Менеджмент определения – Менеджмент — Википедия

Содержание

Что такое менеджмент: определение, основы, функции, виды

Порой разобраться в том, что такое менеджмент, и для чего он нужен, сложнее, чем кажется. Понимание и правильное применение этого понятия дают ключ к эффективному управлению людьми. Ниже мы подробно расскажем про менеджмент, его основы, функции, методы, задачи и виды.

Содержание статьи:

Определение менеджмента

Менеджмент — это средства, методы и виды управления людьми и производством для достижения поставленных целей. Иными словами, всё, что связано с координированием и руководством.

Главная роль в этом процессе отводится человеку, именно он, а не машина или компьютер, производят управление. Само слово «management» переводится с английского, как «администрирование, «координирование», «умение руководить».

Полный обзор понятия включает в себя расширенный список определений. Данный термин нужно понимать, как:

  • Трудовую деятельность, связанную с управлением. Определение путей развития, разработка конкретных заданий, способов их выполнения;
  • Сам процесс руководства. Если в первом случае имеется ввиду планирование и формирование стратегии действий, то здесь речь идёт о непосредственном руководстве. Это делегирование обязанностей, мотивация сотрудников, координация действий, осуществление контроля;
  • Организационную структуру, осуществляющую руководство компанией, объединением людей, государством и т. д. Например, органы власти, совет директоров предприятия и пр.;
  • Искусство управления ресурсами и персоналом, а именно – правильного распределения материальных и человеческих ресурсов;
  • Научную дисциплину по изучению менеджмента, его принципов и законов.

Этот термин одновременно означает теоретическую дисциплину и деятельность практическую.

Основы менеджмента

Вся суть руководства состоит в трёх вопросах:

  1. «Кто» и «кем» управляет;
  2. «Как» происходит этот процесс;
  3. «С помощью чего» осуществляется.

Вкратце процесс управления можно описать так:

  • Желаемое сопоставляется с реальным состоянием (задайте простые вопросы: «где мы сейчас?» и «куда мы движемся?»)
  • Требования к действиям («что необходимо сделать?»)
  • Принятие решений, выбор стратегии («какой путь и способ лучший?»)
  • Контроль и оценка («чего мы достигли, и что из этого следует?»)

В основе эффективного руководства лежит ориентация на человеческие взаимоотношения. При взаимодействии с внешней средой (например, продажи) это означает ориентацию на потребителя. В плане внутренней «кухни» — ориентацию на персонал.

Следующий важный момент – компетентность начальства. Чтобы раздавать указания, необходимо хорошо разбираться не только в бизнесе, социологии или психологии, но и в производственных процессах своей компании. Нельзя допустить «отрыва» от реальности, когда руководитель отдаёт приказы, не понимая сути работы фирмы.

Составляющие менеджмента

Этот термин включает несколько составляющих:

  1. Производство. Сюда входит обеспечение высокой отдачи производства, грамотная наладка рабочего процесса, при которой затраты минимальны, а прибыль – максимальна.
  2. Координирование работы персонала. Организация «здоровых» отношений в коллективе, налаживание связей между сотрудниками и отделами, построение оперативной сети информирования и раздачи указаний.
  3. Прогнозирование, планирование и изучение рынка.

Основные задачи менеджмента

Конкуренция требует от всех участников хозяйственных отношений максимальной эффективности. Только так можно «выжить» на рынке. Основные цели управления – обеспечение слаженной работы предприятия и контроль деятельности внутренних и внешних элементов организации.

Фирма одновременно должна быть успешной в отношениях с внешним миром (продажи, маркетинг, партнёрство) и в корпоративном плане (мотивация служащих, грамотное распределение обязанностей, оперативная работа и т. д.)

Главные задачи:

  • Развитие фирмы, сохранение её конкурентоспособности;
  • Сохранение прочных позиций на рынке, в выбранной нише, увеличение влияния, освоение новых рынков;
  • Разработка и применение новых способов и путей развития предприятия;
  • Стимулирование служащих с помощью материальных и нематериальных методов;
  • Формирование стратегии развития организации, определение способов достижения целей;
  • Анализ имеющихся и требующихся ресурсов, поиск источников их обеспечения;
  • Достижение и поддержание необходимого уровня прибыли;
  • Прогнозирование и преодоление возникших рисков без ущерба для функционирования предприятия;
  • Анализ эффективности работы, контроль выполнения поставленных целей.

Главные принципы

В основе управленческих процессов лежат определённые принципы:

  1. Разделение труда. Каждое звено производственного процесса берёт на себя определённые обязанности, имеет конкретную специализацию. Это позволяет выполнять больше задач при неизменных ресурсах.
  2. Единоначалие. Даже при условии наличия множества подразделений в одной фирме, служащий должен получать указания от одного начальника. Путаница в административной сфере ведёт к снижению производительности труда.
  3. Дисциплина и порядок. Функционирование организации строго регламентируется. Деятельность осуществляется по графику, персоналу необходимо знать свои обязанности, находиться на положенном месте. Материальные ресурсы тоже должны храниться и использоваться согласно регламенту. Обязанность руководителя контролировать исполнение регламента, штрафовать провинившихся и поощрять усердных.
  4. Распределение полномочий и взятие на себя ответственности. Ответственность лежит не только на руководителе, но и на сотрудниках, получивших задание.
  5. Справедливость. Решения, наказания и поощрения должны быть справедливыми. Это внушает уважение сотрудников и доверие к компании и начальству.
  6. Личные интересы подчиняются общественным. Интересы группы имеют приоритетное значение. Для начальства демонстрация данного принципа – хороший способ подать пример персоналу.
  7. Вознаграждение. Добросовестность, преданность интересам фирмы следует отмечать.
  8. Инициатива. Постоянный поиск новых решений, а также поощрение инициативы со стороны работников.
  9. Поддержание корпоративного духа. Создание сплочённой команды и поддержание единства с помощью разработки корпоративной культуры, совместного времяпрепровождения. Служащие должны гордиться предприятием, в котором трудятся.

Функции менеджмента

Чтобы понять важность менеджмента, достаточно подробно рассмотреть этот процесс и его функции.

Постановка целей

Определение результата, на который ориентируется вся деятельность. Правильная постановка задач нужна для того, чтобы сформировать наилучшую стратегию развития компании. Ещё этот процесс можно использовать для мотивации служащих, формирования корпоративного духа.

Планирование

Эта функция отвечает за определение и поиск ресурсов, позволяющих достигнуть целей организации. Сюда же входит разработка способов достижения поставленных задач.

Например, для повышения продаж товара нужны дополнительные денежные вложения в рекламу и маркетинг. Руководителю необходимо решить, каким образом и откуда взять эти средства и как ими распорядиться. Способами достижения цели в этом случае считаем проведение промо-акций, запуск рекламы в Интернете и т. д.

Организация деятельности

Формирование организационной структуры. Сюда относится распределение заданий и полномочий между работниками, организация их совместного труда, разработка критериев оценки работы сотрудников.

Контроль

Руководитель обязан постоянно следить за выполнением поставленных задач, анализировать эффективность труда, делать выводы о том, какие решения были уместными, а какие пользы не принесли.

Иначе говоря, он контролирует соблюдение дисциплины, производственные моменты (доставка сырья, наладка оборудования и пр.), качество товаров и услуг, график работ и на этой основе оценивает результаты труда и строит тактику дальнейших действий.

Координация

Одна из дополнительных функций, отвечающая за согласованную деятельность всех управленческих звеньев. Так как любая деятельность строится на эффективном разделении труда, необходимо собрать все звенья цепи воедино.

Различные подразделения компании нуждаются в тесной взаимосвязи и диалоге руководителей с рядовыми сотрудниками. Помехи и отклонения от заданного графика должны своевременно устраняться. Это и становится задачей менеджера.

Осуществлять координацию можно с помощью составления и согласования рабочих планов, совещаний и объявлений.

Мотивация

Эта функция нацелена на повышение производительности труда. Достичь нужного эффекта можно путём активизации сотрудников и их стимулирования. Необходимо сделать так, чтобы персонал действовал не только в личных интересах, но и в интересах компании.

Мотивация осуществляется с помощью поддержания корпоративного духа, проведения соответствующих мероприятий, поощрения, в том числе материального.

Методы менеджмента

Основные методы:

  • Экономические. Это рыночная регуляция работы компаний, материальные отношения внутри организации.
  • Административные. Так называемое «прямое действие». Административные методы связаны с дисциплиной и ответственностью, планированием и координацией.
  • Социально-психологические. В основе лежит построение взаимоотношений с партнёрами, внутри коллектива, моральная мотивация сотрудников.

В рамках функционирования предприятия сочетаются все методы в зависимости от ситуации.

Производственный менеджмент

Менеджмент делится на виды в зависимости от выполняемых задач и методов достижения желаемого.

Производственный призван обеспечить конкурентоспособность и высокий спрос на товары и услуги фирмы. В этом случае «производство» не обязательно означает промышленное предприятие, это могут быть банковские учреждения, различные коммерческие фирмы.

Данный вид включает организацию производства, построение стратегических прогнозов, использование инноваций. Задачи:

  1. Контроль работы системы, устранение и предотвращение сбоев;
  2. Оптимизация объёма выпускаемой продукции;
  3. Координация трудовых ресурсов, поддержание дисциплины и порядка, поощрение отличившихся работников, мотивационные мероприятия для персонала;
  4. Контроль рациональности использования оборудования, поддержание его в исправном состоянии.

Стратегический менеджмент

Стратегическое управление подразумевает разработку и приведение в действие намеченных путей развития предприятия. В зависимости от выбранной тактики составляется конкретный план работы.

Например, потребность в увеличении дохода можно удовлетворить несколькими способами. Увеличить масштабы выпуска продукции, повысить качество товаров и т. д.

Просчитав все возможные варианты, руководитель выбирает наиболее реальный и эффективный способ. Затем происходит планирование и распределение заданий для персонала.

Финансовый менеджмент

Простыми словами это процесс управления материальными ресурсами предприятия. В обязанности финансового директора входит управление бюджетом организации и его грамотное распределение. Он занимается анализом расходов и доходов предприятия, изучением его платежеспособности, построением рациональной финансовой политики.

Обязанности специалиста, контролирующего финансы:

  • Оптимизация денежного оборота, снижение уровня расходов;
  • Сведение финансовых рисков к минимуму;
  • Поддержание рентабельности компании;
  • Оценка финансовых возможностей и перспектив;
  • Осуществление антикризисного руководства.

Финансовый директор отвечает за то, чтобы предприятие приносило стабильный доход и не разорилось.

Инвестиционный менеджмент

Этот вид отвечает за инвестиции компании, а именно за привлечение новых инвестиций и выгодное вложение средств самого предприятия. Осуществляется главным образом с помощью долгосрочного планирования (бизнес-план) и фандрайзинга – поиска спонсоров, грантов.

Информационный менеджмент

Сбор, управление и распределение различной информации. Производится при помощи компьютерных сетей, специального программного обеспечения. Необходим для предоставления фирме актуальных сведений, изучения и прогнозирования потребностей клиента.

Функции:

  1. Регулирование делопроизводства и документооборота организации;
  2. Получение сведений о состоянии рынка, ожиданиях потребителей;
  3. Публичное представление фирмы;
  4. Упорядочивание внутренних данных (сведения о сотрудниках, производстве, финансах и т. д.)

Риск-менеджмент

Любая коммерческая деятельность потенциально связана с риском, потому обязанностью риск-менеджера становится прогнозирование и предотвращение возможных проблем.

Если неприятности уже возникли, на него возлагается обязанность минимизировать потери и попробовать извлечь выгоду из ситуации.

Поэтапно этот процесс выглядит так:

  • Определение фактора риска, оценка степени опасности, возможного урона для фирмы;
  • Подбор инструментов и методов борьбы с проблемой;
  • Разработка и осуществление риск-стратегии, призванной уменьшить убытки;
  • Оценка первых результатов проведённых мероприятий, при необходимости — доработка стратегии.

Умение просчитать риски наперёд усиливает позиции компании на рынке, снижает вероятность банкротства и способно уберечь её от невыгодных путей развития.

Экологический менеджмент

Иногда этот вид выделяют в отдельную категорию, в первую очередь он связан с охраной окружающей среды. Цель – создание и поддержание экологического производства путём рационального использования природных ресурсов, переработки отходов, минимизации вредных выбросов в окружающую среду.

Кадровый менеджмент

Описание профессии менеджера подразумевает работу с людьми. Любые задачи и цели организации достигаются при помощи персонала. Этот тип отвечает за набор, обучение, управление человеческими ресурсами.

Международный менеджмент

Регулирует внешнеэкономические отношения и связи фирмы, отвечает за экспорт и импорт, сотрудничество с другими компаниями в научно-технической сфере. Помогает повысить конкурентоспособность предприятия за счёт расширения бизнеса на территории других стран.

Рекламный менеджмент

Отвечает за эффективную рекламную деятельность и продвижение на рынке товаров и услуг компании. Главные задания — информационное обеспечение рекламных мероприятий, их планирование и постановка целей, которые должны быть достигнуты в результате.

Сюда же входит организация рекламной деятельности, её регулирование, контроль и оценка достижений.

Субъекты и объекты менеджмента

Субъекты – это личности, непосредственно осуществляющие руководство и контроль всех сфер деятельности компании. Это руководители и администраторы, занимающие свои должности на постоянной основе и обладающие полномочиями для принятия решений.

Управленческая деятельность направлена на объекты. Это любые ресурсы и структурные единицы, нуждающиеся в регулировании.

Например, персонал, производство, финансы, продажи, материально-техническое снабжение, сбыт, недвижимость.

Уровни менеджмента

Управление осуществляется на нескольких уровнях. Можно отвечать за небольшую структурную единицу компании (участок, бригада, группа), подразделение покрупнее (отдел, департамент, цех) или всю организацию. В соответствии с этими единицами различают три уровня:

Низшее звено, или линейный уровень

Так называемые «младшие начальники», контролирующие исполнение операционных действий. Принимают краткосрочные и оперативные решения. Их работа связана с большим количеством различных действий, постоянным общением с подчинёнными, психологическим напряжением.

Чаще всего отвечают за ресурсы, организацию и дисциплину небольших рабочих групп. Пример – мастер смены, старшая медсестра, завуч.

Среднее звено

Такие руководители стоят во главе крупных подразделений внутри фирмы, филиалов компании. Принимают тактические решения, отвечают за функционирование целого направления. В их обязанности входит контроль работы «младшего начальства».

Пример – декан, начальник отдела продаж, заведующий отделением, начальник цеха.

Высшее звено – топ-менеджеры

Это люди, принимающие решения на самом высоком уровне и осуществляющие стратегическое планирование.

Пример — директор организации, руководитель органа государственной власти и т. д.

Кто такой менеджер

Это человек, занимающий руководящую должность. Среди них выделяют управляющих и управленцев. Управленцы не принимают важных решений, но участвуют в управлении и имеют в подчинении некоторое число лиц.

Также менеджерами называют работников, в чьи обязанности входит общение с людьми. Это менеджеры торгового зала, офис-менеджеры, директор торгового зала. Они не имеют подчинённых и отвечают за контакты с потребителями, партнёрами, общественностью.

Необходимые навыки

Менеджер должен обладать определёнными навыками и качествами, он:

  1. Организатор. На нём лежит обязанность организовать работу предприятия в той или иной сфере (наладить поставки сырья, рекламу и пр.) и поддерживать стабильность;
  2. Психолог. Это качество необходимо для эффективного регулирования отношений в коллективе. Нужно хорошо знать своих подчинённых для стимуляции труда, решения конфликтов, построения «здоровых» отношений между начальством и работниками. Знания в области психологии, языка телодвижений помогают лучше понимать людей, действовать правильно и эффективно;
  3. Специалист в своей области. Важно разбираться во всех тонкостях своей специализации, чтобы оптимизировать рабочий процесс;
  4. Лидер, умеющий сплотить коллектив, обладает влиянием и умением оперативно действовать, принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях;
  5. Способен управлять временем, осуществлять эффективное планирование, трудиться в определённых временных рамках, контролировать соблюдение персоналом заданного графика работ;
  6. Оратор. Деятельность управляющего нередко связана с публичными выступлениями;
  7. Стрессоустойчив. Необходимая черта, поскольку лидерская работа связана со стрессами и постоянным решением проблем или их прогнозированием;
  8. Мотивирован, инициативен. Достичь успеха может только активный человек, заинтересованный в результатах своего труда;
  9. Хороший учитель. Важно умение объяснять и показывать некоторые особенности работы на своём примере.

Полезные советы для менеджера

Как добиться уважения подчинённых и рационально управлять бизнес-процессами? Необходимо соблюдать несколько правил.

Совершенствуйтесь в области влияния на окружающих. Хороший руководитель не заставляет работать, а убеждает сотрудников, что они также заинтересованы в успехе фирмы.

Налаживайте обратную связь. Постоянное взаимодействие с персоналом позволяет «держать руку на пульсе» всего происходящего и реагировать на любые помехи и неприятности быстро и эффективно.

Обратная связь помогает донести мысли и указания даже до периферийных работников (уборщиц и вахтёров).

Общайтесь с сотрудниками в перерывах, посещайте корпоративные мероприятия, поинтересуйтесь датами рождения и хобби подчинённых. Внимание к мелочам внушает уважение и доверие к начальству.

Мотивируйте окружающих. Выясняйте нужды и ценности сотрудников. Вовремя подписанный отпуск, премия к зарплате или просто задушевная беседа приносят потрясающие результаты, если сделаны к месту и для тех, кому это необходимо. Для подчинённых вы всегда должны быть примером, настоящим энтузиастом и профессионалом.

Будьте в курсе событий. Не стесняйтесь беседовать с персоналом, знание «внутренней кухни» предприятия, его культуры и особенностей помогают правильно спланировать собственные действия.

Творческий подход. Выход за рамки «сухих» отношений и процессов делает работу интересней и для менеджера, и для подчинённых. Научитесь мыслить нестандартно и оригинально, принимать нетривиальные решения, которые станут преимуществом всей компании.

Учитесь планированию. Тщательно прорабатывайте стратегию на стадии создания, обсуждайте проекты с подчинёнными, чтобы облегчить себе работу и дополнительно заинтересовать сотрудников.

Если хорошенько разобраться, оказывается, что менеджмент это намного больше принятия решений и управления людьми. Даже менеджер нижнего звена, качественно выполняющий свою работу, ведёт фирму к успеху и стабильности.

А навыки и умения хорошего управляющего пригодятся не только на работе, но и в повседневной жизни, чтобы уметь правильно ставить цели и добиваться их, планировать своё время и налаживать нужные контакты.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

p-business.ru

Менеджмент единственное правильное определение

К сожалению вынужден отметить, что лишь одна из точек зрения.

С моей точки зрения менеджмент это инструмент коммерческого управления в рыночном обществе.

Если рассмотреть три понятия «Управление», «Административная система» и «Менеджмент», то
Управление будет на верхним понятием, которое разбивается на две ветки:
«Административная система» и «Менеджмент».

То есть, я утверждаю, что есть универсальные законы управления, которые разбиваются на две подсистемы: административное управление и менеджмент.

Универсальные законы управления действуют в любом обществе.
Но могут модифицироваться в зависимости от конкретных социальных и экономических отношений.
И административная система — это совокупность конкретных законов управления, действующих в нерыночной экономике.

Сразу отмечу — что данная система понятий «по Веберу».
В частности, эти понятия Вебер рассматривает как идеальные типы. И у Вебера уточняется — что есть рыночное и нерыночное общество, так как в природе не бывает идеальных типов и всегда существует только некоторый микс денежных и неденежных отношений.

И наконец, управление как универсальная категория действует не только на производстве и в экономике. Управление действует и в политике, и в духовной и в социальной сферах. Например, в духовной сфере стоит упомянуть церковь, как мощный социальный институт с четко отлаженной системой управления и с четкой иерархией власти.

Касательно же П.Друкера хотел заметить, что по ходу работ он менял взгляд на менеджмент
Ну в самом деле, примерно было так
— менеджмент — совокупность принципов, функций, методов и техник управления
— менеджмент — совокупность людей, использующий указанные выше принципы и техники для управления организацией
— менеджмент — наука, изучающая наиболее рациональные принципы соединения людей с принципами и способами управления
— менеджмент — один из ведущих социально-экономических институтов рыночного общества, задающий наиболее продвинутые идеалы, ценности, цели и нормы поведения для большинства живущих в нем людей.

Заметьте — какая МОЩНОСТЬ — социальный институт!

Социальных институтов немного, всего пять, они призваны удовлетворять жизненные потребности общества. Это
— воспроизводство (институт семьи и брака)
— безопасность и порядок (политические институты)
— потребности в добывании средств к существованию (экономические институты)
— передача знания (образование и культура)
— духовные проблемы (религия)

И менеджмент — это социальный институт!

Тема очень мощная.
Но как всегда, сам менеджмент не даст свое определение. Это должны сделать другие. В частности — философы. Это их дело.

Материал подготовлен по следующему источнику
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс.

Если же обратиться к философской литературе, то…

www.dekanblog.ru

Вопрос 1 Что такое менеджмент?. Менеджмент

Вопрос 1 Что такое менеджмент?

Ответ

Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер. с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. – СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Существует множество определений менеджмента. Нормативное, т. е. обязательное для применения, определение менеджмента отсутствует.

Чтобы узнать, насколько различаются взгляды на менеджмент как понятие, приведем несколько определений разных авторов из разных источников.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:

Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 446.

Менеджмент (англ. management — управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики.

Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. С. 469.

Менеджмент (англ. management)  – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. редактор В. И. Данилов-Данильян. – М.: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003. С. 289.

Менеджмент – способ организации совместной трудовой деятельности людей.

Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебн. – справ, пособие. – СПб.: Специальная литература, 1995.

Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. – СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Менеджмент – процесс управления организацией (искусство и способ руководства).

Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Союз, 2002.

Менеджмент – это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление – воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Дафт Р. Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. С. 802.

Менеджмент – эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Приведенные выше определения английского термина «менеджмент» по времени относятся к рубежу XX и XXI вв. В России существует мнение, что нет смысла использовать англоязычный термин взамен русского слова «управление». К сожалению, с этим мнением нельзя согласиться. Дело в том, что в науке существует такое понятие, как эпонимия. Это означает, что новому понятию или явлению присваивается имя того, кто впервые его определил или заметил, внес наиболее весомый вклад в его изучение, добился наибольших успехов в решении связанных с ним задач или проблем. С этой позиции следует считать справедливым, что англоязычное «менеджмент» используется во всех языках мира. Это означает только одно: наибольших успехов в менеджменте достигли англоязычные нации. Американские и английские исследователи являются признанными «законодателями моды» в области менеджмента, а остальные, как правило, заимствуют, адаптируют и развивают их идеи применительно к собственным национальным условиям. Хотя у истоков менеджмента наряду с англичанином (а точнее – шотландцем) Адамом Смитом стоят француз Анри Файоль, немец Макс Вебер.

В Советском Союзе термин «менеджмент» считался буржуазным и по идеологическим соображениям не использовался применительно к отечественной практике. Отголоски такого подхода видны в определениях Нового иллюстрированного энциклопедического словаря (см.) и В. А. Абчука (см.): в обоих случаях упоминается принадлежность понятия «менеджмент» к условиям рыночной (альтернативной командной, плановой, социалистической) экономики. Получается, что в «нерыночной экономике» менеджмента попросту нет, а есть что-то другое. А именно: управление социалистическим производством. Так, в учебнике «Теория управления социалистическим производством» приводится следующее определение: «Под управлением социалистическим общественным производством понимается процесс воздействия на коллективы трудящихся, использующих средства производства, принадлежащие обществу, для изготовления продукции и оказания услуг в целях создания благоприятных условий для повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся» (Теория управления социалистическим производством: Учебник для студентов инж. – экон. спец. вузов / Под ред. О. В. Козловой. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Экономика, 1983. С. 26).

Поскольку определение понятия «менеджмент» является делом сложным и неблагодарным, некоторые авторы «толстых» учебников вообще не дают никакого определения этому понятию. Например, хорошо известный учебник М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» (М.: Дело, 2005) на с. 41 приводит определение не менеджмента, а управления: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

В условиях, когда общепринятое определение понятия отсутствует, формирование собственного определения этого понятия можно считать вполне правомерным. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет имеет давние традиции преподавания менеджмента, сложившуюся научную школу и систему взглядов на менеджмент. Поэтому собственное определение этого важного понятия является вполне правомерным. Учебное пособие «Общий менеджмент» (Дайджест учебного курса) / Под ред. А. К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 2001) дает следующее определение: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов» (с. 7).

Это определение рекомендуется к использованию автором данного учебного пособия (А. Н. Цветков).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

90 определений понятия Менеджмент | Библиотека студента

Библиотека студента

1. Менеджмент — управление социально-экономическими системами, в том числе — производственными.
2. Менеджмент – наука об управлении организацией (социальной системой, где главную роль играют люди).
3. Менеджмент — Учение о достижении целей руками других людей.
4. Менеджмент — Система управления организацией.
5. Менеджмент — Управление людьми, нацеленное на решение стоящих перед компанией задач.
6. Менеджмент — профессиональное управление коллективами работников (персоналом).
7. Менеджмент — система управления брендами.
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
8. Менеджмент — вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании труда интеллекта и мотивации поведения людей, с учетом определения их деятельности.
9. Менеджмент — процесс целесообразного воздействия на коллективы людей для организации и координации деятельности в процессе производства.
10. Менеджмент — вид деятельности превращающий неорганизованную толпу в эффективную, производительную и целенаправленную группу.
11. Менеджмент — это искусство получения работы, сделанной посредством других.
12. Менеджмент — это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм.
13. Менеджмент — это отрасль управленческой деятельности.
14. Менеджмент — Стадия управленческого процесса с использованием достижений науки
управления.
15. Менеджмент — Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления.
16. Менеджмент — это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с
целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного
потенциала данного социального объединения.
17. Менеджмент — это процесс управления производством и производственным персоналом.
18. Менеджмент — это совокупность мер по управлению предприятием.
19. Менеджмент – это деятельность менеджеров различных уровней, или manage – это управление.
20. Менеджмент — это искусство и наука управления в общем, он имеет как научную, так и прикладную, практическую сторону.
21. Менеджмент – универсальный вид человеческой деятельности, поскольку направленное на достижение целей руководство использованием ресурсов и стремление к высокой производительности имеют место в любой коммерческой и некоммерческой организации.
22. Менеджмент — необычно сложное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от спорта до социальных движений).
23. Менеджмент – способ, манера обращения с людьми.
24. Менеджмент — особого рода умения и административные навыки.
25. Менеджмент – административная единица.
26. Менеджмент – орган управления.
27. Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей
28. Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм
29. Менеджмент – власть и искусство управления.
30. Менеджмент – искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.
31. Менеджмент – интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
32. Менеджмент – искусство управления, которое базируется на том, что организация — это сложное социально — технические системы.
33. Менеджмент – совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
34. Менеджмент – феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры в различных масштабах.
35. Менеджмент – особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов.
36. Менеджмент – управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
37. Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
38. Менеджмент — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
39. Менеджмент — организация воздействий, направленных на достижение целей.
40. Менеджмент — сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.
41. Менеджмент — как наука изучает все процессы, происходящие на предприятии, а также законы, закономерности в деятельности предприятий.
42. Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия .
43. Менеджмент — это особый класс руководителей в индустриальном обществе .
44. Менеджмент — управление как творческая деятельность .
45. Менеджмент — это высшее руководство .
46. Менеджмент — это особый орган предприятия .
47. Менеджмент — дисциплина, изучающая процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров.
48. Менеджмент — непосредственно процесс управления.
49. Менеджмент — аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.
50. Менеджмент — орган предприятия задачей которого является поддержание устойчивого функционирования организации.
51. Менеджмент — орган организации задачей которого является развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.
52. Менеджмент — управление, ориентированное на успех .
53. Менеджмент — деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую.
54. Менеджмент — система руководства предприятием с целью получения социально-экономической прибыли в рамках законодательства.
55. Менеджмент — это воздействие управляющей системы(субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
56. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
57. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование.
58. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью.
59. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
60. Менеджмент — наука об умении достигать поставленных целей.
61. Менеджмент — науку и искусство побеждать.
62. Менеджмент — это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
63. Менеджмент — целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.
64. Менеджмент — вид деятельности с помощью которого можно научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность товара.
65. Менеджмент — орган управления первичной задачей которого является принятие решений.
66. Менеджмент — управленческая деятельность, охватывающая прогнозирование, организацию,
управление, координацию и контроль.
67. Менеджмент — это искусство руководить и достигать желаемого.
68. Менеджмент — это современная система управления, которая более полноценно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений.
69. Менеджмент — это управление, но управление в условиях и на основе такого инструмента, как рынок.
70. Менеджмент — это синтез науки, искусства и опыта.
71. Менеджмент — это самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, требующая вдумчивого освоения .
72. Менеджмент — это «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», управленческое искусство.
73. Менеджмент — это синтез науки (теории, концепции, принципы) и искусства (опыт и навыки).
74. Менеджмент — сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.
75. Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности .
76. Менеджмент — теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка .
77. Менеджмент — процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации .
78. Менеджмент — это управление производством или коммерцией.
79. Менеджмент — это процесс, при котором субъект управления координирует все процессы, происходящие внутри организации, и добивается целей, поставленных перед собой, с помощью использования различных ресурсов (человеческий ресурс, оборотный капитал, технология, информация).
80. Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
81. Менеджмент — как собирательное от слова «менеджер» это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
82. Менеджмент — специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
83. Менеджмент — область знаний, как наука представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
84. Менеджмент — как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
85. Менеджмент — искусство управления, которое базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды.
86. Менеджмент — спец. орган, который призван условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок.
87. Менеджмент — процесс управления, направленный на постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций на предприятии не только в настоящем, но и в будущем.
88. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей.
89. Менеджмент — процесс сочетания ресурсов для достижения поставленной цели.
90. Менеджмент — это собирательное понятие, обозначающее менеджеров одной организации.

 

2009-03-08 23:29:08 Учебники — вернуться к списку

www.studd.ru

Что такое менеджмент?

Термин «менеджмент» означает «управление». Управление представляет собой организацию воздействий, направленных на достижение целей. Таким образом, менеджмент – это сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус», что в переводе означает «рука»; первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позднее это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями (предприятиями).

Какие существуют определения менеджмента?

Существует множество определений менеджмента:










Авторы определенияОпределение
В.А. Абчукуправление – это наука, позволяющая находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на окружающих
Р. Баттрикуправление – это организация и реализация целенаправленных воздействий
П.Ф. Друкеруправление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу
А.В. Карповуправление – это совокупность форм, методов и приемов научно обоснованного установления взаимодействия между элементами производственной системы исходя из ее целей и единства функций
В. Кноррингуправление – это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов
С.Н. Князевуправление – это информационный, целенаправленный процесс воздействия на коллективы людей, обусловленный действием объективных экономических законов общества и обеспечивающий целенаправленное поведение этих коллективов при изменяющихся внешних и внутренних условиях путем принятия управленческих решений
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоуриуправление – это процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь сформулировать и достичь целей
А. Файольуправление – это функция административного персонала, направленная на повышение эффективности деятельности организации

Какова роль менеджмента на предприятии?

Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений. Именно менеджмент обеспечивает связанность и интеграцию экономических процессов на предприятии, в регионе, в стране.

Как показывает опыт, многие аспекты теории управления инвариантны социально-экономической системе и политическому устройству общества. Общие законы управления в различных системах (в технических устройствах, в живых организмах и общественных организациях) изучаются кибернетикой (от гр. kybernetikc – искусство управления). К кибернетическим системам относят такие сложные вероятностные системы, как экономика предприятия, отрасли, региона, человеческий мозг и др.

В сфере производства уровень управления, как правило, обусловливает перечень и содержание управленческих задач. На предприятиях независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, ради чего создано и функционирует предприятие) до методов сбыта продукции и полной ответственности за успех или неудачу деятельности.

В условиях конкуренции эффективность – главное условие выживания фирмы и главная цель менеджмента. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды – на потребителя, в части внутренней среды – на персонал.

Следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент: во-первых, это способ, манера общения с людьми, во-вторых, это власть и искусство правления, в-третьих, это особого рода умелость и административные навыки. Наконец менеджмент – это и еще орган управления, административная единица.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и предприятием в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей предприятия посредством привлечения других людей. Субъектом этого процесса является менеджер, то есть руководитель любого уровня управления, будь то директор предприятия, начальник производственного участка, глава юридической консультации, главный врач в медицинском учреждении и т.п.

Как можно охарактеризовать символический ключ менеджмента?

Символический ключ менеджмента: «цели-человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде – на потребителя, во внутренней – на персонал».

В науке современного менеджмента выделяют следующие черты:

  • системный подход к управлению;
  • ситуационный принцип управления;
  • определяющая роль организационной культуры;
  • механизация и автоматизация управленческих процессов;
  • демократизация управления;
  • интернационализация менеджмента.

Почему необходимо изучать менеджмент?

Попробуем объяснить, почему так важно изучать в настоящее время менеджмент как учебную дисциплину.

Предположим, вы работаете во главе собственного предприятия. О чем вы как руководитель считаете в первую очередь? Наверное, о том, как организовать производство и есть ли для этого объективные факторы. Важным вопросом при этом является организация взаимодействия сотрудников для реализации поставленных целей. Вы также думаете о том, как получить максимальную прибыль, заплатить налоги, расплатиться с долгами, какой объем финансовых средств направить на развитие предприятия и, наконец, как распределить прибыль между собственниками и работниками предприятия. Итак, какую роль вы играете, пытаясь найти ответы на все эти сложные вопросы?

Вы можете быть экономистом, технологом, юристом, конструктором, банкиром… Но, независимо от того, чем занимается ваша фирма (производством, юридическими консультациями, торговлей, посредническими услугами), вы, прежде всего, менеджер, т.е. организатор и вдохновитель всей вашей деятельности как внутри предприятия, так и в его отношениях с внешней средой.

Вы наметили цели, сформировали коллектив единомышленников, который вместе с вами трудится для достижения этих целей, или вам еще предстоит сформировать такой коллектив. При формировании коллектива вы исходите из того, что ваши сотрудники имеют свои собственные цели, которые также необходимо учитывать. Вы производите продукцию, которую необходимо сбывать, это означает, что нужно найти рынки сбыта. Занимаясь сбытом продукции, вы должны думать о том, что делают ваши конкуренты, научиться влиять на них. Одновременно со всем этим вы должны постоянно думать о развитии и совершенствовании работы на вашем предприятии, чтобы вовремя перейти на выпуск новой продукции, реконструировать действующее производство или закрыть его.

Существует ли у вас научная база для решения перечисленных проблем? Наверное, трудно управлять без опыта и знаний, которые должны постоянно обновляться? А как управлять, если опыта и знаний нет вовсе? Вот тут и поможет менеджмент. Он знакомит с современными методами управления и особенностями их применения в условиях различных предприятий, учит использовать свои знания о конкретной экономической ситуации. Менеджеры обязаны оперативно принимать управленческие решения, которые должны быть как эффективными, так и соответствовать действующему законодательству. Менеджмент учит, как организовать четкую работу предприятия, при этом работники должны ясно понимать, что, как и для чего они делают.

Для того, чтобы предприятие могло добиться своих целей, его задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является весьма важной деятельностью. Оно является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени требует координации. В управлении нуждаются не только производство и сервисно-консультационные организации, но и государство, регионы, области, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения. Кстати, философы древности считали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

Из каких компонентов состоит современный менеджмент?

Комплекс менеджмента состоит из следующих компонентов: стратегический менеджмент, управление персоналом (или персональный или кадровый менеджмент), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый менеджмент), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимостью, инновационный менеджмент (управление развитием), управление качеством продукции или услуг.

  1. Стратегический менеджмент – постановка и достижение главных стратегических задач, что включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии.
  2. Управление персоналом – все цели организации достигаются посредством людей – важнейшей составляющей системы управления.
  3. Управление технологическими процессами осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств.
  4. Управление финансами – осуществляется через распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности.
  5. Управление материально-техническим снабжением решает задачи обеспечения поставок сырья, материалов, оборудования, инструментов и других необходимых изделий.
  6. Управление сбытом осуществляется на основе маркетинговой деятельности, включающей мониторинг внешней среды.
  7. Управление недвижимостью: эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с недвижимостью.
  8. Инновационный менеджмент, т.е. управление развитием – необходим для сохранения и повышения эффективности организации в меняющихся условиях, при этом планируются, организуются, мотивируются и контролируются нововведения.
  9. Управление качеством является обязательным для поддержания конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной конкуренции.

Какие выделяют вехи в развитии менеджмента?

Краткая характеристика основных направлений в менеджменте:

  1. школа научного управления (рационалистическая школа) (1885-1920) – основатели: Тейлор, Гилберт. Основной принцип, главная идея – рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
  2. административная (поведенческая) школа – 1920-1950 г.г. – А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея – существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
  3. школа человеческих отношений (1930-1950г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу. Основная идея: для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
  4. поведенческая школа (1950-настоящее время), представители – Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк. Центральная идея: эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
  5. количественная школа (1950-настоящее время) – Винер, Акофф, Берталанфи. Основная идея: оптимальные управленческие решения можно найти с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.

topknowledge.ru

Определение понятия «менеджмент»

Понятие «менеджмент», как и определение любой другой сферы человеческой деятельности, охватывающей обширные области применения, многогранно и имеет большое количество толкований.

Существует множество определений понятия «менеджмент». Каждый автор научных трудов, учебников и даже простой студент, обучающийся по данной специальности, формулирует собственное определение, которое основано на жизненном и трудовом опыте. При дальнейшем ознакомлении с этим справочником вы встретите разные вариации определения понятия «менеджмент», которые даже в какой-то мере могут (и будут) противоречить друг другу. Это объясняется объективно существующими различиями применения принципов, методов и подходов к управлению в разнообразных видах деятельности.

На наш взгляд, общее определение менеджмента таково: это сознательное и управляемое объединение усилий и действий различных людей, сведенное в одну систему, которое позволяет достигать заранее определенных целей путем решения и выполнения разнообразных задач.

Менеджмент как понятие это:

  • вид трудовой деятельности, последовательное исполнение определенных действий, направленных на достижение конкретных целей;
  • сам по себе процесс управления, выполнение определенных функций, включающий в себя прогнозирование, планирование, координацию, осуществление контрольных функций, анализ, стимулирование деятельности;
  • орган управления какой-либо организацией, объединения, группы людей, территориальной единицы и т.д., т.е., структура, которая осуществляет целенаправленные действия по управлению определенным объектом;
  • научная дисциплина, предметом которой выступает процесс управления людьми другими людьми;
  • учебная дисциплина, изучающая все процессы управления.

Взгляды на управление (а соответственно, и толкование функций, целей, задач, стоящих перед менеджером) значительно менялись с течением времени.

Развитие общественных отношений, технологий производства, совершенствование технологий связи и обработки информации и другие факторы развития человечества влияли на понимание того, что собой представляет менеджмент как вид деятельности.

Научные подходы к менеджменту

В основе любых теорий и научных подходов к менеджменту всегда лежат три основополагающих явления:

  • цели и задачи,
  • человек как субъект и объект управления,
  • сам по себе процесс управленческой деятельности.

В первоначальных теориях и учениях об управлении, которые заложили основы современных представлений о менеджменте, какое-либо из этих явлений являлось доминирующим, и вся концепция выстраивалась с упором на него.

В процессе развития управленческой науки, с формированием значительной практической и теоретической базы, все большее развитие стал получать синтетический подход, для которого характерно объединение этих и других явлений в органичное целое.

Следует также отметить, что не существует единого, общепризнанного, всеобъемлющего, являющегося стандартом определения понятия «менеджмент». Каждый автор учебников, научных трудов, практикующие менеджеры по-своему истолковывают это понятие.

Кроме того, в литературе можно встретить рассуждения о различии понятий «менеджмент» и «управление». Основная масса авторов считают эти понятия идентичными, но существует и другая точка зрения.

Она сводится к тому, что менеджмент – это частный случай более общего понятия «управление», что менеджмент как процесс управления применим лишь к чему-то, что обладает волей и разумом. Объектом управления (в значении «менеджмент»), согласно этим взглядам, может быть:

  • конкретный человек;
  • коллектив – то есть некоторая общность людей, объединенная по признаку единства вида деятельности;
  • социум – большая устойчивая социальная общность, связанная единой экономической и культурной жизнью.

spravochnick.ru

Менеджмент

18

Филиал
Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического
университета в г. Череповце

С.В
Бойко

Тема 1.1. Сущность и содержание менеджмента

Лекция

Череповец,
2003

Тема 1.1. Сущность и содержание менеджмента Содержание лекции

Научные определения
менеджмента и его аспекты. Менеджмент,
как искусство управления, вид деятельности
и аппарат управления. Цели и задачи
менеджмента в организации. Понятие и
содержание общего и функционального
менеджмента в организации.

Организация, как
объект менеджмента. Основные элементы
организации. Система объектов менеджмента.
Уровни менеджмента в организации.

Понятие об
организации как об одном из основных
субъектов хозяйственных отношений в
рыночной экономике. Организация —
открытая социоэкономическая система.
Основные элементы организаций:
функциональные области деятельности,
элементы производственного процесса,
элементы управления.

Вопросы лекции

  1. Определения
    менеджмента и его аспекты

  2. Организация,
    как объект менеджмента

*
* *

Довольно
часто управление трактуется как функция
любых организован­ных систем
(биологической, социальной или
технической), которая обеспе­чивает
сохранение их определенной структуры,
поддержание некоторого ре­жима их
деятельности и реализацию их программ
и целей.

Управление
весьма многообразно и существует в
самых различных видах. Так, применительно
к человеческой деятельности речь чаще
всего может идти об

(1) управлении
государственном — социально-экономической
жизнью об­щества через разнообразные
институты власти;

(2)
управлении иде­ологическом, суть
которого во внедрении в сознание членов
общества концеп­ций его развития,
формируемых различными политическими
силами;

(3) управлении
социальными процессами;

(4)
управлении техническое (производственное,
то есть разного рода естественными и
технологическими процессами).

.(5)
Особый вид деятель­ности представляет
собой хозяйственное управление
производственной и экономической
деятельностью коммерческих и некоммерческих
организаций, функционирующих в рамках
системы рыночных отношений.

Таким
образом, управление выступает в качестве
осознанной целена­правленной
деятельности человека, с помощью которой
он упорядочивает и подчиняет своим
интересам элементы внешней среды
(общества, живой и неживой природы,
техники).

В
теории и практике менеджмента речь идет
о последнем виде управления, под которым
и понимают менеджмент.

Учебные
задачи лекции:

  1. Определение
    понятия менеджмента и его содержания.

  2. Выявление
    целей и задач менеджмента.

  3. Классификация
    видов менеджмента в хозяйственной
    деятельности.

  4. Определение
    понятия организации и ее структуры.

  5. Изучение
    системы управления в организации.

  1. Определения менеджмента и его аспекты

1.1. Содержание понятия «менеджмент»

Менеджмент
(англ.
management
— управление,
заведова­ние, организация) — это
управление производством или коммерцией;
совокупность принципов, методов, средств
и
форм
управления, разрабатываемых и применяемых
с це­лью повышения эффективности
производства и увеличе­ния прибыли.

Современный
менеджмент включает две неотъемлемые
части:


теорию
руководства

и
практические способы эффек­тивного
управления, или искусство управления.

Понятие
«менеджмент» прочно вошло в нашу
обыден­ную жизнь и стало привычным
для российской деловой жизни. Однако
необходимо учитывать, что речь идет о
но­вой философии, где действуют иные
системы ценностей и приоритетов.

В
связи с этим следует более подробно
остановиться на значении термина
«менеджмент». Русское
слово «управле­ние» и английское
«менеджмент» считаются синонимами,
однако в действительности их истинное
содержание весьма различается.

Употребляя
термин «менеджмент»,
мы следуем установившейся в международной
практике традиции, со­гласно которой
под ним
подразумевается вполне опреде­ленный
круг явлений и процессов. Термин же
«управление»
не является
удовлетворительным заместите­лем
термина «менеджмент» потому, что в
последнем случае речь идет лишь об одной
из форм управления, а именно об управлении
социально-экономическими процессами
посред­ством и в рамках предпринимательской
структуры, акцио­нерной компании.

Причем адекватной экономической ос­новой
менеджмента является рыночный тип
хозяйствова­ния, осуществляемый на
базе индустриальной организации
производства или коммерции.

Таким
образом, термин
«менеджмент» употребляется при­менительно
к управлению хозяйственной деятельностью,
тогда как
для других целей используются иные
термины, например:government
administration

государственное уп­равление

и public
administration
общественное
управление.

В
наших условиях следует употреблять
термины «организа­ция», «управление»
и «администрирование». Тем не менее,
государственные, общественные и иные
организации также должны использовать
принципы и методы менеджмента, если
хотят достичь своих целей при минимуме
затрат.

С
учетом изложенного в работе термин
«управление» в дальнейшем будет
употребляться, с определенной степе­нью
условности, в том же значении, что и
термин «менедж­мент», т.е. как проявление
менеджмента.

Для
того чтобы определить понятие менеджмента,
важно уточнить некоторые входящие в
него положения, прежде всего целевое
содержание.

Главной
целью менеджмента

как науки
являются разра­ботка, экспериментальная
проверка и применение на прак­тике
научных подходов, принципов и методов,
обеспечи­вающих устойчивую, надежную,
перспективную и эффек­тивную работу
коллектива (индивидуума) путем выпуска
конкурентоспособного товара.

В
то же время конечной
целью менеджмента как практи­ки

эффективного управления является
обеспечение при­быльности предприятия
путем рациональной организации
производственного (торгового) процесса,
включая управ­ление производством
(коммерцией) и развитие технико-технологической
базы.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о