securities Commissions (IOSCO). June 2010. P. 2. http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD323.pdf;
  9. Мень М. А. Приветственное письмо Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участникам Четвертого российского инвестиционно-строительного форума. URL: http://www.ribf.msk.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, фондовый рынок, Россия, акт, РФ, Российская Федерация, правовое регулирование, инвестиция, инвестиционный процесс, цель получения прибыли.

moluch.ru

Закон об инвестиционной деятельности в РФ

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН от 26 июня 1991 года N 1488-1 ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР (в ред. Федерального закона от 19.06.95 N 89-ФЗ) Настоящий Закон в совокупности с другими законодательными актами РСФСР определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РСФСР и направлен на эффективное функционирование народного хозяйства Российской Федерации и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность 1. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. 2. Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Статья 2. Субъекты инвестиционной деятельности 1. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. 2. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. З. Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. 4. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством. 5. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством РСФСР. 6. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Статья З. Объекты инвестиционной деятельности Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно — гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Статья 4. Инвестиционная деятельность граждан и юридических лиц РСФСР на территории иностранных государств и иностранных инвесторов на территории РСФСР 1. Граждане и юридические лица РСФСР вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с настоящим Законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. 2. Инвестирование, осуществляемое иностранными физическими и юридическими лицами, государствами и международными организациями на территории РСФСР, регулируется настоящим Законом и Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях», а также иными законодательными актами, действующими на территории РСФСР. II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 5. Права инвесторов 1. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Не запрещенное законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом. 2. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. З. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории РСФСР. 4. Инвестор вправе передать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям и их результатам гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законом порядке. 5. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РСФСР, в соответствии с законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР. Законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, оперативного управления или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов. 6. Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РСФСР. Статья 6. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности 1. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны: соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством СССР, РСФСР и республик в составе РСФСР; выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции. 2. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности. Перечень таких работ и порядок выдачи лицензий и сертификатов устанавливаются Советами Министров РСФСР и республик в составе РСФСР. Статья 7. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности 1. Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции. 2. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь сро

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *