Новые критерии малого и среднего предпринимательства в 2015 — СКБ Контур
Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702, они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.
Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям
Критерии | Микро | Малые | Средние |
---|---|---|---|
Средняя численность, чел. | ≤ 14 | ≤ 100 | ≤ 250 |
Выручка от реализации (без НДС), млн ₽ | ≤ 120 | ≤ 800 | ≤ 2 000 |
Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, % |
|
Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:
- использовать сокращенный рабочий план счетов;
- применять кассовый метод признания доходов и расходов;
- составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
- ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
- проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
- перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
- любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
- не применять требования: ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010;
- не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.
У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты, а также вести бухучет без применения двойной записи.
В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.
Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.
Кроме того, для субъектов малого предпринимательства Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.
Не пропустите новые публикации
Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов по острым темам
kontur.ru
критерии отнесения в 2019 году
Для малого бизнеса на территории страны действуют особые преференции, распространяющиеся на предприятия только из этого сегмента. Власти стремятся снизить нагрузку по выплатам налогов и административным процедурам на мелкий бизнес. Однако взамен они рассчитывают на рост вовлечённости граждан в открытие собственного дела и уменьшение напряжённости среди населения.
Чтобы разобраться с определением компании малого бизнеса стоит понимать, что в этот сегмент попадают организации или ИП, получающие определённый размер прибыли от работы.
Кого относят к СМП
Критерии, на основании которых компанию стоит отнести к субъектам малого бизнеса, устанавливаются на государственном уровне. Основополагающими требованиями, выполнение которых влияет на включение организации в реестр СМП, являются число привлекаемых по договору найма граждан, а также размер получаемого компанией дохода.
Отыскать критерии, разделяющие малый и средний бизнес критерии отнесения в 2019 году, можно в законе под номером 209.
После внесения поправок в указанный НПА, к малому бизнесу стоит причислять предприятия, соответствующие следующим критериям:
Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:
- Размер выручки за период одного года не превышает 800 миллионов. Для бизнесменов, чьи компании относятся к микропредприятиям, этот порог составляет 120 миллионов. Стоит помнить, что размер выручки высчитывается без учёта НДС.
- Доля участия бизнеса в уставном капитале иного юр. лица, не относящегося к среднему и малому предпринимательству, не превышает 49%. До внесения изменений это число составляло 25%.
- Допустимое количество наёмных сотрудников для предприятия СМП не превышает 100 человек. Для компаний, причисляемых к микроорганизациям, можно нанимать на работу не более 15 сотрудников.
К рассматриваемой категории, помимо подпадающих под указанные критерии, относятся такие сферы деятельности:
- КФХ.
- Сельскохозяйственный или производственный кооператив.
- Хозяйственное партнёрство.
Любое предприятие некоммерческой направленности не попадёт в реестр СМП. Это касается даже унитарных предприятий государственного либо муниципального типа.
Реестр субъектов МСП
Два года назад вступил в законную силу Единый реестр СМП. Перечень компаний и предпринимателей, которые вошли в него, опубликован на официальном сайте ФНС. Данные о субъектах реестра попадают в него в автоматическом режиме благодаря налоговой отчётности, сведениям из ЕГРИП и ЕГРЮЛ.
Любой гражданин может ознакомиться со следующими данными, обязательными к нахождению в свободном доступе:
- Названием юридического лица или ФИО предпринимателя.
- Идентификационном номере плательщика налогов и его месте регистрации.
- Категории, в которую включено предприятие из реестра.
- Информацию о кодах выполняемой работы, согласно ОКВЭД.
- Указание на получение лицензии и её номера, если работа предпринимателя или организации подпадает под лицензируемые виды деятельности.
Когда бизнесмен обращается в налоговую с соответствующим заявлением, в реестре появляется следующая информация о таком субъекте:
Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:
- наименование и сведения о товаре, а также соответствии изделий инновационным критериям;
- сведения о включении организации в программы сотрудничества с заказчиками со стороны государства;
- данные о контрактах, подписанных на госзакупки;
- исчерпывающие контактные сведения.
Одного заявления для внесения перечисленных данных в реестр будет недостаточно. Бизнесмен обязан зарегистрироваться на сайте, пройти авторизацию, подтвердить свою личность электронной подписью. Только после этих процедур предоставляются недостающие сведения для заполнения реестра.
После появления окончательной версии реестра индивидуальные предприниматели и владельцы компаний не обязаны документально удостоверять соответствие полученному статусу для принятия участия в субсидируемых государством программах.
До внесения изменений в закон нужно было предоставлять на проверку налоговую и бухгалтерскую отчётность за период прошедшего года, отчёт о выручке, а также данные о количестве наёмных работников.
Возможности для малого бизнеса
Уже отмечалось, что на правительственном уровне создаются лояльные условия для занятия гражданами малым и микро бизнесом.
При этом государство старается извлечь для себя определённую выгоду, заключающуюся в достижении таких социально значимых и финансовых целей:
- обеспечение легальности труда самозанятых граждан, работающих в сфере предоставления услуг, мелкого производства, удалённой работы;
- создание дополнительных мест трудоустройства и снижение напряжённости в обществе благодаря повышению материального состояния населения;
- снижение бюджетных расходов на перечисление пособий безработным, а также оплату их медицинских полисов и отчисления в пенсионный фонд;
- развитие новых бизнес направлений, особенно в сегменте производств с инновационными технологиями, не нуждающимися в крупной финансовой поддержке.
Легче поставленных целей достигнуть в том случае, когда процедура регистрации станет быстрой и простой, снизится административное давление на предпринимателей, а также нагрузка по перечислению средств в бюджет.
Максимально значимыми преференциями для бизнесменов из реестра СМП принято считать:
- Налоговые льготы. Этот пункт подразумевает возможность использования бизнесменами специальных режимов налогообложения со сниженной ставкой. Помимо этого, гражданин, впервые зарегистрировавшийся предпринимателем, при работе на упрощёнке и патенте может быть освобождён от налоговых платежей на два года.
- Финансовые льготы. Бизнесмены из реестра СМП могут получить от государства субсидии или гранты, не требующие возмещения. Такая помощь оказывается для компенсации лизинговых выплат, оплату процентов по займовой линии, а также для организации и проведения выставочного мероприятия.
- Административные льготы. В этом пункте подразумеваются послабления, включающие значительное упрощение ведения бухучёта, предоставление надзорных каникул, возможность заключения с сотрудниками организации срочного трудового договора.
Если бизнесмен принимает участие в госзакупках, то муниципальные и государственные учреждения должны помнить, что по закону не меньше 15% от объёма закупок за период года должно быть произведено именно у представителей малого бизнеса.
tvoeip.ru
1.4.3. Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом
1.4.3. Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом
Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро, малые, средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не контролируемые отечественным законодательством – оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и т. д.
К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества работников, к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250 человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом работающих не более 500 человек.
В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности работающих:
Структура хозяйствующих субъектов в европейском сообществе (далее по тексту ЕС) представлена на рис. 1.1:
Рис. 1.1. Структура хозяйствующих субъектов в ЕС.
В то же время существуют крупномасштабные исследования западных экономистов по выработке обобщенного определения для малых фирм. В частности, Р. Бруксбэнк [Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of company size/ Entrepreneurship Regional Development, Taylor Francis Ltd. – 1991, № 3, pp. 17–31] предлагает для выработки обобщенного определения малого бизнеса установить, что есть размер предприятия, как следует измерять размер и где проходит линия раздела. Это связано с тем, что в разное время разными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия, как, например, «масштабность операций» («the scale of operations») или «пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)» («the scope of an organization and its responsibilities») [65].
Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС.
Однако и в различных выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий (The European Observatory for SMEs) использовались не одинаковые категории малых и средних предприятий [OECD SME Outlook, Paris, 2000]. Так, в Европейском обозрении № 1 малых и средних предприятий выделялись группы:
Таблица. Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению № 1
В последующих выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий использовались другие группировки. В частности, Европейское обозрение № 6 малых и средних предприятий использовало следующую численность работников (см. таблицу на стр. 81).
Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.
Таблица. Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению № 6
А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. – European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1–21.], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера – от малых до крупных (см. таблицу на стр. 82).
На основе проведенного исследования Велу делает вывод о том, что британские средние по размеру компании – это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.
Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)].
Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Болтонский комитет предложил так называемые «экономическое» и «статистическое» определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:
• фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
• управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
• фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
В качестве «статистических» критериев Болтонским комитетом были предложены следующие значения (см. таблицу на стр. 83).
Таблица. Качественные параметры определения размера фирмы по X. Велу
Таблица. Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета
Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие сред-него бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров, источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru